Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования личностных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Проблема формирования профессионального самоопределения у
младших школьников во внеурочной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 7-9
1.2. Возрастные особенности личностной сферы у младших
школьников 9-13
1.3. Деятельность педагога по формированию профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности 14-18
Выводы по I главе 19
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности личностных УУД у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования 19-22
2.2. Анализ результатов эксперимента 22-46
2.3. Методические рекомендации педагогу по формированию
профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности 46-49
Выводы по II главе 50
Заключение 51-52
Список литературы 52-55
Приложения
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Современными методами изучения и основные теоретические положения о профессиональном самоопределении у школьников занимались такие ученые как К.М.Гуревич, Б.А.Федоришина, Е.А. Климова, Н.С.Пряжникова, С.И.Вершинина, Н.В.Самуокина, Т.В.Черникова и другие.
Однако психолого-педагогической литературы в настоящее время еще не выработано единого определения понятий «профессиональное самоопределение личности», «выбор профессии», недостаточно исследуется проблема активности школьников, развитии из личностных качеств, необходимых в профессиональном самоопределении и выборе методических разработок психолого-педагогических вопросов активизации молодых людей в поиске своего призвания затрудняет воспитание их как активных и сознательных членов общества, тормозит процесс дальнейшего совершенствования школьной профориентации.
Тема квалификационной работы: «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
В данной квалификационной работе раскрывается вопрос об основном предназначении внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Содержание включает виды и направления, основные принципы организации внеурочной деятельности.
- Как сказал известный всем Л.С. Выготский:
«Формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств - возможно лишь в деятельности»
Исходя из этого тема «Формирование личностных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности» является актуальной.
Противоречие исследования: С одной стороны, ФГОС НО обязывает педагогов формировать личностные УУД у младших школьников, а с другой у педагогов недостаточно методических разработок по формированию личностных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: Каковы методы формирования профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: Теоретически обосновать проблему формирования профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности для разработки методических рекомендаций по их формированию.
Объект исследования - процесс формирования личностных УУД у младших школьников.
Предмет исследования - формирование профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему формирования профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить возрастные особенности личностной сферы у младших школьников;
3. Рассмотреть деятельность педагога по формированию профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Экспериментально изучить уровень сформированности личностных УУД у младших школьников;
5. Разработать рекомендации педагогу по формированию профессионального самоопределения у младших школьников во внеурочной деятельности
Методы:
1. Изучение и анализ литературы;
2. Проведение формирующего эксперимента, тестирования, наблюдения;
3. Анализ и интерпретация полученных данных.
База исследования: наше исследование проходило на базе МКОУ СОШ №66 р.п. Бердяуш. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 8-9 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы в работе учителя начальных классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения; в тексте работы 9 таблиц; список литературы представлен 30 источниками.
Школа выполняет задачу государственной важности по подготовке школьников к выбору профессии. Основная роль в профориентации принадлежит учителям. Они воплощают в жизнь три важных условия: знакомят учащихся с профессиями, содержание которых связано с содержанием преподаваемого предмета; профессиональные интересы, склонности и способности учащихся; воспитывают их.
Профессиональное самоопределение включает педагогический процесс, учитель становится основной фигурой приобщения школьников к труду, к жизни. Изучение личности учащихся дает возможность прогнозировать пригодность его к тому или иному виду деятельности. Специфические компоненты профориентации направлены на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у учащихся желание работать в определенной области, с другой - дать возможность им проверить свои склонности и способности. Проведение данной экспериментальной работы свидетельствует об высокой эффективности использования профессиональных мини-проб как средства формирования представлений о мире труда и профессий. В результате проведения эксперимента мы выявили положительную диагностику роста по всем компонентам.
Проведение профессиональных проб в начальной школе имеет большое положительное значение, так как через них осуществляется ознакомление учащихся с группами профессий, их содержанием, характером и условиями труда рабочих различных профессий, формирование допрофессиональной деятельности, что вызывает огромный интерес со стороны ребят, и, соответственно, способствует профессиональному самоопределению.
Следует учитывать, что на выбор профессий влияют самые разнообразные факторы. Именно к ним относятся: структура производства, система образования и воспитания, средства массовой информации, уровень культуры, нравственности в обществе и тому подобное. Все эти факторы необходимо учитывать в процессе формирования учащихся профессионального самоопределения.
Для того, чтобы совершенствовать работу по профессиональному самоопределению в школе, необходимо располагать точной информацией о том, каким было влияние профориентации на учащихся, как они воспользовались рекомендациями школы и семьи, насколько эти рекомендации правильны. Школа должна знать, каковы успехи учащихся в выбранной области деятельности, какие он испытывает трудности, насколько успешно преодолевает их.
В школе, в целях профориентации следовало бы:
1) поощрять школьника к самоопределению на уроках по всем предметам и во внеурочной деятельности, к выявлению своих склонностей, интересов, способностей.
2) создать условия для формирования индивидуальности,
формирования личности, пробуждать стремление к
самосовершенствованию, образованию, поиску дальнейшего направления деятельности (учение, выбор профессии).
3) воспитывать учащихся, формируя у них ценностные установки, нравственные позиции, чувство долга перед семьей и обществом.
4) познакомить учащихся с культурой страны, народным хозяйством, его перспективами, потребностями, проблемами, формировать сознательное желание быть нужным и полезным обществу.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что целенаправленную работу по профессиональному самоопределению учащихся следует начинать уже в младших классах школы. Хотя ученик еще далек от мысли выбора профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желание и мечты его весьма не стабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Многое из того, что ученик получает в школе в начальных классах, остается в его памяти на всю жизнь.
1. Аникеев М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф. Дис. канд. нед. наук. Тула, 2004. 23 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли./Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. -М., 2008. - 122 с.
3. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования Текст. /, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. № 4. -С. 16-24.
4. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 128 с.
5. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта // Педагогика. 2009. №4. с. 41¬46.
6. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н. Ивочкина, Т.И. Григус, Л.А. Спирина и др. Новокузнецк: Издво МОУ ДПО ИПК, 2004. 51 с.
7. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов М.: Просвещение, 2011.
8. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
9. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К. Балясной. М., 1980.
10. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
11. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Степанова Е.П.М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
12. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б.З. Вульфов Челябинск, 1996. 652 с.
13. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
15. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. с. 7-27.
17. Загвязинский, В.И Закирова А.Ф Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
18. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 96 с.
19. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / М. : Просвещение, 2008. 151 с.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. М.: Просвещение, 2009.
21. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
22. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 1983. 223 с.
23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М 2009. -130с.
24. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт сост. Т. П.
Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007 128 с. 26. Планируемые результаты
начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М., 2009. -128с.
25. Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100»): Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100»:http: //www. school2100.ru/
26. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс] :http://standart.edu.ru/
27. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: пос. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли» [Электронный ресурс] : http://standart.edu.ru/catalog.aspx
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009. -122с.
29. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006. -72с.
30. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.-240с.