Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №81432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
700
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1. Анализ проблемы формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Возрастные особенности волевой сферы у младших школьников 13
1.3. Деятельность педагога по формированию регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 21
ГЛАВА 2 Экспериментальная проверка программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных
действий младших школьников «Мир вокруг нас» 27
2.1. Организация и методики экспериментальной работы 27
2.2. Программа внеурочной деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников «Мир вокруг нас» 33
ГЛАВА 3 Анализ результатов экспериментальной работы 48
3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 48
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 57
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 76

«В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять активную, общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда».[38]
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности, именно на них базируется способность ребёнка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе.
«По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Тем не менее проблема поиска средств формирования навыков самоорганизации у младших школьников актуальна и по сей день, а введение нового термина «регулятивные универсальные учебные действия» в ФГОС лишь подтверждает это» [38].
Такие изменения в плане образования привели к выбору наиболее перспективного пути - формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования в качестве главных результатов определил не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта.
Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности не подлежит сомнению. Если на уроке в большей мере обращается внимание на достижение предметных результатов, то внеурочная деятельность может быть ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, организованная по направлениям развития личности содержит в себе большой потенциал для самовыражения и самоопределения обучающегося. Свобода выбора направления внеурочной деятельности, кружков, секций, факультативов, курсов по выбору обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Актуальной становится проблема изучения психологических факторов, сопутствующих формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников [12]. В ряде трудов дается описание отдельных приемов формирования навыков самоорганизации младших школьников. Между тем, мало исследованы педагогические средства поэтапного формирования регулятивных универсальных учебных действий не выявлены условия обеспечивающие успешность этого процесса, проблемным остается вопрос о диагностике уровня сформированности РУУД.
Таким образом, проблема формированости регулятивных универсальных учебных действий определяется следующим противоречием:
- между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования к планируемым результатам в виде формирования регулятивных универсальных учебных действий и недостаточным методическим обеспечением учителей.
Важность преодоления противоречия определяет проблему исследования: каковы методы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочное время.
Таким образом, тема исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности» актуальна.
Цель исследовании: теоретически обосновать проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать возрастные особенности волевой сферы младших школьников.
3. Изучить деятельность педагога по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Экспериментально изучить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и проверить результативность программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников «Мир вокруг нас».
Гипотеза исследования: уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников повысится, если во внеурочной деятельности целенаправленно использовать программу «Мир вокруг нас».
Методы исследования: анализ литературных источников; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; графическая, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
База исследования: исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы. Экспериментальная группа - учащиеся 1 класса (14 человек) учащиеся, посещающие внеурочную деятельность «Мир вокруг нас»; контрольная группа, учащиеся, не посещающие 1 класса (17 человек) внеурочную деятельность «Мир вокруг нас».
Теоретическая значимость анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности исследования.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас», которая может быть использована в практике работы учителя по формированию регулятивных УУД.
Структура исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (январь - сентябрь 2018г.) была определена исследовательская проблема, изучалась степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия исследования, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы.
Второй этап (октябрь 2018 - май 2019 гг.) включил проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента и анализ полученных данных на констатирующем этапе.
На третьем этапе (сентябрь - октябрь 2019 гг.) был проведен контрольный эксперимент, оформлены результаты и подведены итоги исследования.
Результаты исследования апробированы на:
1. Заседании методического объединения учителей начальных
классов общеобразовательной школы п. Роза (ноябрь, 2018г.).
2. Заседании методического объединения учителей начальных
классов общеобразовательной школы п. Роза (май, 2019г.).
3. Педагогическом совете общеобразовательной школы п. Роза . (август, 2019г.)
По результатам исследовательской работы опубликованы статьи:
1. Александрова А.О. «Деятельность педагога по формированию регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности» // научная статья. № 6 (286). Изд. «Слово педагога», Москва 2020 г.
2. Александрова А.О. «Деятельность педагога по формированию регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности на примере программы по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»» // научная статья. Изд. № 7 (94) Изд. «Студенческий», Москва 2020 г.
3. Александрова А.О. «Метод учебных проектов во внеурочной деятельности во неурочной деятельности у младших школьников» // научная статья. № 7 (93) Изд. «Студенческий», Москва 2020 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была поставлена цель: теоретически обосновать проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности для разработки программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас».
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Особенностями формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников являются следующие: осуществление действия по образцу; постановка цели занятия; умение обучающегося находить допущенные ошибки и исправлять их по указанию учителя или родителя; адекватное восприятие результата своей деятельности; способность к пониманию того, за что была поставлена та или иная отметка.
2. Проанализированы возрастные особенности волевой сферы младших школьников.
3. Изучена деятельность педагога по формированию регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Деятельность педагога по формированию регулятивных универсальных учебных действий включает в себя: подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных заданий; определение планируемых результатов; использование учителем современных образовательных технологий.
Одним из средств во внеурочной деятельности младших школьников по формированию регулятивных универсальных учебных действий может стать применение педагогом программы «Мир вокруг нас».
В процессе работы с данной программой, ребенок приобретает навыки: 1) целеполагания; 2) планирования; 3) прогнозирования; 4)
контроля и коррекции своей деятельности; 5) оценки своей деятельности и деятельности товарищей; 6) саморегуляции.
4. Экспериментально изучен уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
У 8 учащихся (57,1 %) средний уровень регулятивных УУД. В процессе выполнения заданий был отмечены ошибки, иногда требовалось подойти ответить на вопрос ребенка по поводу задания. У 2 детей (14,2 %) отмечен высокий уровень сформированности регулятивных УУД. Эти учащиеся самостоятельно и точно (возможно с незначительными ошибками) выполняли задания, справились быстро. У 3 школьников (28,5 %) отмечен низкий уровень сформированности регулятивных УУД. Учащиеся некоторые задания не смогли выполнить, либо допускали значительное количество ошибок, требовалось дополнительное разъяснение.
5. Разработана и проверена результативность программы внеурочной деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников «Мир вокруг нас».
6. Проведена повторная диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных у младших школьников во неурочной деятельности.
По результатам диагностики уровней сформированности у 11 учащихся (78,5 %) средний уровень регулятивных УУД. В процессе
выполнения заданий был отмечены ошибки, иногда требовалось подойти и ответить на вопрос ребенка по поводу задания. У 3 школьников (21,5 %) высокий уровень сформированности регулятивных УУД. Они правильно выполнили все задания, без помощи учителя.
Низкого уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий не было отмечено на контрольном этапе эксперимента.
На основе анализа полученных данных разработаны рекомендации для педагогов по развитию регулятивных УУД:
- на каждом уроке вместе с учениками формулировать цель занятия, проводить контроль и оценку результатов;
- обеспечивать рефлексию учащимся его действий при решении определенных учебных задач;
- ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с результатами рефлексии;
- соотносить требования с реальными возможностями ученика, последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое учебное поведение нужным целям;
- формировать внутренний мотив достижения самостоятельных результатов в любой деятельности, в том числе и учебной.
Таким образом, программа по внеурочной деятельности способствует частичному развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей, обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта, и может быть использована в работе учителями начальных классов.



1. Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 19-21 апреля 2018 г. / под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова ; Московский педагогический государственный университет [Электронное издание]. - Москва : МПГУ, 2018. - 299 с. - Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_35610536_39123055.pdf(дата обращения: 15.02.2020).
2. Алилуева, В.И. Понятие «регулятивные учебные действия» и
условия развития младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ponyatie-
regulyativnyie-uchebnyie-deyst/ )дата обращения: 10.02.2020).
3. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе.
Отдействия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 116 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. -М.: Изд -во МГУ, 2009. -262 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. - 182 с.
6. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных
учебных действий [Текст] / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. -2009. -No5. -С.25- 29.
7. Бахир,, В.К. Развивающее, обучение, в нач в в начальной школе [Текст] / В. К. Бахир // Начальная школа,-2014 . - С. 26 - 30.
8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма
личностно - ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2009. - С.12 -16.
9. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / В.К.Буряк // Педагогика. - 2012. - С. 71 - 78.
10. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [сост. Д.В. Григорьев]. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
11. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
12. Горских, И., Раскольникова, И. Формирование регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресур] // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 1(3). - С.30-38. - Режим доступа:
http://journal.asu.ru/vfp/article/view/654(дата обращения: 15.02.2020).
13. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1992. — 114с.
14. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе [Текст] / Н. И. Емельянова // Воспитатель. -2010. - С. 61 - 67.
15. Закон российской Федераци и «Об образовании» от 10 июля 1992 года No3266, ст.11 Федеральный государственный стандарт и федеральные государственные требования
16. Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов [Текст] // Управление начальной школой. - 2015.-С. 8 - 28.
17. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] // Управление начальной школой. -2009.
18. Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719. — URL https://moluch.ru/archive/105/24961/(дата обращения: 27.02.2020).
19. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15 сен тября 1990 г.) [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990. - С.955.
20. Крайг, Г Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 156 с.
21. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / Возрастная и педагогическая психология: учебно¬методический комплекс в 2 частях. Часть 2: под ред. О. В. Кузьменковой // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Оренбург: Изд - во ОГПУ, 2008. - 240 с.
22. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебно- методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии [Текст] / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. -288 с.
23. Кулагина, А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века»: Учеб. Пособие [Текст] / А. А. Кулагина. -Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2010. - 282 с.
24. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных
учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2012. - № 9 - С. 225-227 - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_18337325_68812234.pdf (дата
обращения: 05.02.2020).
25. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. —М.: Просвещение, 2009. -462 с.
26. Мекшенева, А. В., Игина, К. А., Чуприкова, А. С. Возрастные особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] // сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019.- Курск, 25-26 апреля 2019 г. - С.207-209.
27. Методика «Ковер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/05/12/sposoby-diagnostiki-regulyativnykh-i (дата
обращения: 14.02.2020).
28. Методика «Рисование бабочки» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-
psychologist/123-projective-tests-of-personality-research/2619-2018-08-21-11-32-39 (дата обращения: 14.02.2020).
29. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]. / В.С. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. -608 с.
30. Полякова, Е.А., Мамедова, Л.В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. - С. 128-131. - Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/ view?id=10840 (дата обращения: 10.02.2020).
31. Примерна основная образовательная программа
образовательного учреждения [Текст] / Сост. Е.С.Савинов -М.: Просвещение, 2010. - с. 61
32. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. -М.: Просвещение, 2011.-14 с.
33. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 406 с. — (Стандарты второго поколения).
34. Пунский, В.О. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда [Текст] / В. О. Пунский. -М.: Мысль, 2008. -216 с.
35. Речицкая, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у школьников с нарушением слуха в контексте современной образовательной парадигмы [Электронный ресурс] //
36. Рождественская, Н. В. Креативность: пути развития и тренинги [Текст] /Н. В. Рождественская, А. В. Толшин. -СПб.: Речь, 2008. -320 с.
37. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / [Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю.] — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. —95с.
38. Селиванова М. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 336¬340. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95111.htm(дата обращения: 15.02.2020).
39. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ.
высш. учеб.заведений[Текст] / под ред. В.А.Сластенина. -5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -516 с.
40. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст] // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2007. 282 с.
41. Тест простых поручений (для детей 7-9 лет) [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://pmss.m-
sk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=114: 7-9--
&catid=31:2013-09-11-06-50-17&Itemid=19 (дата обращения: 14.02.2020).
42. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно- познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Учебное пособие [Текст] / А. В. Усова. -Челябинск, ЧГПУ, 2009. - 88 с.
43. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников [Текст] / М.И.Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. -2011. - С. 42-54.
44. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Образования (утвержден приказом Минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. No 373; в ред. приказовот 26 ноября 2010 г. No 1241,от 22 сентября 2011 г. No 2357)
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст]. -М., 2010.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357). Доступ. — минобрнауки.рф
47. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: :http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866 (дата обращения: 15.02.2020).
48. Цукерман, Г. А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
49. Шигапова, Н. В. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов в проектной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир»: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. В. Шигапова, С. И. Бекетова. -2011. -148 с.
50. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Ред.-сост. Д.Б.бЭльконин. -М.: Академия, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ