Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТИ В АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Работа №66573

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЖИЗНИ РЕБЁНКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ... 23
1.1. Рождение ребёнка в греческой семье: ритуалы и торжества 23
1.2. Юридический статус, права и обязанности ребенка в греческой
семье 30
1.3. Обустройство детского быта: сведения о детских комнатах, одежде и
игрушках Греции 35
1.4. Основные этапы воспитания и обучения детей из разных
общественных слоёв в Древней Греции 40
ГЛАВА 2. ДЕТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ 56
2.1. Появление нового члена римской семьи. Раннее воспитание, детские
игры и игрушки 56
2.2. Юридический статус, права и обязанности ребенка в римской
семье 64
2.3. Характеристика системы школьного образования в Риме 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 91


Актуальность. Существует множество афоризмов, смысл которых сводится к тому, что дети - это цветы жизни, будущее народа, надежда на лучшую жизнь, а также часто отражение своих родителей, что обнаруживает латинская пословица: «Е fructu arbor cognoscitur» (по плоду узнается дерево). Поэтому вопрос рождения и достойного воспитания детей, так или иначе, возникал в каждую эпоху, и античность не стала исключением.
Детство является особым социальным феноменом, который на разных этапах развития человечества имеет своё содержание и структуру, неодинаковое отношение взрослых к подрастающему поколению, отличия в определении ценности жизни ребёнка.
С исторической точки зрения понятие «детство» включает в себя, прежде всего, определенный социальный статус, круг прав и обязанностей, а также набор доступных для соответствующего периода жизни видов и форм деятельности.
Однако проблема изучения жизни детей практически на каждом историческом этапе развития человечества, и в период античности, в частности, осложнена тем, что данные, косвенно касающиеся детства, весьма отрывочны и противоречивы, поэтому мы не всегда можем составить целостную картину о жизни подрастающего поколения в ту или иную эпоху.
Сложность изучения детства как социокультурного феномена в античности заключается еще и в том, что изобразительное и литературное искусство практически не обращалось к детям вплоть до XIII столетия. Ведь детство считалось периодом, который быстро проходит и не имеет высокой ценности. Можно признать это следствием демографической ситуации, когда высокой была не только детская рождаемость, но и смертность. Так, в Древнем Риме в первый день после родов умирало 33% младенцев, 55% не доживали до пятого дня . После того, как подросток проходил пятнадцатилетний порог, он или она, могли рассчитывать, что доживут до 36 лет. Поэтому ценность жизни ребёнка и отношение к нему в древности, и в античный период в частности, было совершенно иным, чем в наше время.
Поскольку отношение к детям в античности носило более прагматичный характер, нежели сегодня, весьма сложно добыть сведения о детстве в античную эпоху, поскольку греческие и римские авторы мало обращали внимание на детей. Сложность вопроса заключается в небольшом объёме дошедших до нас письменных источников. Нам представляется, что именно в связи с этим проблема детства и детей в античности, на наш взгляд, слабо изучена.
Другим из аспектов, обуславливающих актуальность нашего исследования, является то, что педагогические воззрения античных философов стали образцами для последующих эпох и заложили традиции европейского образования.
Объектом исследования является повседневная жизнь античности.
Предметом исследования является изучение особенностей воспитания и повседневной жизни детей в античной цивилизации.
Цель исследования - выявить специфику воспитания и отношения к детям в античной цивилизации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать ритуалы и торжества, связанные с рождением ребёнка в греческой семье;
2. Изучить юридический статус, права и обязанности ребенка в греческой семье;
3. Выявить особенности обустройства детского быта в Древней Греции;
4. Рассмотреть основные этапы воспитания и обучения детей из разных общественных слоёв в Древней Греции;
5. Охарактеризовать раннее воспитание, детские игры и игрушки в Древнем Риме;
6. Проанализировать юридический статус, права и обязанности ребенка в римской семье;
7. Дать характеристику системе школьного образования в Риме.
Хронологические рамки исследования - V в. до н.э. - V в. н.э. Нижняя граница указывает на начало классического периода в античной истории, который характеризуется окончательным оформлением полисного строя и расцветом в области культуры. Начиная с этого времени, представляется возможным проследить формирование системы образования в Древней Греции, а в устойчивых общественных отношениях определить место, занимаемое ребенком в греческой, а затем и в римской семье. Верхняя граница совпадает с датой падения Римской империи, знаменующей переход к эпохе Средневековья с совершенно иной религиозной системой, а значит новым мировоззрением и взглядами на семью и воспитание.
Географические рамки исследования. Территориальное ядро нашего исследования составляет южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии, а также Апеннинский полуостров, где и располагались соответственно две части античного мира - цивилизации Древней Греции и Древнего Рима.
Источниковая база исследования. В ходе исследования нами был определен и отобран комплекс источников, необходимый для многостороннего рассмотрения различных аспектов воспитания и повседневной жизни детей в античности. Основу исследования составили произведения историков, поэтов, философов, ораторов, крупных государственных деятелей: Гомера, Гесиода, Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Еврипида, Фукидида, Аристофана, Плутарха, Вергилия, Тита Ливия, Квинтилиана, Плиния Младшего и других.
Условно разделим письменные источники на две большие группы - свидетельства по истории Древней Греции и свидетельства по истории Древнего Рима.
Письменных источников о том, как жили дети Древней Греции недостаточно, мифы о детстве Геракла и Персея, интерпретация живописи на вазах, бронзовой скульптуры, мраморных стел, посвященных умершим детям, памятных вещей с мест захоронений помогают составить общую картину о жизни детей Древней Греции.
Археологические свидетельства происходят главным образом из Афин, большая часть относится к четвертому столетию до нашей эры. Но статуэтки и изображения детей на скульптурных барельефах были найдены и в Херсонесе при раскопках полковником Монро во второй половине XIX века.
До наших дней сохранились также руины гимнасиев - воспитательно-образовательных учреждений в Древней Греции. В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки (см. Приложение 1)
Представить школьные будни маленького грека помогают и археологические находки школьных принадлежностей: школьные таблички, счетные доски (см. Приложение 2)
Что касается живописи на вазах, то чаще всего здесь запечатлены дети богатых граждан. Например, на краснофигурной вазе IV в. до н.э. изображен урок музыки Дамона (см. Приложение 3). Занятие у Дамона (сер. V в. до н.э.) - известного греческого софиста и музыкального теоретика, советника Перикла, мог себе позволить только юноша из знатной семьи
Также на краснофигурной вазе мы можем увидеть гимнастические упражнения эфебов - юношей, достигших возраста, когда они обретали все права гражданина (16 лет) (см. Приложение 4).
Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником информации не только для культурно-исторических исследований, в том числе для изучения быта и особенностей повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, но и древнегреческой мифологии. Во многих мифологических сюжетах присутствуют изображения детей: фрагмент краснофигурной вазы 450 г. до н.э. «Рождение Диониса из бедра Зевса» (см. Приложение 5); «Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы» (Приложение 6).
Как выглядели маленькие греки, нам помогают представить и памятники скульптуры. Замечательное изображение детского тела принадлежит Боэфу из Халкедона, известному ваятелю и торевту во II в. до н.э. Плиний очень хвалит его статую мальчика, который душит гуся, произведение, из подражания которому, несомненно, возникли многочисленные группы, изображающие мальчика, который силой старается удержать гуся (см. Приложение 7).
Древнегреческая скульптура подтверждает тот факт, что образование детей было направлено не только на умственное, но и на физическое развитие.
В качестве примеров можно привести мраморный рельеф на цоколе статуи «Борьба в палестре» конца VI в. до н. э. и скульптурную группу «Борцы (Панкратиасты)» копию с древнеримской статуи, выполненной по утраченному греческому оригиналу III в. до н.э. (см. Приложение 8). Как мы видим, юноши обладали прекрасной физической формой.
Таким образом, вещественные памятники помогают нам составить некоторое представление о жизни детей в Древней Греции: как выглядели дети; как проходили занятия в школе; каков был внешний облик учебных заведений и их устройство; какими школьными принадлежностями пользовались греки.
Тем не менее, вещественные источники не могут нам дать целостное представление о духовном облике античности: каким ценностям учили детей, в какой атмосфере они развивались. Поэтому необходимо проанализировать письменное наследие античности.
Письменных свидетельств о том, как жили дети в Древней Греции явно недостаточно. О воспитании и обучении маленьких греков возможно судить, опираясь на идеалы образования в трудах античных философов.
Самым древними источником, содержащим сведения об образовании VIII-V вв. до н.э., являются произведения Гомера. Естественно, мы должны учитывать, что «Илиада» и «Одиссея» - свидетельства сложные по составу, включающее в себя легенды, собственный вклад древнегреческого поэта, переработки и дополнения, которые были внесены другими авторами.
Тем не менее, Гомер впервые показывает, что образование как таковое было доступно только аристократической прослойке общества. У Гомера мы находим идеал греческой образовательной системы и добродетели, которыми должен быть наделен юноша-герой. Но показывает поэт и идеал воспитанной девушки, готовящей себя к замужеству, покорной родителям и богам.
Образ кормилицы, первых педагогов также предстают перед нами на страницах поэм Гомера.
Труд Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.) был нам полезен для осознания ценности труда в мировоззрении древних греков и их воспитательной системе.
Свои идеальные государства и образовательные системы пытались создать Платон (429 - 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) , чьи мысли и воззрения неоднократно возникнут на страницах нашего исследования. Данные философы затрагивали вопросы пеленания, детских игр, приглашения кормилиц в семью и многие другие, связанные с различными сторонами феномена детства.
У Ксенофонта (430 - 354 гг. до н.э.) мы почерпнули информацию о жизни в эфебиях - переходном этапе во взрослую жизнь для греческого юноши.
Лукиан (около 120 - 180 гг. н.э.) показал нам суровые обычаи воспитания в Спарте, где наряду с обычными для агонов мусическими и гимнастическими состязаниями, подростки подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии.
Фрагментарные сведения об имянаречении, функциях семьи и рождении детей находим у Еврипида (480 - 406 гг. до н.э.) , Фукидида (около 460 - 400 гг. до н.э.) , Аристофана (444 - 387/380 гг. до н.э.) , Плутарха (46 - 127 гг. н.э.) .
Таким образом, письменные свидетельства по интересующей нас проблематике несут фрагментарную информацию, которую нужно по крупицам собирать из разных источников.
В древнеримских источниках упоминания о детях, школьном обучении, семейных отношениях встречаются гораздо чаще.
Самым ранним источником по нашему вопросу являются сочинения Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.): детских правах, обязанностях, положении в семье, системе воспитания и обучения .
Интересным для нас является труд теоретика ораторского искусства, педагога Квинтилиана Марка Фабия (42 - 118 гг. н.э.) , который в своём труде обратился к проблемам воспитания. Он полагал, что все дети от природы способны, и все же в воспитании нужно учитывать их индивидуальные особенности. Обучение у Квинтилиана состояло из трех ступеней: подражание, наставление, упражнение. Из двух систем обучения, частно-домашней и общественной, предпочтение отдавал последней. Высоко ценил настоящую школу, которая должна представлять для ученика в миниатюре саму жизнь и готовить к ней.
Источники по истории Древнего Рима включают в себя не только объёмные педагогические сочинения, в некоторых информация о детях также встречается в отдельных фрагментах. Так, у Вергилия (70 - 19 гг. до н.э.) можно найти информацию об излюбленной в Древнем Риме детской забаве. Сведения о детях встречаются у Тита Ливия (59 г. до н.э. 17 г. н.э.) , Плиния (61 - 113 гг. н.э.) .
Эпоха Древнего Рима оставила нам и памятники права, которые отражают семейные отношения, где мы можем часто встретить информацию о юридическом статусе детей, наследственном праве. Одним из таких дошедших до нас источников являются Законы 12 таблиц .
Информация о детях в Древнем Риме содержится в отдельных педагогических трудах, трудах философов, поэтических произведениях, памятниках римского права.
Таким образом, в отдельных письменных источниках отражены некоторые сведения о различных сторонах воспитания и повседневной жизни детей в античности, однако, в целом, детям в античной литературе практически не уделялось никакого внимания. В большинстве случаев античных авторов интересовало создание педагогических идеалов, описание добродетелей, которые необходимо воспитать у представителей высших слоёв. Изредка сведения о юридическом статусе детей встречаются в греко¬римском законодательстве. Информация о бытовой стороне жизни детей в рассматриваемую нами эпоху весьма отрывочна.
Дополнить картину о детской жизни в период античности помогает вазопись, скульптура, археологические находки.
Степень изученности темы. Во многих работах сведения об особенностях воспитания и повседневной жизни детей в античной цивилизации носят фрагментарный характер.
Исследования, в которых отражаются различные аспекты нашей проблемы, следует разделить на несколько групп: работы по истории Древней Греции, работы по истории Древнего Рима, обобщающие работы по истории античности и античной культуры, обобщающие работы по всемирной истории детства. В первых двух группах выделим две подгруппы, а именно исследования зарубежных и отечественных авторов.
Перейдем к более подробному описанию первой группы работ, где содержатся сведения о детях на территории Древней Греции в период с IX по I вв. до н.э.
Представления о процессах, происходящих в древнегреческом обществе, исторических, политических и экономических условиях дают работы следующих авторов: А. Боннара , А.М. Бюттена , В. Дюранта , И.М. Кулишера , В.Б. Миронова . Данные исследования помогают нам представить обстановку, в которой росли и воспитывались дети в Древней Греции в разные временные периоды.
Обращаясь к исследованиям зарубежных историков, отметим работы таких авторов, как Поль Гиро, Вернер Йегер, Лидия Винничук, Анри-Ирене
Марру. Здесь в большей степени сделаны прямые указания на различные стороны жизни детей в Древней Греции.
Большой интерес для нашего исследования представляет работа французского историка Поля Гиро (1850-1907 гг.) . Здесь автор достаточно подробно освещает жизнь ребёнка в Древней Греции. Описаны церемонии на седьмой и десятый день после рождения ребёнка, особенности собственных имен, которые давали детям, процедуры усыновления, наследования и раздела наследства, затрагивается проблема отцовской власти. Достаточно полное представление данная работа формирует об особенностях воспитания в Древней Греции и в её полисах (например, в Афинах и Спарте), особенности воспитания мальчиков и девочек.
Немецкий филолог-классик и историк философии Вернер Йегер (1888¬1961 гг.) в двухтомном труде «Пайдейя. Воспитание античного грека» воссоздаёт идеал греческой воспитательной системы. Первый том включает в свой состав возникновение, развитие и кризис греческого образования в эпоху героического и политического человека, т. е. ранний и классический период жизни греческого народа. Второй том представляет духовное восстановление в платоновский век, его борьбу за государство и образование, и превращение греческой культуры в силу, овладевшую всем миром.
Обширную информацию по проблематике нашего исследования содержит книга Лидии Винничук . В её работе описываются особенности жизни ребёнка в семье и греческая система воспитания. Также как и Поль Гиро, автор сообщает об утвердившемся по всей Элладе патриархате. Автор описывает некоторые особенности заключения брака и получения наследства детьми. Одна из глав книги посвящена образованию и воспитанию античного ребёнка. Здесь говорится о различиях в воспитании и обучении мальчиков и девочек, рассказывается о вечной проблеме конфликтов между поколениями, последовательно описываются ступени и специфика образования в разные периоды древнегреческой истории.
Информацию о детях в Древней Греции можно почерпнуть из труда известного французского исследователя Анри-Ирене Марру (1904-1977) «История воспитания в античности» . Автор подчеркивает генетическую связь между цивилизацией античности и современной Европой и утверждает, что традиции европейского образования были заложены именно в Древней Греции.
Интересной для нас является работа Г. Лихта , где подробно рассказано об особенностях воспитания девочек и брачном обряде, одежде греческих детей, занятиях гимнастикой.
Представить жизнь детей в период Древней Греции помогают и работы отечественных исследователей.
Обширный материал для изучения жизни мальчика в Древней Греции даёт работа К.М. Колобовой и Е.Л. Озерецкой «Как жили древние греки» .
Геннадий Евгеньевич Жураковский (1894-1955 гг.) в книге «Очерки по истории античной педагогики» последовательно рассказывает о спартанской воспитательной системе, просветительной практике Афин в V-IV веках, эллинском просвещении V—IV веков и его исторических, эпохе эллинизма (теории и практике просвещения в Афинах эпохи эллинизма культурных достижениях и образовательной практике в новых центрах эллинистического мира).
Детство в период античности и античная система воспитания представлена также в работе Владислава Петрова . Автор подробно описывает быт маленьких греков и в то же время рассказывает, как в недрах древнегреческой философии зарождалась педагогика. Из книги можно почерпнуть информацию, как растили мальчиков и к чему готовили девочек, какие школы посещали греческие дети, какие предметы изучали и кто были их учителя.
Представления о свадебном обряде, условиях вступления в брак и брачном возрасте преимущественно в период поздней античности, формирует статья Е.В. Литовченко31 .
Разобраться с социальной структурой Спарты и выяснить, как происходило обучение детей из разных общественных слоев, помогла в нашем исследовании работа А.В. Зайкова .
Очевидно, что наиболее освещенным вопросом по проблеме детей и детства в Древней Греции является система воспитания и обучения. Большинство книг касающихся данной стороны детства античного ребёнка относятся к трудам по истории педагогики (В. Йегер, А.-И. Марру, Г.Е. Жураковский, В. Петров). Во многих работах описано домашнее обучение до семилетнего возраста, дальнейшие стадии образования, а также некоторые различия в воспитании мальчиков и девочек.
Что касается слабо и не до конца исследованных вопросов, то нам мало что известно об устройстве быта ребёнка в Древней Греции: облике детских комнат, детских игрушках, одежде, основных играх и развлечениях. Сведения о правовом положении ребёнка, в частности правах наследования, усыновления, положения в семье, носят фрагментарный характер.
Вторая группа исследований включает работы по истории Древнего Рима, которых значительно больше, что объясняется большим объёмом дошедших до нашего времени письменных свидетельств.
Для первоначального анализа социокультурных процессов, протекающих в Древнем Риме и оказывающих влияние на воспитание подрастающего поколения, мы рассмотрели работы общего характера, принадлежащие Р. Ануну , Л. Адкинсу , Г. Вейсу , Г.С. Кнабе , Ф. Коуэлу и др.
Более подробно вопросы, касающиеся особенностей воспитания и повседневной жизни детей в Древнем Риме, освещены в трудах следующих зарубежных исследователей: П. Гиро, Ж. Каркопино, Д. Гуревич и М.-Т. Рапсат Шарлье, А. Анджела, М. Бургана, Ж.-Н. Робера.
В книге «Частная и общественная жизнь римлян» французский историк Поль Гиро (1850-1907 гг.) даёт подробное описание римской системы воспитания в различные периоды - от времён Плавта до второй половины IV века. Рассказывает автор о телесных наказаниях, темах для упражнений, школьном помещении, мебели, ученических принадлежностях, способах письма и режиме дня школьников.
Сведения о жизни семьи в Древнем Риме содержатся в работе французского историка Жерома Каркопино (1881-1970 гг.) «Повседневная жизнь в Древнем Риме: люди и город в период апогея Империи» . Здесь автор показывает изменения, которые произошли с римской семьёй в период Римской империи.
В книге французских исследовательниц Д. Гуревич и М.-Т. Рапсат- Шарлье «Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме » рассказывается о самых различных сторонах жизни римского ребёнка, начиная с самого рождения, например о том, как проходили роды, об осмотре новорожденного, уходе за младенцем, кормлении ребёнка, детских болезнях, сообщают информацию о римских именах. Достаточно полное представление данная работа формирует об особенностях воспитания девочек.
Жизнь ребёнка очень сложно представить без игр и развлечений, т.к. это основной вид его деятельности и способ познания мира. В книге Альберто Анджелы (род. в 1962 г.) «Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы» показаны основные детские игры и игрушки.
В коллективной монографии «Римляне: от деревни к империи» затрагиваются некоторые стороны правового регулирования отношений в семье, а также вопросы образования. Так, авторы сообщают, что самых ранних дней римское образование было семейным делом, родители заботились об образовании своих детей. Когда контакты с другими частями Средиземноморья начали расширяться, наиболее богатые из римских семей стали нанимать в качестве учителей греков.
Майкл Бурган в своем труде «Империя Древнего Рима » не обошел стороной вопрос воспитания в семье, образования детей из разных слоёв общества. По словам автора в римской семье всю власть удерживал отец, который являлся единственным владельцем всего семейного имущества. Отцы были ответственны за образование своих детей и могли обучать их основам чтения и письма самостоятельно, а позже во времена империи отправляли своих детей в школы или нанимали воспитателей для домашнего обучения. Автор рассказывает о продолжительности обучения для детей из разных социальных слоёв. Сообщает автор и некоторые сведения об одежде и игрушках римских детей.
Интересной является работа французского историка Жан-Ноэля Робера «Жизнь Древнего Рима через призму наслаждений ». В своей работе автор показывает жизнь Древнего Рима времен заката Республики и расцвета Империи (II век до н. э. - I век н. э.). Изучив книгу, можно найти некоторые интересные подробности о жизни римской семьи. Рождение детей в рассматриваемый автором период не было популярно. Описывая традиции римского застолья, автор упоминает некоторые правила этикета, которым учили детей. Содержатся в работе и некоторые сведения о воспитании девочек.
Отечественные антиковеды в меньшей степени затрагивали вопросы детства в Древнем Риме.
Одна из глав книги «Жизнь Древнего Рима» Марии Ефимовны Сергеенко (1891-1987 гг.) - советского филолога и антиковеда, посвящена детям. Автор пишет об уже упомянутой полной власти отца над своими детьми, торжествах по случаю рождения ребёнка, амулетах для новорождённого, процедуре кормления, детских играх, воспитании и обучении детей.
Вопросы, связанные с юридическим статусом римских детей, их полным подчинением pater familias, категории незаконнорождённых детей подробно рассмотрены в правовой литературе. Мы использовали сведения, представленные в работах А.А. Вологдина , О.А. Омельченко
Таким образом, наиболее освещенным вопросом по проблеме детей и детства в Древнем Риме является система воспитания и обучения. Во многих работах описано домашнее обучение до семилетнего возраста, дальнейшие стадии образования. Мы можем отчётливо проследить различия в воспитании мальчиков и девочек. В работах мы встречаем описание игр и игрушек античного ребёнка. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов неоднократно упоминается о полной власти отца над своими детьми. Также во многих работах показан кризис семьи в период империи и желание правителей изменить ситуацию, чтобы повысить рождаемость детей. Одной из проблем, связанных с детством в античности является высокая детская смертность.
Многие исследователи в своих работах старались отразить всю греко¬римскую историю или историю повседневности, культуры и быта всего античного периода. Информация, содержащаяся в данных исследованиях, также нашла своё отражение в нашей работе.
В сборнике В.А. Блаватского отдельные статьи посвящены обустройству античного дома, одежде, прическам, что является важным для понимания бытовой обстановки, окружавшей ребёнка в античности.
В труде Е. Вардимана мы нашли исчерпывающие сведения относительно правового положения женщин в Древней Греции и Риме, воспитании девочек, их игрушках, брачном возрасте и свадебной церемонии.
Существуют и обобщающие работы по всемирной истории детства, которые содержат информацию различных проблемах жизни детей в период Античности. Вопрос нежеланных детей, детской эксплуатации и социализации очень подробно освещен в одном из сборников под редакцией Лоуренс Броклисс и Хизер Монтгомери .
Крупнейшая многотомная работа по истории детства и семьи принадлежит М. Харлоу и Р. Лоуренс .
Можно сделать вывод о том, что многие стороны жизни ребёнка в античности изучены глубоко, например сфера образования, но часто эти сведения носят фрагментарный характер, и поэтому говорить о целостной
картине быта, правового положения ребёнка и других аспектах пока невозможно.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа исторических источников указанного периода, отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих различные аспекты истории детей Древней Греции и Рима, мы предприняли попытку систематизировать и реконструировать обобщенную картину жизни детей, характерную для античного общества, что, безусловно, определяет несомненную новизну нашего исследования.
Методологической основой данного исследования являются цивилизационный (О. Шпенглер , А. Тойнби , К. Ясперс и др.) и социологический (У. Самнер , П. Бергер , П. Сорокин и др.) подходы, которые позволили нам оценить влияние специфических особенностей античного общества, его менталитета, религии и культуры на воспитание детей, а также сопоставить процессы, происходящие в Древней Греции и Риме, двух составляющих античной цивилизации, и оказывающие непосредственное воздействие на подрастающее поколение, жизнь ребенка в античной семье. Социальный подход также подразумевал необходимость учитывать интересы, традиции и психологию социальных слоев и групп, т.к. принадлежность к определенной социальной группе в античном обществе существенно влияла на особенности воспитания и повседневной жизни ребёнка.
Исследование основано на принципах историзма, научной объективности, комплексного подхода к источникам. Принцип историзма требовал рассмотрения особенностей воспитания и повседневной жизни детей в Античности с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. Принцип научной объективности обеспечил в рамках данного исследования всесторонний подход к объекту познания, применение самых различных методов исследования, т.к. ни один общенаучный, специально-научный и конкретно-проблемный метод не должен абсолютизироваться или игнорироваться, а также позволил использовать широкий подход к объяснению фактов воспитания и повседневной жизни детей в Античности, внутренних противоречий и особенностей жизни античной семьи.
В качестве общенаучных методов исследования, которые лежат в основе всех познавательных процедур и определяются общей логикой человеческого мышления, нами использовались: анализ, синтез, систематизация, обобщение.
Среди специально-исторических методов ведущую роль в исследовании играли следующие: историко-генетический, историко-сравнительный в совокупности с комплексным анализом источников. Применение историко¬генетического метода состояло в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений, касающихся феномена детства в античной цивилизации, в процессе исторического движения. Историко-сравнительный метод был необходим для проведения аналогий и установления различий в образовательных системах различных греческих полисов, системах воспитания и обучения в Древней Греции и Риме.
Также, при работе с большим количеством источников и их разнообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, результат исследования будет полезен при подготовке научных работ по истории античности, истории повседневности античного общества.
Данную работу так же можно использовать для подготовки лекционного материала для таких дисциплин как «История Древнего мира. Часть 2» или «История античной цивилизации».
Материалы из работы будут полезны и интересны для занятий школьного кружка по истории.
Структура работы состоит из введения, где обусловлена актуальность работы, обозначена значимость исследования и научный аппарат; двух глав, раскрывающих основное содержание заявленной темы; заключения, содержащее основные выводы по изученной проблеме; библиографического списка, приложения.
Апробация работы. Основные положения ВКР были апробированы автором в виде докладов на международных и всероссийских научных конференциях и изложены в серии опубликованных статей:
1. Моргунова М.С. Дети в Античности: историографический анализ // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политтера, 2016. - С.77-79.
2. Моргунова М.С. Отечественные и зарубежные исследователи о детях в Древнем Риме // Иресиона. Выпуск V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород, 2016. - С.113-120.
3. Моргунова М.С. Дети в Древнем Риме: игры и игрушки // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С.88-93.
4. Моргунова М.С. Юридический статус, права и обязанности ребенка в греческой семье // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции. - Белгород: Политерра, 2018. - С. 184-189.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети - самые слабые и хрупкие члены своих семей и общества в целом. Тем не менее, во все времена дети, больше чем кто-нибудь еще, воплощали в себе потенциал для роста и обновления, поэтому большое внимание уделялось достойному воспитанию молодого поколения.
Главной целью нашей работы было выявить специфику воспитания и отношения к детям в античной цивилизации.
На основании анализа исторических источников греко-римской цивилизации, отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих различные стороны повседневной жизни и проблемы воспитания детей в античности, мы предприняли попытку систематизировать и реконструировать обобщенную картину жизни детей, характерную для античного общества, и пришли к следующим выводам.
В первой части нашей работы, анализируя специфику жизни ребенка в Древней Греции, мы выяснили, что в греческой семье особенно рады были рождению мальчика. Девочка не всегда была желанным ребенком, и именно от дочерей чаще всего отказывались.
Вплоть до периода Поздней античности существовала традиция принятия младенца в семью отцом, поэтому сам факт рождения ребёнка еще не определял его судьбу. Существовало три способа избавления от нежеланных детей: аборт (прямых доказательств проведения абортов в Древней Греции нет), детоубийство, отказ от ребенка.
Если ребёнка решили принять в семью, проводилась особая церемония «амфидромии» и имянаречения, после которых отказаться от ребенка уже было нельзя. Однако власть отца не становилась меньше, он всё также мог распоряжаться жизнью своих чад: назначал опекунов для малолетних детей, выбирал мужа для дочерей и пр.
Права дочерей ущемлялись и в наследственном праве. При разделе наследства практически всё имущество принадлежало прямым потомкам, т.е. сыновьям, и только за их неимением имущество делилось между дочерьми.
Мы определили также основной круг обязанностей детей в греческой семье, среди которых среди которых почитание своих родителей, материальная забота о родителях, находящихся в нужде, воздание мертвым родителям почести согласно религиозным законам. В Спарте обязанностью было обучение военному делу.
Характеризуя особенности воспитательной системы Древней Греции, мы разделили информацию в соответствии с различиями в воспитании в афинском полисе-государстве и Спарте.
В Афинах до семилетнего возраста практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, жили они также вместе в женской половине дома. Период гинекея был самым счастливым и беззаботным временем, т.к. основным занятием детей была игра.
После семилетнего возраста пути мальчиков и девочек расходились. Мальчики продолжали обучение вне стен гинекея. К IV веку сложилась стройная система афинского образования для мальчиков и юношей, которая состояла из нескольких этапов - мусическая школа, гимнасий, эфебия.
Девочкам же сообщали элементарные навыки чтения, письма, но основной целью их дальнейшего обучения была подготовка к замужеству. Жизнь афинской девушки проходила в стенах гинекея, выходить из которого можно было в исключительных случаях и только при сопровождении рабов. Существенными отличиями характеризуется воспитание и обучение в Спарте, оно было более суровым и заключалось в подготовке воинов. Девочки и девушки в Спарте пользовались большей свободой, практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек.
Рассматривая проблему быта детей в Древней Греции, мы столкнулись со сложностями, обусловленными недостаточным количеством письменных свидетельств, фактического материала. Тем не менее, мы смогли обобщить некоторые сведения о повседневной жизни детей: одежде, прическе, мебели, игрушках.
Во второй части работы мы постарались воссоздать жизненный путь ребёнка в Древнем Риме от рождения до совершеннолетия.
В Древнем Риме с радостью встречали рождение на свет желанного малыша. Но, как и в Древней Греции, проблема детей нежеланных стояла очень остро, способы избавления от таких детей были аналогичными.
Право на жизнь ребёнку, как и на территории Эллады, в Древнем Риме даровал отец семейства (pater familias), который мог принять или не принять ребёнка в свою семью. Причины для отказа или умерщвления младенцев были чаще всего материальными: нежелание дробить родовое имущество и недостаток средств для воспитания.
Для ребенка, которого желали воспитывать, устраивали настоящее семейное торжество (dies lustricus), когда младенцу также нарекали имя. Происходил этот праздник в зависимости от пола ребёнка - на восьмой день для девочки , на девятый день для мальчика.
С самого раннего детства мальчики и девочкм в Древнем Риме участвовали в семейных банкетах и прислуживали отцу во время домашних религиозных обрядов.
До семи лет маленький римлянин кроме игр ничем не занимался.
Мы рассмотрели основные виды детских игр и игрушек в Древнем Риме. Например, для младенцев существовали свои игрушки - погремушки и трещотки, дети постарше играли с мячами, куклами, волчками. Разнообразными по форме и содержанию были игры, направленные на физическое и интеллектуальное развитие.
Далее мы охарактеризовали юридический статус детей в римской семье. Законодательство активно регулировало семейные отношения и закрепило за отцом семейства право распоряжаться судьбой своих детей.
Особое отношение в римском обществе и законодательное выражение этого отношения получила категория незаконнорождённых детей, которые имели очень ограниченные права. Только в эпоху Юстиниана, дети, рожденные в конкубинате при наличии определённых уважительных причин, могли пройти процедуру узаконивания.
Благодаря работам отечественных и зарубежных исследователей мы выделили ступени римского обучения, которые ложились после III в. до н.э.: начальная школа, «среднее образование», школа риторов. Полное обучение было доступно только детям из богатых семей, остальные учились меньше - до 10 - 11 лет.
Многие институты общественной жизни, в том числе и семья, переживают кризисные явления в период Поздней античности, однако появляются и новые явления в воспитании и общественной жизни, которые принесло вместе с собой христианство.
Таким образом, наше исследование в целом представляет собой попытку собрать разрозненные фрагментарные сведения о феномене детства в античной цивилизации в одно целое, по возможности углубить их и систематизировать.



1. Августин. Рус. пер.: Творения Блаженного Августина. - Тт. I-XI. - Киев, 1880-1908 (2-е изд. - Киев, 1901-1915 - кроме трех последних томов). Также: Исповедь. - М., 1991. - Пер. М.Е. Сергеенко. - 488 с.
2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения / пер. с древнегреч.; Общ.ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4 - 830 с.
3. Аристофан. Облака // Аристофан. Комедии. Фрагменты / пер. А. Пиотровского - М.: Наука, 2008. - С.146-227.
4. Вергилий. Энеида // Хрестоматия по античной литературе / под
ред. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева [Электронный ресурс] - [Электрон. дан.] - М.: Просвещение, 1965. - Т.2. - URL:
http://lib.ru/POEEAST/WERGILn/vergilii1_2.txt (дата обращения: 12.02.2018).
5. Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М.: Ладомир, 1999. - C.50 - 68.
6. Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. Н. Гнедича. - СПб: Светлячок, 2001. - 607 с.
7. Гомер. Одиссея / пер. с древнегреч. В.А. Жуковского. - СПб: Светлячок, 2001. - 511 с.
8. Демосфен. Речь против Беота // Демосфен. Речи. - М.: Памятники исторической мысли, 1994. - С.565-593.
9. Еврипид. Андромаха // Еврипид. Трагедии. - М.: Наука, 1999. - Т.1. - С.315-455.
10. Законы 12 таблиц // Памятники римского права: Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: 3ерцало,1997. - С.4 - 119.
11. Катон Марк Порций. Земледелие / пер. М.Е. Сергеенко. - М.: Наука, 2008. - 227 с.
12. Квинтилиан Марк Фабий. Риторические наставления / пер. с лат. А. Никольского. - СПб: Императорская российская академия, 1834. - Т.1. - 485 с.
13. Ксенофонт. Киропедия / отв. ред. С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1977. -332 с.
14. Лукиан Самосатский. Анахарсис // Лукиан Самосатский. Сочинения / Под общ. ред. А. И. Зайцева. - СПб: Алитейя, 2001. - Т.1. - С.54¬58.
15. Марциал. Эпиграммы / пер. А. Фета, предисл. А. Олсуфьева. - М.: Терра, 1991. - 933 с.
16. Плиний Младший. Письма Плиния Младшего / пер. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватура - М.: Наука, 1982. - 408 с.
17. Платон. Государство // Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е.И.Темнова. - М.: Мысль, 1998. - с.63-383
18. Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик / предисл. Е.И.Темнова. - М.: Мысль, 1998. - С.383-687.
19. Платон. Тиней / Перевод С. С. Аверинцева, сверен И. И. Маханьковым // Собрание сочинений // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. - М.: Мысль, 1994. - Т.3. - С.318-349.
20. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / пер. с древнегреч. С.Ю.Дестуниса. - М.: Эксмо, 2017. - 704 с.
21. Тит Ливий. История Рима от основания города / пер. А. Клеванова. - М.: Наука, 1989. - 1400 с.
22. Фукидид. История / пер. с древнегреч. Ф.ГМищенко. - М.: Академический проект, 2012. - 557 с.
II. Исследования:
1. Анун, Р. Цивилизация Древнего Рима / Р. Анун, Дж. Шейд. - М: АСТ, 2004. - 176 с.
2. Адкинс, Л. Древний Рим / Л. Адкинс, Р. Адкинс. - М., 2009. - 527 с.
3. Арзамасцева, И.Н. О концепции «детство» в древнеримской литературе / И.Н. Арзамасцева // Развитие личности - 2004. - № 1. - URL: http://rl-online.ru/articles/1-04/ 407.html (дата обращения: 01.09.2017).
4. Анджела, А. Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы / А. Анджела. - М., 2010. - 480 с. - URL: http: //royallib.com/read/ andgela_alberto/odin_den_v_drevnem_rime_povsed (дата обращения: 01.02.2017).
5. Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.]; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.
6. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. - Т. I-III. - URL: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/bonnar- grecheskaya-civilizaciya/index.htm (дата обращения: 10.02.2018).
7. Буассье, Г. Картины древнеримской жизни. Очерки общественного настроения времен цезарей / Г. Буссье. - СПб: Полигон, 1914 . - 269 с.
8. Бюттен, А.-М. Классическая Греция / А.-М. Бюттен. - М.: Вече, 2006. - 384 с.
9. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире / Е. Варидман. - М.: Наука, 1990. - 354 с.
10. Велишский, Ф. Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян / Ф.Ф. Велишский.- М.: Эксмо, 2000. - 326 с.
11. Вейс, Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим / Г. Вейс. - М.: Эксмо, 2004. - 144 с.
12. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М.: Высшая школа, 1988 - 496 с.
13. Вологдин, А.А. Римское право / А.А. Вологдин. - М.: Юстиция, 2015. - 256 с.
14. Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. - Смоленск: Русич, 2000. - 572 с.
15. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, 1995. - 598 с.
16. Гнедич, П.П. История искусств. - Москва: ЭКСМО, 2002. - 848 с.
17. Гуревич, Д., Рапсат Шарлье, М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме / Д. Гуревич, М.-Т. Рапсат Шарлье. - М., 2006. - 272 с.
18. Дюрант, В. Жизнь Греции / В. Дюрант / Пер. с английского В. Федорина. - М.: Крон-пресс, 1997. - 705 с.
19. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М.: Учпедгиз, 1940. - 471 с.
20. Зайков, А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры / А.В. Зайков. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. - 196 с.
21. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека / В. Йегер. - Тт. 1-2.- М., 1997-2001. - Т.1 - 608 с. - Т.2 -336 с.
22. Киреева, Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века / Е.В. Киреева. - М.: Просвещение, 1970. - 165 с.
23. Кифер, О. Сексуальная жизнь в древнем Риме / О. Кифер. - М., Центрполиграф, 2003. - 431 с.
24. Кнабе, Г. С. Древний Рим - история и повседневность. Очерки / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1986. - 207 с.
25. Кобылина, М.М. История и культура античного мира / М.М. Кобылина. - М.: Наука, 1977. - 239 с.
26. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века / М.И. Козьякова. - М.: Весь Мир, 2002. - 360 с.
27. Колобова, К.М., Озерецкая, Е.Л. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. - Ленинград: Учпедгиз, 1959. - 167 с.
28. Коуэл, Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура / Ф. Коуэл. - М.: Центрполиграф, 2006. - 340 с.
29. Кравчук, А. Галерея римских императриц / А. Кравчук. - М.: У- Фактория, Астрель, 2010. - 320 с.
30. Кулидж, О. Римляне / О. Кулидж. - М.: Центрполиграф, 2002. - 193 с.
31. Кулишер, И.М. Очерк экономической истории Древней Греции / И.М. Кулишер. - Ленинград: Сеятель, 1925. - 240 с.
32. Кучеренко, Л.П. Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян / Л.П. Кучеренко. - Сыктывкар: СГУ, 1996. - 90 с.
33. Литовченко, Е.В. К вопросу о свадебной церемонии в письмах Сидония: некоторые аспекты ритуала / Е.В. Литовченко // Научные ведомости БелГУ. Серия: История, политология. - 2016. - №22 (243). - Вып. 40. - С.56 - 61.
34. Лихт, Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Г. Лихт. - М.: Крон-пресс, 1995. - 430 с.
35. Марру, А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру / Пер. с франц. А.И. Любжина. - М., 1998. - 413 с.
36. Менар, Р. Мифы в искусстве старом и новом / Р. Менар. - М.: РИП-холдинг, 2013. - 416 с.
37. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времен и народов / М.Н. Мерцалова. - М: Академия моды, 1993 г. - Т.1. - 545 с.
38. Миронов, В.Б. Древняя Греция / В.Б. Миронов. - М.: Вече, 2006. - 704 с.
39. Омельченко, О.А. Римское право / О.А. Омельченко. - М.: ТОН- Остожье, 2000. - 208 с.
40. Петров, В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться: как воспитывали детей в Древней Греции / В. Петров. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 240 с.
41. Робер, Ж.Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений / Ж. Н. Робер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 175 с.
42. Ростовцев, М. Н. Общество и хозяйство римской империи / М.Н. Ростовцев . - М.: Наука, 2001. - 412 с.
43. Русяева, А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев / А.С. Русяева. - Киев: Стилос, 2005. - 559 с.
44. Сергеенко, М.Е. Жизнь Древнего Рима / М.Е. Сергеенко. - СПб: Летний сад, 2000. - 368 с.
45. Топчиян, Ю.А. Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода / Ю.А. Топчиян // Ярославский педагогический вестник. - №2 (2005). - С. 56 - 60.
46. Фридлендер, Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов / Л. Фридлендер. - СПб.: Брокгауз- Ефрон , 1914. - Ч.1. - 613 с.
47. Фролов, Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли / Э.Д. Фролов. - Ленинград: ЛГУ, 1991. - 434 с.
48. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / под ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: издательство РГГУ, 1996. - 372 с.
49. Шипилов, А. В. Отцы и дети в античности / А.В.Шипилов // Человек. - 2012. - № 5. - С. 43-53.
50. Bowlby, R. A Child of One’s Own: Parental Stories / R. Bowlby. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - 256 p.
51. Burgan, M. Great Empires of the past: The Empire of Ancient Rome / M. Burgan. - New York: Chelsea House Publications, 2005. - 128 p.
52. Carcopino, J. Daily life in Ancient Rome: the people and the city in the height of the Empire / J. Carcopino. - London: Yale University Press, 2003. - 368 p.
53. Childhood and violence in the Western tradition / edited by Laurence Brockliss and Heather Montgomery. - Oxford: Oxbow books, 2010. - 336 p.
54. Children in the middle ages / Daniel Alexandre-Bidon, Didier Lett. - Noter Dame: the University of the Noter Dame press, 1999. - 167 p.
55. Clark, G. Body and Gender, Soul and Reason in Late Antiquity / G. Clark. - Farnham: Ashgate Publishing, 2011. - 346 p.
56. Clark, G. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles / G. Clark. - Oxford: Oxford Univercity Press, 1994. - 188 p.
57. Cooper, K. The Fall of the Roman Household / K. Cooper. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 319 p.
58. Dixon, S. Childhood, class and kin in the Roman world / S. Dixon. - London: Taylor & Francis e-Library, 2005. - 282 p.
59. Dixon, S. Reading Roman women: sources, genres and real life / S. Dixon. - London; Duckworth, 2001. - 242 p.
60. Dixon, S. The Roman mother / S. Dixon. - London&New York: Routledge, 1990. - 286 p.
61. Harlow, M., Laurence, R. A Cultural History of Childhood and the Family Volume 1: Antiquity / M. Harlow, R.A. Laurence. - Oxford: Berg, 2010. - 249 p.
62. Harlow, M., Parkin, T. G. The Family in the Roman World / M. Harlow, M. Parkin. - New York: Columbia University Press, 2011. - 224 p.
63. Horn, C.B., Martens, J.W. Let the Little Children Come to Me: Childhood and Children in Early Christianity / C.B. Horn, J.W. Martens. - Washington: Catholic University of America Press, 2009. - 438 p.
64. Houston, M.G. Ancient Greek, Roman and Byzantine costume / M.G. Houston. - New York: Courier Corporation, 2003 - 182 p.
65. Ferrero, G. Characters and events of Roman History / G. Ferrero. - New York: The Chautauqua Press, 1909. - 154 p.
66. Kertzer, D., Sailer, R. The Family in Italy from Antiquity to the Present / D. Kertzer, R. Sailer. - New Haven: Yale U. Press, 1991. - 416 p.
67. Matz, D. Daily life of the Ancient Romans / D. Matz. - London: The Greenwood Press, 2002. - 165 p.
68. Rawson B. Children and childhood in Roman Italy / B. Rawson. - New York: Oxford Univercity Press, 2003. - 419 p.
69. Rawson, B. Marriage, Divorce and Children in Ancient Rome / B. Rawson. - New York: Humanities Research Centre, 1991. - 252 p.
70. The Family in ancient Rome: new perspectives / Ed. by Rawson B. - New York: Cornell University Press, 1987. - 279 p.
71. The power of religion in Late Antiquity / Andrew Cain, Noel Lenski. - Farnham: Ashgate Publishing, 2009. - 486 p.
72. The Romans: from Village to Empire / Ed. By Boatwright M. T., Gargola D. J., Talbert R. J. A. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 544 p.
73. Saller, R. Patriarchy, Property, and Death in the Roman Family / R. Saller. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 249 p.
74. Stearns, P. N. Childhood in World History / P.N. Stearns. - New York: Routledge, 2006. - 147 p.
75. Wiedemann, T. E. J. Adults and children in the Roman Empire / T.E. Wiedemann. - London: Taylor & Francis, 1989. - 221 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ