Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АГОНЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ

Работа №71536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Немейские и Истмийские состязания в Древней Греции 16
§ 1.Происхождение Немейских и Истмийских соревнований по данным нарративной традиции 16
§2. Организация агонов в Немее и Истме 22
§3. Программа состязаний Немейских и Истмийских игр 28
Глава 2. Карнейские и Панафинейские игры в древнегреческом обществе 39
§1. Мифологические версии происхождения Карнейских и Панафинейских
агонов 39
§2. Организация Карнейских и Панафинейских состязаний 46
§3. Программа соревнований Панафинейских и Карнейских игр 54
Заключение 67
Источники и исследования 70
Приложения

Актуальность темы исследования. В современном мире мы наблюдаем общецивилизационный сдвиг, смещение мотивов и ценностей индивидов в общемировом масштабе. Складыванию данной ситуации во многом способствует конкуренция, которая в древности и средние века проявлялась во внеэкономических областях в форме агональности. Без анализа агонального фактора невозможно создание целостного представления о сущности культуры в целом, и о специфике ее формирования, развития и функционирования сегодня.
Агонистика выступает тем механизмом, который заставляет людей «стремиться», «достигать высот» и, соответственно, направлена на жизнеобеспечение индивида и общества в целом. В тоже время явление агональности охватывает различные аспекты жизни общества.
Социокультурная роль агональности велика, так как она позволяет развиваться, функционировать всей культуре в целом. Тема социокультурных проекций агональности возникла в связи с эмпирически фиксируемыми явлениями состязательности, противоборства, которые соотносимы как с раз-личными этапами существования европейской цивилизации, так и с географически отдаленными территориями других культурных пространств. Агональность представляется неразрывно связанной с культурой, в которой инициирует возникновение множества феноменов агонального типа, отличающихся своим игровым, состязательным, конкурентным характером.
Политика, если её понимать как борьбу за завоевание и удержание власти, - это, безусловно, преимущественно сфера агонального мышления, сфера бытования агональных речевых идеалов. Следовательно, политический дискурс представляет собой демонстрацию агона.
Также сегодня явление агональности выражается через спорт посредством организации общеизвестных Олимпийских игр. За новостями об играх следят миллионы людей, сотни стран принимают в них участие, события, сними связанные, активно обсуждаются на телевидении, среди политиков и т. д.
В связи с тем, что атональность проникает и в культурную сферу жизни общества, возникает вопрос об определении статуса атональности как культурного феномена и выявлении его уникальных характеристик и качеств.
Проблематика, требующая культурологического осмысления, включает в себя вопрос о сущности и содержании способа самоутверждения человеческого бытия в условиях противоборства и противостояния, когда система ценностей и норм создается и подвергается испытаниям, когда вырабатываются средства ведения борьбы, образцы и нормы поведения, закрепляемые памятью в устных или письменных текстах. Такой способ самоутверждения не может быть един в различных исторических и территориальных границах, поэтому возникает необходимость выяснения критериев и оснований его существования в культурном пространстве. Агональность выявляет крайние границы человеческого соперничества, в которых проявляются доблесть, от-вага, мужество. В этих границах выкристаллизовывается особая культура, обладающая духовными и материальными ценностями, содержащая искусство реализации агональности, с помощью которого возможно превзойти соперника и победить врага.
В связи с вышесказанным, возникает вопрос об определении статуса агональности как культурного феномена и выявлении его уникальных характеристик и качеств на конкретном историческом материале.
Для нашего исследования мы выбрали игры, которые организовывали древние греки, так как явление агональности оказало необычайно плодотворное влияние на древнегреческую культуру, определило ее самобытность. Состязательное начало стало импульсом к разнообразной успешной деятельности древних греков и способствовало формированию их морально-этических ценностей: человек сопоставлял себя и сограждан, брал на себя ответственность за полноту своего бытия. Именно агональный тип культуры создал основания для самообновления и социальной динамики, в основе которых находится индивид и его культурный мир, а также достигаемые в процессе творческого саморазвития культурные новации.
Проведя сравнительный анализ нескольких празднеств, мы сможем выделить их наиболее характерные черты, а также сделать выводы о том, какое влияние оказывали агоны на жизнь проводивших их полисов.
Из четвёрки крупнейших панэллинских игр мы остановили свои выбор на Немейских и Истмийских, так как именно на их примере можно провести глубокий и всесторонний анализ для выявления наиболее характерных черт данного вида празднеств. Проведениемигр занимались два крупных противоборствующих полиса региона - Аргос и Коринф, что, несомненно, накладывало отпечаток на их организацию. Помимо этого, наш выбор обусловлен их недостаточной исследованностью в отечественной историографии.
Сравнительный анализ Панафинейских и Карнейских игр обусловлен тем, что изначально Панафинеи, так же, как и Карнеи, имели локальный характер, но впоследствии, по мере возвышения Афин, они были реорганизованы в панэллинские. В этой связи интересно будет проследить, по каким причинам подобный процесс не затронул Карнеи, так как известно: игры были определённым показателем статусности и престижности города. Кроме того, требует отдельного исследовательского внимания тот факт, что соперничество Афин и Спарты в различных сферах вышло за пределы полиса, но при этом не затронуло организуемые ими агоны.
Степень разработанности проблемы. Обращаясь к обзору литературы, необходимо подчеркнуть, что в отечественной историографии изучаемой нами проблеме посвящено сравнительно небольшое число работ, причем разрабатывались, главным образом, только отдельные её аспекты.
В первую очередь, выделим работы, посвященные конкретным агонам. В российской историографии, среди выбранных для анализа игр наиболее исследовано Панафинейское празднество. Т. Б. Гвоздева в ряде работ анализирует происхождение, программу и организацию данного празднества на основе письменной греческой традиции, а также археологических и эпиграфических источников. Панафинейскому празднеству также посвящена работа Л. П. Маринович и Г. А. Кошеленко, в которой освещается Панафинейская процессия.
В книге «Кумиры стадионов Эллады» Б. А. Базунов изложил историю возникновения и становления Немейских и Истмийских игр с привлечением документов, свидетельств историков и литературных источников. Однако это сочинение относится к жанру беллетристики и имеет, главным образом, описательный характер.
Обобщающий характер носит работа М. В. Скржинской, посвящённая праздникам Эллады и Северного Причерноморья в VI-I вв. до н. э.. Праздники рассматриваются как структурообразующий фактор общественного бытия и, по мнению автора, являются неотъемлемой частью религии и культуры античного общества. В работе тщательно исследуются Панафинейские амфоры, которые позволяют проследить историю становления того или иного вида состязаний в Панафинейской программе.
МонографияЮ. В. Шанина посвящена идее гармонического развития гражданина и ее отражению в древнегреческой поэзии, историографии, философской прозе. Все эти вопросы связываются автором с историей возникновения и расцвета Олимпийских игр античности. Для нашей работы важной частью данного исследования являются краткие очерки Немейских, Истмийских и Панафинейских празднеств, в которых показана связь религии, мифотворчества и воспитательной системы древних греков.
На роль агонов в развитии греческой цивилизации в российской науке обращали внимание ряд известнейших учёных. В своей работе А. И. Зайцев анализирует исторические, экономические и социально-психологические причины одного из важнейших событий в истории человечества — культурного переворота в Древней Греции . Одной из причин, «переворота» автор называет «агональный дух» присущий греческому обществу.
Для выявления специфики устройства полисов, в которых проводились игры, социально-политические и экономические изменения, которые в них происходили на протяжении исследуемого периода, нами были проанализированы работы М. Л. Бернгарда и В. М. Строгецкого.
С этой же целью нами была изучена монография выдающегося исследователя Ю. В. Андреева, которая является исследованием узловой проблемы социально-экономического и политического развития Спарты. Кроме этого, в некоторых других своих работах автор обращает внимание на институт мужских союзов в Спарте. В этом контексте он рассматривает Карнейские игры как часть религиозных обрядов.
Для реконструкции общего фона исторической эпохи, в которую возник феномен агональности и оформились панэллинские игры, как его проявление, мы использовали сочинение В. В. Латышева «Очерк греческих древностей», где автор дает характеристику главных реалий жизни античного греческого общества, а также с работой известного философа А.Ф. Лосева, где раскрывается социально-историческая основа античной эстетики. Автор представляет агональность как неотъемлемую часть всей греческой культуры в целом.
В зарубежной историографии интерес к агонистике выражен несколько более предметно. Существует довольно широкий спектр работ, как общего характера, так и детальных исследований конкретных агонов.
Фундаментальный труд коллектива зарубежных авторов, посвящённый панэллинским и местным древнегреческим играм, охватывает временной период от бронзового века до начала существования Византийской империи, отказываясь от привычной для зарубежной историографии концентрации на Олимпийских играх, авторы исследовали проявление агональной культуры по всему Средиземноморскому бассейну .Такой же обобщающий характер носит работа П. Валаваниса .
Исследование М. Петтерссона является попыткой понять специфику спартанского общества посредством исследования трёх главных празднеств - Карней, Гимнопедий и Гиацинтий. Непосредственный интерес для нас представляет глава, раскрывающая организацию Карнейских игр. Свою интерпретацию Карнейскому празднеству даёт М. Кыйв в работе, посвящённой спартанским святилищам, автор утверждает, что игры были частью инициационного обряда.
В работе «Древнегреческая атлетика» С. Миллер подводит итог своим многолетним исследованиям по проблеме древнегреческой агональности, и акцентирует своё внимание на влияние этого феномена на искусство, литературу и политику. Используя широкий спектр древних источников, письменных и вещественных, автор реконструирует древнегреческие фестивали и детали конкретных празднеств, таких как Карнейские, Панафинейские, Немейские и Истмийские игры. Отдельная его работа посвящена истории Немейских игр.
В своём исследовании О. Бронир опубликовал результаты археологических раскопок Истмийского храма, которые проводились с 1952 по 1967 годы. Интерес для нас представляет первый том данного исследования, в ко-тором автор рассматривает историю святилища в контексте организации Истмийских игр.
Кроме того, безусловный интерес для исследования представляет монография профессора В. Буркерта о древнегреческой религии, которая признана в мировой науке классическим трудом в этой области. В ней автор даёт характеристику культам богов и героев, ритуалам, мистериям и интересующим нас греческим празднествам, в период от Микен до классической эпохи.
Таким образом, данный круг исследований представляет наработки в заявленном проблемном поле. Несмотря на определённую изученность отдельных аспектов проблемы в отечественной и зарубежной историографии, комплексный сравнительный анализ Немейских, Истмийских, Карнейских и Панафинейских игр проводится впервые, что подтверждается отсутствием специальных трудов и определяет научную новизну работы.
Объект изучения: явление агональности в древнегреческом обществе.
Предмет изучения: универсалии и специфика проведения Немейских, Истмийских, Карнейских и Панафинейских агонов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с VIII по II вв. до н. э. Следует отметить, что игры, хотя и были официально запрещены только при утверждении христианства в IV в., на самом деле перестали быть частью социокультурной жизни и особенностью греческого общества много раньше, фактически с распространением римского господства, т. е. со II в. до н. э.
Обозначенный хронологический отрезок соответствуют основным этапам эволюции агонов и позволит нам наиболее полно выявить характерные черты, присущие данному явлению. Однако при анализе программы и мифологического происхождения празднеств, которые являются важнейшей составляющей сакральной части агонов, привлекались материал гомеровского периода, а также нарративные источники эллинистической эпохи.
Географические рамки ограничены территорией полисов - организаторов игр.
Цель работы: проанализировать содержательную и сущностную стороны агональностии еесоциокультурных аспектов на примере общеэллинских и локальных агонов.
Задачи:
1. изучить мифологические версии возникновения Немейских, Истмийских, Карнейских и Панафинейских агонов;
2. исследовать организационную сторону агонов в Немеях, Истме, Спарте и Афинах;
3. проанализировать программу состязаний Немейских, Истмийских, Карнейских и Панафинейских игр.
Источники. Основными источниками для нашей темы являются нарративные, важнейшее место среди которых занимают произведения античных авторов. Следует особо отметить, что в нашем распоряжении нет произведений, специально посвященных исследуемой нами проблеме. Несмотря на то, что источниковая база достаточно широка, сведения, которые несут в себе источники, отрывочны, дробны и фрагментарны.
Одним из важнейших исторических сочинений является труд Геродота «История». В первой части автор сосредоточил свое внимание на описании занимательных подробностей давнего прошлого Эллады, а во второй части изложил события того периода истории, память о котором была еще свежа у его современников - периода греко-персидских войн. В произведении Геродота содержится немало деталей, касающихся обычаев и нравов греков.
Также из произведений этого жанра необходимо особо выделить «Историю» Фукидида, которая имеет наибольшее значение для изучения противостояния Афин и Спарты. Основное содержание этого труда составляет описание событий крупнейшего межполисного конфликта V в., так называемой Пелопоннесской войны. Для нас наибольший интерес представляет первая часть труда Фукидида, повествующая о некоторых особенностях жизни спартанцев того времени.
Из других сочинений античных историков мы используем труд Диодора Сицилийского. Являясь эвгемеристом, Диодор трактует многие события через призму этих представлений, однако в изложении мифологических сюжетов он стремится не делать никаких искажений и не заниматься их рационалистическим толкованием, поэтому многочисленные сообщения историка на мифологические темы представляют значительный интерес.
Помимо исторических сочинений для своей работы мы привлекали источники философского жанра.
Изучение любого вопроса афинской истории не может обойтись без обращения к трактату Аристотеля «Афинская полития». Особенно важен он для рассмотрения государственного строя афинян. Труд Аристотеля делится на две части. Особый интерес для нас представляет вторая, в которой автор предоставляет ценную информацию об организации полисных празднеств. Аристотель подробно разбирает функционирование различных государственных институтов и должностных лиц на момент проведения праздника.
Лаконичные, но весьма разнообразные сведения представлены в произведении Элиана «Пёстрые рассказы», которые представляют собой собрание занимательных историй, главным образом, из жизни древних греков.
Из античных путеводителей большое значение для нашего исследования имеет труд Павсания «Описание Эллады». Несмотря на недостаточную аутентичность, в нем содержится довольно детальная информация о месте и особенностях проведения каждого из рассматриваемых нами празднеств, причем автор обращает внимание на события прошлого в интересующих нас хронологических рамках.
Павсаний излагает версию происхождения Панафиней от Тесея, дает описание архитектурного оформления праздника. В этом произведении особенно важны для нас сообщения писателя о Карнейских играх, о специфике их мифологической и обрядовой стороны. Помимо мифов, относящихся к этому празднику, Павсанием приводится значительное количество легенд и преданий, а также конкретных исторических фактов.
Биографический жанр представлен сочинением Плутарха «Сравнительные жизнеописания», состоящим из двадцати двух парных биографий известных греков и римлян. Автор приводит сведения о возникновении и различных элементах больших и малых агонов Панафинейских игр, кроме того, автор сообщает интересные сведения об этапах формирования мусического агона. В биографии Тесея Плутарх приписывает ему учреждение Истмийских игр.
О мифологической истории рассматриваемых игр большое количество сведений содержится в труде Аполлодора «Мифологическая библиотека», и Гигина «Мифы». Большая ценность сочинений мифографов состоит в том, что нередко они сообщают такие подробности, детали, древнейшие варианты мифологической традиции, которые отсутствуют в других источниках.
Труд Афинея «Пир мудрецов», написанный в жанре диалога, представляет собой огромную и пёструю компиляцию цитат, анекдотов, пересказов вторичных источников и других извлечений из древнегреческих писателей, без какой-либо рефлексии компилятора по поводу значимости цитируемых сведений и оценки их достоверности. Для нас он важен, так как в числе цитируемых авторов находится часть труда «Троянского строя» Деметрия Скепсийского, в котором автор подробно описывает схему устройства Карнейских агонов.
К числу вспомогательных источников относится эпическое произведение Гомера «Илиада» это древнейший из сохранившихся памятников древне-греческой литературы. Поэма повествует о событиях Троянской войны. Именно в этом произведении впервые описываются соревнования, которые в последствии станут основой программ практически всех агонов проводившихся в Древней Греции.
Дополнительным источником по агональной программе игр являются эпиникии Пиндара. Эпиникии Пиндара, относящиеся к концу VI - началу V вв., в каждом из которых обычно содержится пересказ нескольких мифов, передают некоторые подробности исследуемых празднеств. Для нашего исследования интерес представляют 12 Пифийская, 3 Немейская, 7 и 13 Олимпийские песни. Важное дополнение к организации Панафинейских игр мы находим в «Речах» Демосфена.
Немаловажное значение имеют схолии к произведениям Феокрита. Комментарии, составленные в разное время различными авторами, порой дополняют материал, сообщая подробности и раскрывая смысл некоторых высказываний автора.
Таким образом, обзор источников позволяет сделать вывод о том, что при комплексном использовании их различных категорий возможно решение поставленных задач.
Методы. Применение системного подхода, нацеленного на изучение сравниваемых явлений в их определенной генетической и хронологической последовательности, позволило проследить изменение форм и функций древнегреческой агональной практики и определить факторы, обусловившие это изменение.
Выбор того или иного метода обусловливается целями и задачами исследования, а также спецификой используемых источников. Основным методом, который был использован в нашей работе, является метод комплексного анализа источников, который даёт возможность извлекать достоверную ин-формацию и уточнять общую историю и эволюцию изучаемого феномена агональности.
Кроме того, нами использовался метод исторической реконструкции, так как отрывочность информации, которая содержится в каждой из групп источников, может быть преодолена только путем их сопоставления, также данный метод позволил нам восстановить обрядовую сторону игр, в том числе программу состязаний.
Сравнительно - исторический метод призван изучать объекты или явления по сходству и различию присущих им свойств, а также позволяет проводить линии сравнения в пространстве и во времени. В нашем исследовании данный метод привлекается для сравнения агонов, существовавших в раз-личные исторические периоды и в различных областях Древней Греции.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории культуры и религии Древней Греции, а также по проблемам античной куль-туры в целом.
Апробация осуществлялась в рамках деятельности проблемной группы «Культурная идентичность человека древности», а также при выступлении с докладами на конференциях «Белгородский диалог. 2018» и «Классическая и византийская традиция. 2017». Результаты последнего доклада были опубликованы в сборнике «Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции» .
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги нашей выпускной квалификационной работы, необходимо сказать, что агональность в древнегреческом обществе - это сложное и многогранное явление. Агонистика являлась одной из наиболее устойчивых религиозных традиций Древней Греции, которая была важным фактором осознания единства эллинов.
Следует отметить, что состязательный характер культуры Эллады обращает внимание еще на одну ее черту - греческая культура празднична, зрелищна. Праздники в основном были связаны с регулярными шествиями и разнообразными соревнованиями в честь богов - покровителей полиса.
Агон, постоянно присутствующий в обычной жизни, выражался в раз- личных формах.
В религиозной сфере была важна сакральная сторона агона. Город - организатор игр получал милость бога, в честь которого проводились игры: Карнеи были посвящены Аполлону Карнейскому, Панафинеи - Афине Поли- ас, Немейские справлялись в честь Посейдона, Истмийские - в честь Зевса.
Агон олицетворял характерную черту свободного грека: он мог про-явить себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали ценности полиса. Следовательно, для самих участников первое место на подобного рода состязаниях представляло собой нечто большее, чем просто победа ради вознаграждения: они обретали покровительство бога, которому были посвящены игры и переносили эту милость на свой полис.
В политической сфере проведение подобного рода празднеств являлось демонстрацией значения данного полиса на международной арене. Игры могли использоваться как инструмент в политической борьбе, например, Немейские игры иллюстрируют смещение баланса политических сил от Клеонк Аргосу и обратно. Также подобную тенденцию мы наблюдаем при реорганизации Панафинейских игр Писистратом в 566 г. до н.э. Агоны были важной частью социальной сферы, так как являлись консо-лидирующим фактором для всего населения полиса, наиболее ярко это про-явилось в Панафинейской процессии, в которой принимали участие все слои населения Афин, включая даже рабов. В Спарте, где были милитаризированы практически все стороны жизни, Карнейские игры рассматривались как часть инициационного обряда и играли важную роль в воспитании будущих граждан.
Игры отражали гендерное разделение, существовавшее в греческом обществе того периода: присутствие женщин было несовместимо с мужским священнодействием, могло оскорбить божество, и поэтому женщины не допускались на соревнования, исключением были только Карнейские игры, в которых состязались как юноши, так и девушки. Однако необходимо упомянуть, что женщины не были полностью удалены от участия: они имели возможность выступать в роли колесничих во время конных ристаний, а в период празднования Панафиней ткали пеплос для подношения Афине и могли участвовать в торжественной процессии.
В полисы, где проводились игры, стекались толпы людей со всего Пелопоннеса, чтобы посмотреть и поучаствовать в играх, естественно это приносило большую прибыль, но при этом влияние агональности на экономическую сферу было выражено слабее всего, так как экономическая выгода не была целью данных мероприятий, а имела сопутствующий характер.
В культуре древнегреческого общества агон прослеживался также в досуговой сфере общественной жизни, например, при проведении атлетических соревнований, состязаний поэтов, певцов и музыкантов, поэтому программа состязаний в каждом из полисов имела свои особенности, отражавшие специфику ментальности населения.
Таким образом, следует сказать, что явление агональности оказало необычайно плодотворное влияние на древнегреческую культуру, определив ее самобытность. Состязательное начало стало импульсом к разнообразной успешной деятельности древних греков и способствовало развитию их нравственных ценностей: индивид сопоставлял себя и сограждан, брал на себя ответственность за полноту своего бытия. Именно агональный тип культуры создал основания для самообновления и социальной динамики, в основе которых находится человек и его культурный мир.



1. Аполлодор. Мифологическая библиотека.Пер. В. Г. Борухович. - Ленинград: Наука, 1972. - 224 с. [Электронный ресурс]. - Режим достуnа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680001(дата обращения: 20.10.17).
2. Аристотель. Афинская полития. 2-ое издание. — Пер. и прим. С И.
Радцига- М.: Социально-экономическое издательство, 1937. - 256 с. [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1443001060#2(дата обращения: 19.10.17).
3. Афиней. Пир мудрецов. Книги I-VIII. / Пер. Н. Т. Голинкевича. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2003. - 656 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://з1шрозшш.ги/ги/побе/868(дата обращения: 06.11.17).
4. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г. А. Стратановский. - Ле-нинград.: Наука, 1972. - 500 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/(дата обращения: 15.11.17).
5. Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ.ред. А. А. Тахо-Годи. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная история»).- СПб.: Алетейя, 2000. - 400 с.
6. Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. - М.: Художественная литера-тура, 1978. - 536 с.
7. Демосфен. Речи: В 3 т. / Отв. ред. Е.С. Голубцова, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролов. - М.: Памятники исторической мысли, 1995. Т. III - 624 с.
8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Греческая мифология. Пер. с древнегреч., статья, коммент. и указ. О. П. Цыбенко. - М.: Лабиринт, 2000. - 224 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454004000(дата обращения: 15.11.17).
9. Каллимах. Гимны. / Пер. С. С. Аверинцева. - М.: Художественная литература, 1972. - 347 с.
10. Павсаний. Описание Эллады. Пер. С.П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова.- СПб.: Алетейя, 1996. - 336с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1385000100(дата обращения: 11.10.17).
11. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подг. М. Гаспаров; отв. ред. Ф. Петровский. - М.: Наука, 1980. - 504 с.
12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подготовили
С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1994. - Т. 1. 704 с. - Т. 2. 672 с.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1439004100(дата обращения: 13.01.18).
13. Схолии к Феокриту. «BucolicorumGraecorumTheocritiBionisMoschi- reliquiaeaccedentibusincertorumidylliis». / H.Ludolf. -Leipzig, 1887. - 89 с.
14. Фукидид. История / Пер. и прим Г. А. Стратановского. - СПб.: Нау-ка, 1981. - 544 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-
libra.ru/read/313020-istoriya.html (дата обращения: 13.01.18).
15. Элиан. Пёстрые рассказы. Москва-Ленинград: Академия Наук
СССР, 1963. - 186 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1482000100(дата обращения: 14.01.18).
ИССЛЕДОВАНИЯ
16. Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. - СПб.: Нестор-История, 2008. - 342 с.
17. Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). - СПб.: Алетейя, 2004. - 336 с.
18. Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. II. - М.: Наука, 1983. -С. 194 - 217.
19. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб.: Алетейя, 1998. - 434 с.
20. Базунов Б. А. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт,
2004. - 372 с.
21. Бернгард М. Л. Коринф и Арголида. - Варшава: Аркады, 1986. - 36с.
22. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики.- М.: Издательство МГУ, 1953. - 284 с.
23. Блаватская Т. В. Греческое общество II тыс. до н.э. и его культура. - М.: Наука, 1976. - 170 с.
24. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. - СПб.: Алетейя, 2004. - 584 с.
25. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр./Общ.ред. Ф. X. Кессиди, А. П. Юшкевича; Послесл. Ф. К. Кессиди.- М.: Прогресс, 1988.- 224 с.
26. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988 - 496 с.
27. Гвоздева Т.Б. Герои панафинейского стадиона // Вестник Московского университета. Серия 8. История. -М., 2009. -№ 6. - С. 5-21.
28. Гвоздева Т. Б. Великие Панафинеи: в тени Олимпийских игр // ВестникРУДН.- М., 2011. - № 2. - С. 36-47.
29. Гвоздева Т. Б. Награды на Панафинейских играх // Вестник РУДН. - М., 2013. -№ 3. - С. 84 - 95.
30. Гвоздева Т. Б. К истории конкурса мужской красоты в древне Греции // Вопросы истории. - М., 2001. - № 1. - С.146 -150.
31. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПБ.: Издание то-варищества О. Н. Поповой, 1913. - 495 с.
32. Грейвс Р. Мифы древней Греции.- М.: Прогресс, 1992. - 624 с.
33. Зайков А. В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и про-тиводействие внутренней распре // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1995.- № 2. - С. 5 - 15.
34. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э.- СПб.:Филологический факультет СПбГУ, 2000. - 320 с.
35. ЗелинскийФ.Ф. История античных религий. - СПб.:Алетейя, 2014. -864 с.
36. История греческой литературы. Т - 1. - М.: АН СССР, 1946. - 520 с.
37. Кембриджская история древнего мира. Том III, часть 3: Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова.- М.: Ладомир, 2007. - 653 с.
38. Ковалёва И. И. Эрихтоний: миф в структуре Панафиней // Труды института лингвистических исследований. - СПБ.,2008. - № 1. - С. 152-155.
39. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.). - СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. - 432 с.
40. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. - 450 с.
41. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. - СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1889. -326 с. [Электронный ресурс]. - Электрон.библиотека. - URL: ййр://’№№№.зпо.рго1.ги/11Ь/1а1/тйех.й1ш(дата обращения: 19.11.2017).
42. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/Сост. А. А. Тахо-Годи; общ.ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1996. - 975 с.
43. Лосев А. Ф. История античной эстетики в 8 томах. Том 1. Ранняя классика. - М.: ACT; Х.: Фолио, 2000. - 624 с.
44. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. - М.: Олма- Пресс, 2001. - 576 с.
45. Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 352 с.
46. Николаев Д. М. Фрактальные миры культуры. - Кишинёв: Graffe- Design, 2014. - 280 с.
47. Пучкина Ю. И. Влияние агонального начала на развитие древнегреческой культуры // Вестник КСЭИ. - Краснодар, 2012. №: 3-4.- С. 141-144.
48. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. - СПб.: Алетейя, 2010. - 326 с.
49. Строгецкий В. М. Афины и Спарта: борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478 - 431). - СПБ.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2008. - 291 с.
50. Тарасова Л.В. От аретрк яшЗаа: сакральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции // Вестник ПНИПУ. - Пермь, 2017. - № 1. - С. 45-53.
51. Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. - СПб.: Алетейя, 2001. - 186 с.
52. Шанин Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов. Гомер и классическая лирика VIII-V вв. до н. э. - М.: Алетейя, 2001. - 204 с.
53. Шарнина А. Б. Эллинское единство и общегреческие празднества // Мнемнон: исследования и публикации античного мира.- СПБ, 2011. - № 11. - С. 257 - 272.
54. Яровой А. В. Социокультурные проекции агональности. - Ростов- на-Дону, 2012. - 298 с.
55. Broneer O. Isthmia I. Temple of Poseidon. - Princeton, 1971. - 244 p.
56. Crowther N. В. “Maly Beauty” Contests in Greece: The Euandria and Euexia // L’ AntiquiteClassique. 1985. - 54 p.
57. Hornblower S., Morgan C. Pindar's Poetry, Patrons and Festivals. From Archaic Greece to the Roman Empire.- Oxford: Oxford University Press, 2007. - 490 p.
58. Koiv М. Sanctuaries and traditions in Ancient Sparta. Cultures in Co m- parison Religion and Politics in Ancient Mediterranean Regions. - Munster: Uga- rit-Verlag, 2015. - 47 p.
59. Kyle G., Christesen P. A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman Antiquity.- Blackwell, 2014. - 804 p.
60. MarinatosN., HaggR. Greek Sanctuaries. New Approaches. - London: Routledge, 1993. - 210 p.
61. Mommsen A. The Panathenaia: An Introduction // Goddess and Polis:
The Panathenaic festival in ancient Athens. - Princeton, 1992. - 227 p.
62. Miller G. Ancient Greek Athletics. - New Haven: Yale University Press, 2004. - 288 p.
63. MillerG. Nemea: A Guide to the Site and Museum. - Los Angeles, 1989. - 215 p.
64. Pettersson M. Cults of Apollo at Sparta: The Hyakinthia, the Gymnopai- diai and the Karneia. - Stockholm, 1992. - 170 p.
65. Shapiro H.A. 1992. MousikoiAgones: Music and Poetry at the Panathe-naia. In Goddess and Polis.- Princeton, 1992. - 400 p.
66. Valavanis P. Games and Sanctuaries in Ancient Greece: Olympia, Del-phi, Isthmia, Nemea, Athens. - Los Angeles, 2004. - 442 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ