ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и развитие историко-бытового танца 7
1.1. Бытовой танец средних веков 8
1.1.1. Виды бытовых танцев средних веков 13
1.2. Танцы в эпоху Возрождения 16
1.2.1. Виды танцев в эпоху Возрождения 26
Глава 2. Методика преподавания историко-бытового танца 29
2.1. Основные методы преподавания 31
2.2. Построение урока 36
2.3. Бытовой танец XIX века 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Историко-бытовой танец - особый вид хореографического искусства. Отражая танцевальные стили различных исторических эпох, он сохраняет в современном искусстве картины и образцы танцевальной культуры прошлых веков. Историко-бытовой танец включает наиболее характерные художественные образцы бытовой хореографии,
исполняющиеся в различных слоях общества. Имея в первооснове народную хореографию, историко-бытовой танец оказал значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства.
Предмет предоставляет возможность практически познавать историческое развитие танца, изучать наследие с точки зрения его значения в современном мире. Эволюция танца предполагает непрерывное его обновление без разрушения связи с прошлым, но допускает изменения в связи с возникновением новых социальных условий, оригинальных творческих идей. Необходимо понимать роль историко-бытового танца для художественного опыта нашего времени - танца, определяющего роль традиции в отечественной хореографии. Наконец, историко-бытовой танец открыт окружающему миру, обусловливающему его богатство и внутреннее многообразие. Источником возникновения историко-бытового танца является народный танец. На определенном этапе развития танец приобретает черты социального заказа и выделяется как бальный танец, который является самобытной формой историко-бытового танца.
Целью дипломной работы является-рассмотреть становления и развития историко-бытовой хореографии, так же рассмотреть методику его преподавания.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения историко-бытового танца;
• изучить танцевальные формы разных веков бытового-танца;
• определить их стиль, манеру исполнения;
• рассмотреть методику преподавания историко-бытового танца;
• подвести итоги, сделать выводы.
Объектом исследования является - историко-бытовой танец
Предмет исследования - бытовые танцы разных эпох, культура, нравы и обычаи народов данных эпох.
Гипотеза дипломного исследования заключается в том- историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться танцами прошлых веков. Ведь некоторые современные хореографы хотят иметь свои танцы, отражающие новые эстетические нормы. Но никак нельзя создавать танцы, не зная историю танцев прошлых веков.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из:
• Введение;
• Две главы;
• Заключение;
• Библиографический список;
• Приложений.
В 1 главе «Становление и развитие историко-бытового танца», рассказывается о истории возникновения историко-бытового танца. Дается описание различных танцев разной эпохи, манере исполнения этих танцев, о костюмах.
Хочу сказать, что становление танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.
Нужно помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста. Старые и новые танцы добавляют друг друга, творчески обогащая и развивая историко-бытовой танец. Новое время рождает новые направления, ритмы и пристрастия. И все же каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм. Нашему поколению важно беречь и сохранять богатейшее наследие историко-бытового танца. Поэтому так ответственна роль балетмейстеров-педагогов, которые могут сохранить, сберечь традиционные оттенки в манере исполнения, оценить их и дать новую жизнь народной хореографии.
Во 2 главе «Методика преподавания историко-бытового танца»:
• Методика преподавания;
• Построение урока.
Вывод по 2 главе: Изучение историко-бытовых танцев, подвижных в своем развитии, позволит использовать огромный опыт учителей прошлых эпох, создать танцы, соответствующие требованиям современного общества. Содержание этого предмета должно быть ориентировано на доступный, многообразный репертуар, многофункциональность, на вовлечение в творческую деятельность всех учащихся. Проведение совместных занятий позволяет дать ученикам индивидуальные задания: подобрать литературный материал, музыкальное оформление. Это способствует формированию устойчивого интереса к предмету. Юноши и девушки получают удовлетворение от совместной деятельности. При этом личность не испытывает недостаток знаний и умений, а шаг за шагом реализует себя в избранной сфере творческой деятельности. В первую очередь учащиеся должны быть обучены элементарному владению движениями, обеспечены информацией об особенностях предмета. В этот период происходит формирование интереса к данному виду деятельности. Второй период обучения состоит в сочетании хореографического образования с развитием ассоциативного мышления, образности, эмоциональности, музыкальности, с привлечением к индивидуальной творческой деятельности. На третьем периоде идет освоения формирование отношения к занятиям историко-бытовым танцем как средству развития личности, превращения их в осознанную общественно-полезную деятельность. Таким образом, совершенствование методики преподавания и успешная реализация программы воспитания гармонически развитой личности средствами историко-бытовой танца зависят от следующих важных составляющих:
• глубокого и всестороннего изучения историко-бытового танца и профессии преподавателя хореографии в институтах культуры и искусств и других общеобразовательных учреждениях;
• создания для школ разного типа программы по изучению этого предмета без ориентации на профессиональную сценическую деятельность;
• системности занятий, сочетания групповых занятий с индивидуальной работой.
Историко-бытовой танец является частью мировой художественной культуры.
В эпоху Возрождения этому виду танца предназначено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией и заложив основу формирования классического танца.
Историко-бытовой танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с многогранностью историко-бытового танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно- физического, эстетического и художественного развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально- пластического воспитания - одной из задач обучения хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от её красоты - всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют, первостепенное значение. Потому так важен отбор музыкального сопровождения в период обучения.
Общая черта танцевальной музыки - определенность и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчетливое их выражение.
Освоение историко-бытового танца, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах народного танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение народного танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно ещё в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела.
Систематические занятия танцев вырабатывают правильную и красивую осанку, предают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а поэтому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания народной хореографии в системе воспитания.
Я считаю, что историко-бытовой танец так же оказывает большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия историко-бытовым танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми.
Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность. Внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.
Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами.
Историко-бытовой танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, Историко-бытовой танец способен приносить глубокое эстетическое удовольствие. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и историко-бытового, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким.
Исследуя дипломную работу, я сделала вывод, что историко-бытовой танец является неотъемлемой частью в мире хореографии. Не так просто изучить этот вид танца. Ведь для полного его понимания, нужно полностью погрузиться в него. На самом деле это очень увлекательно и интересно. Сейчас те, кто танцуют историко-бытовой танец, мало кто знает историю его, какие манеры были, какие костюмы. Мало кто сейчас вообще увлекается историей. Для себя я открыла много нового выбрав эту тему.
На последок хочу сказать, что историко-бытовой танец не останавливается в своем развитии. Но никак нельзя создавать танцы, не зная историю танцев прошлых веков.
1. Базарова Н.П. Классический танец. - Л., 1975.
2. Баласанян, К. Музыка и хореография современного балета / К. Баласанян // Музыка и хореография современного балета. - Вып. 3. - Л., Музыка, 1979.
3. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец / М. В. Васильева-Рождественская. - М.: Искусство, 1987.
4. Воронина И.А. Историко-бытовой танец, Учеб.пособие. - М.;
«Искусство», 1980.
5. Вюйе. Танцы, их история и развитие / Вюйе. - Петербург: Изд-во Нового журн. иностр. лит., 1902.
6. Гавликовский, И. А. Руководство для изучения танцев / И. А. Гавликовский. - 3-е изд. - СПб.: Тип. В. А. Вацлика, 1907.
7. Запесоцкий, А. С. Культурология Дмитрия Лихачева / А. С. Запесоцкий. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007.
8. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX века. М., Л.: Искусство, 1948 г.
9. Ивановский, Н. П. Бальный танец XVI - XIX веков / Н. П. Ивановский. Калининград: Янтар. сказ, 2004. - 208 с.
10. Кристерсон, X. Танец в драматическом спектакле / X. Кристерсон. - М.; Л., 1960.
11. Линдрот, Н. Первоначальные правила для изучения бальных танцев / Н. Линдрот. -М.: Тип. В. Готье, 1871.
12. Лихачев, Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев . - СПб.: СПбГУП, . 2006.
13. Основы сценического движения // под ред. И. Э. Коха. — М.: Просвещение, 1976.
14. Петровский, JL Правила для благородных общественных танцев / JI. Петровский.-Харьков: Унив. тип., 1825.
15. Раевский, В. (псевд.). Дирижер. Практическое руководство дирижировать бальными и общественными танцами... / В. Раевский. - СПб.: Тип. А. Якобсона, 1896.
16. Современный бальный танец // под ред. В. М. Стриганова и В. И. Уральской. - М.: Просвещение, 1978.
17. Тихомиров, А. Д. Самоучитель модных бальных и характерных танцев / А. Д. Тихомиров. -М.: С. Кашинцев, 1901. - 155 (2) с.
18. Целлариус. Руководство к Изучению новейших бальных танцев / Целлариус; пер. Ф. И. Я. - СПб.: Тип. воен.-учеб. заведений, 1848.
19. Чистяков, А. Д. Методическое руководство к обучению танцам в средних учебных заведениях / А. Д. Чистяков. - СПб., 1893.
20. Шульгин А.Н. Методика преподавания историко-бытового танца. - М.. 1981.