Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное положение мужчин и женщин в христианской Скандинавии (XI-XIII века)

Работа №63670

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Скандинавия в XI-XIII вв.: социокультурная ситуация 11
ГЛАВА II. Семья и брак в Скандинавии (по данным саг) 22
§ 1. Роль женщин в скандинавском обществе 22
§ 2. Супружество и брак 35
§ 3. Конкубинат 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .

На Всемирном экономическом форуме в Женеве в 2016 году в специальном ежегодном докладе был опубликован очередной рейтинг обеспечения равноправия между женщинами и мужчинами. Примечательно то, что в нем, как и в других подобных рейтингах, первые места занимают страны Северной Европы: Исландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, т.е. Скандинавские страны. Во всех этих странах женщины имеют равные с мужчинами права и возможности, что выражается в развитом трудовом законодательстве, большом представлении женщин в парламентах и правительствах этих стран, а так же общественном понимании, принятии и исполнения идей равноправия и феминизма. Но данная ситуация является довольно уникальной - в остальной Европе, как и в других странах «первого мира» гендерное неравенство скорее преодолено, чем нет, но уровня гендерного равенства стран Скандинавии они не достигли, не говоря уже о более удручающей ситуации в остальном мире.
Таким образом, Скандинавия представляет собой регион, который в своем общественном развитии оказался передовым. И корни такого невероятного социального прогресса стоит искать в прошлом. Поэтому обращение к истокам социальной истории стран Северной Европы является актуальным.
«Эпохой викингов» в скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетий. Время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов- викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших дошедших до нас эпических песен и сказаний, эпоха викингов открывает начало письменной истории этих стран и народов.
Что же происходило в эту эпоху и что составляло её историческое, социально-экономическое содержание? Эти вопросы являются предметом острых дискуссий. Одни историки склонны видеть в походах викингов едва ли не государственные акции, подобные позднейшим крестовым походам; или, во всяком случае, военную экспансию феодальной знати. Но тогда остаётся загадочным её чуть ли не мгновенное прекращение, и как раз накануне западноевропейских крестовых походов на Восток, от которых немецкие, а за ними - датские и шведские рыцари перешли к крестоносной агрессии в Прибалтике. Следует заметить, что походы этих рыцарей и по форме, и по масштабам мало общего имеют с набегами викингов.
Другие исследователи видят в этих набегах продолжение «варварской» экспансии, сокрушившей Римскую империю. Однако становится необъяснимым трехсотлетний разрыв между Великим переселением народов, охватившим в V-VI вв. весь европейский континент, и эпохой викингов.
сложность для историков заключается в том, что эпоха викингов в значительной части - эпоха бесписьменная. до нас дошли немногочисленные магические либо поминальные тексты, написанные древнегерманским «руническим письмом». Остальной фонд источников- либо зарубежный (западноевропейские, русские, византийские, арабские памятники), либо скандинавский, но записанный лишь в XII-XIII вв. (саги - сказания о временах викингов). Основной материал для изучения по эпохе викингов даёт археология, и, получая от археологов их выводы, медиевисты вынуждены, во- первых, ограничиваться рамками этих выводов, во-вторых, испытывать ограничения, наложенные методологией, на которой они основаны - естественно, в первую очередь позитивистской буржуазной методологией скандинавской археологической школы.
Тема дипломного сочинения «Социальное положение мужчин и женщин в христианской Скандинавии XI-XIII вв.»
Объектом исследования является скандинавское общество по данным исландских саг. Предметом исследования будут выступать особенности
социального положения мужчин и женщин по данным саг.
Цель настоящей работы - характеристика социального положения мужчин и женщин Скандинавии XI-XIII вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать саги как источник по нашей теме
2. Рассмотреть социокультурный контекст скандинавского
общества данного периода
3. Выяснить роли и права женщин и мужчин в семейно-брачных отношениях
4. Дать характеристику гендерным представлениям о мужчинах и женщинах в сагах
5. Выяснить и сопоставить социальные возможности мужчин и женщин по данным саг
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом XI - XIII вв., что обусловлено нескольким причинам. Во-первых, к этому моменту закончилась эпоха викингов и начинается кристаллизация тех институтов, обычаев и традиций, которые были порождены этим феноменом. С другой стороны, в этот же период происходит христианизация Скандинавии, проходившая «удивительно единовременно и единообразно около тысячного года нашей эры» . И христианское учение, несомненно, отложило большой отпечаток на социальное устройство и культуру скандинавских стран.
Но помимо названных причин существует еще одна, самая важная - всем, что нам известно о средневековой Скандинавии, мы обязаны христианским клирикам. По тем редким документам, существовавшим до христианизации, невозможно составить точное представление о культуре и обществе языческой Скандинавии. И необходимые нам источники, саги, получили своё развитие только в конце XII века.5 Таким образом, рассматривать период христианизации и следующие за ним два века кажется наиболее целесообразным.
Географические рамки требуют пояснения, так как традиционно скандинавию соотносят с границами скандинавского полуострова и странами, на нем находящимися - Данией, Норвегией и Щвецией 6. В более широком же смысле в Скандинавии так же включают Финляндию, Исландию и североатлантические острова7. И мы будем пользоваться этими более широкими границами, потому что Исландия и острова северной Атлантики входили в сферу влияния скандинавии с момента их заселения, и они важны для нашего анализа.
Основные методы исследования - принципы историзма и научной объективности, которые позволили рассмотреть предмет работы с учетом конкретного исторического фона, характерного для обозначенного временного отрезка. также в работе применяется сравнительно¬описательный метод, так как сравнение и описание это базисные принципы научного познания мира.
новизна исследования определяется тем, что в рамках существующего состояния исторической науки впервые проводится сопоставление социального положения скандинавов описываемого периода. существуют отдельные исследования, подавляющее большинство которых описывает положение мужчин скандинавии, гораздо меньшее исследований посвящены скандинавкам. Таким образом, по крайней мере, в российской исторической науке, до сих пор существует данный пробел в системном исследовании скандинавов.
для определения особенностей социального положения мужчин и
5 Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А. Я. Гуревича. М, 2003. С. 438.
6 URL: http://interpretive.ru/termin/skandinaviia.html (дата обращения - 11.06.2017)
7 Джаксон Т.Н. Древнескандинавское пространство. // Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. Imagines mundi: античность и средневековье. М., 2013. С. 312.
женщин в Скандинавии в данной работе были использованы исландские саги в качестве основного исторического источника. Данный выбор обусловлен тем, что исландские саги содержат уникальную и обширную информацию об 8 исландцах, и, следовательно, в целом о скандинавах.
Саги открывают нам целый калейдоскоп лиц и событий, с которыми у нас есть возможность познакомиться весьма подробно, постепенно переходя от конунга к конунгу, от одного из его славных дружинников или отчаянных врагов к другому. Мы можем проследить несколько поколений людей, владевших одним и тем же хутором в Исландии и отправлявшихся в поисках славы и богатства, а порой и из чистой любознательности по всему миру. Лишь немногие из саг - а почти все они были записаны в конце XII, в XIII и отчасти в XIV вв. - сообщают о текущих событиях и людях своего времени. Большинство из них обращены в прошлое, но не в прошлое эпическое, каковым занята поэзия «Старшей Эдды», а прошлое еще историческое, почти осязаемое, если смотреть на него сквозь призму родового единства и генеалогических связей.
Письменный текст саги, несомненно, опирался на устные рассказы, бытовавшие в предшествующие три столетия, когда подробности происходящего еще не стерлись в памяти поколений. Однако о какой бы детали быта или битвы, описанной в том или ином тексте, мы ни рассуждали, каждый раз нам придется отвечать на вопрос, родилась ли она под пером того, кто записывал сагу, приросла ли к рассказу, пока он переходил из уст в уста, или непосредственно дошла до нас из IX или XI столетия. При этом важно помнить, что составители всех саг, кроме разве что «лживых», всегда ставили во главу угла правдивость и достоверность своего повествования, вот только понимание этой правдивости и достоверности могло быть устроено у них несколько по-другому, нежели у современного историка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дав кратку характеристику Скандинавии в XI-XIII веках, а так же в предшествующий период походов викингов, и обрисовав основные черты социально-экономического, правового положения скандинавской женщины, отношения к ней мужчины, можно сделать вывод о том, что эпоха викингов, и последовавшая за ней христианизация породила не только храбрых мужчин, на протяжении нескольких веков державших Европу в страхе, но и незаурядных женщин, которые были активными членами общества, движущей силой многих «больших дел» и обладали широкими правами. Жёны и вдовы конунгов, хотя и не могли официально править, сами объявлять войну и руководить походами, на практике побуждали конунгов начать их, предоставить своих воинов, и даже снарядить собственный отряд.
Высокий статус скандинавки был обусловлен прежде всего её значительной ролью в хозяйстве, особенно в условиях, в которых мужчины на летний период уходили в военные или торговые походы, и на плечах женщин оставалось ведение всего хозяйства.
В мире мужчин, каким было скандинавское общество, ровно как и любое другое общество того времени, женщина занимала видное место, но её положение было двойственным.
С одной стороны, согласно обычному праву она была неполноправна и находилась как бы на обочине общественной жизни: зависела от мужчины, подчинялась ему, не имела равной доли при наследовании и равных прав на тинге.
С другой стороны, судя по данным саг, в реальной жизни женщина - достойный партнер мужчины в области хозяйства и даже во время потасовок, советчик при решении многих дел, и чаще всего - хранительница единства семьи. При определении родовой, семейной принадлежности персонажа саги часто упоминается род матери, и не случайно почти половина личных имен в 50
сагах принадлежит женщинам. Они могли владеть наследственной землей рабами. Принимали решения, касающиеся семейной жизни и устройства домохозяйства, распоряжались работами и работниками. Могли выступать инициатором развода. Она могла вместе с мужем и братьями плыть на корабле к новым землям, наравне с мужчинами играть в шашки и сочинять стихи.
Изучая саги, приходишь к выводу, что скандинавская женщина была не только достойной спутницей мужчины - хозяина и война, но и сама по себе сильной, интересной личность. А гендерный анализ, безусловно, важен при изучении обществ на стадии перехода от позднеродового строя к государственному, ведь процессы генезиса индивидуальной семьи, частной собственности и государственности тесно взаимосвязаны.
Материал саг позволяет судить о формах брака в этом обществе. Во- первых, брачные отношения тогда и там не были одноформатными. Обычай допускал как законный брак, так и длительное сожительство, копирующее брачные отношения законного типа. И, похоже, что они редко совмещались. Второе заключение касается домашнего наложничества. Его распространение свидетельствует о том, что моногамная форма семьи у скандинавов в варварский период и до укоренения христианства была относительно условной, поскольку допускала одновременное, пусть и по- разному оформленное, сожительство в собственном подворье одного мужчины-хозяина с несколькими женщинами разного статуса. Это обстоятельство, как мне представляется, было неразрывно связано с господством патриархального домохозяйства (домовой общины, familia) и раннефеодального поместья (т. е. поместья с рабским трудом) как важной составляющей тогдашней социальной системы.
Отношения между мужчиной и женщиной — одна из гендерных тем, которые неизменно привлекают внимание медиевистов в последние десятилетия. В сагах положение мужчины и женщины и их взаимоотношения в различных жизненных ситуациях особенно отчетливо выявляются через
сюжеты и реплики, которые относятся к любви, браку, супружеским и внутрисемейным, а также внесемейным интимным отношениям между мужчиной и женщиной.
Как известно, саги не щедры на описания чувств, они выражают их главным образом через непосредственные действия персонажей, иногда сопровождая их краткими, но выразительными репликами самих персонажей либо причастных к событию лиц и очень редко — автора. При всем том внимательный читатель саги ощущает мощное биение страстей в сфере отношения полов, которое выплескивается за скупой текст диалогов и реплик.
Проблема положения и роли скандинавской женщины, поднятая в работе, освещена далеко не полностью и требует дальнейшего всестороннего изучения. Особенно продуктивным, как представляется, будет её углубленное рассмотрение в сравнительно-историческом аспекте с привлечением более широкого круга источников и новых объектов исследования и сравнения.



1. Сага об Эгиле // Исландские саги. М., 1956. С.185.
2. Сага об Олаве сыне Трюггви // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.,
1995. С. 111.
3. Сага о Гунлауге Змеином Языке// Исландские саги. М., 1956. С. 22
4. Сага об Эгиле // Исландские саги. М., 1956. С. 249.
5. Речи Вафтруднира // Старшая Эдда.
6. Сага о людях из Лаксдаля // Исландские саги. М., 1956. С. 254
7. Сага об Олаве Святом // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1995. С. 165
8. Сага о людях из Лаксдаля // Исландские саги. М., 1956. С. 265
9. Сага о названных братьях // Исландские саги. М., 2000. С. 148-151.
10. Сага о Магнусе Добром // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1995. С. 382
11. Речи Регина // Старшая Эдда. С. 134
12. Сага о людях из Лаксдаля // Исландские саги. М., 1956. С. 360-365.
Литература
1. Буайе Р. Средневековая Исландия. - Казань.: Издательский дом «Вече», 2009 - 345 с.
2. Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. - М.: ТЕРРА,
1996. - 168 с.
3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. - М.: «Издательство МБА», 2009. - 468 с.
4. Гуревич А.Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. - 349 с.
5. Гуревич А.Я Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - 368 с.
6. Гуревич А.Я. История и сага. - М.: Наука, 1972. - 202 с.
7. Гуревич. Е.А. Поэзия скальдов. - М.: РГГУ, 1999. - 752 с.
8. Гуревич А.Я. Эдда и сага. - М.: Наука, 1979. - 192 с.
9. Джаксон Т.Н. Древнескандинавское пространство // Джаксон Т.Н., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. Imagines mundi: античность и средневековье. М., 2013. С. 279-419;
10. Джаксон Т.Н. Последний великий викинг на норвежском престоле // Образы прошлого. Сборник памяти А.Я. Гуревича. М., 2011. С. 349- 365.Сванидзе А.А. Викинги - люди саги: жизнь и нравы. - М.: НЛО,
2014. - 800 с.
11. Репина Л.П.. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы // Адам & Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2001. № 1.
12. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002 - 352 с.
13. Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А. Я.
Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН), 2003 - 631 с.
14. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. - М.: Наука, 1979. - 192 с.
15. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. - Л.: Наука, 1984. - 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ