Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие уклада жизни и модели самоидентификации российских немцев (конец XVIII – начало XXI вв.)

Работа №50928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН В ОБЩЕСТВЕ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XXI ВВ.) 12
§ 1. Быт, нравы и духовная культура поволжских колонистов (конец
XVIII - конец XIX вв.) 12
§ 2. Основы построения внутренней жизни российскими немцами на
территории Германии (1990-е - начало XXI в.) 23
§ 3. Организация жизни российских немцев в условиях Национально-
культурной автономии (1990-е - начало XXI в.) 32
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ НАРОДОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 41
§ 1. Этнопедагогика как одно из направлений современной
педагогической науки 41
§ 2. Методы и приемы этнического воспитания в среде российских
немцев 46
ГЛАВА III. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 54
§ 1. Формы проведения внеклассного мероприятия в современной школе
54
§ 2. Классный час на тему «Народы России: история российских немцев»
57
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 72

Актуальность темы исследования обосновывается тем, что политика Екатерины II, направленная на колонизацию Поволжья иностранным населением в 60-х гг. XVIII века, с целью экономического втягивания Поволжского региона в общероссийский торговый оборот, послужила началом становления этнической группы - «российские немцы» - и одного из самых многочисленных народов «российских немцев» - немцы Поволжья. Екатерина II хотела, чтобы немцы-колонисты стали культурными агентами в Поволжье, то есть передали свой опыт ведения сельского хозяйства местному населению. Но складывалась такая ситуация, что немцы не хотели устанавливать контакты с местным населением. Кроме личных мотивов, этой изоляции способствовали компактное расположение колоний, использование немецкого языка не только на бытовом уровне, но и в системе образования колонистов и сношении с российским правительством. Российские императоры после Екатерины II пытались проводить политику русификации в немецких колониях. В результате реформ Александра II к концу XIX века, спустя почти столетнее существование в России, немцы начали активно интегрироваться в российское общество, для того чтобы совместно развиваться с русским населением.
В годы становления советской власти поволжским колонистам было предоставлено право на создание сначала автономной области, а затем и Автономной Республики Немцев Поволжья. Трагичной страницей в истории народов СССР стала Великая Отечественная война. В 1941 году по приказу И.В.Сталина, боявшегося сотрудничества местного населения с нацистами, народы из приграничных регионов СССР подверглись депортации в Сибирь и Казахстан, а также зачислению в Трудовую Армию. Переселению подверглись и немцы, проживающие на территории СССР, которые были одной нации с врагом. До 1955 года немцы жили по режиму спецпоселений.
С 90-х гг. XX века Россия начала новый виток развития, при этом имел место государственный, политико-правой, идеологический, научно-образовательный, финансово-экономический, социальный, национальный кризисы. И в 1991 году, когда решался вопрос о дальнейшей судьбе Российского государства, определялось будущее нескольких десятков народов. Одним из таких народов являются российские немцы, живущие как на территории РФ, так и в бывших союзных республиках.
Российские немцы одни из последних, кто принимает попытку построить диалог с правительством М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина, по вопросу своей дальнейшей судьбы. Создается Всесоюзное общество «Возрождение» для того, чтобы договорится с советским руководством о восстановлении для немцев Республики в Поволжье, политической реабилитации и возможности мирно жить и существовать, как одному из народов России. Период с 1989 по 1991 годы для общества отмечен кропотливой работой по отстаиванию своих интересов1. Крах советского режима привел к тому, что часть российских немцев, в сложившейся политической ситуации, начинает в массовом порядке покидать пределы бывшего СССР, в том числе союзных республик, и эмигрируют на территорию Германии. Объединенная Германия провозглашала стабильность в экономической и социальной политике, особое внимание уделялось социальной поддержке мигрантов. К тому же, у некоторых в Германии были родственники, и советские немцы хотели воссоединиться со своей семьей.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации продолжают существовать немецкие диаспоры в форме Национально-культурных автономий, представители которых активно занимаются
сохранением и популяцией своей культуры. Так, в городе Казань существует Автономная некоммерческая организация «Немецкий Дом Республики Татарстан» (ул. Карла Маркса, 26)2. Организация создана для удовлетворения социально-экономических, культурных и духовных потребностей российских /'Перестройка» в СССР и пробуждение национального самосознания «советских» немцев (1985¬1991) // Герман А.А., Иларионова Т.С. История российских немцев - электронное учебное пособие// http://geschichte.rusdeutsch.ru/22/45 (Дата обращения: 03.01.2018) 2 Немецкий Дом Республики Татарстан // http://www.nd-rt.ru/about/ (Дата обращения: 03.01.2018) немцев, проживающих в городе Казани и Республике Татарстан, для возрождения немецких национальных духовных традиций, для всестороннего развития экономических, научных, гуманитарных, культурных, духовных связей с Германией и другими немецкоязычными странами Европы.
Изучение истории народов, населяющих Россию, должно быть одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Знание о жизни многочисленных народов России, помимо русского народа, - первый шаг к уважительному отношению людей друг к другу. Проблема заключается в том, что учебник по истории не включает в себя отдельно параграфы по истории народов России. Такую же ситуацию можно наблюдать в содержании Историко-культурного стандарта, где не сказано про колонизаторскую деятельность Екатерины II, которая охватила территорию Крымского полуострова, территории современной Украины и Поволжья.
В современном мире в связи с усилением миграционных процессов актуальной остается проблема, относящаяся к вопросу интеграции народов, культур и языков. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета, проводится изучение историко-культурного феномена российских немцев .
Обзор литературы. Для написания дипломной работы нами использовалась учебная и методическая литература. Учебная литература по истории российских немцев представлена трудами А.А. Германа, Т.С. Иларионовой и И.Р. Плеве1.
В.А. Ермолов и И.В. Черказьянова изучали государственную политику в сфере школьного образования поволжских колонистов. В работах Н.П. Генераловой и Е.М. Шишкиной-Фишер представлен обзор, касающийся религиозной жизни немецких колонистов.
Методическая литература представлена исследованиями,
посвященными внеурочной деятельности педагога в современной школе. Данная тематика отражена в работах Т.С. Пчелинцевой , Е.М. Рожковой и С.Л. Выдыш . С введением в действие ФГОС нового поколения в методической литературе существует новое направление в образовательном процессе - идея взаимодействия в поликультурном обществе. Эта концепция нашла отражения в исследованиях педагогов-практиков Л.Г. Куц , З.Ф. Мубиновой , О.Ю. Срабовой и И.И. Соколовой11, О.Н. Цветковой .
Характеристика источников. Использованные при проведении данного исследования источники могут быть разделены нами на три основные группы.
К первой группе источников относятся законодательные акты, появившиеся в период с 1760-х по 1990-е гг. Документы содержат в себе материал, касающийся мест расселения и правил обустройства поволжских немцев-колонистов1. Документы XIX века раскрывают внутреннее обустройство поволжских немцев, систему школ и изменение сословного статуса после реформ Александра II . Немало правительственных документов посвящено проблеме обустройства российских немцев после распада СССР .
Вторая группа источников - это интервью с представителями российских немцев, проживающие в Германии (шесть человек) и в Российской Федерации, входящие в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» в г. Казань (одиннадцать человек) .
Третья группа - источники личного происхождения. А.А. Велицын , А.А. Клаус1, Г.Г. Писаревский2, П.К. Галлер3 в своих работах описывают немецкие колонии в Поволжье, характер немцев, их поведение, дают собственную оценку происходящим событиям. Г.А. Вольтер в своей книге приводит воспоминания российских немцев о ситуации послевоенного времени, о нелегкой борьбе российских немцев за сохранение своей этнической принадлежности .
Объект исследования являются представители российских немцев, проживающих на территории Германии и Национально-культурной автономии г. Казани
Предмет исследования - организация внутренней жизни и модели самоидентификации российских немцев на территории Германии и Республики Татарстан.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1760-х гг. - по начало XXI века. Нижняя граница исследования связана с началом колонизаторской политики Екатерины II. Верхняя дата объясняется поставленными задачами проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017) в рамках предоставленного научного гранта, осуществляемого Елабужским институтом Казанского федерального университета .
Методологическая база исследования. Историко-генетический метод использовался при раскрытии причин, повлиявших на формирование уклада жизни и модели самоидентификации российских немцев. Сравнительно¬сопоставительный метод использовался для выявления сходств и различий в укладе жизни и модели самоидентификации российских немцев, проживающих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань). Также в работе использовался анализ методической литературы с целью рассмотрения опыта отечественной науке в развитии этнопедагогики, поликультурного воспитания.
Цель настоящей работы состоит в исследовании современного историко-культурного феномена в обществе - российские немцы, который складывался на протяжении двух с половиной столетий. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить законодательные акты российского правительства с 1760-х по 1990-е гг. в отношении поволжских немцев-колонистов;
• Охарактеризовать общественно-политические процессы, повлиявшие на формирование у российских немцев организации внутренней жизни и модели самоидентификации;
• Показать сходства и различия в самоидентификации и самопрезентации российских немцев, живущих в Германии и в Российской Федерации (г.Казань);
• Определить особенности становления этнопедагогики и развития мультикультурного образования в современном российском обществе;
• Раскрыть приемы этнического воспитания у российских немцев.
Научная новизна работы заключается в использовании устных источников при исследовании организации жизни и модели самоидентификации российских немцев в Германии и Российской Федерации. В рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии. Также нами были опрошены одиннадцать представителей российских немцев, входящих в АНО «Немецкий Дом Республики Татарстан» г.Казань.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и результатов, отраженных в исследовании, при преподавании курса культуры отдельных народов, проживающих на территории РФ; в общеобразовательной школе и вузе; а также при подготовке к семинарским занятиям и докладов, для выступления на студенческих научных конференциях.
Апробация работы. В рамках заявленной темы ВКР и проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации» (2015-2017), осуществляемого Елабужским институтом КФУ, нами были опубликованы три научные статьи по истории российских немцев: «Немецкие колонии в Поволжье: факторы складывания и развития социокультурной системы»1, «Екатерина II и иностранная колонизация Поволжья во второй половине XVIII века: как одна задумка решила несколько проблем» , «Использование устных источников в процессе изучения организации внутренней жизни российских немцев в Германии в 90-е гг. XX века» .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За период с 1760-х по начало XXI века в России сложилась особая этническая группа людей - российские немцы. Целью нашей работы являлось исследование современного историко-культурного феномена в обществе - российские немцы, которые складывались на протяжении двух с половиной столетий.
Исследовательская работа выполнялась в рамках проекта РГНФ «Язык и культура русских немцев в миграции: проблемы самопрезентации и самоидентификации».
В нашей работе мы попытались выявить критерии, по которым происходило формирование модели самоидентификации российских немцев. Для этого нами были изучены российские немцы с 1760-х - по конец XIX века, а также были проинтервьюированы шесть представителей российских немцев, проживающих на данный момент в Германии, и одиннадцать представителей российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан).
Причина появления в России нового этноса относится к колонизаторской деятельности Екатерины II в 1760-х гг. в Саратовском Поволжье. Хотелось бы отметить особенность жизни поволжских колонистов периода 1760-х по конец XIX века. Это их замкнутость, развитие в анклавах среди местного населения. Данный период характеризуется формирование критериев, по которым этнические немцы Германии и их потомки, рожденные в России, стали позиционировать себя как российские немцы:
1) менталитет немцев - аккуратность, педантичность, трудолюбие;
2) религия - свобода вероисповедания (лютеране, католики);
3) система немецких школ в поволжских колониях;
4) законодательная политика российской администрации - принимаемые законы и указы способствовали отгораживанию немцев от контакта с местным населением;
5) территориальность - последующие поколения немцев считали своей родиной именно Российскую империю, тогда как германские княжества представлялись исторической родиной;
6) культурные традиции - немецкий язык, праздники.
Реформы Александра II предоставили возможность интегрироваться в российский социум.
Следующей группой людей были российские немцы, которые в конце 1980-х - начале 1990-х гг. покинули территорию СССР/России. В результате проведения интервью нами были выявлены следующие критерии самоидентификации российских немцев в Германии:
1) знание немецкого и русского языка;
2) сохранение и передача как немецких, так и русских культурных традиций;
3) изучение истории своего народа;
4) встречи с другими российскими немцами в Германии.
Также в ходе интервью нами были замечены следующие особенности в жизни российских немцев:
• упор делается на сохранение и передачу русской культуры - собирание домашней библиотеки, обучение подрастающего поколения русским песням, танцам;
• сами респонденты отметили, что начинают забывать русский язык (в беседе с русскоговорящим человеком приходится концентрироваться, чтобы продолжать диалог на русском языке);
• понятие родины перемещается с России на Германию. Для некоторых респондентов понятие родины сводиться к понятию дом и семья.
Для сравнения были проинтервьюированы представители российских немцев, проживающих в г.Казань (Республика Татарстан):
1) русский язык выступает языком общения между людьми;
2) немецкий язык считается родным языком, часть респондентов не знает немецкий язык (изучение происходит при АНО «НД РТ»);
3) сохранение традиционных немецких праздников, а также культуры дарения и национальная кухня;
4) приобщение к российской культуре - праздники, произведения искусства, литературы;
5) приобщение внуков к деятельности АНО «НД РТ»;
6) изучение истории своего народа (осознание себя частью многонациональной России).
Сами респонденты (в Германии и в России) считают, что российские немцы - самобытный народ, изюминка которого возникла в результате «вобрания» в себя лучшего от двух разных культур - немецкой и русской.
Однако, если учитывать в становлении российских немцев критерий территориальности, то можно предположить, что российские немцы в Германии с последующими поколениями станут этническими немцами, то есть гражданами Германии.
В Российской Федерации российские немцы будут существовать, так как территориальность, русская культура и русский язык присутствует, а немецкость поддерживается благодаря АНО «НД РТ». Проблема в том, что смена культурно-языковой среды в послевоенные годы и на рубеже 1980/1990-х гг. привела к смешению российских немцев с другими народами (русскими, татарами). Будут ли российские немцы считать себя таковыми в условиях интернациональности культур? Данный вопрос может рассматриваться нами как предмет дальнейшего исследования.



1.1.1. Из договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве
между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией. Бонн, 9 ноября 1990 г.//
История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - 447 с. // Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ (С.347-349.)
1.1.2. Из закона РСФСР о реабилитации репрессированных народов. Москва, 26 апреля 1991 г. // История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - С.362-363// Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ
1.1.3. Из Записки Отдела организационно-партийной работы и Отдела пропаганды ЦК КПСС О ходе выполнения партийными организациями Казахской ССР постановления ЦК КПСС «О мерах по противодействию кампании на Западе вокруг вопроса о положении граждан немецкой национальности в СССР» // История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - 447 с. // Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ
1.1.4. Из совместного заявления Президента РСФСР Б. Ельцина и канцлера ФРГ Г.Коля, подписанного в Бонне 21 ноября 1991 г. //http://wolgadeutsche.ru/diesendorf/dekrety/11 .htm
1.1.5. Информация о беседе руководителей Госкомнаца РСФСР с
делегацией Федеративной Республики Германии. Москва, 5 июля 1991 г. // История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - С.387-389 // Научная
библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ
1.1.6. Немцы в истории России: Документы высших органов власти и
военного командования. 1652-1917/ Сост. В.Ф. Дизендорф. — М.,
2006. - 784 с. // http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Dok_1652_1917.htm
1.1.7. Немцы-колонисты в Век Екатерины/Сост. Е.Е. Лыкова, М.И. Осекина. - М.: «Древлехранилище»; Общественная академия наук российских немцев, 2004. - 340 с.
1.1.8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая
2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
1.1.9. Положение о Г осударственной комиссии по проблемам советских немцев. Москва, 17 июля 1990 г. / История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - 447 с. // Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ (С.322-324.)
1.1.10. Постановление Кабинета министров СССР о комитете по проблемам советских немцев от 2 августа 1991 г. №565 // История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - 447 с. // Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ (С. 389-391.)
1.1.11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. и доп. от 31.12.2015) // http://base.garant.ru/55170507/
1.1.12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
№ 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29.06.2017) // http://base.garant.ru/70188902/
1.1.13. Протокол о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. Москва, 10 июля 1992 г. // История российских немцев в документах (1763-1992) / Сост. В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва, 1993. - 447 с. // Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского при КФУ (С.418-421.)
1.1.14. Справка о выезде на постоянное место жительство за границу советских граждан немецкой национальности. 1989 год// http://geschichte.rusdeutsch.ru/22/45/225
1.1.15. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изм. и доп. от 04.11.2014 г.) //
http: //base.garant.ru/135765/
1.2. Устные источники
1.2.1 Интервью с Валерией Смирновой // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.2 Интервью с Валерием Рунг // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.3 Интервью с Вальдемаром Хуге// Личный архив Власовой Т.В.
1.2.4 Интервью с Верой Музафаровой (Ильчер) // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.5 Интервью с Виктором Диц // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.6 Интервью с Виктором Хельмель// Личный архив Власовой Т.В.
1.2.7 Интервью с Еленой Тарасовой-Ротман // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.8 Интервью с Еленой Цигенгагель // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.9 Интервью с Ларисой Бартэльмёс// Личный архив Власовой Т.В.
1.2.10 Интервью с Миной Вильгельм// Личный архив Власовой Т.В.
1.2.11 Интервью с Наталией Тарасевич (Идт) // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.12 Интервью с Натальей Нурисламовой (Кладт) // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.13 Интервью с Олегом Панкратовым // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.14 Интервью со Светланой Балобановой (Вельш) // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.15 Интервью с Татьяной Рихматуллиной (Миллер) // Личный архив Власовой Т.В.
1.2.16 Интервью с Эллой Кюль// Личный архив Власовой Т.В.
1.3. Документы личного происхождения
1.3.1. Велицын А. А. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колоний на юге и востоке России. — СПб.: Тип. Высочайше утвержд. Товарищ. "Общественная польза", 1893. - 286 с.
1.3.2. Вольтер Г.А. Зона полного покоя: Российские немцы в годы
войны и после неё. Свидетельства очевидцев. Издание второе / Под ред. В.Ф. Дизендорфа. - М., 1998. - 416 с. //
http: //gedenkbuch. rusdeutsch. ru/upload/files/El- knigi/Volter_Zona_polnogo_pokoja.pdf
1.3.3. Дородницын А.Я. Немецкие миссионеры необаптизма (Neo- Baptismus), известного под именем штунды на юге России. - М.: Тип. Я.И. Снегиревой, 1893. - 57 с. // https://www.prlib.ru/item/428941// Библиотека Серебряного века (г.Елабуга)
1.3.4. Зиннер П.И. Немцы Нижнего Поволжья. Исторический очерк. Выдающиеся деятели из колоний Поволжья. - Саратов, 1925. - 20 с.
1.3.5. Камышин. Характер немцев // Саратовский дневник. - 1882. - №23. - С.1-2.
1.3.6. Классный час на тему «Народы России: история российских немцев» // Личный архив Власовой Т.В.
1.3.7. Клаус А.А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. - Вып. I. - СПб.: Типография В.В. Нусвальта, 1869. - 516 с.
1.3.8. Колесников Г.И. Культурное хозяйство в некультурном крае. Хозяйство меннонитов параллельно с очерком хозяйственно-бытовых картин Новоузенского уезда. - Саратов: Типография губернского земства, 1908. - 54 с.
1.3.9. Конев Е.В. Немцы Западной Сибири в 1940-1990-е гг.: (на материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): дис.
. ..канд.ист. н. -Томск, 2002. - С.65-66// http://www.prlib.ru/
1.3.10. Писаревский Г.Г. Внутренний распорядок в колониях Поволжья при Екатерине 11//Варшавские университетские известия. - Варшава: Типография Варшавского Учебного Округа, 1913. - Октябрь. - С.1-16.
1.3.11. Писаревский Г.Г. Внутренний распорядок в колониях Поволжья при Екатерине 11//Варшавские университетские известия. - Варшава: Типография Варшавского Учебного Округа, 1913. - Ноябрь. - С. 17-47.
1.3.12. Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII в. (По неизданным архивным документам). - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1909. - 483 с.
II. Литература
2.1. Методическая литература
2.1.1 Бережнова JI. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. Н. Бережнова, И.Л. Набок, В. И. Щеглов.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- 240 с.
2.1.2 Власова Т.В. Особенности изучения и усвоения материала по
истории учениками информационно-технологического профиля обучения// Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». -2017. - С.170-173.
2.1.3 Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы // http://www.pedsovet.info/pages/articles/metodica_vidis_sl_1_lic_Maioresu. htm (Дата обращения: .01.2018)
2.1.4 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
2.1.5 Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с // Библиотека Елабужского института (филиала) КФУ
2.1.6 Краткий курс лекций по дисциплине «Педагогика». Классный час//https://studme.org/46490/pedagogika/formy_organizatsii_vospitatelnog o_protsessa#888 (Дата обращения: .01.2018)
2.1.7 Куц Л.Г. Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте российской школы // Человек и образование. - 2014. - №2 (23). - С.58-62.
2.1.8 Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. - 2011. - №1 (80). - С.13-21.
2.1.9 Парфилова Г.Г., Каримова Л.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве: Учебное пособие / Г.Г. Парфилова, Л.Ш. Каримова - Казань: КФУ, 2015. - 128 с.
2.1.10 Пешкова В.Е. Педагогика. - Ч. 3: Теория и методика воспитания. Курс лекций // http://diss.seluk.ru/m-ekonomika/30002219-3-peshkova- pedagogika-chast-teoriya-metodika-vospitaniya-kurs-lekciy-uchebnoe- posobie-maykop-2010-soderzhanie-lekciya-vospitanie-kak.php
2.1.11 Пчелинцева Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Вектор науки ТГУ. - 2016. - №3 (26). - С.53-57.
2.1.12 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С.21-26.
2.1.13 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей / Под ред. В.П. Семенова. - СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1901. - Т.6. - С. 158-161.
2.1.14 Срабова О.Ю., Соколова И.И. Изменение требований к
функционалу учителя в условиях открытой поликультурной
образовательной среды // Человек и образование. - 2014. - №1 (38). - С.143-149.
2.1.15 Цветкова О.Н. Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания и внеурочной деятельности // Преподавание истории в школе // http: //pish.ru/blog/archives/2678
2.1.16 Чельцов М.В., Земскова О.В. Педагогический профессионализм в организации внеурочной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» . - 2017. - №1. - С.187-191.
2.2. Учебная литература
2.2.1 Генералова Н.П. Религиозная жизнь как фактор сохранения национальной идентичности и родного языка первых поволжских немцев-колонистов//Science Time. - 2014. - №9. - С. 67-71.
2.2.2 Герман А.А., Иларионова Т.С. История российских немцев - электронное учебное пособие// http://geschichte.rusdeutsch.ru/22/45
2.2.3 Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья: Краткий
исторический очерк. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 144 с.
2.2.4 Ермолов В.А. Особенности системы образования в национальных
школах Российской Империи: немецкие школы//
Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009. - №3. - С. 81-88.
2.2.5 Киор В.Б. Иммиграционная политика царской администрации в Поволжье (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2012. - №6. - С.176 - 191.
2.2.6 Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII
века. - 3-е изд. - М.: АОО «Международный союз немецкой
культуры», 2008. - 400 с.
2.2.7 Топографическое и историческое описание Саратовской губернии / под ред. И.О. Тюменцева. — Волгоград: Издатель, 2011. — С.112-129.
2.2.8 Черказьянова И.В. Государственная регламентация деятельности школ немецких колонистов в первой половине XIX века//Вестник Саратовского Социально-Экономического Университета. - 2008. - №3. - С. 148-152.
2.2.9 Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды,
танцы и песни в Германии и России: Практическое пособие для российских немцев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АОО
«Международный союз немецкой культуры»; «Готика», 2002. - 328 с. // http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Schischkina_Fischer.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ