Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников

Работа №81123

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКЛВ 7
1.1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.2. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХО ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РИСКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.3. ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентируется на освоения метапредметных результатов основной образовательной программы НОО, которые отражают использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета [47]. Сегодня формирование у младших школьников компетенции в области ИКТ становится одной из важных задач школы.
Данная проблема актуальна, так как в последнее время проблема компьютерной зависимости среди младших школьников стала одной из значительных. Ученики начальных классов тесно взаимодействуют с компьютером. Они, играя в компьютерные игры, пытаются удовлетворить свои потребности, что приводит к зависимости. Если интересоваться играми осмысленно, то, в таком случае, они приносят пользу, т.е. происходит развитие интеллекта, внимания, логического мышления, а также игры помогут освоить иностранные языки. Тем не менее, если интерес к компьютерным играм переходит некую границу, то вред этого пристрастия становится бесспорным. Именно поэтому некоторые люди против компьютерных игр и считают их бесполезными.
Таким образом, возникает противоречие между учащающимися случаями вовлеченности в компьютерные игры у младших школьников с одной стороны и недостатком программной обеспеченности профилактической деятельности педагога, с другой стороны.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, но сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.
А.Л. Венгер в 1990 году объясняет привычку к компьютерным играм как «...пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми» [11].
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, К. Янг и др. Были проведены исследования, рассматривающие истоки и содержание феномена виртуальных компьютерных игр с позиций психоанализа и выявления архетипов коллективного бессознательного (Гудимов В.В. и Петрусь (Кузнецов) Г.Г); изучающие особенности субкультур компьютерных игроков (Степанцова O.A.); взаимосвязи компьютерной зависимости и совладеющего поведения ребенка (Ю.Н. Мураткина). Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях. Все вышесказанное определило тему нашей квалификационной работа «Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников».
Проблема исследования: каково содержание деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников?
Целью работы является изучение теоретических аспектов проблемы работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников для разработки программы профилактической направленности.
Объектом исследования является компьютерная зависимость у младших школьников.
Предмет исследования: деятельность педагога по профилактике компьютерных игр у младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть аддиктивное поведение как психологический феномен и охарактеризовать зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения.
2. Выявить направления деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения уровня риска формирования зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
4. Разработать программу деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: анкетирование, тестирование, эксперимент.
Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МАОУ СОШ № 30 г. Челябинск.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может использоваться педагогами и родителями для профилактики зависимости от компьютерных игр.
Апробация работы осуществлялась путем:
- победы в конкурсе грантов, 19.04.2019 г., г. Челябинск.
- участия в конференциях:
1. I Международной научно- практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство», 16.11.2017 г., г. Санкт- Петербург.
2. III Международной научно-практической конференции:
«Науки и инновации в XXI веке», 05.04.2017 г., г. Пенза.
3. V Всероссийской научно-практической конференции
студентов и педагогов «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», Декабрь 2018 г., г. Челябинск.
4. IV Международной научно-практической студенческой конференции «Начальное образование сегодня и завтра: взгляд молодых», 4-5 декабря 2017 г., г. Челябинск.
5. III Региональной научно-практической конференции для студентов и школьников «Инновационное образование глазами современной молодежи», 27-28 февраля 2018 г., г. Челябинск.
6. V Международном научно-исследовательском конкурсе
«Достижения вузовской науки 2018», 20.10.2018 г., г. Пенза.
7. Международном конкурсе проектов для учащихся ССУЗов, студентов, магистров, аспирантов, Ноябрь 2017 г., г. Челябинск.
Структура исследования:
Наша квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы представлен 52 источниками, в тексте работы 7 источников. Таблиц 5 и 2 рисунка. Количество приложений - 6.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная проблема нашей квалификационной работы актуальна, так как современные дети большую часть своего времени проводят за компьютером. Вместе с пользой компьютер внёс в нашу жизнь и отрицательные факторы, влияющие на развитие и здоровье детей. Родители, которые находятся на работе, не могут контролировать детей и время, проведенное за компьютером, и игры, в которые дети играют. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Решая первую задачу, мы рассмотрели понятие аддиктивного поведения, а также охарактеризовали зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение - это «.одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций»
Для учеников начальной школы одна из главных причин проявления аддиктивного поведения является социальная среда, в которой они находятся.
Второй причиной является наследственность.
Третьей, не менее важной, причиной по формированию аддиктивного поведения является стресс.
Вторая задача заключалась в выявлении направлений деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
Можно выделить следующие направления профилактической деятельности педагога:
1. Организация социальной среды.
2. Информирование.
3. Активное обучение социально-важным навыкам.
4. Организация деятельности альтернативной девиантному
поведению.
5. Организация здорового образа жизни.
6. Активизация личностных ресурсов.
7. Минимализация негативных последствий девиантного поведения.
В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы, и направления воспитательных мероприятий.
Для изучения взаимосвязи игровой зависимости и эмоциональной сферы младших школьников были использованы следующие методики:
Методика Такера. Данная методика позволяет определить возможную зависимость от компьютерных игр .
Анализ результатов тестирования показал, что из 26 у 17 учеников компьютерные игры могут привести к негативным последствиям (65%), 9 человек играют на уровне, ведущем к негативным последствиям (35%).
Методика Басса - Дарки. Данная методика позволяет выявить уровня агрессивности и враждебности.
Анализ результатов тестирования показал, что из 26 учащихся у 1 степень агрессивности является на уровне враждебности (3%), у 12 человек степень агрессии является на уровне ниже нормы (47%), а у 13 учеников степень агрессивности на нормальном уровне (50%).
Тест Филипса. Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Анализ результатов тестирования показал, что из 26 учащихся у 26 испытуемых нет повышенной тревожности (100%).
В основу реализации программы мы взяли следующие направления профилактической деятельности педагога: информирование, активное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности альтернативной аддиктивному поведению, организация здорового образа жизни.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены.
Дальнейшим направлением исследования может стать проверка эффективности разработанной нами программы, разработка и реализации программы работы педагога по профилактике других видов зависимого поведения.



1. Абраменкова, В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр [Текст] / В. Абраменкова // М.: Лепта Книга, 2009 - 112 с.;
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова // Москва - Воронеж. - 2000 - 106 с.;
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г.С. Абрамова // 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012 - 811 с.;
4. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры [Текст] / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики — 2011. - Т. 8. - № 4. С. 35-58;
5. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова // Внешкольник - 2003. - № 10. - 128 с.;
6. Арестова, О.Н. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера [Текст] / О. Н. Арестова // Издательство Московского университета Москва, 1995 - 109 c.;
7. Ахрамейко, А. В. Медицина [Электронный ресурс] / А. В. Ахрамейко // URL.:https://moluch.ru/archive/101/22875/(Дата обращения: 7.10.2018);
8. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Электронный ресурс] / И.Г. Белавина // URL.:http://hr- portal.ru/article/vospriyatie-rebenkom-kompyutera-i-kompyutemyh-igr(Дата обращения: 15.01.2019);
9. Бондаревская, Е.В. Парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997 - № 4 - С. 11 -17;
10. Бурмистров, И. В. Мир поправимых ошибок (психология компьютерных игр). Компьютерные игры. — Вычислительная техника и ее
применение [Текст] /И. В. Бурмистров // М.: Издательство: «Знание
Москва» - 1988 - 84 с.;
11. Венгер, А.Л. Компьютерная зависимость [Электронный ресурс] / Венгер А.Л.// URL.:http://insai.ru/slovar/kompyuternaya-zavisimost(Дата обращения: 17.03.3019);
12. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета[Текст] / А.Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. - Т. 25 - № 1. С. 90 - 100;
13. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни [Текст] / В.Гриффит // М.: Финансовые известия - 1996 - 68 с.;
14. Гришин, О.Е. Компьютерные игры как элемент массовой политической культуры и коммуникации [Текст] / О.Е.Гришин, Д.А. Иглин // Politbook. 2015 - № 1. - 127 - 145 с.;
15. Гунн, Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых [Текст] / Г. Е. Гунн // М.: Олма-Пресс - 2003 - 20 с.;
16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина // СПб.: Питер - 2009 - 592 с.;
17. Елкина, А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников [Текст] / А.Е. Елкина // Молодой ученый. - 2017 -
№20. — С. 394-396;
18. Емельяненко, В.Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания [Текст] / В.Д. Емельяненко, А.М. Богданова, Ю.А. Гнаева // Альманах современной науки и образования. 2015. - № 7 (97). - С. 66-70;
19. Емельяненко, В.Д. Интернет-зависимость: духовно¬
ценностные основания [Текст]/В.Д. Емельяненко, Н.С. Амешина // Альманах современной науки и образования - 2014 - № 11 (89) - С. 51-54;
20. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации [Текст] / М.В. Жукова // Вестник Челябинского государственного университета, 2013 - Выпуск 11 - С. 35-58;
21. Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося
поведения [Текст] / Е.В. Змановская // М.: Издательский центр
«Академия» - 2004 - 288 с.;
22. Зорин, К.В. «Одержимые». Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая [Текст] / К.В. Зорин // М.: Русский Хронографъ - 2008 - 256 с.;
23. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест - 2004 - 435 c.;
24. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер [Текст] / В.И. Ковалько // Москва. Вако - 2007 - 145 с.;
25. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С.В. Краснова // М.: Эксмо - 2012 - 89 с.;
26. Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов
[Электронный ресурс]/ И.В.
Крук/ZURL.: https://vocabulary.ru/slovari/tolkovyi-slovar-psihiatricheskihterminov.html(Дата обращения: 10.03.2019);
27. Кульчинская, И.В.Булимия. Еда или жизнь. Первое
практическое руководство по избавлению от пищевой зависимости [Электронный ресурс] / И.В. Кульчинская // URL.:
http: //detectivebooks. ru/book/28928599/?page=17 (Дата обращения:
05.10.2018);
28. Лобастова, Е.И. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников [Текст] / Е.И. Лобастова, С.С. Быкова // 45 Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32 - С. 41-45;
29. Медведева, И. Я. Ребенок и компьютер [Текст] / И. Я. Медведева // М.: Христианская жизнь - 2007 - 320с.;
30. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером [Текст] / В.Н. Могилева // М.: Академия - 2007 - 272 с.;
31. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов // М.: Просвещение - 2009 - 398 с.;
32. Новикова, О.Н. Виртуальная игра как средство формирования личностной идентичности детей и подростков [Текст] / О.Н. Новикова // Педагогическое образование в России. 2014 - № 2. - 151 с.;
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов // М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. - 2006 - 944 с.;
34. Оськина, Н.Р. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.Р. Оськина // Начальная школа плюс до и после. - 2012 - № 12. - 19 с.;
35. Паркин, С. Самые знаменитые компьютерные игры [Текст] / С. Паркин // М.: Эксмо - 2015 - 256 с.;
36. Попов, П.М. Кибераддикция как вид зависимого поведения [Текст] / П.М. Попов, Н.А. Устинова // Знание. 2016 - №3-4 (32) -132 с.;
37. Рерке, В. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодежи с зависимостью от социальных сетей [Текст] / В. И. Рерке // Социокультурная среда в изменяющемся мире: тенденции, проблемы, поиски. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014 - 177 - 182 с.;
38. Риппинен, Т.О. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера [Текст] / Т.О. Риппинен, Е.Р. Слободская // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 4-25 с.;
39. Рубцов, В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя [Текст] / В.В. Рубцов // Основы социально-генетической психологии // М.: Воронеж - 2006 - 23 с.;
40. Солдатова, Г.У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки [Текст] /Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал. - 2013 - Т. 34. № 4. -114 с.;
41. Сиберг, Д. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий [Текст] / Д.М. Сиберг // Альпина Паблишер - 2015 - 208 с.;
42. Степанова, М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером [Текст] / М. Степанова // М.: Народное образование - 2003 - 151с.;
43. Титова, В.В. Компьютерная зависимость: механизмы,
диагностика, подходы к лечению и профилактике [Текст] / В.В.Титова // Теория и практика психотерапии. - 2015 - № 1. - 56 с.;
44. Титова, В.В. Интернет зависимость: механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике [Текст] / В.В. Титова, А.Л. Катков, Д.Н. Чугунов // Педиатр. - 2014 - № 4 -139 с.;
45. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность [Текст] / Ж.И. Трафимчик // Вестник БГУ. Серия 3 - 2010 - №2 - 45 с.;
46. Устинова, А.Я. Геймерство - болезнь XXI века [Текст] / А.Я. Устинова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014 - № 2 (39) - 313 с.;
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - иКЕ:ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/922(дата обращения: 19.02.19);
48. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры [Текст] / А.В. Федоров // Педагогика. - 2004 - № 6 - 58 с.;
49. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова // М.: Издательство Юрайт - 2016 - 367 с.; 
50. Шавыркина, Е.В. Особенности зависимости в школьном возрасте [Текст]
Гуманитарные науки и образование. - 2010 - №1 -73 с.;
51. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры [Текст] / А.Г. Шмелев // М.: Знание Москва - 1988 - 84с.;
52. Эйдемиллер, Э. Г. Саморазрушающее поведение у подростков:
пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, С. А. Кулаков, О. В. Черемисин // Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Издательство Ленинградского
психоневрологического института - 1991 - 112 -117 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ