Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре 9
1.1. Состояние проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста
к региональной культуре в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Средства этнографической культуры как основа приобщения старших
дошкольников к региональной культуре 21
1.3. Педагогические условия приобщения старших дошкольников к
региональной культуре 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в МАДОУ № 23 г. Челябинска 41
2.1. Состояние проблемы исследования в практике дошкольной
образовательной организации 41
2.2. Содержание работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в практике дошкольной образовательной
организации 55
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре 9
1.1. Состояние проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста
к региональной культуре в психолого-педагогической
литературе 9
1.2. Средства этнографической культуры как основа приобщения старших
дошкольников к региональной культуре 21
1.3. Педагогические условия приобщения старших дошкольников к
региональной культуре 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в МАДОУ № 23 г. Челябинска 41
2.1. Состояние проблемы исследования в практике дошкольной
образовательной организации 41
2.2. Содержание работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре в практике дошкольной образовательной
организации 55
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации 66
Выводы по 2 главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения
Актуальность темы исследования. Неоднородность этнокультурных территориальных реалий России, активизация российского регионализма в последние годы свидетельствуют о важности изучения региональной культуры. Духовное и материальное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают региональную культуру. Необходимость формирования поколения, осознающего принадлежность к своему народу, понимающего культуру народов, населяющих Россию, и мировую культуру в целом, а также способного ориентироваться в современном поликультурном обществе, распространяется на всю систему образования. Дошкольная образовательная организация в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как социокультурная база приобщения детей к региональной культуре. Акцепт на знании истории и культуры народов, населяющих родной край, поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим является актуальной задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Перед дошкольным образованием стоит проблема приобщения, сохранения и передачи самобытности культуры родного края подрастающему поколению. На современном этапе приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
В своем исследовании мы обращаемся к региональной культуре Южного Урала. Приобщение детей к региональной культуре посредством этнографических средств в дошкольной образовательной организации становится фактором, способствующим решению задач гуманистического воспитания. На необходимость и значение использования народного творчества своей местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого (Е. Водовозова, Я.А. Коменский, Е. Тихеева, К.Д. Ушинский), так и современные исследователи (З.А. Богатеева, Н.Ф. Виноградова, Т.Г. Казакова, А.П. Усова, Р.Ш. Халикова и др.). А.Л. Усова подчеркивала то, что в любом уголке Земли есть народное творчество, а в практике воспитания получается так, что близкое и родное почти не используется [60, с.5]. Это утверждение актуально и сегодня, потому как вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края до сих пор изучались только с двух позиций: 1) значение и использование в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.С. Александрова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Н.Б. Халезова и др.); 2) применение в воспитательном процессе дошкольных организаций отдельных видов национальных ремесел (З.А. Богатеева, Л.Д. Вавилова, Р.В. Калистру, И.Ч. Красовская, Т.А. Левченко, А.В. Молчева, Р.Н. Смирнова, Р.Ш. Халикова и др.).
Уникальность региональной культуры Южного Урала очевидна. Чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное и духовное развитие личности, а она (личность) испытывала потребность в истинной культуре, в овладении культурными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры. Это предполагает глубокие знания традиций, обычаев, активность педагогической деятельности среди подрастающего поколения с позиции возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры образования (Е. Бабунова, С.Д. Кириенко, В.В. Розанов, Р.М. Ситько, З.П. Соколова, Р.М. Чумичева).
Доказано, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответственно организованной детской деятельности, потому что в этом возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, интересов (Н.П. Денисюк, Л.А. Ибрагимова, А.И. Лазарев, В.М. Семенов).
Изучение научной литературы по проблеме, собственные наблюдения и обобщение педагогического опыта позволили выявить ряд противоречий:
- между новыми требованиями к гуманизации дошкольного образования и существующими традиционными методиками развития ребенка в системе ДОО;
- между необходимостью приобщения дошкольников к региональной культуре и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе;
- между возможностями этнографических средств и их реальным применением как средства воспитания и обучения дошкольников.
Названные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в выделении сущности и возможностей приобщения дошкольников к региональной культуре и необходимости создания педагогических условий, способствующих данному процессу.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Объект исследования - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Предмет исследования - педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Гипотеза исследования: приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
-организация совместной деятельности взрослых и детей на основе программы «Наш дом - Южный Урал»;
-обеспечение развивающей предметно-пространственной среды предметами этнографической культуры;
-повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по приобщению дошкольников к региональной культуре.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить
перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин, и др.) объясняющие закономерности развития ребенка - дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- этнопедагогический подход, предполагающий учёт культурно-исторических традиций народа (Е. Бабунова, Г.Н. Волков, С. Д. Кириенко, В.А. Сластёнин).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и
систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (октябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по приобщению старших дошкольников к региональной культуре;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г..
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
Дошкольный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим является актуальной задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Перед дошкольным образованием стоит проблема приобщения, сохранения и передачи самобытности культуры родного края подрастающему поколению. На современном этапе приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
В своем исследовании мы обращаемся к региональной культуре Южного Урала. Приобщение детей к региональной культуре посредством этнографических средств в дошкольной образовательной организации становится фактором, способствующим решению задач гуманистического воспитания. На необходимость и значение использования народного творчества своей местности в образовании дошкольников указывали как педагоги прошлого (Е. Водовозова, Я.А. Коменский, Е. Тихеева, К.Д. Ушинский), так и современные исследователи (З.А. Богатеева, Н.Ф. Виноградова, Т.Г. Казакова, А.П. Усова, Р.Ш. Халикова и др.). А.Л. Усова подчеркивала то, что в любом уголке Земли есть народное творчество, а в практике воспитания получается так, что близкое и родное почти не используется [60, с.5]. Это утверждение актуально и сегодня, потому как вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края до сих пор изучались только с двух позиций: 1) значение и использование в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.С. Александрова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Н.Б. Халезова и др.); 2) применение в воспитательном процессе дошкольных организаций отдельных видов национальных ремесел (З.А. Богатеева, Л.Д. Вавилова, Р.В. Калистру, И.Ч. Красовская, Т.А. Левченко, А.В. Молчева, Р.Н. Смирнова, Р.Ш. Халикова и др.).
Уникальность региональной культуры Южного Урала очевидна. Чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное и духовное развитие личности, а она (личность) испытывала потребность в истинной культуре, в овладении культурными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры. Это предполагает глубокие знания традиций, обычаев, активность педагогической деятельности среди подрастающего поколения с позиции возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры образования (Е. Бабунова, С.Д. Кириенко, В.В. Розанов, Р.М. Ситько, З.П. Соколова, Р.М. Чумичева).
Доказано, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответственно организованной детской деятельности, потому что в этом возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, интересов (Н.П. Денисюк, Л.А. Ибрагимова, А.И. Лазарев, В.М. Семенов).
Изучение научной литературы по проблеме, собственные наблюдения и обобщение педагогического опыта позволили выявить ряд противоречий:
- между новыми требованиями к гуманизации дошкольного образования и существующими традиционными методиками развития ребенка в системе ДОО;
- между необходимостью приобщения дошкольников к региональной культуре и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе;
- между возможностями этнографических средств и их реальным применением как средства воспитания и обучения дошкольников.
Названные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в выделении сущности и возможностей приобщения дошкольников к региональной культуре и необходимости создания педагогических условий, способствующих данному процессу.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Объект исследования - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Предмет исследования - педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
Гипотеза исследования: приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
-организация совместной деятельности взрослых и детей на основе программы «Наш дом - Южный Урал»;
-обеспечение развивающей предметно-пространственной среды предметами этнографической культуры;
-повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по приобщению дошкольников к региональной культуре.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить
перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных
Теоретическую основу исследования составили:
- основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева, Д.Б. Эльконин, и др.) объясняющие закономерности развития ребенка - дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
- этнопедагогический подход, предполагающий учёт культурно-исторических традиций народа (Е. Бабунова, Г.Н. Волков, С. Д. Кириенко, В.А. Сластёнин).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017 г.) - изучение, обобщение и
систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (октябрь 2017 гг. - апрель 2018 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2018 г) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- в проектировании и апробации комплекса мероприятий по приобщению старших дошкольников к региональной культуре;
- в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2018г.г..
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Проведённая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
- Термин «приобщение» входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом.
- Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.
- Региональная культура - это специфическое социокультурное образование, для которого характерны не только внешние признаки (территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренние особенности (традиции, ценности и т.д.) национальной культуры.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели средства этнографической культуры как основу приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре, а также других возрастных групп с опорой на другие компоненты.
В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.
2. Охарактеризовать средства этнографической культуры как основы приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
3. Выявить критерии и уровни приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Проведённая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике дошкольного образования, уточнен понятийный аппарат исследования:
- Термин «приобщение» входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом.
- Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.
- Региональная культура - это специфическое социокультурное образование, для которого характерны не только внешние признаки (территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренние особенности (традиции, ценности и т.д.) национальной культуры.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели средства этнографической культуры как основу приобщения старших дошкольников к региональной культуре.
Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили считать проведенную экспериментальную работу успешной, а педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре - необходимыми и достаточными.
Анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой организации приобщения детей старшего дошкольного возраста к региональной культуре, а также других возрастных групп с опорой на другие компоненты.



