ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТОЖДЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ... 8
1.1. Тождественные преобразования в школьном курсе алгебры 8
1.2. Достижение предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования» 12
1.3. Анализ содержания линии тождественных преобразований в учебниках математики 23
ГЛАВА 2. ДОСТИЖЕНИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОСС ООО 29
2.1. Технологические карты уроков математики в 6 классе с учетом требований ФГОСС ООО 29
2.2. Формирование и развитие навыков тождественных преобразований во внеурочной деятельности 51
2.3. Экспериментальная работа и ее результаты 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ... 8
1.1. Тождественные преобразования в школьном курсе алгебры 8
1.2. Достижение предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования» 12
1.3. Анализ содержания линии тождественных преобразований в учебниках математики 23
ГЛАВА 2. ДОСТИЖЕНИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОСС ООО 29
2.1. Технологические карты уроков математики в 6 классе с учетом требований ФГОСС ООО 29
2.2. Формирование и развитие навыков тождественных преобразований во внеурочной деятельности 51
2.3. Экспериментальная работа и ее результаты 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ООО технология системно деятельностного подхода при обучении математике позволяет школьникам в полном объеме овладеть системой математических знаний и умений, необходимых применения в деятельности, изучения смежных дисциплин в школе и продолжения образования в вузе, а также сформировать значимости математики научно-технического прогресса в целом воспитания своей математической культуры в частности.
Одним из важнейших видов любой учебной деятельности, в процессе которой усваивается теоретический материал, отрабатываются вычислительные навыки, является решение примеров и прикладных задач. Реализация деятельностного подхода позволяет учащимся самостоятельно открывать для себя новые знания и осмысленно применять их при поиске решения различных задач. Для этого учителю необходимо создавать условия для последовательного изучения учебного материала и в течение урока направлять деятельность учащихся на приобретение знаний в процессе самостоятельной деятельности. Формирование у школьников прочных и глубоких математических знании во многом зависит от подбора задач, их систематизации и рационализации. В связи с этим учитель должен проводить большую методическую работу по созданию банка задании и его своевременному пополнению.
Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе математики. Простейшие преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в V—VI классах. Но основную нагрузку по формированию умений навыков выполнения преобразований несет на себе курс школьной алгебры. Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного преобразования, логического следования.
Культура выполнения тождественных преобразований развивается так же, как и культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами (числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения. Она проявляется не только в умении правильно обосновать преобразования, но и в умении найти кратчайший путь перехода от исходного аналитического выражения к выражению, наиболее соответствующему цели преобразования, в умении проследить за изменением области определения аналитических выражений в цепочке тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения преобразований.
Обеспечение высокой культуры вычислений и тождественных преобразований представляет важную проблему обучения математике.
Доказательство этому статистические данные органов народного образования, в которых ежегодно констатируются ошибки и нерациональные приемы вычислений и преобразований, допускаемые учащимися различных классов при выполнении контрольных работ.
Нельзя не согласиться с выводами органов народного образования в том, что недостаточно высокий уровень культуры вычислений и тождественных преобразований в средней школе является следствием формализма в знаниях учащихся, отрыва теории от практики.
Школа должна подготовить учащихся к тому, чтобы в будущем они умели решать разнообразные, практические и теоретические задачи. Поэтому надо стараться формировать у обучающихся достаточно общие методы мышления и деятельности, умение мыслить рационально.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как достичь предметных результатов при изучении темы «Тождественные преобразования»
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе
Предмет исследования - формирование предметных результатов, посредством изучения тождественных преобразований в школе
Цель: разработать комплекс заданий по теме «Преобразование выражений», способствующий достижению предметных результатов.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Если систематически применять систему заданий, способствующую достижению предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования», то уровень предметных результатов повысится
Для достижения сформулированной цели и проверки гипотезы исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по тождественным преобразованиям, методики их изучения в школьном курсе математики.
2. Выявить пути достижения планируемых предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе.
3. Проанализировать содержание линии тождественных преобразований в учебниках математики 5-9 классов
4. Разработать систему заданий, способствующих достижению предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе
5. Разработать курс внеурочной деятельности по теме «Тождественные преобразования» методику обучения тождественным преобразованиям с целью достижения предметных результатов
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации для общеобразовательных школ; обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе и за деятельностью обучающихся, педагогический эксперимент
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации общеобразовательных школ;
обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе за деятельностью школьников в процессе обучения, педагогический эксперимент.
Статистические: математическая обработка анализ результатов
педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «СОШ №155 г. Челябинска».
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялось изучение научной, методической психолого-педагогической литературы проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент. Кроме того, разрабатывались теоретические положения, составляющие базу исследования, на основе которых были сформулированы цель исследования, выделены его объект, предмет, задачи и гипотеза.
На втором этапе в ходе теоретической разработки проблемы исследования выстраивалась методика проведения занятий с учащимися, проводился отбор методов, приемов, средств и форм обучения
На третьем этапе проводится формирующий эксперимент с целью проверки эффективности обучения тождественным преобразованиям на основе рационального использования вычислительных действий, осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данных, производились корректировка теоретических выводов исследования и оформление работы.
Одним из важнейших видов любой учебной деятельности, в процессе которой усваивается теоретический материал, отрабатываются вычислительные навыки, является решение примеров и прикладных задач. Реализация деятельностного подхода позволяет учащимся самостоятельно открывать для себя новые знания и осмысленно применять их при поиске решения различных задач. Для этого учителю необходимо создавать условия для последовательного изучения учебного материала и в течение урока направлять деятельность учащихся на приобретение знаний в процессе самостоятельной деятельности. Формирование у школьников прочных и глубоких математических знании во многом зависит от подбора задач, их систематизации и рационализации. В связи с этим учитель должен проводить большую методическую работу по созданию банка задании и его своевременному пополнению.
Изучение различных преобразований выражений и формул занимает значительную часть учебного времени в курсе математики. Простейшие преобразования, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся уже в начальной школе и в V—VI классах. Но основную нагрузку по формированию умений навыков выполнения преобразований несет на себе курс школьной алгебры. Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного преобразования, логического следования.
Культура выполнения тождественных преобразований развивается так же, как и культура вычислений, на основе прочных знаний свойств операций над объектами (числами, векторами, многочленами и т. д.) и алгоритмов их выполнения. Она проявляется не только в умении правильно обосновать преобразования, но и в умении найти кратчайший путь перехода от исходного аналитического выражения к выражению, наиболее соответствующему цели преобразования, в умении проследить за изменением области определения аналитических выражений в цепочке тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения преобразований.
Обеспечение высокой культуры вычислений и тождественных преобразований представляет важную проблему обучения математике.
Доказательство этому статистические данные органов народного образования, в которых ежегодно констатируются ошибки и нерациональные приемы вычислений и преобразований, допускаемые учащимися различных классов при выполнении контрольных работ.
Нельзя не согласиться с выводами органов народного образования в том, что недостаточно высокий уровень культуры вычислений и тождественных преобразований в средней школе является следствием формализма в знаниях учащихся, отрыва теории от практики.
Школа должна подготовить учащихся к тому, чтобы в будущем они умели решать разнообразные, практические и теоретические задачи. Поэтому надо стараться формировать у обучающихся достаточно общие методы мышления и деятельности, умение мыслить рационально.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как достичь предметных результатов при изучении темы «Тождественные преобразования»
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе
Предмет исследования - формирование предметных результатов, посредством изучения тождественных преобразований в школе
Цель: разработать комплекс заданий по теме «Преобразование выражений», способствующий достижению предметных результатов.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Если систематически применять систему заданий, способствующую достижению предметных результатов в рамках темы «Тождественные преобразования», то уровень предметных результатов повысится
Для достижения сформулированной цели и проверки гипотезы исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по тождественным преобразованиям, методики их изучения в школьном курсе математики.
2. Выявить пути достижения планируемых предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе.
3. Проанализировать содержание линии тождественных преобразований в учебниках математики 5-9 классов
4. Разработать систему заданий, способствующих достижению предметных результатов при изучении тождественных преобразований в основной школе
5. Разработать курс внеурочной деятельности по теме «Тождественные преобразования» методику обучения тождественным преобразованиям с целью достижения предметных результатов
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации для общеобразовательных школ; обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе и за деятельностью обучающихся, педагогический эксперимент
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ учебной, научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-программной документации общеобразовательных школ;
обобщение опыта обучения тождественным преобразованиям в общеобразовательной школе.
Эмпирические: наблюдение за процессом преподавания математики в средней школе за деятельностью школьников в процессе обучения, педагогический эксперимент.
Статистические: математическая обработка анализ результатов
педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «СОШ №155 г. Челябинска».
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялось изучение научной, методической психолого-педагогической литературы проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент. Кроме того, разрабатывались теоретические положения, составляющие базу исследования, на основе которых были сформулированы цель исследования, выделены его объект, предмет, задачи и гипотеза.
На втором этапе в ходе теоретической разработки проблемы исследования выстраивалась методика проведения занятий с учащимися, проводился отбор методов, приемов, средств и форм обучения
На третьем этапе проводится формирующий эксперимент с целью проверки эффективности обучения тождественным преобразованиям на основе рационального использования вычислительных действий, осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данных, производились корректировка теоретических выводов исследования и оформление работы.
В магистерской диссертации рассмотрены вопросы необходимости и актуальности достижения предметных результатов на уроках математики при изучении тождественных преобразований, изучены возможности их достижений, обоснована роль выполнения тождественных преобразований в курсе математики основной школы
В процессе работы были решены следующие задачи:
-изучена психолого-педагогическая литература, на основе полученных данных сделаны выводы о необходимости подготовки обучающихся выполнению тождественных преобразований
-проведен сравнительный анализ учебников по математике для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений; сделан вывод о недостаточности материала, направленного на достижение предметных результатов при изучении тождественных преобразований и необходимости использования специальным образом подобранных дополнительных упражнений
-разработаны и апробированы в школе уроки по теме «Решение уравнений» с применением упражнений, направленных на достижение предметных результатов
-в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс заданий, способствующий достижению предметных результатов, обоснована значимость и польза внедрения таких заданий в курс математики 5-6 класса
Подводя итог всего вышеизложенного, считаем возможным говорить о полном выполнении задач, поставленных в начале исследования и достижении целей диссертации.
В процессе работы были решены следующие задачи:
-изучена психолого-педагогическая литература, на основе полученных данных сделаны выводы о необходимости подготовки обучающихся выполнению тождественных преобразований
-проведен сравнительный анализ учебников по математике для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений; сделан вывод о недостаточности материала, направленного на достижение предметных результатов при изучении тождественных преобразований и необходимости использования специальным образом подобранных дополнительных упражнений
-разработаны и апробированы в школе уроки по теме «Решение уравнений» с применением упражнений, направленных на достижение предметных результатов
-в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс заданий, способствующий достижению предметных результатов, обоснована значимость и польза внедрения таких заданий в курс математики 5-6 класса
Подводя итог всего вышеизложенного, считаем возможным говорить о полном выполнении задач, поставленных в начале исследования и достижении целей диссертации.
Подобные работы
- Задачи на тождественные преобразования тригонометрических выражений как средство развития алгоритмической культуры обучающихся
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения решению показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К РЕШЕНИЮ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)(09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Разработка системы уровневых заданий по математике для программы повышения квалификации учителей «Мониторинг индивидуального прогресса обучающихся»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Работа над типологически специфичными языковыми единицами современного английского языка при обучении чтению в 8-9 классах (на примере лексикализованных комплексов типа «Put-it-back-on»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



