Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №81226

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ... 8
1.1. Тождественные преобразования в школьном курсе алгебры 8
1.2. Достижение предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования» 12
1.3. Анализ содержания линии тождественных преобразований в учебниках математики 23
ГЛАВА 2. ДОСТИЖЕНИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОСС ООО 29
2.1. Технологические карты уроков математики в 6 классе с учетом требований ФГОСС ООО 29
2.2. Формирование и развитие навыков тождественных преобразований во внеурочной деятельности 51
2.3. Экспериментальная работа и ее результаты 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ООО технология системно деятельностного подхода при обучении математике позволяет школьникам в полном объеме овладеть системой математических знаний и умений, необходимых применения в деятельности, изучения смежных дисциплин в школе и продолжения образования в вузе, а также сформировать значимости математики научно-технического прогресса в целом воспитания своей математической культуры в частности.
Одним из важнейших видов любой учебной деятельности, в процессе которой усваивается теоретический материал, отрабатываются вычислительные навыки, является решение примеров и прикладных задач. Реализация деятельностного подхода позволяет учащимся самостоятельно открывать для себя новые знания и осмысленно применять их при поиске решения различных задач. Для этого учителю необходимо создавать условия для последовательного изучения учебного материала и в течение урока направлять деятельность учащихся на приобретение знаний в процессе самостоятельной деятельности. Формирование у школьников прочных и глубоких математических знании во многом зависит от подбора задач, их систематизации и рационализации. В связи с этим учитель должен проводить большую методическую работу по созданию банка задании и его своевременному пополнению.
Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе математики. Простейшие преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в V—VI классах. Но основную нагрузку по формированию умений навыков выполнения преобразований несет на себе курс школьной алгебры. Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного преобразования, логического следования.
Культура выполнения тождественных преобразований развивается так же, как и культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами (числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения. Она проявляется не только в умении правильно обосновать преобразования, но и в умении найти кратчайший путь перехода от исходного аналитического выражения к выражению, наиболее соответствующему цели преобразования, в умении проследить за изменением области определения аналитических выражений в цепочке тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения преобразований.
Обеспечение высокой культуры вычислений и тождественных преобразований представляет важную проблему обучения математике.
Доказательство этому статистические данные органов народного образования, в которых ежегодно констатируются ошибки и нерациональные приемы вычислений и преобразований, допускаемые учащимися различных классов при выполнении контрольных работ.
Нельзя не согласиться с выводами органов народного образования в том, что недостаточно высокий уровень культуры вычислений и тождественных преобразований в средней школе является следствием формализма в знаниях учащихся, отрыва теории от практики.
Школа должна подготовить учащихся к тому, чтобы в будущем они умели решать разнообразные, практические и теоретические задачи. Поэтому надо стараться формировать у обучающихся достаточно общие методы мышления и деятельности, умение мыслить рационально.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как достичь предметных результатов при изучении темы «Тождественные преобразования»
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе
Предмет исследования - формирование предметных результатов, посредством изучения тождественных преобразований в школе
Цель: разработать комплекс заданий по теме «Преобразование выражений», способствующий достижению предметных результатов.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Если систематически применять систему заданий, способствующую достижению предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования», то уровень предметных результатов повысится
Для достижения сформулированной цели и проверки гипотезы исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по тождественным преобразованиям, методики их изучения в школьном курсе математики.
2. Выявить пути достижения планируемых предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе.
3. Проанализировать содержание линии тождественных преобразований в учебниках математики 5-9 классов
4. Разработать систему заданий, способствующих достижению предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе
5. Разработать курс внеурочной деятельности по теме «Тождественные преобразования» методику обучения тождественным преобразованиям с целью достижения предметных результатов
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации для общеобразовательных школ; обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе и за деятельностью обучающихся, педагогический эксперимент
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации общеобразовательных школ;
обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе за деятельностью школьников в процессе обучения, педагогический эксперимент.
Статистические: математическая обработка анализ результатов
педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «СОШ №155 г. Челябинска».
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялось изучение научной, методической психолого-педагогической литературы проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент. Кроме того, разрабатывались теоретические положения, составляющие базу исследования, на основе которых были сформулированы цель исследования, выделены его объект, предмет, задачи и гипотеза.
На втором этапе в ходе теоретической разработки проблемы исследования выстраивалась методика проведения занятий с учащимися, проводился отбор методов, приемов, средств и форм обучения 
На третьем этапе проводится формирующий эксперимент с целью проверки эффективности обучения тождественным преобразованиям на основе рационального использования вычислительных действий, осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данных, производились корректировка теоретических выводов исследования и оформление работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В магистерской диссертации рассмотрены вопросы необходимости и актуальности достижения предметных результатов на уроках математики при изучении тождественных преобразований, изучены возможности их достижений, обоснована роль выполнения тождественных преобразований в курсе математики основной школы
В процессе работы были решены следующие задачи:
-изучена психолого-педагогическая литература, на основе полученных данных сделаны выводы о необходимости подготовки обучающихся выполнению тождественных преобразований
-проведен сравнительный анализ учебников по математике для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений; сделан вывод о недостаточности материала, направленного на достижение предметных результатов при изучении тождественных преобразований и необходимости использования специальным образом подобранных дополнительных упражнений
-разработаны и апробированы в школе уроки по теме «Решение уравнений» с применением упражнений, направленных на достижение предметных результатов
-в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс заданий, способствующий достижению предметных результатов, обоснована значимость и польза внедрения таких заданий в курс математики 5-6 класса
Подводя итог всего вышеизложенного, считаем возможным говорить о полном выполнении задач, поставленных в начале исследования и достижении целей диссертации.



1. Атаханов Р.А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Под ред. действ.чл. РАО, проф. В.В. Давыдова.-М. Рига: Издатель Рассказов А.И., 2000.
2. Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе: сборник научный статей. Вып. 1. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 111 с.
3. Байдак В.А. и др. Формирование алгоритмической культуры у учащихся. - с.74-79, 2003
4. Блох А.Я. О тождественных преобразованиях в курсе алгебры VI-VIII кл.// Метод. Рекомендации и указания по методике преподавания математики в средней школе: Сб.статей/ А.Я. Блох - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1973
5. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.. Математика. 5 класс : учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений / — М. : Мнемозина, 2017
6. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.. Математика. 6 класс : учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений / — М. : Мнемозина, 2017
7. Виленкин Н. Я., Оразвитии логических и творческих способностей школьников. [Текст]//Заочное обучение математики школьников 8-10 кл.: Сб.статей/Н.Я.Виленкин, А.Я.Блох.-1982
8. Виленкин Н.Я. и др. Современные основы школьного курса математки.— М.: Просвещение, 2001.- 240 с.
9. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе /Л.В. Виноградова. - Ростов н-Д.: «Феникс», 2005
10. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
11. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внекласная работа по математике в 6—8 классах.— М.: Просвещение, 2007.-289 с.
12. Иванова Т.А., Теоретические основы обучения математике в средней шко ле;Учебное пособие/ Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова; Под ред. проф. Т.А. Ивановой. - Н. Новгород: НГПУ, 2010 - 320 с.
13. Канин Е.С. К формированию умений и навыков в вычислениях и тождественных преобразованиях / Е.С. Канин// Математика в школе. - 2002. - №5.
14. Колягин Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. М.: Просвещение, 2005.- 324 с.
15. Колягин Ю.М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики.-М.: Просвещение, 2007. - 480 с. 72
16. Кондрушенко Е.М. Тождественные преобразования выражений в школьном курсе математики.— Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинка и кадровых ресурсов», 2006. — 72 с.
17. Лысенко Ф.Ф., С.Ю.Кулабухова.-Тематические тесты. Тренажер -Ростов-на-Дону: Легион, 2014 - 128 с.
18. Миндюк Н.Г. Основные этапы формирования навыков тождественных преобразований алгебраических выражений классов/ Н.Г. Миндюк// Математика в школе. - 1985. - №5.
19. Макарычев Ю.Н. Тождественные преобразования многочленов / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.С. Муравин // Математика в школе. - 1973. -№ 31.
20. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика / Сост. В.И. Мишин. — М.: Просвещение, 2003.- 421 с.
21. Морозова Л.П.Обучающая самостоятельная работа как метод
активизации деятельности учащихся при изучении теории на уроках математики. [Электронный ресурс]/Л.П. Морозова.- URL:
http://festival.1 september.ru/articles/213464/
67
22. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 9 кл.: в 2 ч. ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2013
23. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа . 9 кл.: В 2 ч. Ч.2:
Задачник о общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордковичо, Л.О.
Денищева,Т.А. - М.: Мнемозина, 2016.
24. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: в 2 ч. Ч.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2016. - 240 с.
25. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: учебник для классов с углубленным изучением математики / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина,
2016. -228 с
26. Морозова Л.П.Обучающая самостоятельная работа как метод
активизации деятельности учащихся при изучении теории на уроках математики. [Электронный ресурс]/Л.П. Морозова.- URL:
http://festival.1 september.ru/articles/213464/
27. Никольский С.М., Потапов М.К.. Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М.Никольский. - М.: Просвещение, 2015.
28. Никольский С.М., Потапов М.К.. Математика. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М.Никольский. - М.: Просвещение, 2015.
29. Никольский С.М., Потапов М.К.. Математика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М.Никольский. - М.: Просвещение, 2016.
30. Никольский С.М., Потапов М.К.. Математика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М.Никольский. - М.: Просвещение, 2015.
31. Никольский С.М., Потапов М.К.. Математика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М.Никольский. - М.: Просвещение, 2015.
32. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] : 53000 слов / под общ. ред. проф. - 536 с.
33. Плотникова Е.Г. Педагогика математики: предмет, содержание, принципы [Текст] // Педагогика, 2003 №4. С.39 с.
34. Приютко О.Н., Падина В.В. Обучение слабоуспевающих школьников : алгоритмический подход. 2014
35. Стефанова Н.Л. , Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Учеб. пособие / Н.Л. Стефанова и др. М. : Дрофа, 2008.-416 с. 42. Столяр А.А. Методы обучения математике.-Минск: Высшая школа, 1996.-191 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. //http://www.edu.ru
37. Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 2010.-336 с.
38. Шаталина Е.Г. Активизация познавательной деятельности на уроках математики. [Электронный ресурс] /Е.Г. Шаталина.- URL: http://festival .1 september.ru/articles/559342/
39. Талызина Н.Ф. Управление процессом управления знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ