Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников

Работа №81111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 8
1.1. Возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом
воспитании младших школьников 8
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий 11
1.3. Формы работы учителя по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 15
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности 21
2.1 . Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Результаты эксперимента 25
2.3. Разработка банка занятий внеурочной деятельности по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий художественно-эстетической направленности 30
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список литературы 40

Говорить и общаться ребёнок начинает с самого раннего возраста. К началу поступления в школу он уже обладает некоторыми коммуникативными и речевыми знаниями. В современной педагогике и психологии коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе уделяется достаточно большое внимание. Коммуникативный уровень развития грамотности учащихся далёк от желаемого. Поэтому разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования заставляет считать эту сторону развития одной из преимущественных, а не факультативных задач школьного образования [1].
Сегодня многие дети, приходя в школу, ленятся работать на уроках, работать в парах или группе. Вот и получается, что важная задача подготовить детей к началу обучения в школе с точки зрения учебного взаимодействия, сотрудничества, а также требуется дополнительная подготовка уже в рамках школы.
Универсальные учебные действия рассматриваются как важная сторона соприкосновения и социального взаимодействия, которая начинается с установления контактов и вплоть до осуществления и организации коллективной деятельности, налаживания межличностных отношений [2].
Формирование универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью современного образования становится общекультурное, личностно-познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Методические и теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий младших школьников, рассматриваются в работах педагогов и психологов: Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
Проблема формирования и развития познавательных интересов у обучающихся чрезмерно актуальна в данный момент для построения единой системы обучения детей с опорой на их самообразование, стремление к познанию нового и расширению кругозора. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как: П.Я. Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая была разработана на основе системно-деятельностного под-хода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой. [14].
Также важным аспектом, определяющим формирование коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста, является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги, такие как, например, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн.
Согласно современным образовательным стандартам, неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном интересном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно успешно развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности [10].
Основные направления художественно-эстетического развития учащихся:
• воспитание всесторонне развитой гармоничной личности младшего школьника;
• формирование в школьнике комплексной эстетической культуры;
• формирование у детей младшего школьного возраста навыков и потребностей в созидании прекрасного;
• формирование способностей давать эмоциональную оценку прекрасному;
• формирование у учащихся представления об эстетических и художественных ценностях культуры;
• воспитание у детей младшего школьного возраста уважительного отношения к культуре и традициям своего и других народов.
Актуальность проблемы развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
• необходимостью совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей младшего школьного возраста, создания условий для достижения успешности всеми учащимися в начальной школе;
• задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, которая обеспечивает социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Противоречие исследования состоит в том, что с одной стороны, существует необходимость формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности, с другой - недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для формирования коммуникативных УУД?
Цель исследования: теоретически обосновать возможности внеурочной деятельности по формированию коммуникативных УУД для разработки банка занятий внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных действий во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Задачи:
1. Определить возможности внеурочной деятельности в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Изучить формы организации работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
4. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
5. Разработать банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий этап)
Базой исследования является МБОУ «СОШ №108» города Трёхгорного, учащиеся 2 класса, количество учащихся составляет 20 человек.
Практическая значимость исследования: разработанный нами банк занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности может быть использован в работе учителей начальных классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей младшего школьника, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности во внеурочной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание младших школьников являются наиболее важной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа в сфере образования.
Вся внеурочная деятельность строится с учетом формирования УУД, требует от педагога грамотного построения внеурочной деятельности с использованием таких методов, как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Практическая часть исследования показала, что коммуникативные УУД у данных учеников сформированы на среднем уровне. Анализ анкетирования учащихся по методике «Что любит мишка?» показал, что у 36 % младших школьников высокий уровень способности самостоятельно принимать решения, у 41 % младших школьников - средний, у 23% младших школьников - низкий. Анализ анкетирования учащихся по методике Г.А.Цукерман «Рукавички» показал, что при работе в парах, ребята могут между собой договариваться, рассуждать, и показывать результат лучше, чем работая по одиночке. Высокий уровень у 30 % младших школьников средний уровень у -50 % младших школьников, а низкий уровень у - 20 % младших школьников.
Проанализировав результаты исследования, мы сделали следующие выводы:
У обучение младших школьников во внеурочное время позволяет наиболее полно использовать потенциал начального общего образования за счет углубления, расширения и применения полученных знаний. Оно соответственно компенсирует ограниченность начального школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов;
У младший школьный возраст сенситивен для формирования коммуникативных УУД, а именно, для данного возраста непосредственно характерно: активное усвоение словарного состава русского языка, освоение грамматических норм, стремление к сотрудничеству, формирование собственной позиции и самооценки;
У разнообразные формы работы педагога во внеурочной деятельности непосредственно создают возможность ученикам в начальных классах поупражняться в различных видах деятельности художественно-эстетической направленности, выявить творческий потенциал и формировать свой эстетический вкус. К самым эффективным формам организации внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности, как правило, относят: кружок, клуб, секция, студия, театр, мастерская, проект.



1. Арефьева, О. М. Технология формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся / О. М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - 116-123с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
3. Баранов, С. П, Бурова, Л. И, Овчинникова, А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. /учебник для бакалавров, С. П. Баранов, Л.И.
4. Батуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2013. - 191 с.
5. Баранов, С.П, Бурова, Л.И. Овчинникова А.Ж., Методика обучения и воспитания младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- 464с.
6. Бечак Б.А. Воспитание искусством. - М.: Просвещение, 2014 - 280 с.
7. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149.
8. Веселкова, О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно - нравственной культуры младших школьников/ О.А. Веселкова ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2014. - 21с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. -
536с.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 787 с.
11. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников: Монография - М-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136с.
12. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2015 г, с.124-135.
13. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников. [Текст]/ М.В. Дубровина - М.: 2005г.
14. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №7. - 78-80с.
15. Игнатьева, И.С, Кокарева, З.А, Никитина, Л. П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно- методическое пособие для учителя.) [Текст] / Под ред. Л. И. Буровой. — Вологда, 2012. - 316с.
16. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. [Текст] / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2007. - 235 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 448 с.
18. Куницына, В.П., Кулагина, Н.В., Поголыпа, В.М. Межличностное общение. - Питер, 2002.
19. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения [Текст] / Культура общения и ее формирование. Вып.7. - Воронеж, 2009. - С.67.
20. Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова // Начальная школа, 2011. - №7. - 91-96с.
21. Лихачев Д.Б. «Теория художественно-эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2015 - с. 183.
22. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - 4-9с.
23. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» - №7. - 2012.
24. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, - 2005. - 215 с.
25. Мудрик, В. А. Социальная педагогика / В. А. Мудрик. - М.: "Прогресс", 2000. - 34 с.
26. Немов, Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2012. - 58 с.
27. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, - 2012.
28. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
29. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012.№ 10. - 6-13с.
30. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. - 463 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
32. Поливанова, Н. И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности [Текст] / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.
33. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - №
9. - 22-24с.
34. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.
35. Смирнов, Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Д.В. Смирнов. - М.: Просвещение, 2014. - 166 с.
36. Стернин, И.А. Нормы коммуникативного поведения [Текст] / Нормы человеческого общения. Горький, 2000. С.230-232. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2000. - 160с.:
37. Художественно-эстетическое воспитание школьников» / Под ред. Л.П. Печко - М., 2014- с. 138.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012.
39. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться/Г. А. Цукерман.
— М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 260с.
40. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться - М.: 2012.
41. Шегаев, И. С, Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. - 2013. - №10. - 550-552с.
42. Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школь-никами коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - 3-6с.
43. Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - 82-86с.
44. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№ 5. - 17-22с.
45. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - 4-10с.
46. Юсупов, И. М, Бевзова Л. В. Учителю об искусстве общения: Учебное пособие. - Фрунзе: Мектеп, 2014. - 123 с.
47. Яшнова, О. А, Успешность младшего школьника - М.: Академический проект - 2003.-144с.
48. https://infourok.ru/v._metodika_chto_lyubit_mishka._rabota_s_tekstom_rasska
za.-413894.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ