Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Работа №16709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
887
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях .
1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в
ДОО 7
1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных
воздействий в ДОО 18
1. 3 Условия эффективного воспитания детей в национальных
традициях 25
Глава II. Особенности освоения детьми 5-6 лет культуры тувинского народа
2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента 32
2.2 Особенности представлений дошкольников 5-6 лет о культуре тувинского
народа * 34
2 .3 Состояние проблемы в практике воспитания семьи и детского сада по
приобщению к культуре тувинцев 39
Глава III. Приобщение детей дошкольного возраста к тувинской народной культуре
3.1. Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы 46
3.2. Создание культурно-пространственной, предметно-развивающей среды в
дошкольной организации 50
3. 3 . Результаты контрольного эксперимента 50
Заключение 56
Список использованной литературы 59



Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18).
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, JI.A. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, P.M. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится
перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, B.C. Соловьева, В.В. Розанова и др.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и
соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как
отмечают
JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и нeдoc'faтoчнoй разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования "Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОО".
Цель исследования - разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народным традициям.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к национальным традициям в ДОО будет эффективным, если:
- определено содержание педагогической работы с учетом воспитательного потенциала традиций и обычаев тувинцев;
- в дошкольной организации создана обогащенная предметно-пространственная среда, обеспечивающая «погружение» дошкольников в социокультурный опыт тувинского народа;
- в воспитательно-образовательный процесс включают традиции, обычаи и формы устного народного творчества тувинского народа.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Определить специфику культурного воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОО. *
2. Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели
исследования.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезу что, приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре тувинского народа может протекать успешно, если:
- определено содержание педагогической работы с учетом воспитательного потенциала традиций и обычаев тувинцев;
- в дошкольном учреждении создана обогащенная предметно-пространственная среда, обеспечивающая «погружение» дошкольников в социокультурный опыт тувинского народа;
- в воспитательно-образовательный процесс включают традиции, обычаи и формы устного народного творчества тувинского народа.
Данное доказательство позволило сформировать следующие выводы. В современных исследованиях отчетливо приводится мысль о том, что педагогический процесс приобщения детей к культуре своего народа осуществляется при условии интегративного влияния на интеллектуальный, эмоциональный и эстетический аспекты личности ребенка.
На основании анализа литературы можно выделить ряд компонентов, входящих в содержание национальной культуры, которые могут быть освоены дошкольниками:
• Декоративно-прикладное искусство народа;
• Устное народное творчество;
• Музыкальное народное творчество;
• Традиции и обычаи народа;
• Народные игры
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить содержание национальной культуры тувинского народа, включающее декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции в семье, серия встреч-
посиделок. Освоение комплексного содержания национальной культуры 56
тувинцев обеспечивало формирование интереса, практических умений отражать черты национального в разнообразной деятельности (игровой, творческой, самостоятельной).
Ознакомлению с содержанием национальной культуры способствовали: рассматривание предметов быта, элементов
национального костюма, слушание народных произведений, общение с национальным героем Алдын-Эргек, практические задания творческого характера, народные игры, занятия познавательного цикла. Исследование выявило выраженные положительные тенденции в приобщении детей к национальной культуре тувинского народа.
На занятиях познавательного цикла дети получают знания о традициях и обычаях тувинского народа, получают знания о жилище и условиях проживание тувинцев. Большой помощью в этом оказывает использование развивающей среды. Традицией ДОО стало проведение праздника Шагаа, он является как бы итогом в приобщении детей, всё это в комплексе, помогает воспитывать у детей уважение друг другу, коллективизм и интернационализм.
Обычаи и традиции народа являются важным элементом культуры, сохраняются и передаются из поколения в поколение через семью. В силу того, что семейные обычаи и традиции помогают целенаправленно действовать, используя ценные находки человеческой мысли, они превращают в нормы поведения, наклонности людей.
Семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив, была и остается самым важным и влиятельным фактором воспитания. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. А если этот так, значит, главная задача родителей, семьи - чтобы это воздействие было благоприятным, чтобы
родители, семья осознали, какая сложнейшая задача ложится на их плечи.
57
Эта задача - воспитание достойного молодого человека того общества, в котором мы живем.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникается теми основными чувствами, какими живет народная душа.
Как не сложна ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли . получить развитие», писал известный русский философ В .В .Зеньковский.



1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.
2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4.-С. 33-37.
4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.
5. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.
6. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
7. Безрукова, Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. - 2000. -№3.- С. 55-59.
8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
9. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.
10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личноднло- ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4.-С. 29-36.
11 .Будегечиева, Т. Б. О прОблемо имучения художесдоенных традиций тувинского народа.- Сб., - Кызыл, 1987.- С. 91-93.
12. Вавилова, Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми (4-6 лет). - Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. - СПб., 1993.
13. Вайнштейн, С.И. Мир кочевников центра Азии. - М.: Наука, 1991.
14. Волков, Г.Н. Этнoпeдеедаииaиия в RonTerne ф ункциоыироваыия народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.
15. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред А.Н.Леолньева, А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.- М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.
16. Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых документов, наячно-менодuческих, организационно-практических материалов по проблемам воспитания./ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 384с.
17. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.
18. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.-540 с.
19. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243¬386.
20. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. -
2005. -№ 1.-С. 67-73.
21. Давыдова,О.И. Эти опедагогнчеедийпочходв радоое детсбих садтв / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67). - С. 10.
22. Давыдова, О.И. Этнопедигопическия подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.
23. Данолина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.
24. Дьяконова, В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - М.,
1988.
25. Евсттатова, JI. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / JI. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.
26.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2т. - Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - С. 222-285 [P. III. Проблемы развития психики].
27.3еньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. -297 с.
28.3евахина, Ф.Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киров, 1999
29. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.
30. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
31. Казакова, Р. Использовоние тувинских народнн1х днадиций в воспитании у детей дошкольного возраста коллективизма и инкереационалвзма//Башкы.- № 3. - 1995. - С. 17 -19.
32. Калзан, А. К. О т^винскм фoрниклрe. - Квызы, 1991,- С - 77-77. Ю.Кокуева ' Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурные традициях своего народа: Методическое пособие. - М., 2005.
33. Кенве-Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл,
2006.
34. Кужугет, А. К. Традиционыын ыормы павenрниe и ои-цоиня тувинцев в быту.- Сб. - Кызыл, 1992.
35. Кужугет, А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев: традициями современность. - Кызыл,
1989.
36. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.воообве / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.
37. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.
38. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для ссуд, сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
39. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.
40. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М., 2001.
41. Косенко, Ю.Н. Основные аспекты профессиональной подготовки будущих воспитателей в диссертационных работах конца 20- начала 21 столетия (на материалах исследования украинских учёных) / Ю.Н. Косенко // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 457-460.
42. КРУГЛОВН, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. -С. ■ 15-17.
43. Кузина, Т.Ф. пeоднoеикa Н^Н^РЭДС^^ Роосии: coечоы,
игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001,- 144 с.
44. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском снду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - К® 6. - С. 35¬40.
45. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 319 с.
46. Лунина, Г.В.Гнмагистгчеснбе тиел кисскдо науодной бнредбейкп д воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г.В. Лунина. - М., 1995. - 192 с.
47. Нациобнльбая доктрина образования в Российской Федерацик (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжанибой, И.А. Зимней. - М.: Вентн-на-Графф, 2002. - С. 11-17.
48. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа доровно-aравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.
49. Мухина, В.С. Boзpгcвсaя психологая: Фeнoмeнолoглоpaзвстия; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 456 с.
50. Немов, Р.С. Пcиирялгия: Уче(). ддя студ. пее.. ввуст / Р.С. Немоо / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.
51. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.
52.0 реализации проектов в 2005 году в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Росинкой Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агеaстеа образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.
53. Парамоaова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.
54. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. -N 1. - С. 33-34.
55. Писарева, А. Е. Ру^сске кеУятуураIe тувсдцци и наваеттеьнаг патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.portal- slovo.ru/rus/infant_education/115/4273//?part:=l
56. Ромашина, С . Я. Моя малая Родина Барнаул: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / С. Я. Ромашина, JI. И. Шварко, J1. А. Никитина. - Барнаул: Алтайская неделя плюс, 1999. - 102 с.
57. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival. 1 september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680
5 8. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. -№20 (16 -31 октября 2002 г.).
59. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, JI. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.
60. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно¬
воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис...д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с. ‘
61. Хрипунова, Т. М. Освоение русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.
62. Христова, E.^ Народная Недагоника Ядcтоpиoгpaфичecйиг и теоретико-методологические проблемы) / Д.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. С. 84.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ