Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста

Работа №80559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития культуроведческой компетенции детей дошкольного возраста . 13
1.1. Генезис и современное состояние проблемы развития культуроведческой компетенции детей дошкольного возраста 13
1.2. Теоретико-методологические принципы и подходы психолого-
педагогического развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста 35
1.3. Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста 63
Выводы по главе 1 75
Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.. 77
2.1. Изучение культуроведческой компетенции детей старшего
дошкольного возраста 77
2.2. Работа по развитию культуроведческой компетенции детей старшего
дошкольного возраста 87
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 101
Выводы по главе 2 107
Заключение 110
Список литературы 114
Приложение 121

В настоящее время на уровне мирового общественного мнения назрела необходимость защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений, а так же подчеркивается необходимость его изучения. На современном этапе обществом всё глубже осознаётся необходимость осуществления обучения и воспитания на широком культурно историческом фоне.
Считаем необходимым отметить, что в Российской Федерации формируется представление об образовании как о совокупности приобретаемых ценностных установок и компетенций в целях духовно-нравственного развития человека. В системе дошкольного образования в настоящее время утверждается личностно-ориентированный подход и направленность на становление гражданской идентичности [66].
Овладение духовными ценностями и культурой народа неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. Исследуя вопросы развития речи дошкольников, М.Ф. Фомичева, богатство и правильность речи рассматривала в тесной связи с возможностью познавать действительность, умением строить взаимоотношения с детьми и взрослыми и, как следствие, развитие личности в целом.
При этом М.Ф. Фомичева подчеркивает, что при обучении ребенка в школе недостаточный уровень развития речи может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах. На сегодняшний день становиться острой необходимостью возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с речевым развитием и духовно-нравственным воспитанием ребенка до школы. Огромным воспитательным потенциалом, здесь обладает обращение к народной традиционной культуре.
Воспитание у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознание своего национального «Я», формирование эмоциональной отзывчивости, дружелюбия общезначимо в качестве базовой основы современного образования. Все эти аспекты тесно переплетены с таким понятием как культуроведческая компетенция.
Мы считаем, что один из важных принципов которые следует учитывать в контексте данного понятия это принцип поликультурности, который полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. В основе должны быть положения о том, что этнические культуры - это всеобщее богатство всех людей, населяющих страну, что общенациональная российская культура есть продукт исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур.
Исследователи народной педагогики едины в том, что учет в организационно-воспитательной работе лучших национальных традиций воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях, необходимую стабильность, целостность, обеспечивает ее эффективность. Надо отметить, что данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследования.
Характерной особенностью исследований в области этнокультурного воспитание в работах отечественных ученых рассматриваются в основном вопросы приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа (С.П.Беловалова, Э.Ф. Вертякова, В.Г. Закирова, Л.Х. Кадыйрова, Е.Н. Кергилова, С.Д. Кириенко, Л.В. Коломийченко, Е.И. Корнеева, Н.А. Пархоменко и др.), а также к национальной культуре народов совместного проживания (Р.Л. Агишева, Е.С.Бабунова, Т.Ф. Бабынина, М.И. Богомолова, Л.Д. Вавилова, и др.).
Вопросы психолого-педагогического развития культуроведческой компетенции последовательно не рассматриваются. В рамках нашего исследования особый интерес представляет утверждение Г. Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к изучению любой культуре нужно подходить поэтапно.[43;115]
Психолого-педагогическое развитие культуроведческой компетенции представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму понимания ценности национальной культуры, результат этого процесса - отношение субъекта к определенным объектам как к личностным ценностям (А.И. Титаренко).
Мы согласны с утверждением, что становление системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является старший дошкольный возраст. Это доказывается в ряде диссертационных исследований (Л.В. Безрукова - формирование ценностного отношения к окружающему миру, Ю.В. Галущинская - к старости, Н.А. Платонова - к родному городу и др.)
Таким образом, необходимо пересмотреть этнокультурное содержание в региональном компоненте образования, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителя местной необходима систематическая работа по ознакомлению детей с культурой, традициями народов совместного проживания.
На современном этапе дошкольные образовательные учреждения нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.
Актуальность избранной темы исследования определяет ряд противоречий в теории и практике развития культуроведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста:
- между требованием ФГОС ДО соблюдать принцип учета этнокультурной ситуации развития детей и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного образования;
- между необходимостью развития культуроведческой компетенции и непоследовательным, а также неполным отражением данного аспекта в методическом обеспечении системы дошкольного образования;
- между необходимостью развития культуроведческой компетенции у детей дошкольного возраста как одного из важных условий приобщения детей к ценностям культуры, и обогащением духовно- нравственного мира.
На основании данных противоречий была сформулирована проблема исследования, суть которой состоит в выявлении результативных психолого-педагогических условий развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и опытная проверка результативности психолого-педагогических условий развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Ограничение исследования: реализация психолого-педагогического развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью создания психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания в дошкольной образовательной организации
Объект исследования - процесс развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраст.
Предмет исследования - психолого педагогические условия развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: Культуроведческая компетенция детей старшего дошкольного возраста будет успешно развиваться, если:
- применить народную педагогику в качестве сложной обучающей системы с учетом принципов поликультурности и толерантности;
- осуществить комплексное и многоуровневое методологическое воздействие на развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, используя аксиологический и релятивный подходы в работе.
- использовать разработанное программно-методическое обеспечение дошкольной образовательной организации, системно реализующее потенциал психолого-педагогической науки, а также этнокультурные традиции в области воспитания.
Задачи исследования:
1. На основании изучения психолого-педагогической литературы выявить сущностные особенности культуроведческой компетенции как полифункциональной многоуровневой основы обучающей системы;
2. Определить психолого-педагогические условия развития культуроведческой компетенции, адекватные целям воспитания и особенностям развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать программно-методическое обеспечение развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, системно реализующее потенциал народной педагогики и базирующееся на основополагающих дидактических принципах и теоретико методологических подходах.
4. Апробировать эффективность разработанной программы в массовой практике работы ДОО
Теоретико-методологическая основу составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества; позиция ведущих ученых по отношению к ценностям как стержневому образованию личности, системному компоненту культуры (Н. А. Асташова, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, 3. И. Равкин, В.А.Сластенин, В. П. Тугаринов, В. Ядов и др.)
В основу методологии исследования положены идеи единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (С.Н. Артановский, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, 3.Т. Гасанов, Л.Н. Гумилев); вопросы релятивного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязанский, Е.А. Климов, И.Л. Лернер, Е.С. Рабунский, М.Н. Скаткин, А.С. Солодянкина, Н.Э. Унт, В.К. Шишмаренко); Проблема ценностей в перспективе аксиологического подхода всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунский, В.В. Ильин, Н.Д. Никандров, М.В. Богусловский и др). Изучены принципы релятивного подхода (А.Г. Здравомыслова, Т.О. Дюркгейма, В.А. Тишкова, П. Бурдье и др.) основу которого составляет то, что у каждой национально-этнической группы существует характерный собственный круг национальных и этнических сообществ.
Теоретические основы составили также положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), работы в области этнопедагогики (Б.Н. Бессонов, В.И. Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж. Валеев, С.И. Руденко и др.); в теории культуры межнационального общения (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, 3.Т. Гасанов. Я.И. Ханбиков и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической,
культурологической литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ действующих программ по этнокультурному воспитанию дошкольников: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Доказана возможность и результативность психолого-педагогического развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста
2. Определена совокупность теоретико-методологических и методических оснований, принципов и подходов способствующих развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработана программа, направленная на развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста
4. Раскрыто содержание психолого-педагогических условий развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- обоснована необходимость введения понятия «культуроведческая компетенция» в системе дошкольного образования;
- выявлены специфические особенности культуроведческой компетенции как полифункциональной многоуровневой основы воспитательно-образовательной системы;
- определена совокупность теоретических, философских, культурологических, педагогических, психологических положений, детерминирующих культуроведческую компетенцию как категорию народной педагогики;
- уточнены принципы толерантности и поликультурности определяющие содержание, формы и методы развития культуроведческой компетенции и обеспечивающие их успешность;
- предложены теоретико-методологические подходы, на основе
которых разработана программа развития культуроведческой компетенции, системно реализующую потенциал народной педагогики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
-реализованы психолого-педагогические условия развития культуроведческой компетенции, адекватные целям воспитания и психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста;
- разработана программа развития культуроведческой компетенции, системно реализующая потенциал народной педагогики и сочетающая достижения психолого-педагогической науки и народные традиции во взаимодействии основных субьектов образовательных отношений;
- материалы исследования могут использоваться в образовательной деятельности дошкольных организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных статьях, тезисах и материалах конференций. Обсуждались на заочной XIV международной научной конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований» Челябинск 2016.г; XI международная научно-практическая конференция «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований» США 2017.г; всероссийская конференция «Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога» Сургут, 2016,
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 14 г. Челябинска. Исследованием было охвачено 98 человек из них 48 детей старшего дошкольного возраста, 44 родителя, 6 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа, в течение 2015-2017 годов.
На первом этапе (2015-2016 гг.) нами осуществлялось изучение, обобщение и систематизация теоретического материала по проблеме исследования; разрабатывались исходные положения исследования: цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы. Был организован констатирующий этап эксперимента, который позволил определить современное состояние проблемы развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе (2015-2016 гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме исследования; уточнялся понятийный аппарат исследования; разрабатывалась программа воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации по развитию культуроведческой компетенции детей дошкольного возраста и педагогические условия; проводился формирующий этап эксперимента; анализировался ход и результаты эксперимента; оформлялся текст диссертационного исследовании. В ходе экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология исследования.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие положения гипотезы; оформлялся текст диссертации.
Достоверность исследования определяется теоретической методологической и обоснованностью его исходных позиций; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; экспериментальной работой по реализации психолого-педагогических условий развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации города Челябинска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от сложившейся системы приобщения дошкольников к национальной культуре, предполагающей знакомство с культурой одного или нескольких народов, мы предлагаем применить народную педагогику в качестве сложной обучающей системы с учетом принципа поликультурности который предполагает признание сложно структурированного множества культур, их дополнительность, необходимость диалога, и принципа толерантности который подразумевает особую терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции
2. Использование аксиологического и релятивного подхода, согласно которым человек рассматривается как высшая ценность общества, а также основу которых составляет то, что у каждой национально-этнической группы существует характерный собственный круг национальных и этнических особенностей позволило осуществить комплексное и многоуровневое методологическое воздействие на развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработанная программа по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, включает следующие блоки: целевой блок, направлен на взаимосвязь между ближайшей и перспективной целью, конечным этапом которой является реализации работы по развитию культуроведчечкой компетенции детей старшего дошкольного возраста; потребностно-мотивационный блок, включающий мероприятия направленные на повышение интереса к культуротворческой деятельности, помогающей глубже узнать быт, культуру, историю своего народа; содержательный блок, в котором описаны основные принципы и подходы, руководствуясь которыми, будет происходить целенаправленное и планомерное формирование культуроведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста; организационный блок, предусматривающий различные формы работы по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста; технологический блок в котором описаны основные технологии, и средства работы по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста; результативно-оценочный блок, целью которого является изучение динамики оптимального уровня развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный нами теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал необходимость развития культуроведческой компетенции на этапе дошкольного образования.
Одним из условий нашей гипотезы было применить народную педагогику в качестве сложной воспитательно-обучающей системы с учетом принципов поликультурности и толерантности.
Для достижения этой цели, нами были рассмотрены и изучены разные точки зрения по вопросам развития культуроведческой компетенции. Опытно экспериментальным путем доказана эффективность народной педагогики, как одного из составляющих звеньев развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Реализуя следующую задачу - осуществление комплексного и многоуровневого методологического воздействие для развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, на основе применения аксиологического и релятивного подходов в работе нами было разработано программно-методическое обеспечение по развитию культуроведческой компетенции.
В рамках решения третьей задачи нами разработана и реализована программа «Мы Южноуральцы», которая была направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Южного Урала. Работа осуществлялась поэтапно. Обеспечение дошкольной образовательной организации, системно
реализующее потенциал народной педагогики и сочетающее достижения психолого-педагогической науки, а также этнокультурные традиции в области воспитания.
Мы утверждаем, что эффективность работы определил отбор компонентов этнических культур (национальная одежда, быт, традиции, устное и изобразительное народное творчество) с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны детей, а также использование различных методов обучения: традиционные, методы проблемно-творческого характера; методы создания специальных эстетических ситуаций - «погружение в среду» (окружение предметами быта татарского и русского народа, элементами национального костюма, звучанием в течение дня национальных мелодий); методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (творческая работа дошкольников по изготовлению декоративных изделий, выставки детских работ, конкурсы, игры).
Решая четвертую задачу, мы провели экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, показали многообразие национальных культур. Нами был сделан акцент на ознакомлении с культурой татар, башкир и русского народа.
Для того, чтобы обогатить и расширить впечатления и предоставления, мы дали возможность детям ближе познакомиться с образцами народного творчества. Для этой цели педагогами была создана «Галерея народных промыслов», которая была пополнена предметами декоративно-прикладного искусства татарского, башкирского и русского народов.
В результате опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что дети старшего дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к постижению национальной культуры: идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Детьми проявляется положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к сверстникам.
В ходе исследования мы показали систему работы по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность работы с дошкольниками обеспечивалась путем внедрения технологии, которая учитывала динамику развития культуроведческой компетенции, способность переносить полученные знания и представления в разные виды деятельности.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ современной научной литературы, изучение
опыта работы и проведенное исследование доказывают возможность и необходимость применения народной педагогики качестве сложной воспитательно-обучающей системы с учетом принципов
поликультурности и толерантности;
2. Предложенная программа по развитию культуроведческой компетенции дошкольников представляет взаимосвязанные системообразующие блоки: потребностно-мотивационный; содержательный, организационный, технологический, результативно - Используемые психолого-педагогические принципы и подходы развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста включают: аксиологический подход ( целостное гармоничное восприятие национальной культуры), релятивный подход (национальной этническую самоидентификацию), принцип толерантности, обеспечивающий эмоционально-ценностное отношение другим народам, принцип поликультурности (многообразие культур).
3. Эффективность работы по развитию культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста обеспечивается путем отбора содержания, комплексного использования компонентов национальных культур (быт, труд, национальная одежда, кухня, фольклор, традиции) в педагогическом процессе.
4. Успешное решение поставленных задач осуществлено в процессе реализации программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Южного Урала «Мы Южноуральцы», содержащей в себе разные аспекты последовательного формирования исторических представлений о быте, труде, культуре людей своего многоэтнического пространства.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровня соответственно на 21% и 15%,и количество испытуемых низкого уровня уменьшилось на 23%.
Таким образом, настоящее исследование может явиться теоретической базой для изучения педагогических аспектов развития культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста, а также для разработки инструментального и технологического обеспечения процесса, направленного на воспитание толерантности, взаимопонимания между людьми разных национальностей. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена.



1. Агапова Н.С. Народные игры для детей / Н.С. Агапова, И.С. Слепцова., И.А. Морозов. - М.: Просвещние, 2005. - 114с.
2. Арнольдов А.И. Введение в культуроведение / А.И. Арнольдов. - М., 2001. - 50 с.
3. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории и культуры / С.Н Артановский. - Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 2007. - С. 14-15.
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и
взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М: Наука, 2009. - 204 с.
5. Асмолов А.О. О новых Российских программах для дошкольных учреждений / А.О. Асмолов // Дошкольное воспитание. -2003.- №4. - С. 2-3.
6. Асташова H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С.8
7. Ахметзянов М.И. Это называется историей народа? / М.И. Ахметзянов // Педагогика. - 2004. - № 5-6. - С. 18-20.
8. Бабилаева А.Н. Этническая философия как социальный феномен / А.Н. Бабилаева. - М.: Грааль, 2001. - 107 с.
9. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И. Божович. - М.: Просвещени», 2002.
10. Бабунова Е.С. Наш дом Южный Урал. Программа приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Южный Урал / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск, 2003. - 205 с.
11. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений / Т.Ф. Бабынина. - Казань: Школа, 2004. - 188 с.
12. Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 201 с.
13. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной педагогике. Дисс. ... канд. пед. наук. - М.:, 1996.- 166с.
14. Безрукова А.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Дисс... кан. пед. наук. Екатеринбург, - 1999.- 153 с.
15. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур / A.A. Белик. - М.: Российский гос. гуман. ун-т, 2008. - 241 с.
16. Беловалова С.П. Этнопедагогическая культура башкирских народов. Дисс. ... докт. пед. наук. Новосибирск, 2001. - 462 с.
17. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. - М.: Академия, 2000. - 220 с.
18. Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
19. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей. Автореферат дисс... докт.пед. наук. Екатеринбург, 2003. - 44 с.
20. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание
дошкольников / М.И. Богомолова. - М: Просвещение, 2008. - 112 с.
21. Богомолова М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогических учений / М.И. Богомолова. - Казань: Каз. пед. университет, 2008. - 440с.
22. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. - М.: МГУ, 2002.- 199с.
23. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2008. - С. 179¬183
24. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально¬положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры- драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы). Дисс. ... канд. пед. наук. М.,1992. - 168 с.
25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М: Наука, 2003. - 143 с.
26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М.: Просвещение, 2003. - 138 с.
27. Бусыгин Е.П. Этнография народов среднего Поволжья:
Учебное пособие, часть 1. /Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин. - Казань: КГУ, 2004.
- 96 с.
28. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие / А.Н. Быстрова. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. - 680 с.
29. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду республики Коми. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 1993. - 252 с.
30. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
31. Валеев Ф.Т. Башкиры татары во второй половине XIX - нач. XX вв. / Ф.Т Валеев. - Казань: Тат.кн. изд., 2000. - 232 с.
32. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство татар / Г.Ф. Валеева-Сулейманова., Р.Г Шагеева. - М.: Просвещение, 2000.
- 208 с.
33. Валееев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт / Ф.Т Валеев. - Казань: Тат кн. изд., 2003. - 208 с.
34. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности. Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 156 с.
35. Виноградова Н.Ф. Наша Родина: Пособие для воспитателей детского сада / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Просвещение,
2004. - 304 с.
36. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2003. - 128 с.
37. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» / В.Н Вишневская. - М.: АРКТИ, 2004. - 112 с.
38. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры / Г.Н. Волков. // Советская педагогика. - 2009. - №7. - С. 192-196
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник / Г.Н Волков. - М.: Академия, 2009. - 168 с.
40. Воробьев Н.И. Культура башкир по данным этнографии / Н.И. Воробьев // Советская этнография. - 2006. - №3. - С.75-86.
41. Воробьев Н.И. Украшение и внутреннее убранство крестьянских жилищ у народов Среднего Поволжья / Н.И. Воробьев // Известия Казанского филиала АН СССР.- Вып.2 - Казань, 1957 - С. 117¬142.
42. Воспитание детей в игре. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
43. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
44. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М., 2006. - 320 с.
45. Гавров С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие: теоретические аспекты. Дисс.... канд. фил. наук. - М., 2001. - 315 с
46. Газиз Г. История татар / Г. Газиз. - М.: Московский лицей, 2004. - 199 с.
47. Галущинская С.М. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста. Автореферат дисс... канд. пед наук. - Екутеринбург, 1998. - 230с.
48. Галиев Э. Татарские народные игры и праздники / Э. Галиев, Я. Ханбиков. - Казань: Таткнигоиздат, 2005.- 185 с.
49. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата / Е.С. Галкина. - М.: Академия, 2002. - 340 с.
50. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2006. - №6. - 234 с.
51. Гизатов Л.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР / Л.М. Гизатов // Советская этнография. - 2006. - №6. - С. 25-31
52. Гизатуллина Н.М. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания учащихся- подростков. Дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 236 с.
53. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
54. Губайдуллин Г. Башкиры мои друзья / Г. Губайдуллин. - М.: Просвещение, 2011. - 216 с.
55. Давлетшин Г.М. Народы и этносы: духовная культура /
Г.М. Давлетшин. - Казань: Тат. книжное издательство, 2000. - 192 с.
56. Давлетшин Г.М. Духовная культура предков татарского
народа. Дисс. ... докт. истор. наук. - Казань, 2002. - 414 с.
57. Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект). Дис. кан. филос. наук. - Уфа, 2000.- 193 с.
58. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. - М.: АРХГИ, 2003. - 184 с.
59. Елизарова, Г.В. Культурологическая лингвистика: Опыт исследования понятия в методических целях / Г.В. Елизарова. — СПб: Бельведер, 2000. - 236 с
60. Захарова Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения / Л.М. Захарова. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2011. - 44 с.
61. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект. Дисс. канд. филос. наук. - Ставрополь, 2009. - 173 с.
62. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. - М.: Просвещение, 2008. - 300 с.
63. Капустина Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям (на материале ознакомления с людьми разных рас). Дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 261 с.
64. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
65. Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды /Г. Олпорт. - М.: Просвещение, 2002. - 450 с.
66. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
67. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
68. Ситарм К.С. Основы межкультурной коммуникации / К.С. Ситарм, Р.Т. Когделл. - М.: Академия, 2002. - 156 с.
69. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
70. Шамне Н.Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации / Н.Л Шамне. - Волгоград, 2009. - 234 с.
71. Шацкий С. Т. Работа для будущего. Документальное
повествование / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 2009. - 304 с.
72. Фролов А.А. Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко / Под ред. В.А. Сластенина и Н.Э. Фере. - М.: Горький, ГГПИ им М. Горького, 1996. - 238 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ