Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста

Работа №94505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 7
1.1 Понятие о компьютерной зависимости в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Факторы и причины появления компьютерной зависимости у детей
младшего школьного возраста 17
1.3 Диагностические методики для выявления компьютерной зависимости у
детей 24
1.4 Научно-практические подходы к профилактике компьютерной
зависимости у детей младшего школьного возраста 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1 Результаты диагностики компьютерной зависимости у детей младшего
школьного возраста 37
2.2 Программа и план работы по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников путем их вовлечения в активную досуговую
деятельность 46
2.3 Итоги реализации программы профилактики компьютерной зависимости
у младших школьников 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Современный мир - это мир информационных технологий. Невозможно себе представить человека, в том числе и ребенка, без компьютера. Пользование компьютером позволяет сегодняшнему ребенку пользоваться бескрайними информационным полем, расширять свой круг общения, оперативно реагировать на изменяющиеся условия, дает возможность пользования дополнительными образовательными ресурсами и т.д. Однако, вместе с позитивным влиянием, пользование компьютером имеет и огромное негативное значение для детей.
Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека, но часто он слишком сильно поглощает и даже разрушает неокрепшую психику и в целом здоровье ребенка; речь идет о компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» появился еще в 1990 году, но острота этой проблемы не теряет своей злободневности, а наоборот только увеличивается [3 ].
Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и школьном возрасте, особенно у мальчиков.
В силу своих возрастных особенностей, дети наиболее подвержены воздействию компьютерной зависимости. Причинами ее появления у ребенка является как внутренние, психологические факторы, так и внешние, окружающие.
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность темы работы.
Любую проблему гораздо легче решать на начальном этапе ее проявления, поэтому важную роль имеет диагностика уровня компьютерной зависимости у детей. Причем диагностика должна быть с использованием различных форм и методов (индивидуальная и групповая; с помощью тестов, опросов, наблюдений и т.д.).
Чтобы проблема компьютерной зависимости у ребенка не усугублялась, необходима системная профилактика ее появления. В профилактике компьютерной зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, грамотно организованная досуговая деятельность ребенка, правильное воспитание в семье, в крайних случаях помощь специалиста.
Объект исследования: профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа профилактических мероприятий, направленная на профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучение проблемы компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и разработка программы профилактических мероприятий по сдерживанию развития компьютерной зависимости за счет правильно организованного досуга.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «интернет зависимость», ее причины, сущность;
- выбрать оптимальные средства диагностики компьютерной зависимости у младших школьников и использовать их на практике;
- составить программу профилактики зависимости от компьютера путем вовлечения младших школьников в творческую досуговую деятельность;
- провести экспериментальное исследование по программе профилактики зависимости от компьютера на базе исследования;
- проанализировать результаты и оформить их в соответствии с требованиями.
- разработать рекомендации для родителей младших школьников по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тест С.А.Кулакова (выявление у детей наличия компьютерной/Интернет зависимости), тест О.Л. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников».
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды:
- Проблемами определяющих факторов личности и ее предрасположенности к компьютерной зависимости занимались такие ученые, как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.О. Киселева.
- Психологические последствия компьютерной зависимости для индивида выявили такие ученые, как И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М., А. Е. Войскунский.
Наиболее подвержены риску формирования игровой зависимости школьники, так как сейчас компьютеры составляют неотъемлемую часть учебной деятельности в целом, отсюда следует, что целесообразно проводить мероприятия по профилактике и предупреждению зависимости у детей уже с младшего школьного возраста.
База исследования: исследование проводилось в МАОУ ГО Заречный «СОШ№3» Свердловская область. В исследовании принимало участие учащиеся 4 классов (9-10 лет), в количестве 20 человек.
Этапы исследования:
1 этап (июнь - август 2019 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы интернет-зависимого поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (сентябрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - проведение диагностики интернет-зависимого поведения младших школьников, анализ полученных результатов исследования, разработка программы профилактики интернет- зависимости у детей младшего школьного возраста.
3 этап (март - июнь 2020 г.) - анализ и подведение итогов работы, формулирование выводов, оформление работы.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований и 2 приложения. Общий объем работы 78 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал значимость профилактики компьютерной зависимости у детей, и особенно у младших школьников. Компьютерная зависимость понимается как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящие к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Специалисты выделяют следующие виды компьютерной зависимости: интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей (сетеголизм) и игромания (зависимость от компьютерных игр).
В ходе выполнения работы были выявлены социально- психологические аспекты возникновения, формирования и развития компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. Были определены факторы, предрасполагающие к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, сверстников, нерациональное использование свободного времени и т.д.
В современных условиях тотальной цифровизации, в том числе и образовательного пространства, особенно обостряется проблема компьютерной зависимости, интернет-зависимости среди младших школьников. Желание младшего школьника самоутвердиться, его чрезвычайная активность могут привести, с одной стороны, к разбросанности интересов, с другой - к одностороннему развитию одного интереса при безразличии ко всему остальному Потребность достичь идеального «Я», нередко вымышленного и не связанного с реальностью, по сути, является компенсаторной активностью психики, что дает возможность сформироваться интернет-аддикции. Задача школы в этот период предупредить возникновение зависимости от сети Интернет, предоставив альтернативные формы самоутверждения.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что высокая социальная активность младшего школьного возраста выражается в поиске новых знакомств, общения, онлайн-игр при помощи услуг сети. Расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах позволяет получить определенный социальный статус, что является важным для младшего школьника. Педагоги, психологи все чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий, такими как технострессы, компьютерофобии, зависимость от компьютерных игр (индивидуальных, групповых, ролевых). Чрезмерное пристрастие к Интернету вызывает отрицательное воздействие на психику.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, убедило в том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости обучающихся являются воспитательные мероприятия, организация досуга ребенка.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что с помощью организации воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у учащихся начальных классов происходил спад зависимости от компьютерных игр. Основой в структуре мероприятий является правильная организация досуга младших школьников (в том числе различные внеклассные мероприятия).
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
В процессе разработки оптимальной программы для профилактики компьютерной зависимости проведена диагностическая работа, на основании результатов которой разработан план мероприятий, основанных на внеучебной (досуговой) деятельности младших школьников. Эффективность программы профилактики подтверждена дополнительным тестированием обучающихся.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Компьютерная зависимость - является важной проблемой современного общества.
2. Дети младшего школьного возраста в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию компьютерной зависимости.
3. В профилактике компьютерной зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий «Программы по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у младших школьников», которая доказала свою эффективность и оптимальность применения в процессе апробации (можно констатировать существенное снижение уровней компьютерной зависимости у девочек с 37,5 до 0% и с 75 до 58,3% у мальчиков из тестируемой группы).
4. Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей.
В процессе выполнения работы обозначилась необходимость совместной деятельности по профилактике компьютерной зависимости у обучающихся с их родителями. Как участники образовательного процесса они также, как и педагогические работники оказывают влияние на детей и способны регулировать их деятельность (учебную и внеучебную). В связи с этим были разработаны рекомендации для родителей, которые представлены в приложении к работе.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи выполнены.



1. Антропова, К. А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К. А. Антропова, А. А. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14.
2. Балаян, С. Е. Профилактика интернет-зависимости школьников [Электронный ресурс] / С. Е. Балаян, Р. С. Зарипова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме : сб. науч. тр. - Тюмень, 2018. - С. 13-16. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=36279608
3. Бережнова, Д. Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное
поведение школьников [Электронный ресурс] / Д. Б. Бережнова, А. А. Москаленко // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения : сб. науч. тр. - Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2017. - С. 11-14. - Режим доступа:
http s: //www.elibrary .ru/item.asp?id=30084259
4. Божович, Л. И. Психологические особенности развития личности подростка / Л. И. Божович. - Москва : Знание, 2009. - 124 с.
5. Брагина, О. А. Современные научные взгляды на феномен
психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернетаддикции [Электронный ресурс] / О. А. Брагина // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии : сб. науч. тр. - Саратовский национальный исследовательский гос. ун-т. - Саратов, 2018 - С. 383-393. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35692713
6. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред.
А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва :Эксмо, 2015. - 1136 с.
8. Гриффитс, М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффитс // Психолог. - 1999. - № 5. - С. 246-250.
9. Дмитриев, К. Г. Психологические детерминанты Интернет- зависимости в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Дмитриев Кирилл Геннадьевич. - Москва, 2013. - 29 с.
10. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 2. - С. 189-193.
11. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 135 с.
12. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 394-396.
13. Ениколопов, С. Н. Агрессия и Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / С. Н. Ениколопов. - Москва : Акрополь, 2015. - 391 с.
14. Ефимова, М. В. Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости / М. В. Ефимова // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 678-680.
15. Жичкина, А. Е. Пространство, населенное Другими / А. Е. Жичкина // Интернет. - 2015. - № 16. - С. 76-81.
16. Завалишина, О. В. Педагогическая поддержка школьников, склонных к Интернет-зависимости : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Завалишина Ольга Валентиновна. - Курск, 2012. - 27 с.
17. Закаблукова, А. А. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у школьников / А. А. Закаблукова, Л. П. Капустина // Научный альманах. - Тамбов, 2017. - № 1-2 (27). - С. 330-333.
18. Каминская, В. Г. Виртуальная зависимость в молодежной среде: девиация или патология современности? / / В. Г. Каминская // Образование и общество. - 2014. - №. 6. - С. 55-58.
19. Коптелова, Н. И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у школьников в общеобразовательных учреждениях / Н. И. Коптелова, В. А. Попов // Молодой ученый. - 2015. - № 24. - С. 970-973.
20. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Олсиб, 2013. - 251 с.
21. Котляров, А. В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый / А. В. Котляров. - Москва : Психотерапия, 2016. - 84 с.
22. Лихван, А. В. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр / А. В. Лихван, Н. Н. Мозговая // Инновационная наука. - 2017. - № 1. - С. 193-196.
23. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость - патология ХХ1 века? /
B. А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2017. - № 1. -
C. 11-13.
24. Лысак, И. В. Компьютерная и Интернет-зависимость: эволюция
подходов к исследованию проблемы [Электронный ресурс] / И. В. Лысак // Мир науки, культуры, образования. - Южный федеральный ун-т. - Горно¬Алтайск, 2017. - № 4 (65). - С. 206-208. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29902561
25. Максс, В. А. Компьютерная зависимость у школьников / В. А. Максс // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 272-274.
26. Малыгин, В. Л. Интернет зависимое поведение у школьников: клиника, диагностика, профилактика / В. Л. Малыгин, А. С. Искандирова, Н. С. Хомерики и др. - Москва : ИМЦ Арсенал образования, 2010. - 124 с.
27. Набойченко, Е. С. Типология школьников, склонных к кибераддикции / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 94-98.
28. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - Москва : Аграф, 2016. - 120 с.
29. Окунева, Л. И. Социально-психологические детерминанты склонности к кибераддикции в компьютерной среде / Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 188-191.
30. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 142 с. 49
31. Серебреникова, Ю. В. Влияние компьютерных игр на агрессивность у школьников 14-15 лет / Ю. В. Серебреникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2014. - №1 (16). - С. 192-196.
32. Смокова, Е. Ю. Влияние развития информационных технологий на социально-психологическое развитие личности / Е. Ю. Смокова, С. Б. Богуш // Территория науки. - 2017. - №1. - С. 79-84.
33. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. СПБ. СПБГУП, 2013. 204 с.
34. Соколова, Н. В. Роль компьютерных игр в воспитании подростка [Электронный ресурс] / Н. В. Соколова // Современные тенденции в науке и образовании : сб. науч. тр. - Москва, 2015. - С. 75-76. - Режим доступа: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=23147056
35. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью. Социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г. В. Солдатова. - Москва : ФРИ, 2012. - 320 с.
36. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. метод, пособие / М.Е. Сысоева. М.: ВЛАДОС, 2013. - 176 с.
37. Хилько, О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у школьников [Электронный ресурс] / О. В. Хилько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.13. - С. 56-60. - Режим доступа:http://ekoncept.ru/2015/95257.htm.
38. Хомерики, Н. С. Индивидуально-психологические особенности школьников с интернет-зависимым поведением : автореф. дис. ... канд. псих.наук : 19.00.04 / Хомерики Нина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2013. - 29 с.
39. Цой, Н. А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости :автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Цой Надежда Алексеевна. - Владивосток, 2011. - 30 с.
40. Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. - 2017. - №1. - С. 113-117.
41. Шакурова, А. Р. Диагностика компьютерной зависимости
[Электронный ресурс] / А. Р. Шакурова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-1. - С. 14-16. - Режим доступа:
http: //www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15265. 50
42. Щелина, Т. Т. Психологическая характеристика школьников с зависимостью от онлайн-игр / Т. Т. Щелина, А. В. Любаев // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы. - Арзамас :Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 330-338.
43. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот // Днепропетровск. - 2006. - С. 27-31.
44. Янг, К. С. Диагноз - Интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 24-29.
45. Ярушкин, Н. Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием / Н. Н. Ярушкин, Н. Н. Сатонина // Самарский научный вестник. - 2014. - №2 (7). - С. 140-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ