Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №80803

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2019
Стоимость4815 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие логических универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности логических универсальных учебных действий у
младших школьников
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
логических универсальных учебных действий у младших
школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Организация и ход исследования
2.2. Программа по формированию логических универсальных
учебных действий младших школьников во внеурочной
деятельности
Выводы по второй главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ и интерпретация результатов исследования констатирующего эксперимента
3.2. Анализ формирующего этапа экспериментального исследования
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение

В современном обществе огромное значение является развитие концепции универсальных учебных действий в образовательной системе.
Целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей [3].
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания, которые благоприятно влияют на саморазвитие и самосовершенствование младших школьников. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, формирования универсальных учебных действий, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен показать, что учёбу можно совмещать с внеурочной деятельностью, при помощи внеклассной работы учёба становится интересней, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
В период обучения у младших школьников формируется логическое мышление, которое позволяет младшему школьнику стать человеком самостоятельно рассуждающим, способного сравнивать и оценивать себя и окружающих людей, доказывать и обосновывать свои мысли и идеи, применять полученные знания на практике, выделять главное и делать обобщающие выводы.
У младших школьников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Благодаря чему у младших школьников формируется благоприятный период для формирования логического мышления. Достигнуть эту цель возможно через формирование у обучающихся логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. В современной начальной школе следует так организовать внеурочную деятельность, чтобы учение стало одной из основных личностных потребностей, определялось внутренними мотивами обучающихся, чтобы школьник сам инициировал свою учебную деятельность.
Логические универсальные учебные действия у младших школьников в процессе внеурочной деятельности мы рассматриваем как систему познавательных действий младших школьников, формирующихся в процессе плодотворного сотрудничества обучающихся и учителя, являющегося инструментом организации активной работы мысли, памяти и внимания младшего школьника во внеурочной деятельности с целью обучения приёмам самостоятельного добывания и применения полученных знаний во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляется через внеклассные работы.
Внеклассные работы интересны младшим школьникам тогда, если они подаются в увлекательной форме, пропадает лень, появляется стремление к познанию нового, а также вырабатывают привычку к труду, воспитывают волевые качества и стремление добиваться поставленной цели [3].
На социальном уровне значимость проблемы обусловлена формированием логических универсальных учебных действий у младших школьников, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
На научном уровне значимость проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы в сфере формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников, они ориентированы в основном на учебную деятельность, однако на современном этапе, актуальным становится работа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
На практическом уровне значимость проблемы обусловлена недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога с младшими школьниками по формированию логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Формирование логического мышления изучалась в работах, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинской, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.В. Воровщикова, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усовой, В.В. Давыдова, Л.Е. Журовой, Б.В. Репкина, Г.А. Цукермана А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменского, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Педагогические аспекты формирования логического мышления в обучении младших школьников исследованы в работах В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
На основании психолого-педагогической и методической литературы выявлено противоречие между потребностью формирования логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС и недостаточным количеством методического обеспечения данного процесса во внеурочной деятельности.
Проблема: какого содержание деятельности педагога с младшими школьниками во внеурочной деятельности по формированию логических универсальных учебных действий.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования программы по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект: процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет: формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
В процессе исследования проверялась следующая гипотеза: формирование логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на формирование логических универсальных действий у младших школьников, опирающуюся на системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия логических универсальных учебных действий.
2. Теоретически изучить особенности логических универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить программу по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы; обобщение, систематизация, сравнение);
- эмпирические методы (эксперимент, диагностика, анализ документов);
- статистические методы обработки данных метод математической статистики х2Пирсона).
Теоретическую основу исследования составили:
- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Г альперина.
- Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского.
- Теорию формирования логических универсальных учебных действий младших школьников по работам (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой).
- Теорию уровней интеллектуальной активности как «стимульно-продуктивный», «эвристический», «креативный» (А.В. Хуторской)
- Системный подход, позволяющий представить и выстроить процесс формирования интеллектуальной активности в виде системы взаимосвязанных компонентов (цель, задач и результатов).
- Деятельный подход, направленный на рассмотрение процесса формирования интеллектуальной активности младших школьников во внеурочной деятельности (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Ю.К.)
- Личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников (А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн).
Практическая значимость работы разработанная программа по формированию логических универсальных учебных действий во неурочной деятельности может быть использована в практике.
Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе исследования (февраль - сентябрь 2017 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе (октябрь 2017 г.) будет проводиться констатирующий эксперимент, разрабатываться содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь 2017 г. - май 2018 г.) в рамках формирующего эксперимента будет разрабатываться и внедряться программа (комплекс продуктивных упражнений и логических задач на память, внимание и мышление), проводится контрольный этап экспериментальной работы.
На четвёртом этапе (июнь 2018 г.) будет проводиться обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
База исследования: МАОУ «МБОУ СОШ 19 г. Челябинска».
В исследовании принимали участие, обучающиеся 2 «А» и «Б» класса.
Апробация исследования проводилась путём:
• Выступлений на заседании методического объединения учителей начальных классов (октябрь, 2017 г.) в МБОУ СОШ № 19 г.
• Публикаций статей в различных печатных изданиях:
-Шишкина К.И., Калиниченко П.В. «Возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников» // НИЦ «Социосфера» Международная научно-практическая конференция «Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования», Прага 2017 г.
-Шишкина К.И., Калиниченко П.В. «Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников во внеурочной деятельности» // «Гуманитарный тракт» Научный журнал о гуманитарных науках, Кемерово 2017 г.
-Шишкина К.И., Калиниченко П.В. «Результаты изучения уровней логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности» // Научный журнал Проблемы и перспективы формирования инфраструктуры экономики знаний, - М.: Импульс, 2018. - 182 с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в современных условиях целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Нами выбрана тема по формированию одной из составляющих универсальных учебных действий - это логические универсальные учебные действия младших школьников во внеурочной деятельности. При изучении педагогической литературы нами было исследовано, что логические универсальные учебные действия младших школьников — это вид логического мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Так же логические универсальные учебные действия в младшем школьном возрасте имеют следующие особенности: функция мышления является системообразующей; формируется критичность мышления; интенсивно развивается словесно-логическое мышление, это связано с потребностью в рассуждениях, умозаключениях; формируются такие приёмы логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение; происходит овладение новыми видами мыслительной деятельности: понятия и система; мыслительные операции и мышление ставится в центр, что формирует логические универсальные учебные действия, а память и внимание - произвольные от мышления.
Так же нами было исследовано, что возможности внеурочной деятельности оказывают существенное воздействие на формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Благодаря внеурочной деятельности формируется возможность младшего школьника самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, следовательно формируется качество умения учится; гармонично развиваться и самореализовываться на основе готовности к непрерывному образованию; успешного усваивать знания, формировать умения, навыки и компетентность в любой предметной области, адекватно развивать свою самооценку, творчески развиваться.
Нами была поставлена цель теоретически и экспериментально проверить результативность использования программы по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, а также разработаны задачи, которые позволяли достигнуть цели. Для этого были выбраны два класса, один из которых относился к экспериментальной группе, а другой к контрольной группе. А также выбрана методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф. Замбацявичене. По которой определялся уровень словесно-логического мышления у двух групп. Для достоверности показателей методики мы использовали расчеты по х2 Пирсона.
В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что экспериментальная группа показала ниже результат, чем контрольная группа. Но после проведения программы по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, которая была составлена на основании учебно-методического пособия «Интеллектуальные витаминки», включающая включает систему интеллектуально-развивающих занятий, обеспечивающих формирование познавательных результатов, заявленных в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Г. Логиновой) показатели изменились. Теперь, в экспериментальной группе результаты повысились и стали выше, чем в контрольной группе.
Следовательно, гипотеза, согласно которой, уровень логических универсальных учебных действий повысится, если во внеурочную деятельность внедрить программу, которая будет опираться на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы подтвердилась и поставленные цель и задачи в нашей исследовательской работе реализованы в полном объеме.


1. Абульханова - Славская, К.А. Личностные типы мышления. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления [Текст] / К.А. Абуатахов // «Вопросы психологии». - 2006. - №5. - С. 13¬15.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 89 с.
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 211 с.
4. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]: учебное пособие для студента / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 345 с.
5. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте [Текст]: собр.
соч. в 6 т., Т. 2/ Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1982. - 254 с.
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст].
методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
7. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2010. - 243 с.
8. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно ценностное общение [Текст]: пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 198с.
9. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. В. Бунеева, А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2012. - 233 с.
10. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 15¬26.
11. Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить [Текст]: учебное пособие / Э.В. Ильенков. - М.: Воронеж, 2002. - 278 с.
12. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст]: главная редакция физико-математической литературы / Е.И. Игнатьев. - М.: Наука, 1978. - 192 с.
13. Кабанова - Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Кабанова - Меллер. - М.: Знание, 1981. - 123 с.
14. Кулагина, А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века» [Текст]: учеб. пособие / А.А. Кулагина. - Тверь, 2010. - 209 с.
15. Кутрухин, И.П. Роль кружков в развитии младшего школьника [Текст] / И. П. Кутрухин // Начальная школа. - 1993. - № 1. - С.14-15.
16. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс ДО и После. - 2001. - № 4. - С. 16-19.
17. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах [Текст] / И.В. Носова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 6. - С. 23-25.
18. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
19. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 4. - С. 108-110.
20. Петерсон, Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте
современной методологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. - М.:
Просвещение. - 2006. - 342 с.
21. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Петерсон. - М.: 2007. - 123 с.
22. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т. 2. - С. 34.
23. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих
программах учебных предметов" [Электронный ресурс].
URL: http: //www.edurm.ru/attachments/article/2423/rp. pdf (07.05.2016).
24. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: программа формирования универсальных учебных действий / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Образование. - 2009. - 46 с.
25. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] / Е.С. Савинов // Начальная школа. - 2012. - № 12 - С. 302.
26. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
27. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников [Текст] / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. - С. 32-36.
28. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов [Текст] / О.А. Старостина// Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 264 с.
30. Страхова, И.А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий [Текст] / И.А. Страхова // Методист. - 2012. - № 4. - С. 12-17.
31. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: 1983. - 310 с.
32. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащегося на уроках физики [Текст]: учебное пособие / А.В. Усова. - М.: Просвещение, 1988. - 324 с.
33.Черкасова, А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики посредством самостоятельной работы [Текст] / А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 38-41.
34. Шамова, Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников [Текст]: учеб. пособие. - М.: Педагогика, 1981. - 265 с.
35. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий [Текст]: / Е.А. Шевцова // Начальное образование. - 2013. - № 3. - С. 12-17.
36. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) [Текст] / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой учёный. - 2013. - № 10. - С. 550-552.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ