Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала

Работа №95553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство развития
творческих способностей у детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 36
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей у детей
младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного
искусства Урала 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74

Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [29]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным и о творческом развитии личности. В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество определяется, как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО) развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Искусство».
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин; педагоги: Д.Б. Кабалевский Т.С. Комарова, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр, и др.
«Декоративно-прикладное искусство (далее - ДПИ) играет большую роль в развитии творческих способностей. Воздействуя на личность, ДПИ обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллект, способствует воспитанию эстетических потребностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей. Знакомя детей младшего школьного возраста с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приемы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного коллективного создания образов, изобразительных сюжетов. В традиционном народном обучении ДПИ от старшего к младшему, есть свои традиционные принципы, формы и методы, их необходимо учитывать в педагогической практике художественного образования» [7].
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по декоративно-прикладному искусству Урала и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников по проблеме исследования уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Разработать комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности: Н.В. Кондратьева, А.Н. Лук, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др.), работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Я.А. Пономарев, В.П. Ушачев).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста; выявлялись возможности занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала в развитии творческих способностей детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала, направленного на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития творческих способностей у детей.
База проектировочной работы: Исследование проводилось на базе МАОУ лицея №12 города Екатеринбурга, в котором приняли участие 20 учеников 3 класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (41 источник), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как Н.В. Кондратьева, А.Н. Лук, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др. сделаем следующие выводы:
1. Творческие способности - это способности, позволяющие вырабатывать множество идей, выдвигать новые неожиданные идеи, быстро и легко находить новые способы решения, детализировать рисунок и наполнять рассказ интересными подробностями (по А.И.Савенкову).
Развитие творческих способностей - это процесс, направленный на развитие творческих способностей у детей, который позволяет вырабатывать множество идей, выдвигать новые неожиданные идеи, быстро и легко находить новые способы решения, детализировать рисунок и наполнять рассказ интересными подробностями (Рабочее понятие на основе характеристики критериев развитости творческих способностей детей по И.А. Савенкову).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста и уровневые характеристики по А.И. Савенкову.
2. Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как непосредственно в данное время закладывается основы для творческой деятельности. Характерные черты развития мышления в период школьного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Развитие памяти, внимания ребенка имеет огромное значение для развития творческих способностей ребенка. Непосредственно данные качества, по данным психологов, считаются базовыми для развития творческих способностей и повышают творческо-поисковую активность. Развитие творческих способностей осуществляется на основе двух подходов: следует культивировать творческое воображение; в особенной культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством.
3. Декоративно-прикладное искусство предоставляет широкие
возможности для развития творческих способностей у детей школьного возраста. Это объясняется тем,
что специфика занятий на материале декоративно-прикладного искусства требует творческой активности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы, а также занятиям присуща ярко выраженная эстетическая направленность, как по форме, так и по содержанию.
Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности можно сказать, что декоративно-прикладное искусство способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности.
4. В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по декоративно-прикладному искусству подобраны и применены следующие диагностические задания:
- по критерию «продуктивность мышления» - большая часть детей не испытывала затруднение при выполнении заданий на поиск различных вариантов получения результата. При выполнении данного задания не все дети смогли справиться с ними. Большинство детей без труда придумывали идеи. Пятеро детей вырабатывали максимально большое количество идей. У них больше продуктивность мышления, чем у остальных детей. Трое детей не справились с заданиями.
- по критерию «оригинальность мышления» - образы у большей части детей были интересны, проработаны. Большинство детей выдвигали новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.
У пятнадцати детей образы были интересны, детализированы. У четверых детей образы были необычны, большое внимание к деталям.
- по критерию «гибкость решения» - большая часть детей предпочитали действовать по шаблону. Творческий продукт имел незавершенный вид. Остальная часть детей работала самостоятельно, однако это проявлялось не всегда. Творческий продукт имел завершенный вид, однако не все детали были проработаны. Лишь четверо детей применяли разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности проходило быстро и легко. Творческий продукт имел полностью завершенный вид.
5. Разработан комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
На занятиях дети знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Процесс развития творческих способностей можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - рассматривание репродукций, изображений вылепленных изделий и т.д.; словесные - беседа, чтение и т.д.; проблемно-мотивационный (включение проблемной ситуации и т.д.).



1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 c
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967. - 74 с.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. - 480 с.
5. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Итель- сон, под ред. А. В. Петровского - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
6. Декоративно-прикладное искусство - как средство развития
творческих способностей детей [Электронный ресурс] -
URL: http: //ds272nsk.edusite.ru/DswMedia/dekorativno- 1-.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
7. Дубравина, И. В. Психология - М.: Академия, 2003. - 464 с.
8. Емельянова, О. В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста детских художественных школ средствами декоративно-прикладного искусства: художественная вышивка [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / О. В. Емельянова ; Орлов. гос. ун-т. - Орел, 2009. - 235 с.
9. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества [Текст] / М. В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
10. Ковалев, А. Г. Психологические особенности человека [Текст]: В 2 т. Т.2 / А. Г. Ковалев. - Л.: Издательский центр «Академия», 1960. - 59 с.
11. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества [Текст] / А. Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344с.
12. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества - М.: Альмаматер. 2004 - 32 с.
13. Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. Книга для учителя [Текст] / Н. М. Конышева - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 80 с.
14. Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и колледжей [Текст] / Конышева Н. М. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
15. Коромыслов, Б. И. Жостовская роспись [Текст] / Коромыслов Б. И. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 88 с.
16. Кухаронак, В.Г. Диагностика творческой активности младших школьников [Текст] / В.Г. Кухаронак // Пазашкольнае выхаванне. - 2000. - №6.- 13 с.
17. Лук, А. Н. Психология творчества - М.: «Наука», 1978.
18. Малый академический словарь [Электронный словарь] // Ред.: А.
П. Евгеньева, 1957-1960. URL:
http://enc.biblioclub.ru/Termin/1274933_sposobnost (дата обращения:
17.04.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ