Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СССР И РЕСПУБЛИКОЙ КУБА В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В 1960-70-Е ГГ.

Работа №34616

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
630
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Исторические предпосылки советско-кубинских культурных связей, сотрудничество в области музыкального и хореографического искусства 8
1.1. Российско-кубинские и советско-кубинские отношения до Кубинской
революции 8
1.2. Гастроли советских и кубинских музыкальных и хореографических
коллективов 15
Глава 2. Советско-кубинские связи в области литературы, изобразительного искусства и кинематографа 24
2.1. Сотрудничество СССР и Республики Куба в литературе и
изобразительном искусстве 24
2.1. Образ Кубы в советском кинематографе 36
Глава 3. Реализация советско-кубинского научного обмена и сотрудничество в сфере образования в 1960-1970-е гг 44
3.1. Сотрудничество СССР и Кубы в области образования в 1960-е гг.... 44
3.2. Советско-кубинское сотрудничество в сфере образования в 1970-е гг... 51
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63



В последнее время в политике определенных стран прослеживается направленность к пересмотру сформировавшейся мировой геополитической ситуации. В этих условиях латиноамериканский регион становится важным направлением российской внешней политики, и по словам Д. Р. Ярулиной, Куба является «своеобразным наконечником» данного вектора. Это отображает стремление России упрочить своё присутствие в Латинской Америке. Очевидно, что развитие российско-кубинских отношений невозможно без пересмотра их истории.
Актуальность данной работы связана с тем фактом, что долгое время сотрудничество СССР и Республики Куба в культурной сфере не подвергалось переоценке. Обе страны являлись представительницами социалистической модели государственности, что делало их связь более свободной и актуальной в то время. В связи с произошедшими изменениями, как на Кубе, так и в России, представляется необходимым, приняв во внимание исторический опыт, разработать пути дальнейшего сотрудничества обеих стран.
Объект исследования: советско-кубинские культурные отношения в 1960-1970-е гг.
Предмет исследования: анализ форм и направлений реализации отношений между СССР и Республикой Куба в сфере образования, науки, искусства, художественной культуры в 1960-1970-х гг.
Цель исследования: всесторонне изучить основные направления советско-кубинских культурных отношений в 1960-1970-е гг. в тесной связи с характером межгосударственных отношений СССР и Республики Куба в рассматриваемый период.
Поставленная цель обусловила определение следующего комплекса задач:
• проанализировать исторические предпосылки советско-кубинских культурных отношений;
• раскрыть правовую базу советско-кубинского культурного сотрудничества;
• исследовать основные направления и формы советско-кубинского сотрудничества в сфере науки, образования, искусства и художественной культуры на каждом этапе;
• определить факторы, влиявшие на развитие советско-кубинских культурных отношений.
Хронологические рамки исследования - период с 1960 года по 1970 год. Именно данный временной промежуток является этапом активного сотрудничества Кубы и СССР.
Источниковой базой исследования являются:
Нормативно-правовые акты (международные договоры о культурном сотрудничестве и нормативные акты Коммунистической партии Кубы:
Программная платформа КП Кубы, решения съездов).
Особую важность представляет собой сборник документов «Россия - Куба. 1902-2002. Документы и материалы». Сборник включает документы, отражающие становление и развитие отношений между Россией и Республикой Куба в различных областях за период с 1902 по 2002 год. В полной мере также представлены официальные документы по исследуемому периоду. Издание открывается двумя предисловиями, написанными министрами иностранных дел на 2004 г - И. С. Ивановым и Ф. П. Роке, в которых подчеркивается, что выход сборника является важным культурным событием в отечественной и кубинской истории. Ф .П. Роке, в частности, отмечает, что «это ценное издание... имеет научное и практическое значение, так как содержит новые данные, способствующие пониманию ряда международных событий, выходящих за рамки наших двусторонних отношений».
При написании работы много информации было взято из публицистических статей и выступлений общественных и государственных деятелей Кубы.
Особый интерес представляют материалы периодической печати. Речь идет о газете «Советская культура», все издания которой оцифрованы и представлены на официальном сайте газеты.
Следующую группу источников составляют произведения художественной литературы, созданные в СССР. В эту весьма обширную группу входят стихи, поэмы и повести известных советских поэтов и писателей. Д.А. Гранин (к тому времени уже автор романов «Искатели» и «Иду на грозу») под впечатлением поездки на Кубу пишет книгу «Остров молодых. Рассказы о Кубе» (1962), а журналист-международник, публицист и прозаик Г.А. Боровик - «Повесть о зеленой ящерице» (1962) и «Пылающий остров» (1964). Канонический образ Эрнесто Че Гевары создан в поэме «Руки Че Гевары» (1972) известного советского поэта Е.А. Долматовского. Другой поэт Я.В Смеляков откликается на гибель Че Гевары стихотворением «Майор» (1968). Этот образ получает свое дальнейшее развитие в книге В.А. Алексеева «Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары» (1991).
Второй важнейший круг источников в этой группе - фильмы. В первую очередь это художественный фильм о Кубинской революции «Кубинская новелла» режиссера С.Н. Колосова по сценарию Г.А. Боровика (1962). В эту группу также входят стихи, поэмы и повести советских писателей и поэтов, такие как Ю. П. Кузнецов и Е. А. Евтушенко. По совместному сценарию Е. А. Евтушенко и Э. П. Барнета был снят известный фильм «Я - Куба» (1964), режиссером которого стал М.К. Калатозов, а оператором С.П. Урусевский.
Таким образом, изучение различных источников данной тематики позволяют восстановить исследование отношений СССР и Кубы культурной сфере.
Вполне объясним тот факт, что исследования по истории Кубы начались после Кубинской революции и установления отношений между странами. До 1959 г. интерес Кубе в России и СССР был минимальным. В советской историографии главной темой кубинских исследований была Кубинская революция и деятельность революционного правительства, этому посвящены труды Э.А. Гриневич , А. Д. Бекаревича , Ю. П. Гаврикова и др. Одной из первых работ, посвященных культуре Кубы, стала монография И.Р. Григулевича, в которой основной упор делается на культурную политику революционного правительства и перспективы развития советско-кубинского культурного сотрудничества. В своей монографии историк затрагивает школьную реформу нового кубинского правительства, развитие университетов и подготовку научных кадров, а также культурное и научное сотрудничество Кубы с социалистическими странами. Еще одним важным трудом для данного исследования является монография «Культура Кубы», выход которой посвящен 20-летию Кубинской революции . Как и многие исторические работы советского периода, данные монографии чрезвычайно идеологизированы, тем не менее, статистические данные и приведенные в работах источники весьма полезны для нашего исследования. Изучению советско-кубинских культурных отношений также посвящены работы И. Покровской, Н. С. Колесникова и Г. Храбровицкой.
После распада Советского союза количество работ, посвящённых изучению истории Кубы, заметно сократилось. Это обусловлено изменениями, произошедшими в самой политической линии России, её обращение к Западу, резкая смена акцентов во внешней политике молодого государства, что неизбежно привело к снижению интереса к Кубе. Однако в 2008 году было отмечено улучшение российско-кубинских отношений, что ознаменовало некоторое оживления интереса к Острову свободы. Тем не менее, интерес современных авторов направлен на изучение политических, военных и экономических связях Кубы.
В зарубежной историографии советско-кубинские отношения привлекали внимание, прежде всего, американских исследователей. Большое внимание, как и в советской историографии, уделялось политическим, военным и экономическим вопросам в отношениях двух стран. В американской исторической науке второй половины XX века были разные подходы к данной проблеме. Подробную классификацию данных подходов приводит в своей диссертации А. Н. Данненберг.
Современные зарубежные исследования также посвящены Кубинской революции, культурной политике и советско-кубинским отношениям. Среди них примечательна работа Лондонской исследовательницы, профессора Николы Миллер, она утверждает, что несмотря на тесные советско-кубинские связи, именно в культуре кубинцы могли реализовывать свою независимость.
Они создали культуры, которая не похожа ни на западную капиталистическую, ни на социалистическую, которую продвигал Советский Союз.
Таким образом, историографический обзор дает возможность заявлять о том, что к настоящему времени сформировалась потребность в создании обобщающего исследования о развитии советско-кубинских культурных связей.
Методология исследования. При разработке темы был применен системный подход, позволяющий рассматривать советско-кубинские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах. Принцип историзма позволил рассмотреть и проанализировать развитие связей между СССР и Республикой Куба в области культуры в 1960-70-е гг. Также был применен общенаучный принцип объективизма, предполагающий выявление всех исторических фактов, относящихся к теме исследования, и их непредвзятый и всесторонний анализ.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленная работа, обобщения и выводы автора могут быть использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кубинской Республики и советско-кубинских отношений, в преподавании общих и специальных курсов для студентов исторических факультетов, при написании учебно-методических пособий.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в современной отечественной историографии представлен анализ истории советско-кубинских культурных отношений в 1960 - 1970 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании был подвергнут изучению один из разделов истории советско-кубинских отношений: контакты советской культурной среды с кубинским обществом в первые два десятилетия после победы Кубинской революции и ставший их прямым следствием процесс творческого взаимодействия советской и российской культуры и влияние Советского Союза на развитие кубинской культуры и кубинского общества. Характерные особенности сотрудничества, его масштабы, и участие в нем выдающихся личностей, как советских, так и кубинских, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Связи кубинской общественности с русской культурой и миром русского зарубежья до 1959, когда практически отсутствовали какие-либо официальные контакты на государственном уровне, стали основным источником складывавшегося на Кубе представления о России. Визиты на Кубу русских путешественников, писателей, ученых и представителей русской культуры в эмиграции, которые нашли отражение как в российской, так и в кубинской прессе, способствовали формированию представления кубинцев о России как о нации, по праву занимающей достойное место среди первых культурных держав мира. Интенсивное участие русских композиторов и музыкантов в культурной жизни острова на протяжении 20-40-х годов позволяет утверждать, что творческие связи с музыкальным миром России существенно обогатили кубинскую музыкальную культуру.
2. Наше исследование позволяет рассматривать становление кубинского сценического танца, в первую очередь балета, на фоне развития российско-кубинских и советско-кубинских культурных связей. Выявленные факты свидетельствуют о том, что интерес к сценическому танцу на Кубе возник и формировался благодаря выступлениям на острове российских и советских артистов. В этом состоит заслуга А. М. Павловой, Н. П. Яворского.
Активное сотрудничество Национального балета Кубы с Большим театром СССР, многочисленные взаимные гастроли и работа советских артистов на Кубе оказало решающее влияние на технику и стилистику кубинского балета. Всё это позволяет рассматривать кубинский балет в качестве наследника русской балетной школы, ставшим впоследствии самоценным культурным феноменом и обретшим мировую славу.
3. В 1960-70-е гг. содержание художественной мысли о Кубе, в основном, сводилось к отражению революционной деятельности народа и к описанию экономических и трудовых достижений революции. Литература, изобразительное искусство и кинематограф стали наиболее идеологизированными сферами культурного сотрудничества между Кубой и СССР. Целью создаваемых произведений была пропаганда и восхваление кубинской революции, внедрение в сознание советского общества образа Кубы как борца за справедливость и свободу, который сражается с империалистическим соседом. В рассмотренных произведениях культуры кубинцы, их ценности и идеи представлены следующим образом: это свободолюбивый, независимый, мужественный, смелый, трудолюбивый, образованный, талантливый, молодой и красивый народ, лишенный духа потребления и погони за материальными благами. Мировоззрение кубинцев оптимистическое, они с уверенностью смотрят в завтрашний день и строят новую жизнь, жилье, фабрики и заводы. Иерархия ценностей, согласно данному мировоззрению - свобода, национальная независимость, защита революции, труд на благо родины. Бытовая сторона образа Кубы - это вновь построенные, хотя и скромные, жилища взамен убогих хижин, крытых пальмовыми листьями, а также самые необходимые, лишенные всяких излишеств, предметы быта кубинцев. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в советской художественной культуре на кубинскую тематику преобладала идеологическая и пропагандистская составляющая, результатом чего стало создание весьма привлекательного и романтического образа Острова Свободы.
4. В формировании новых идей развития системы образования советский опыт для Кубы имел огромное значение, поскольку позволял быстрее найти оптимальные формы и содержание процесса обучения. В странах социализма, где существовало общее понимание основной линии развития образования, где активно шел процесс становления и развития марксистко-ленинской педагогики, создавалась благоприятная возможность для обмена опытом учебно-воспитательной работы. Более того, идейнотеоретическая близость СССР и Кубы делала сотрудничество педагогов не только целесообразным, но и необходимым. Наиболее значительным вкладом СССР в развитие кубинской системы образования являлась практика подготовки национальных кадров и широкого приема кубинских студентов в советские учебные заведения. После провозглашения социалистической революции на Кубу постоянно командировались советские специалисты, в том числе и преподаватели. Это в основном преподаватели-консультанты, которые не только преподавали, но и оказывали помощь в организации различных профилирующих курсов, готовили преподавателей из числа стажеров- кубинцев, принимали участие в разработке программ и учебных пособий.
Взаимное сотрудничество обеих стран способствовало резкому увеличению количества изучающих испанский язык в СССР, в свою очередь на Кубе массово стали учить русский язык. Не вызывает сомнения тот факт, что СССР оказал огромное влияние на становление образования на Кубе после революции 1959 года. Вместе с тем, стоит отметить, что возможность самостоятельной эволюции кубинской образовательной системы без помощи СССР представляется более чем вероятной. Следует полагать, что положительные изменения в системе образования в любом случае бы произошли, но темпы развития, очевидно, были бы несколько ниже.
Важным аспектом позиционирования Кубы в СССР были ее культурные ценности. Произведения кубинской культуры были представлены широко и разнообразно: книги и фильмы, художественные и фотовыставки, многочисленные гастроли артистов Национального балета Кубы и музыкантов. Диалогу двух культур содействовали также регулярно проводимые артистические конкурсы и фестивали. Культура Кубы постоянно находилась в поле зрения советской общественности и являлась неотъемлемой частью ее художественного образа.



1. J.Antonio Saco.Historia de la Esclavitud. V.III. La Habana, 2006, 314 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //ufdc. ufl. edu/AA00008956/00003? search=historia+=esclavitud. (Дата доступа: 16.03.2019).
2. «Куба - да!» [Кинофильм] / Центральное телевидение. 1964.
3. I съезд Коммунистической партии Кубы, Гавана, 17-22 декабря 1975 г. М.: Политиздат, 1976. С. 35.
4. Боровский В. Искусство острова Свободы // Огонек. 1962. 28 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://books.google.ru/books?id=7_Q- AQAAIAAJ&pg=PA8&lpg=PA8&dq=Боровский+В.+Искусство+острова+Сво боды&source=Ы&ots=G9UMNUVmQW&sig=ACm3Шmk_E5C9№P1 ruLdIl3R uV4lvGVQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiA3_bCmrriAhXCysQBHWK4Bk8Q6 AEwCnoECAcQAQ#v=onepage&q=Боровский%20В.%20Искусство%20остров а%20Свободы&1Н:'аИе] (дата обращения: 10.04.2019).
5. Блейман М.Ю. «Я - Куба»: [о совместном создании советско-кубинского фильма] // Советская культура. 1964. 8 августа.
6. Боровик Г.А. Пылающий остров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=200955&p=1 (дата обращения: 26.04.2019)
7. Вершинина, И. Анхела Алонсо - героиня оперы / И. Вершинина // Огонек. 1962. 8 апреля.
8. Владимир Маяковский. Блэк энд Уайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kostyor.ru/poetry/mayak/?n=5 Дата доступа: 21.05.2019.
9. Г абович М.М. На пути формализма: [о советско-кубинском фильме «Я - Куба»] // Советская культура. 1964. 8 сентября.
10. Гранин Д.А. Остров молодых. Рассказы о Кубе. Л.: Лениздат, 1962. 102 с.
11. Гукасов А. Здравствуй, Ballet de Cuba // Советская культура. 1960. 13 октября.
12. Дашичева А. Г ордость национальной культуры: к гастролям «Национального балета Кубы» в Москве // Советская культура. 1969. 6 марта.
13. Каржавин Ф.В. Записки Ф.В. Каржавина о своей жизни (1788 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.vostlit. info/T exts/Dokumenty/S .America/XVIII/1780- 1800/Karzavin_F_V/text2.htm. (дата обращения: 08.04.2019).
14. Куба не одинока! // Советская культура. 1962. 25 октября.
15. Кубинская новелла. Режиссер С.Н. Колосов. [Кинофильм]. Режим доступа: https://rutube.ru/video/dd34819ef7dad35926051ae33978f155/
16. На выставке советских художников в Национальном музее Кубы // Советская культура. 1971. 10 февраля.
17. На сцене - Куба // Советская газета. 1964. 5 сентября.
18. Новикова Л. Вероника Дударова завоевала Кубу // Советская культура. 1969.12 апреля.
19. Полевой Б. Силуэты. Товарищ Че. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/21086 (дата обращения: 02.05.2019)
20. Разгром интервентов на Кубе. 1961. [Кинофильм]. Режим доступа: https://www.net-film.ru/film-
28654^еаг^=дразгром%20интервентов%20на%20кубе
21. Смеляков Я.В. Майор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wysotsky.com/0009/306.htm#040 (дата обращения:03.05.2019)
22. Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Куба об обучении кубинских специалистов в СССР от 16 ноября 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 110;
23. Соглашение о культурном сотрудничестве между СССР и Республикой Куба от 12 декабря 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 112;
24. Соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в организации учебновоспитательной и научной работы между Гаванским университетом и МГУ // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 224.
25. Фесенко В. Общность идеалов. Дни советской культуры на Кубе // Советская культура. 1972.11 ноября.
26. Эльяш Н.И. Спектакль народной темы // Советская культура. 1964. 12 сентября.
Литература
1. Lewis A. // L.A.Weekly. 1995. Jan. 21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.laweekly.com/authors/amanda-lewis-2127653
2. Miller N. Revolutionary Modernity: The Cultural Policy of the Cuban Revolution
// Journal of Latin American Studies. 2008. Vol. 40, Special Issue 04 (Nov.). P. 675-696. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.jstor.org/stable/40056737?read-
now=1&seq=2#page_scan_tab_contents (дата обращения: 20.04.2019).
3. Tobias S. The New Cult Canon: I Am Cuba // New Yorker review. 2008. Apr. 30.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://film.aclub.com/the-new-cult-
canon-i-am-cuba-1798213846 (дата обращения: 03.04.2019).
4. Александров А. Советско-кубинские отношения в 20-40-е годы / А. Александров // Российско-кубинские и советско-кубинские связи XVII-XX веков. Отв. ред. А. Д. Бекаревич. - М.: Наука, 1975. - С. 132-147.
5. Алексеев В.А. Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.politology.vuzlib.su/book_o160_1.html (дата обращения: 03.05.2019)
6. Боград В. Журнал «Современник» 1847-1866. Указатель содержания. 1959.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib2 .pushkinskij dom■щ/Media/Default/PDF/Sprav/Боград%20В■Э■%20- %20Жvрнал%20Современник■%20-%201959■pdf (дата обращения: 18.03.2019).
7. Вайль П., Генис А. 60-ые, мир советского человека. - М.: Новое литературное
обозрение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/60 е Мир советского чел■html?id=50pwA gAAOBAJ&printsec=frontcover&source=kp read button&redir esc=y#v=onepag e&q=кvбинская%20революция&f=false (дата доступа: 14.04.2019).
8. Ващенко А.В. Суд Париса: сравнительная мифология в культуре и
цивилизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1822570/ (дата обращения:03.05.2019)
9. Вера Э. Печать кубы / Э. Вера // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. М.: Наука, 1979. С.270-276.
10. Г арсиа А., Мирончук П. Ранний период политических и дипломатических отношений // Российско-Кубинские и Советско-Кубинские связи XVIII-XX веков. - М., 1975 г. - С.16-46.
11. Григулевич И. Р. Культурная революция на Кубе. - М.: Наука, 1965. - 301 с.
12. Грищенко М.В. Летопись важнейших событий советско-кубинской дружбы и сотрудничества (1959-1985) / М. В. Грищенко. - Киев: Наукова думка, 1987. 136 с.
13. Данненберг А.Н. Российско-кубинские отношения в постбиполярный
период: автореф. дис. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/rossiisko-kubinskie-otnosheniya-v- postbipolyarnyi-period (дата обращения: 21.04.2019).
14. Долматовский Е.А. Руки Гевары. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://park72.ru/world/1274/ (дата обращения:03.05.2019)
15. Евтушенко Е. Ключ команданте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ev-evt.net/stihi/k/key_commander.php (дата обращения:03.05.2019)
16. Игнатьев А. Д., Комаров В. М. СССР-Куба: братская дружба и всестороннее сотрудничество / А. Д. Игнатьев, Комаров В.М. // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 320-330.
17. Кабрера М. Национальный балет Кубы и Алисия Алонсо / М. Кабрера // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С.166-177.
18. Колесников Н.С. Народное образование и подготовка национальных кадров на современном этапе / Н.С. Колесников // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 36-70.
19. Костенко А.Ф. Проблема становления системы народного образования на
Кубе. (60-е - 80- е годы XX века). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bsht.edu.ru/sites/default /й^/%20А.Ф.%20-%20монограФия^к (Дата
обращения: 02.05.19)
20. Кузьмищев В. А. Культура Кубы. М.: Наука, 1979. 335 с.
21. Лаврецкий И. Р. Эрнесто Че Гевара. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 352 с.
22. Лопес Р. Издательское дело на Кубе / Р. Лопес // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 278-282.
23. Меркель М.М. Угол зрения (диалог с Урусевским). [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://books.google.ru/books/about/Угол_зрения.html?id=M- fAuwEACAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 27.04.2019).
24. Моисеев А. Верещагин в «Третьяковке» и... на Кубе. / А. Моисеев // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/20245 (Дата доступа: 19.05.2019).
25. Плисецкая М. Я - Майя Плисецкая. Как рождался «Кармен-балет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-
reading.club/chapter.php/1016806/37/Pliseckaya - Ya%2C Mayya Pliseckaya.html (дата доступа: 05.05.2019).
26. Покровская, И. Культурное сотрудничество (1960-1972 гг.) / И. Покровская // Российско-кубинские и советско-кубинские связи XVIII-XX веков. -М.: Наука, 1975. - С. 213-238.
27. Российский М.А. Куба и русское зарубежье: из истории культурных
связей в первой половине XX века: автореферат дисс. [Электронный ресурс]. - 2001. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kuba-i-russkoe- zarubezhe-iz-istorii-kulturnykh-svyazei-v-pervoi-polovine-xx-veka (Дата
обращения: 21.03.2019).
28. Ротчев А.Г. Воспоминания русского туриста. Из путешествий А. Г. Ротчева. I. Гавана и Матанзас. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibra.ru/composition/iz-vospominanii-russkogo-turista/ (Дата обращения: 18.03.2019).
29. Сакамото де Мясников Ф.М.Т. Кубинское чудо: к 70-летию балета
Алисии Алонсо / Ф.М.Т. Сакамото де Мясников // Вестник Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой №2 (55) 2018. [Электронный ресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/v/kubinskoe-chudo-k-70-letiyu-sozdaniya-baleta- alisii-alonso (дата обращения: 23.03.2019)
30. Тихомиров О. Ф. СССР - Куба. Альманах. - М.: Прогресс; Гавана: Хосе Марти, 1990. - 544 с.
31. Х. Чихона. Кубинское кино - культурное достижение революции. / Чихона Х. // Культура Кубы. Кузьмищев В.А. - М.: Наука, 1979. - С. 233241.
32. Чигирь Н.Н. СССР-Куба в едином строю к общей цели. - М.: Международные отношения, 1974. - 75 с.
33. Чэн Г.Н. Какова роль Советского Союз в формировании образовательной системы на Кубе? №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16901746 (Дата обращения: 15.04.2019).
34. Щиголев А. Куба как память о советском детстве // Известия. 2011. 27 июля.
35. Яруллина Д.Р. Куба в советском/российском и американском масс- медийном дискурсе второй половины XX века: компаративный анализ: дисс... канд.ист.наук. 24.00.01. - М., 2015. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ