Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 9
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 23
1.3 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1 ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 36
2.2 ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 39
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 46
3.1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 46
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 58
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 9
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 23
1.3 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1 ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 36
2.2 ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 39
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 46
3.1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 46
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 58
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Активный рост компьютерных технологий в современных условиях оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. Постоянный приток новой разнообразной информации, распространение компьютерных игр, активное использование онлайн-сервисов характеризуют современную социальную среду. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях, формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
По мнению исследователей, «информатизация начальной школы имеет множество позитивных аспектов: игровая форма представления информации, ее образность, более широкие возможности стимулирования познавательной активности, индивидуализация обучения, легкость моделирования ситуаций, которые невозможны в повседневной жизни, формирование и повышение информационной культуры ребенка» [20]. Существуют не только положительные результаты развития компьютерных и информационных технологий. Одновременно с ростом компьютерных технологий расширяется круг проблем. Одной из вызывающих особую озабоченность является проблема формирования компьютерной аддикции.
В психолого-педагогической литературе подробно описаны проблемы компьютерной аддикции школьников, которые были изучены учеными многих стран. Однако методическая база работы педагога с родителями по профилактике компьютерной аддикции младших школьников предоставлена в недостаточном объеме.
Актуальность исследования обуславливается увеличением количества детей, которые предрасположены к компьютерной зависимости, или аддикция у них выражена. При этом все больше детей младшего школьного возраста подвержены данной проблеме.
На социальном уровне значимость исследования обусловлена необходимостью профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста как условия сохранения физического и психического здоровья детей. Статья 41 ФЗ от 29.12.2012 № 276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает охрану здоровья участников, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.
В психолого-педагогических исследованиях проблема компьютерной зависимости в основном рассматривается у детей подросткового и юношеского возраста, взаимодействие же педагога с родителями младших школьников изучено недостаточно, что обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы на научном уровне.
На практическом уровне значимость работы обусловлена отсутствием достаточного количества методического обеспечения для взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Проблемы компьютерной зависимости изучаются в рамках различных наук. Проблемой Интернет-зависимости занимались: А.В. Ваганов, А.Е.Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, М.В. Жукова, В.А. Лоскутова, А.В. Минаков, Н.А. Носов, А.И. Ракитов, А.С. Холл, А.В. Церковный, М.А. Шоттон.
Влияние компьютерных игр на личность подростка изучали: И.Г.Белавина, А.В. Беляева, И.В. Булгаков, П.Д. Биленчук, Е.Л. Болескина, Н.В.Иванов, Л.В. Подригало, Л.А. Пережогин, Н.А. Садовская, Н.А. Шапира, Г.В. Чайка.
Психологические аспекты коммуникативных процессов в сети изучали: О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, Л.П.Гурьева, Д.В. Иванов, Т.В. Карабин, А.В. Смысловая, Д. Сулер, А.Н.Черемисина, Л.М. Юрьева, А.В. Якушина, К.С. Янг.
Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т. Ю. Больбот, Л. М. Юрьевой.
Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции были обоснованы Н. Сергеевой.
Исходя из актуальности, возникает противоречие между учащающими случаями компьютерной зависимостью у детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к проблеме взаимодействия школы и семьи по профилактике аддиктивного поведения с другой.
С учетом противоречия определена проблема исследования, каким должно быть содержание программы взаимодействие семьи и школы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Таким образом, выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения;
2. Рассмотреть особенности процесса профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста;
3. Экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования опирается на то, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с родителями, направленную на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, сконструированную на основе системного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение результатов исследования);
- эмпирические (тестирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 129 г.Челябинска. В эксперименте приняло участие 60 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (январь - сентябрь 2017 г.) была
сформулирована тема магистерского исследования, определены цель, объект, задачи, изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе. На данном этапе была подобрана методика проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2017 г.) проводился констатирующий
эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа по профилактики компьютерной зависимости, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвертом этапе (сентябрь 2018 г. - ноябрь 2018 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методологической основой исследования по профилактике компьютерной зависимости являются:
- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена компьютерной зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества;
- аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления взаимодействия педагога с родителями направленного на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами разработана программа взаимодействия педагога с родителями, направленная на профилактику компьютерной зависимости младших школьников, которая может быть использована учителями начальных классов и психологами.
Апробация исследования осуществлялась путем:
- участия в научных конференциях
1. Международный педагогический форум молодых ученых «Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования» 13 декабря 2017 г. (г. Самара).
2. XLVIII международная студенческая научно-практическая конференция № 13(48). 2018 г. (г. Новосибирск).
3. Международная научно-практическая конференция «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» 11 января 2019 г. (г. Уфа).
- публикация результатов исследования
1. Чурикова М.Р. Компьютерная зависимость и ее профилактика у детей младшего школьного возраста // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сборник научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых, 13 декабря 2017 г., Самара: Профессиональная наука, 2017. - 88 с.
2. Чурикова М.Р. Формирование взаимодействия педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XLVIII студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - № 13(48) /[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://www.sibac.info/archive/science/13(48).pdf. (дата обращения:
27.11.2018).
3. Чурикова М.Р. Взаимодействие педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей
Международной научно-практической конференции (11 января 2019 г, г. Уфа). / в 3 ч. Ч.2 - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - 293 с.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений, всего 78 страниц. В тексте 16 рисунков, 14 таблиц, 3 приложений.
По мнению исследователей, «информатизация начальной школы имеет множество позитивных аспектов: игровая форма представления информации, ее образность, более широкие возможности стимулирования познавательной активности, индивидуализация обучения, легкость моделирования ситуаций, которые невозможны в повседневной жизни, формирование и повышение информационной культуры ребенка» [20]. Существуют не только положительные результаты развития компьютерных и информационных технологий. Одновременно с ростом компьютерных технологий расширяется круг проблем. Одной из вызывающих особую озабоченность является проблема формирования компьютерной аддикции.
В психолого-педагогической литературе подробно описаны проблемы компьютерной аддикции школьников, которые были изучены учеными многих стран. Однако методическая база работы педагога с родителями по профилактике компьютерной аддикции младших школьников предоставлена в недостаточном объеме.
Актуальность исследования обуславливается увеличением количества детей, которые предрасположены к компьютерной зависимости, или аддикция у них выражена. При этом все больше детей младшего школьного возраста подвержены данной проблеме.
На социальном уровне значимость исследования обусловлена необходимостью профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста как условия сохранения физического и психического здоровья детей. Статья 41 ФЗ от 29.12.2012 № 276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает охрану здоровья участников, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.
В психолого-педагогических исследованиях проблема компьютерной зависимости в основном рассматривается у детей подросткового и юношеского возраста, взаимодействие же педагога с родителями младших школьников изучено недостаточно, что обусловливает актуальность рассматриваемой проблемы на научном уровне.
На практическом уровне значимость работы обусловлена отсутствием достаточного количества методического обеспечения для взаимодействия педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Проблемы компьютерной зависимости изучаются в рамках различных наук. Проблемой Интернет-зависимости занимались: А.В. Ваганов, А.Е.Войскунский, К.Ю. Галкин, А.Е. Жичкина, М.В. Жукова, В.А. Лоскутова, А.В. Минаков, Н.А. Носов, А.И. Ракитов, А.С. Холл, А.В. Церковный, М.А. Шоттон.
Влияние компьютерных игр на личность подростка изучали: И.Г.Белавина, А.В. Беляева, И.В. Булгаков, П.Д. Биленчук, Е.Л. Болескина, Н.В.Иванов, Л.В. Подригало, Л.А. Пережогин, Н.А. Садовская, Н.А. Шапира, Г.В. Чайка.
Психологические аспекты коммуникативных процессов в сети изучали: О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, Л.П.Гурьева, Д.В. Иванов, Т.В. Карабин, А.В. Смысловая, Д. Сулер, А.Н.Черемисина, Л.М. Юрьева, А.В. Якушина, К.С. Янг.
Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Т. Ю. Больбот, Л. М. Юрьевой.
Социально-педагогические условия профилактики компьютерной аддикции были обоснованы Н. Сергеевой.
Исходя из актуальности, возникает противоречие между учащающими случаями компьютерной зависимостью у детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к проблеме взаимодействия школы и семьи по профилактике аддиктивного поведения с другой.
С учетом противоречия определена проблема исследования, каким должно быть содержание программы взаимодействие семьи и школы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Таким образом, выделенные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения;
2. Рассмотреть особенности процесса профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста;
3. Экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: взаимодействие педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования опирается на то, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с родителями, направленную на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, сконструированную на основе системного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение результатов исследования);
- эмпирические (тестирование, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 129 г.Челябинска. В эксперименте приняло участие 60 младших школьников в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (январь - сентябрь 2017 г.) была
сформулирована тема магистерского исследования, определены цель, объект, задачи, изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе. На данном этапе была подобрана методика проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (сентябрь 2017 г.) проводился констатирующий
эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялась программа по профилактики компьютерной зависимости, проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвертом этапе (сентябрь 2018 г. - ноябрь 2018 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методологической основой исследования по профилактике компьютерной зависимости являются:
- системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена компьютерной зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества;
- аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни;
- личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы направления взаимодействия педагога с родителями направленного на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами разработана программа взаимодействия педагога с родителями, направленная на профилактику компьютерной зависимости младших школьников, которая может быть использована учителями начальных классов и психологами.
Апробация исследования осуществлялась путем:
- участия в научных конференциях
1. Международный педагогический форум молодых ученых «Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования» 13 декабря 2017 г. (г. Самара).
2. XLVIII международная студенческая научно-практическая конференция № 13(48). 2018 г. (г. Новосибирск).
3. Международная научно-практическая конференция «Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы» 11 января 2019 г. (г. Уфа).
- публикация результатов исследования
1. Чурикова М.Р. Компьютерная зависимость и ее профилактика у детей младшего школьного возраста // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сборник научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых, 13 декабря 2017 г., Самара: Профессиональная наука, 2017. - 88 с.
2. Чурикова М.Р. Формирование взаимодействия педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XLVIII студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - № 13(48) /[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://www.sibac.info/archive/science/13(48).pdf. (дата обращения:
27.11.2018).
3. Чурикова М.Р. Взаимодействие педагога с родителями по профилактике компьютерной зависимости // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей
Международной научно-практической конференции (11 января 2019 г, г. Уфа). / в 3 ч. Ч.2 - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - 293 с.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений, всего 78 страниц. В тексте 16 рисунков, 14 таблиц, 3 приложений.
В процессе проведения исследования была определена цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у младших школьников. Поставленная цель была достигнута путем решения задач.
Первой поставленной задачей необходимо было изучить компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения. Для решения данной задачи возникла необходимость в изучении психолого-педагогической литературы. В результате изучения было выявлено, что компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям за компьютером, вязанных с резким сокращением других видов деятельности. Выделяют различные виды компьютерной зависимости: сетевая, онлайн серфинг, игровая и другие .
Компьютерная зависимость несет ряд негативных последствий для физического и психического здоровья ребенка, непсихологические угрозы, возникающие при нахождении ребенка в Интернете. Все многообразие компьютерных игр можно разделить на две группы игр: ролевые и неролевые. Ролевые компьютерные игры делятся на игры от первого лица, игры от третьего лица и руководительские игры. Неролевые игры подразделяются на аркадные игры, головоломки, игры на быстроту реакции и традиционно азартные варианты игр. Выделяют несколько стадий формирования компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности.
Второй задачей нужно было рассмотреть особенности профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенку еще присущи многие детские качества, но уже начинает утрачиваться непосредственность поведения, появляется иная логика мышления. В начале школьной жизни ребенок сталкивается со многими трудностями. Сложности в младшем школьном возрасте связаны с возникновением нового социального условия развития. Появляются три линии взаимоотношений: «ребенок-учитель», «ребенок-родители», «ребенок-сверстники».
Главные потребности младшего школьного возраста - потребность в общении, взаимопонимании, сопереживании. В данном возрасте большое значение имеет игровая потребность, потребность впечатлений. При недостатке удовлетворения потребностей ребенок пытается заменить данный недостаток игровой деятельностью. Как правило, эта игровая деятельность связана с играми на компьютерах, планшетах, телефонах. Именно в младшем школьном возрасте учителя, родители должны обращать особое внимание на компьютерную игровую деятельность ребенка. С периода младшего школьного возраста нужно проводить различные мероприятия, направленные на профилактику компьютерной зависимости.
Третьей поставленной задачей необходимо было экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
В качестве экспериментальной базы была выбрана МБОУ СОШ № 129 г. Челябинска: экспериментальная группа (2(2) класс) в количестве 31 человек (15 девочек, 16 мальчиков) и контрольная группа (2(3) класс) в количестве 29 человек (16 девочек, 13 мальчиков). На констатирующем этапе первым направлением исследования было анкетирование младших школьников на определение степени выраженности компьютерной зависимости. По результатам первого направления было выявлено, что в экспериментальной группе обучающихся с явно выраженной компьютерной зависимостью больше по сравнению с контрольной группой. Основная масса учеников в экспериментальной и контрольной группах имеют выраженную на среднем уровне компьютерную зависимость. Для проверки объективности нами была применена методика Хи-квадрат Пирсона, которая показала, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически не значима. Следовательно, между группами нет значимых различий.
Вторым направлением исследования было проведено анкетирование родителей младших школьников на определение компьютерной зависимости у их детей. Анализ анкет показал, что большинство родителей экспериментальной и контрольной группы считают, что у их детей компьютерная зависимость не выражена. Оставшиеся родителей считают, что их дети не страдают компьютерной зависимостью, но предрасположены к ней. Для проверки объективности нами была также применена методика Хи-квадрат Пирсона, которая показала, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически не значима. Следовательно, между группами нет значимых различий. Для того чтобы проверить различаются ли результаты ответов родителей и детей, нами был применён T-критерий Стьюдента, который показал, что различия в результатах ответов родителей и детей в экспериментальной группе статистически не значимы.
Формирующий эксперимент заключался в апробации программы, направленной профилактику аддиктивного поведения. Диагностика уровней риска на конец года осуществлялось с помощью тех же методик.
В экспериментальной группе увеличилось число детей, у которых нет выраженной компьютерной зависимости, и сократилось число детей со средней степенью выраженности компьютерной зависимости и с явно выраженной компьютерной зависимостью. В контрольной группе сократилось число детей с невыраженной компьютерной зависимостью и средней степени выраженности компьютерной зависимости, и увеличилось число детей с явно выраженной компьютерной зависимостью. Для проверки объективности нами была применена методика Хи-квадрат Пирсона. В результате вычислений было установлено, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически значима. Следовательно, между группами имеются существенные различия между показателями степени выраженности компьютерной зависимости.
Было проведено повторное анкетирование родителей младших школьников на определение компьютерной зависимости у их детей. В экспериментальной группе увеличилась доля родителей, которые считают, что их дети не подвержены компьютерной зависимости. В контрольной группе большинство родителей считают, что их дети имеют среднюю степень выраженности компьютерной зависимости. Результаты анкетирования родителей были проверены по методике Хи-квадрат Пирсона. В результате было выявлено, что между группами имеются существенные различия между показателями степени выраженности компьютерной зависимости.
В результате внедрения программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости, в экспериментальной группе было достигнуто снижения уровня компьютерной аддикции. Между экспериментальной и контрольной группой после формирующего эксперимента были выявленные существенные различия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с родителями, направленную на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, сконструированную на основе системного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов, подтвердилась.
Первой поставленной задачей необходимо было изучить компьютерную зависимость как один из видов аддиктивного поведения. Для решения данной задачи возникла необходимость в изучении психолого-педагогической литературы. В результате изучения было выявлено, что компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям за компьютером, вязанных с резким сокращением других видов деятельности. Выделяют различные виды компьютерной зависимости: сетевая, онлайн серфинг, игровая и другие .
Компьютерная зависимость несет ряд негативных последствий для физического и психического здоровья ребенка, непсихологические угрозы, возникающие при нахождении ребенка в Интернете. Все многообразие компьютерных игр можно разделить на две группы игр: ролевые и неролевые. Ролевые компьютерные игры делятся на игры от первого лица, игры от третьего лица и руководительские игры. Неролевые игры подразделяются на аркадные игры, головоломки, игры на быстроту реакции и традиционно азартные варианты игр. Выделяют несколько стадий формирования компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности.
Второй задачей нужно было рассмотреть особенности профилактики компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенку еще присущи многие детские качества, но уже начинает утрачиваться непосредственность поведения, появляется иная логика мышления. В начале школьной жизни ребенок сталкивается со многими трудностями. Сложности в младшем школьном возрасте связаны с возникновением нового социального условия развития. Появляются три линии взаимоотношений: «ребенок-учитель», «ребенок-родители», «ребенок-сверстники».
Главные потребности младшего школьного возраста - потребность в общении, взаимопонимании, сопереживании. В данном возрасте большое значение имеет игровая потребность, потребность впечатлений. При недостатке удовлетворения потребностей ребенок пытается заменить данный недостаток игровой деятельностью. Как правило, эта игровая деятельность связана с играми на компьютерах, планшетах, телефонах. Именно в младшем школьном возрасте учителя, родители должны обращать особое внимание на компьютерную игровую деятельность ребенка. С периода младшего школьного возраста нужно проводить различные мероприятия, направленные на профилактику компьютерной зависимости.
Третьей поставленной задачей необходимо было экспериментальным путем проверить результативность программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
В качестве экспериментальной базы была выбрана МБОУ СОШ № 129 г. Челябинска: экспериментальная группа (2(2) класс) в количестве 31 человек (15 девочек, 16 мальчиков) и контрольная группа (2(3) класс) в количестве 29 человек (16 девочек, 13 мальчиков). На констатирующем этапе первым направлением исследования было анкетирование младших школьников на определение степени выраженности компьютерной зависимости. По результатам первого направления было выявлено, что в экспериментальной группе обучающихся с явно выраженной компьютерной зависимостью больше по сравнению с контрольной группой. Основная масса учеников в экспериментальной и контрольной группах имеют выраженную на среднем уровне компьютерную зависимость. Для проверки объективности нами была применена методика Хи-квадрат Пирсона, которая показала, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически не значима. Следовательно, между группами нет значимых различий.
Вторым направлением исследования было проведено анкетирование родителей младших школьников на определение компьютерной зависимости у их детей. Анализ анкет показал, что большинство родителей экспериментальной и контрольной группы считают, что у их детей компьютерная зависимость не выражена. Оставшиеся родителей считают, что их дети не страдают компьютерной зависимостью, но предрасположены к ней. Для проверки объективности нами была также применена методика Хи-квадрат Пирсона, которая показала, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически не значима. Следовательно, между группами нет значимых различий. Для того чтобы проверить различаются ли результаты ответов родителей и детей, нами был применён T-критерий Стьюдента, который показал, что различия в результатах ответов родителей и детей в экспериментальной группе статистически не значимы.
Формирующий эксперимент заключался в апробации программы, направленной профилактику аддиктивного поведения. Диагностика уровней риска на конец года осуществлялось с помощью тех же методик.
В экспериментальной группе увеличилось число детей, у которых нет выраженной компьютерной зависимости, и сократилось число детей со средней степенью выраженности компьютерной зависимости и с явно выраженной компьютерной зависимостью. В контрольной группе сократилось число детей с невыраженной компьютерной зависимостью и средней степени выраженности компьютерной зависимости, и увеличилось число детей с явно выраженной компьютерной зависимостью. Для проверки объективности нами была применена методика Хи-квадрат Пирсона. В результате вычислений было установлено, что связь между экспериментальной и контрольной группой статистически значима. Следовательно, между группами имеются существенные различия между показателями степени выраженности компьютерной зависимости.
Было проведено повторное анкетирование родителей младших школьников на определение компьютерной зависимости у их детей. В экспериментальной группе увеличилась доля родителей, которые считают, что их дети не подвержены компьютерной зависимости. В контрольной группе большинство родителей считают, что их дети имеют среднюю степень выраженности компьютерной зависимости. Результаты анкетирования родителей были проверены по методике Хи-квадрат Пирсона. В результате было выявлено, что между группами имеются существенные различия между показателями степени выраженности компьютерной зависимости.
В результате внедрения программы взаимодействия педагога с родителями, направленной на профилактику компьютерной зависимости, в экспериментальной группе было достигнуто снижения уровня компьютерной аддикции. Между экспериментальной и контрольной группой после формирующего эксперимента были выявленные существенные различия.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что уровень выраженности компьютерной зависимости младших школьников снизится, если разработать и внедрить программу взаимодействия педагога с родителями, направленную на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, сконструированную на основе системного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов, подтвердилась.
Подобные работы
- Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Влияние компьютерной зависимости на развитие познавательных интересов у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога с семьёй по профилактике Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



