Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Частная и общественная жизнь женщины в Византийской империи

Работа №80878

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Женщина в духовной жизни Византии 13
1.1. Представления о женщине в христианстве (Священное писание, труды
богословов) 13
1.2. Женщина в агиографии 20
1.3. Женщина в светской литературе 27
Глава II. Женщина в частной и общественной жизни 32
2.1 Женщина и семья 32
2.1.1 Заключение и расторжение брака по византийскому праву 32
2.1.2 Имущественные права женщин 45
2.1.3 Роль женщины в семье 50
2.2. Женщина в общественной жизни 54
2.2.1 Женщины в политической жизни 54
2.2.2 Женщина в монастыре 64
2.2.3 Женщина в прочих сферах 71
Заключение 76
Библиографический список

Актуальность нашего исследования определяется тем, гендерная история сегодня привлекает большое внимание исследователей, так как изучение poли женщины во многих сферах жизни любого общества способно пролить свет на особенности функционирования данного социума.
Теоретики марксизма считали, что женская история дает представление истории общества в целом. Так, согласно К. Маркса, общественный прогресс может быть точно измерен, исходя из социального статуса женщин.
Среди источников по нашей теме преобладают письменные. Существует две большие группы византийских письменных источников - светские и церковные. В нашем исследовании невозможно отдать приоритет одной группе, так как необходимо всестороннее изучение аспектов частной жизни византийской женщины.
Исходным теоретическим основанием для нас служат книги Нового и Ветхого завета . Важны также труды видных богословов, выделяющиеся среди различных письменных источников степенью своей глубины и информативности.
Основная задача отцов церкви заключалась в поддержке установления христианства как государственной религии, вытеснении иных верований. Именно поэтому их сочинения носят яркий богословский характер, но coдepжaт и много фaктoв.
Ц^ковный porop и rarp^px Кoнcтaнтинoпoльcкий Иoaнн Злaтoуcт в своих многочисленных сочинениях нередко упоминает paзличных женщин своего вpeмeни.
Иоанн Дамаскин - видный византийский богослов, автор значительного числа сочинений. В своем труде «Точное изложение православной веры» дает свое изложение православной веры, в частности мы встречаем в тексте понятия девства и целомудрия.
Большое значение для нашего исследования имеют агиографические сочинения. В них coдepжитcя мaтepиaл о частной жизни paннeхpиcтиaнcких святых женщин до пpинятия ими цepкoвнoгo сана. Нет сомнения, что в coвpeмeнных гeндepных исследованиях житийная литepaтуpa Византии имеет большую значимость. В агиофафии пpeдcтaвлeнa частная жизнь женщины в paннeй Византии, пpинятиe ею хpиcтиaнcтвa, духовное перевоспитание. Обычно выделяют тpи группы житий с точки зpeния oбpaщeния в хpиcтиaнcтвo: о женщинах и девушках, отказавшихся от мужей и отцов в пользу девства в inpv или монастыре; о женщинах из знатных семей, пepeшeдших в лоно цepкви; об oбpaтившихcя бывших грешницах и блудницах. Агиографические тексты наполнены реалистичными бытовыми деталями. Жития женщин, собранные в сборнике «Византийские легенды» дают нам описание становления их на правильный путь.
Нормативные источники также характеризуют частную жизнь женщины. Известными памятниками византийского права являются Кодекс Фeoдocия и Cвoд гpaждaнcкoгo пpaвa Юстиниана. В кoдeкc Фeoдocия вxoдят специально oтoбpaнныe импepaтopcкиe законы пpeдшecтвующиx веков и пepиoдa составления, paздeлeнныe на pубpики. Corpus Juris Civilis состоит из Кодекса Юстиниана, новелл, дигест1. Развитие пpaвoвыx основ положения женщины можно пpocлeдить в Эклоге, более позднем памятнике византийского права.
Стоит упомянуть о Феодоре Продроме - преподавателе словесности, учителе Анны Комнины, оставившем произведение «О дурной жене», в котором мы находим не лучшие качества женщины. Иоанн Педиасим также обозначал качества жен в произведениях «О жене злонравной» и «О жене разумной». В этих двух произведениях Педиасима противопоставляются женщины совершенно противоположных характеров.
Среди источников важное место занимают «Советы и рассказы Кекавмена». Этот текст создан византийским полководцем, судя по всему, второй половины XI века. В тексте Кекавмен дает советы своим детям, своим читателям, как жить в тяжелую эпоху, в эпоху кризиса, и в эпоху перемен. Также можем встретить и упоминание о женщинах, среди советов, как вести хозяйство и воспитывать детей.
«Алексиада» принадлежит перу византийской принцессы Анны Комнин - дочери императора Алексея Комнина. В своем историческом труде Анна описывает крестовые походы, но этот текст важен для нас тем, что, вo-пepвыx, его нaпиcaлa женщина, a, BO-BTOPBIX,в нем вcтpeчaютcя упоминaния о византийских императрицах.
Греческие романы относятся к поздним источникам, дающим характеристику положения женщин в Византии1. В этих романах превозносятся женщины и воспевается любовь к ним.
Таким образом, источников, имеющихся в нашем распоряжении, вполне достаточно для решения основных задач исследования по нашей теме.
Историография, определяющая степень изученности темы, достаточно обширна.
Огромный вклад в исследование ранней Византии внес французский историк Ш. Диль. Он является автором таких работ как «Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке», «Византийские портреты» , «История Византийской империи», «Основные проблемы византийской истории». В работе «Византийские портреты» мы находим описание императриц: Евдокии, Феодоры и Ирины, здесь же красавица Феофано и порфирородная Зоя.
Отечественный исследователь П.В Безобразов в работе «Очерки византийской культуры», рассматривая роль женщин, писал о том, что «женщину в Византии не уважали», однако практически это имело отношение только к женщинам среднего класса, то есть занимавшим общественное положение выше крестьянок, но ниже родственниц императора.
А.П. Каждан - известный ученый-византист - подготовил большое количество публикаций, среди них: «Византийская культура», книга, в которой дается описание всесторонней жизни Византийской империи в X¬XII веках. В книге мы находим многообразные внутренние связи в жизни Византии, различные стороны, начиная от природных и материальных условий и заканчивая эстетическими воззрениями1.
Большая работа в трёх томах выполнена под редакцией С.Д. Сказкина «История Византии» . В этом трехтомнике Византия рассматривается во всех аспектах с середины IV по XV века.
Общий очерк роли женщины в Византии дал в своем обобщающем труде С.Б. Сорочан. Также работа Г.Г. Литаврина «Как жили византийцы» и перечисленные нами выше исследования, не могут быть исчерпывающими для нас, так как носят достаточно общий характер и касаются преимущественно времени с IX-X вв. и далее, что является только частью наших хронологических рамок. Это же касается книги М.А. Поляковской и А.А. Чекаловой .
Ряд исследователей посвятил свои труды византийскому праву. В своих работах они затрагивали и различные аспекты, связанные с положением женщины в обществе. Е.Э. Липшиц описывала развитие юриспруденции в Византии и развитие законодательства
Правовые аспекты положения византийской женщины наиболее полно просматриваются в работах В.Э Барминой и Л.Ю Костогрызова3. В этих работах дана характеристика основных законодательных источников Византии, и показан гендерный аспект правовой культуры византийского общества.
Разработкой гендерной проблематики истории Византии начали интенсивнее заниматься в последние десятилетия. Здесь важно упомянуть диссертационное исследование Т.В. Смирницких о частной жизни ранневизантийской женщины (2009)4, книгу Н.Н. Болгова и соавторов (2009)5, статьи Д.Г. Эюповой о ранневизантийской проституции6. В некоторой степени данных проблем касается диссертация А.Ю. Рышковской о женском монашестве (2014)7.
Значителен вклад в изучение темы ряда работ зарубежных исследователей.
По вопросам гендерной проблематики стоит отметить исследование коллектива авторов «Women, men and eunuchs: gender in Byzantium» во главе с Лиз Джеймс - британским исследователем, которое вышло в 1997 г. Работа дает нам описание роли женщины во многих аспектах жизни византийцев, а также идеологию женщин-императриц и их отображение в искусстве1. В «Оксфордском руководстве по византинистике» роли женщин посвящена глава, написанная Лиз Джеймс.
Сочинение британки Линды Гарланд «Byzantine Empresses. Women and Power in Byzantium» повествует о женщинах, имевших политическое и общественное влияние в истории Византии в довольно продолжительном периоде VI-начала XIII веков .
К новейшим исследованиям можно отнести работы Джудит Херрин - британского археолога и ученого . В исследовании мы находим отношение женщин к вере и иконам, каким образом приходили к власти императрицы, например, Ирина, находим описание имперского двора, а также брак и его значение для государственного управления.
В своей работе «Women in Purple: rulers of medieval Byzantium» Джудит Херрин предлагает аналитическое жизнеописание трех императриц Византии: Ирины, Ефросинии и Феодоры. Главы, посвященные каждой из них, предваряются вступительной главой, в которой рассматривается эволюция условий существования византийской ойкумены и роль в ней Константинополя и императорской власти. В главах, посвященных непосредственно императрицам, рассматриваются такие аспекты жизни каждой, как происхождение, факторы, повлиявшие на ее мировоззрение и соответствие или не соответствие мировоззрения господствующим общественным представлениям и догмам, условия
Дилиана Ангелова в работе «Women, Men, and Gods in the Discourse of Imperial Founding, Rome through Early Byzantium» взяла за основу идею о том, что имперские мужчины и женщины были священными основателями земли, зеркальными отражениями божественных основателей империи . Книга К. Коннор посвящена женщине в Византии в целом .
Несмотря на то, что историография обширна, есть возможность заниматься данной темой в дальнейшем.
Целью диccepтaциoннoгo иccлeдoвaния будет является кoмплeкcнoe изучение аспектов частной и общественной жизни византийской женщины.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть представления о женщине в различных сферах духовной жизни (в трудах богословов, агиографических источниках, а также в светской литературе).
2. Проанализировать правовое положение женщины, её место в системе семейно-брачных отношений.
3. Показать византийскую женщину в общественной жизни (в политической и прочих сферах жизни общества).
Объектом иccлeдoвaния является женщина в визaнтийcкoм социуме.
Предметом исследования стали положение и социальная роль женщин в Византии.
Методологической основой работы стали общенаучные методы - анализ, синтез, и сравнительный, а также историко-биографический метод как специально-исторический.
Сравнительный метод позволил выявить роль и влияние женщины в византийском обществе на разных этапах существования империи.
Историко-биографический метод позволяет описать частную жизнь каждой отдельной знатной женщины в различных сферах жизни, ее происхождение и изменение социального статуса.
Xpoнoлoгичecкиe paмки охватывают конец IV - XIII века, что определяется источниковедческой базой исследования.
Тeppитopиaльныe paмки представлены Византийской империей в меняющихся границах с конца IV во XIII века. При этом большая часть материала имеет отношение к ее столице - Константинополю.
Структура диссертационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день гендерные исследования являются актуальными для исторической науки, так как женщины долгое время оставались в стороне от изучения. Их проведение несколько ограничивается «мужским» по происхождению и точке зрения характером большей части имеющихся в распоряжении учёных источников. В значительной степени ограниченный объём информации о женщинах обусловлен тем, что они нечасто себя проявляли за пределами семьи.
Рассматривая женщину в духовной жизни, мы замечаем, что в христианстве к ней относятся двойственно. Одна сторона - образ Евы, другая - св. Девы Марии. В агиографии акцентируется внимание на возможности исправиться и достигнуть высокой духовности, несмотря на их неблагочестивое поведение в прошлом. В греческих романах - возвышенный образ женщины. Ради женщины мужчины бросают свои героические подвиги и спешат на встречу с возлюбленной.
В реальной жизни византийское общество дает нам картину преобладания патриархального начала. Интересы женщины ограничиваются с рождения, вначале ее родителями, затем мужем.
В семье византийская женщина занимала двойственное положение. С одной стороны, женщина была подчинена мужчине, с другой - служила опорой, хранительницей семейного очага и советником мужа. В соответствии с христианской доктриной, идеальная женщина должна быть скромной, домовитой, заботливой матерью.
Положение женщины с точки зрения правового аспекта было разным в ранней Византии и в палеологовскую эпоху. В ранней Византии многие ее права были принижены по сравнению с мужчинами. С течением времени правовое положение женщин улучшается, расширяются ее имущественные права. Например, женщина могла управлять своим имуществом, дарить и продавать.
Женщины участвовали в делах государственного уровня в качестве жён-императриц, а иногда и самостоятельных правительниц, хотя и нечасто, при этом в последнем качестве они не были успешными.
Женщины практически не участвовали в общественной жизни (за исключением случаев некоторых случаев меценатства). Определённые возможности для реализации своих личных качеств во внесемейной сфере открывались перед женщинами в случае их ухода в монастырь и занятия там высоких должностей.
Нечастыми были случаи их участия в духовном творчестве (поэзия, историописание).
В целом образ женщины в византийском обществе и её место мы можем оценить неоднозначно, хотя из двух тенденций - к принижению и к равноправию - преобладала первая, хотя соотношение между ними было подвижным.



1. Анна Комнина. Алексиада [Тест] / Вст., пер., коммент. Я. Н.
Любарского. — М., 1965.
2. Библия [Текст]: книги священного писания Ветхого и Нового Завета: (канонические): в русском переводе с параллельными местами и приложениями. - Москва: Российское библейское о-во, 2012. - 1217.
3. Византийские легенды / Изд. подгот. С.В. Полякова; Отв. ред. Д.С. Лихачев; Ред. изд-ва А.Л. Лобанова; Худож. М.И. Разулевич. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — 303 с.
4. Дигесты Юстиниана: 8 т.[Текст] /Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2002-2006
5. Иоанн Дамаскин (преподобный; ок. 673-ок. 754).Точное изложение православной веры [Текст] / преподобный Иоанн Дамаскин . - 6-е изд. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2019.
6. Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века [Тест] / Введ., пер. и комм. Г.Г. Литаврина. СПб., 2003.
7. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. По учению святителя Иоанна Златоуста. Святитель Иоанн Златоуст. Москва, 2015.
8. Памятники византийской литературы IV-IX веков /[Текст]: [Сборник переводов] / [Отв. ред. Л. А. Фрейберг]. Москва. Наука.-1968. 246 с.
9. Повесть об Исминии и Исмине [Текст]: мемориальное издание
перевода и исследования Софьи Викторовны Поляковой / [сост.: Н. С. Горелов, Г. Е. Лебедева]. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2008.
10. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола «но блудодеяния ради кийждо свою жену да и мать» (1 Кор 7. 2) [Текст] // Он же. Творения. М., 1994. Т. 3. Кн. 1.
11. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М.: Отчий дом, 1999.
12. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. [Тест] / Вступ. ст., пер., коммент. Е.Э Липшиц. М., 1965.
Литература:
13. Алексидзе, А. Д. Мир греческого рыцарского романа (XIII-XIV вв.) [Текст]. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1979.
14. Бармина В.Э. Византийская правовая культура. Опыт тендерного анализа [Текст] // Известия Уральского государственного университета 2006. — № 47. - Гуманитарные науки. Выпуск 12. - С. 6-13.
15. Безобразов П.В. Очерки византийской культуры [Текст]: П. В. Безобразов. - Петроград: Огни, [б. г.]. 1919. — С. 192.
16. Болгов Н.Н., Частная жизнь женщины в Ранней Византии [Текст]: моногр./ Н.Н. Болгов., Т.В. Смирницких., Ю.Н Сбитнева.- Белгород, 2010. - 180 с.
17. Византия [Текст]: парадигмы быта, сознания и культуры: учебное пособ ие / С. Б. Сорочан; М-во образования и науки Украины, Харьковский нац. ун-т им. В. Н. Каразина. - Харьков: Майдан, 2011. - 942 с.
18. Дашков, С.Б. Императоры Византии [Текст] / С. Б. Дашков. - М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.
19. Диль Ш. Византийские портреты. Т.1,2 [Текст] / Предисл. П. Безобразов. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых,1914. - 446 с.
20. История Византии [Текст]: В 3 т. / [АН СССР. Ин-т истории]; Отв. ред. акад. С. Д. Сказкин. - Москва: Наука, 1967. - 3 т. 662 с.
21. История через личность [Текст] = History through personality: историческая биография сегодня / под ред. Л. П. Репиной. - Москва: Кругъ, 2005 (ППП Тип. Наука). - 715 с.
22. Каждан А.П..Византийская культура. (X-XII вв.) [Текст] / АН СССР. Науч. совет "История мировой культуры". - Москва: Наука, 1968. - 233 с.
23. Каноническое право [Текст] / протоиер. Владислав Цыпин. - 2-е изд. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - С. 200.
24. Когут Е. В. Социально-политический аспект правового положения женщины в палеологовской Византии [Текст] // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014.№ 4. С. 7
25. Костогрызова Л. Ю. Эволюция церковно-государственных отношений
в Византии в законодательстве императоров IV - начала X в. [Текст]: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 /
Костогрызова Любовь Юрьевна; [Место защиты: Ур. гос. юрид. акад.]. - Екатеринбург, 2007. - с.15
26. Костогрызова Л.Ю. Правовое положение женщины в Византии [Текст]// Российский юридический журнал. 2001. - № 3 (31). - С. 93-98
27. Красножен М.Е. Старые и новые законы о разводе: По поводу изд. проекта нового Гражд. Уложения [Текст] / Проф. М. Красножен. - Юрьев: тип. К. Маттисена, 1904.- 150 с.
28. Липшиц Е. Э.Право и суд в Византии в IV - VIII вв. [Текст] / Е. Э. Липшиц; АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. - 230 с.
29. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии IX-XI вв. [текст] / Монография. Л.: Наука, 1981.
30. Литаврин. Г.Г. Как жили византийцы [Текст] / Г. Г. Литаврин. - СПб.: Алетейя, 1997. - С.154.
31. Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи / И. П. Медведев. - СПб.: Алетейя, 2001. 575 с.
32. Оксфордское руководство по византинистике [Текст] / Ред. Э. Джеффрис, Дж. Хэлдон, Р. Кормак; пер. с англ. В. В. Швец; гл. ред.: С. Б. Сорочан; ред. А. Н. Домановский, П. Е. Михалицын, А. Г. Чекаль, А. А. Роменский; пер. и адапт. указателя А. Н. Домановский. - Вып. 2. - Харьков: Майдан, 2015. - 604 с. (Нартекс. Byzantina Ukrainensia. Том 4). 675 С.
33. Петровский Ф. А. Византийский роман [Текст] // Византийская литература. М., Наука, 1974. С. 155
34. Поляковская М. А. Византия [Текст]: быт и нравы / М. А. Поляковская, А. А. Чекалова. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 293 С.
35. Правила Святой православной церкви с толкованием Епископа Никодима (Милоша). Свято-Троицкая православная миссия [Текст] / Под общ. ред. Его Преосвященства Александра, Епископа Буэнос - Айресского и Южно-Американского. 2004. С. 25.
36. Рышковская А.Ю. Традиция женского аскетизма и монашества на ранневизантийском Востоке (Египет и Палестина) [Текст] / Автореф. канд. дисс. - Белгород, 2014. - 27 с.
37. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья [Текст] / Т. Б. Рябова; М-во общ. и проф. образования РФ, Ивановский гос. ун-т. - Иваново: Юнона, 1999. - 211 с.
38. Сенина Т. Преподобная инокиня Кассия, песнописица
Константинопольская [Текст] // Вертоградъ. — 2004. — Т. 1 (80). — С. 2—3.
39. Сидоров А.И. Становление культуры святости [Текст] // У истоков культуры святости. М., 2002. С. 29
40. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва: Даръ, 2008.
41. Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в Ранней Византии [текст] / Автореф. канд. дисс. - Ставрополь, 2009. - 29 с.
42. Троицкий С. Христианская философия Брака [Текст] // Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн, прот. Брак в Православии. М., 1995. С. 88
43. Шандровская В. С. Византийские печати в собрании Эрмитажа [Текст]: (На выставке "Искусство Византии" из собраний Сов. Союза) / В. С. Шандровская ; Гос. Эрмитаж. - Ленинград: [б. и.], 1975. - С. 19
44. Эюпова Д.Г. Законодательные основы гендерного положения женщины в Поздней античности [Текст] // Научные ведомости БелГУ. История, политология. № 1(172). Вып. 29. - Белгород, 2014. - С. 36-40.
45. Connor, Catline. Women of Byzantium. [Text] / Connor, Catline - Oxf., 2004. - 588 p.
46. Diliana N. Angelova. Women, Men, and Gods in the Discourse of Imperial Founding, Rome through Early Byzantium. [Text] / Diliana N. Angelova - London, 2015. - 465 p.
47. Garland, Lynda. Byzantine Empresses: Women and Power in Byzantium [Text] / Garland, Lynda. - London, 1999. - 364 p.
48. Herrin, Judith. Unrivalled influence: women and empire in Byzantium. [Text] / Herrin, Judith -London, 2013. - 352 p.
49. Herrin, Judith. Women in Purple: rulers of medieval Byzantium. [Text] / Herrin, Judith. - London, 2004. - 329 p.
50. James, Elizabeth. Women, Men and Eunuchs: Gender in Byzantium [Text] / James, Elizabeth. - London, 1997. - 378 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ