Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре

Работа №80625

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре 9
1.1. Состояние проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста
к региональной культуре в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Средства этнографической культуры как основа приобщения старших
дошкольников к региональной культуре 21
1.3. Педагогические условия приобщения старших дошкольников к
региональной культуре 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в МАДОУ № 23 г. Челябинска 41
2.1. Состояние проблемы исследования в практике дошкольной
образовательной организации 41
2.2. Содержание работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в практике дошкольной образовательной
организации 55
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения

Актуальность темы исследования. Неоднородность этнокультурных территориальных реалий России, активизация российского регионализма в последние годы свидетельствуют о важности изучения региональной культуры. Духовное и материальное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают региональную культуру. Необходимость формирования поколения, осознающего принадлежность к своему народу, понимающего культуру народов, населяющих Россию, и мировую культуру в целом, а также способного ориентироваться в современном поликультурном обществе, распространяется на всю систему образования. Дошкольная образовательная организация в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как социокультурная база приобщения детей к региональной культуре. Акцепт на знании истории и культуры народов, населяющих родной край, поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим является актуальной задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Перед дошкольным образованием стоит проблема приобщения, сохранения и передачи самобытности культуры родного края подрастающему поколению. На современном этапе приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
В своем исследовании мы обращаемся к региональной культуре Южного Урала. Приобщение детей к региональной культуре посредством этнографических средств в дошкольной образовательной организации становится фактором, способствующим решению задач гуманистического воспитания. На необходимость и значение использования народного творчества своей местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого (Е. Водовозова, Я.А. Коменский, Е. Тихеева, К.Д. Ушинский), так и современные исследователи (З.А. Богатеева, Н.Ф. Виноградова, Т.Г. Казакова, А.П. Усова, Р.Ш. Халикова и др.). А.Л. Усова подчеркивала то, что в любом уголке Земли есть народное творчество, а в практике воспитания получается так, что близкое и родное почти не используется [60, с.5]. Это утверждение актуально и сегодня, потому как вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края до сих пор изучались только с двух позиций: 1) значение и использование в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.С. Александрова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Н.Б. Халезова и др.); 2) применение в воспитательном процессе дошкольных организаций отдельных видов национальных ремесел (З.А. Богатеева, Л.Д. Вавилова, Р.В. Калистру, И.Ч. Красовская, Т.А. Левченко, А.В. Молчева, Р.Н. Смирнова, Р.Ш. Халикова и др.).
Уникальность региональной культуры Южного Урала очевидна. Чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное и духовное развитие личности, а она (личность) испытывала потребность в истинной культуре, в овладении культурными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры. Это предполагает глубокие знания традиций, обычаев, активность педагогической деятельности среди подрастающего поколения с позиции возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры образования (Е. Бабунова, С.Д. Кириенко, В.В. Розанов, Р.М. Ситько, З.П. Соколова, Р.М. Чумичева).
Доказано, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответственно организованной детской деятельности, потому что в этом возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, интересов (Н.П. Денисюк, Л.А. Ибрагимова, А.И. Лазарев, В.М. Семенов).
Изучение научной литературы по проблеме, собственные наблюдения и обобщение педагогического опыта позволили выявить ряд противоречий:
- между новыми требованиями к гуманизации дошкольного образования и существующими традиционными методиками развития ребенка в системе ДОО;
- между необходимостью приобщения дошкольников к региональной культуре и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе;
- между возможностями этнографических средств и их реальным применением как средства воспитания и обучения дошкольников.
Названные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в выделении сущности и возможностей приобщения дошкольников к региональной культуре и необходимости создания педагогических условий, способствующих данному процессу.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Объект исследования - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Предмет исследования - педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Гипотеза исследования: приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
-организация совместной деятельности взрослых и детей на основе программы «Наш дом - Южный Урал»;
-обеспечение развивающей предметно-пространственной среды предметами этнографической культуры;
-повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по приобщению дошкольников к региональной культуре.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить
перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин, и др.) объясняющие закономерности развития ребенка - дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- этнопедагогический подход, предполагающий учёт культурно-исторических традиций народа (Е. Бабунова, Г.Н. Волков, С. Д. Кириенко, В.А. Сластёнин).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и
систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (октябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по приобщению старших дошкольников к региональной культуре;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г..
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Проведённая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
- Термин «приобщение» входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом.
- Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.
- Региональная культура - это специфическое социокультурное образование, для которого характерны не только внешние признаки (территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренние особенности (традиции, ценности и т.д.) национальной культуры.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели средства этнографической культуры как основу приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре, а также других возрастных групп с опорой на другие компоненты.



1. Аникин В.П. Русское народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высш. шк., 2004. - 735с.
2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагогов с семьёй
дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М., 1994.
3. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение образовательного пространства в России / А.Г. Асмолов //Новое время, новая дидактика: сборник. - М., 2001. - 15-16с.
4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки / А.Н. Афанасьев. В 3-х т.
- М., 1957, т. 1, 75с.
5. Бабунова Т.М. Педагогические условия организации в детском саду народных игр / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск, 1993. - 15-19с.
6. Басаргина А. Традиции русской семьи: мудрость народного
воспитания / А. Басаргина //Сельская школа. - 2007. - №2. - 45-55с.
7. Бахметьева Т.И Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И. Бахметьева, Г.Т, Соколова. - Ярославль: Академия развития, 2000.
8. Безрукова Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова //Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - 55-59с.
9. Бердяев Н.О. О назначении человека / Н.О. Бердяев. - М.:
Республика, 1993. - 383с.
10. Большакова М.Ф. Фольклор в познавательном развитии (из опыта работы) / М.Ф. Большакова //Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9.
11. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии / Ю.В. Бромлей.
- М.,1981.-390с.
12. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М., 1973. - 264с.
13. Василий Великий Святитель. Нравственные правила / Святитель Василий Великий. - М.: Сибирская Благозвонница - 2001. - 208 с.
14. Васюченко И. Строгий мир сказки / И. Васюченко //Дошкольное воспитание. - 1987. - №8.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков //Мир образования - образование в мире. - 2002. - №1.
16. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада. / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М., 2000. - 11-15с.
17. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.
18. Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский. Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 243¬386с.
19. Герасимова С.М. Литературный кружок для старших школьников / С.М. Герасимова //Ребёнок в детском саду. - 2001. - № 6.
20. Гувенко Г.Н. Русские праздники в детском саду / Г.Н. Гувенко //Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.
21. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2002.
22. Данилова Т.О. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй / Т.О. Данилова //Дошкольное воспитание. - 2000. - №2. - 44-49с.
23. Деятельность органов управления образованием по обеспечению доступности дошкольного образования для всех групп населения и взаимодействию с семьёй / Под ред. Т. В. Абрамовой. - Челябинск, 2000. - 27-35с.
24. Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Дронова. - М., 2001.
25. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М., 2005.
26. Жданова Л.Б. Праздник русской рубахи / Л.Б. Жданова, Ю.С. Никитина // Дошкольное воспитание. - 2004. -№7. - 35-37с.
27. Иванова И.Р. Фольклор в развитии игрового творчества / И.Р. Иванова, Г.О. Кривошеева, Г.Л. Панова //Ребёнок в детском саду. - 2005.
28. Итс Р.Ф. Века и поколения: Этнографические этюды / Р.Ф. Итс // - Л.,1986. - 238с.
29. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры / дис. канд. пед. наук, - Екатеринбург, 1999. - 3-23с.
30. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями / О. Клименкова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3. - 45-46с.
31. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры (программа, учебно-методическое пособие) / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. - СПб., 1999. - 36-85с.
32. Комаров В.М. Традиции и исторический процесс / В.М. Комаров //Российская Академия управления. - М.: Луч 1994 .
33. Комарова Т.С. Искусство как фактор воспитания к любви родному краю / Т.С. Комарова, Н. Пантелеева //Дошкольное воспитание. - 2002. - №2.
34. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль //Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
35. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры
человечества / Ю. Липе //Пер. В.М. Вахта. - М.,1954. - 255-277с.
36. Лобанова Т.В. Основные подходы к изучению традиции / Т.В. Лобанова //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2008 - №1(9) - 70-76с.
37. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987.
38. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание / И.Я. Мурзина. - Екатеринбург, 2003. - 237с.
39. Науменко Г.Н. Фольклорные праздники в детском саду и школе /Г.Н. Науменко. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 5-13с.
40. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. - Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - 255 с. - ISBN 978-5-91744-093-4.
41. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И.А. Зимней. — М., 2001.
42. Писарева А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева //Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 гг.
43. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в
ДОУ: Методические рекомендации / М.Н. Полякова. - М.: Центр
педагогического образования, 2008.
44. Попова Ж.Р. Живой родник народной культуры / Ж.Р. Попова //Ребёнок в детском саду. - 2001. - №5. - 4-7с.
45. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о
герменевтике[перевод с фр. и вступительная статья И.С. Вдовиной ] / П.
Рикёр. - М.: Академический проект. 2008. - 66с.
46. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под ред. А. В. Орловой. - Владимир, 1995.
47. Скоропулова О. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2005.
48. Советская этнография. № 1. 1946. - 3с.
49. Современные образовательные программы для ДОУ: учебное пособие. / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М: Академия, 2000.
50. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
51. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии / В.Н. Стрелицкий. Изв. РАН. Сер. геогр. - 2002. - № 4. - 18-28с.
52. Стрелецкий В.Н. Регионализм как феномен культуры / В.Н. Стрелицкий //Региональные исследования. - 2011. - № 3 (33). - 45-50с.
53. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько //Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - 5-7с.
54. Суханов И.В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества / И.В. Суханов //Труды Казанского авиационного института. Общественные науки (философия). - Казань. 1960. Вып.53. 93с.
55. Токарев С.А. История зарубежной этнографии [Текст]: учебник для ВУЗов / С.А. Токарев. - М.: Высшая школа, 1978. - 352 с.
56. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: Монография [Текст] / Л.В. Трубайчук. - Челябинск, 2009. - 153 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013.
58. Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова //Дошкольное образование. - 2002. - № 20.
59. Фольклор // Философская энциклопедия. - М., 1970.-Т.5. - 158с.
60. Фоминых О.Б. Региональная и провинциальная культура: некоторые характеристики / О.Б. Фоминых //Время культуры в региональном пространстве: сб. науч. тр. / Под ред. Д. Н. Маслюженко. - Курган, 2010. - 158с.
61. Формирование познавательной активности у старших дошкольников /Межвузовский сб. научных тр. - Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1985-118с.
62. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова //Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.
63. Харитонова А.А. Развитие ценностного отношения дошкольников к истории и культуре родного города / А.А. Харитонова //Детский сад от А до Я. - 2010. - №4.
64. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция / Чистов К.В. - М.: О.Г.И. 2002 - 118-120с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ