ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретике - методологические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством исследовательской деятельности как педагогическая проблема
1.1. Развитие познавательной активности как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 10
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников 18
Выводы по1 главе 26
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников
2.1 Организация и ход исследования 29
2.2 Методические рекомендации по организации индивидуальной
исследовательской деятельности младших школьников с целью формирования познавательных УУД 40
Выводы по 2 главе 75
ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по организации исследовательской деятельности младших школьников с целью формирования познавательных универсальных учебных действий с использованием методических рекомендаций
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
(констатирующий этап эксперимента) 77
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
этап эксперимента) 83
Выводы по 3 главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
ГЛАВА 1. Теоретике - методологические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством исследовательской деятельности как педагогическая проблема
1.1. Развитие познавательной активности как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 10
1.2. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников 18
Выводы по1 главе 26
ГЛАВА 2. Методика организации экспериментальной работы по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников
2.1 Организация и ход исследования 29
2.2 Методические рекомендации по организации индивидуальной
исследовательской деятельности младших школьников с целью формирования познавательных УУД 40
Выводы по 2 главе 75
ГЛАВА 3. Результаты экспериментальной работы по организации исследовательской деятельности младших школьников с целью формирования познавательных универсальных учебных действий с использованием методических рекомендаций
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
(констатирующий этап эксперимента) 77
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
этап эксперимента) 83
Выводы по 3 главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года [30], в государственной программе «Развитие и воспитание детей в РФ до 2025 г.» [62] сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ на формирование нового типа личности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов [59] является реализация развивающего потенциала начального и общего среднего образования, важнейшей задачей становится формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к развитию и самосовершенствованию. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешности после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. По мнению отечественных ученых (В.В. Пасечник, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.) исследовательская деятельность универсальна и совместима с различными системами обучения, позитивно влияет на когнитивную, мотивационную, эмоциональную и коммуникативную сферы младших школьников.
Младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. В младшем возрасте
легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Согласно позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) для обучающихся начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
По нашему мнению при организации образовательного пространства необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование - это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности [38]. В работах А.Г. Асмолова показана возможность использования исследовательской деятельности для формирования универсальных учебных действий [2].
Проблемой формирования и развития познавательных интересов у обучающихся занимались Л.А. Венгер, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, и др. Закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития рассматриваются в Концепции развития УУД на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г.
Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. В нашем исследовании мы предположили, что если систематически и целенаправленно использовать в работе учителя индивидуальное сопровождение исследовательской деятельности младших школьников, то уровень сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников будет иметь положительную динамику.
Значимость нашего исследования на социальном уровне определяется потребностью общества в формировании нового типа личности: нравственного, творческого, умеющего принимать самостоятельные решения, для которого образование должно пройти через всю жизнь.
На научном уровне значимость состоит в том, что при достаточном наличии исследований, раскрывающих сущность исследовательской деятельности, еще недостаточно методического сопровождения для учителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности.
На практическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью методического обеспечения внеурочной деятельности и создания методических рекомендаций для учителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности младших школьников.
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы выявлено противоречие между социальным заказом на формирование творчески мыслящего человека, способного самостоятельно искать и принимать решения с одной стороны, и недостаточно разработанным методическим обеспечением формирования познавательных УУД средствами индивидуальной исследовательской деятельности, с другой стороны.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности индивидуальной исследовательской деятельности в процессе формирования познавательных УУД младших школьников.
Тема исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской деятельности».
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем формирование логических познавательных универсальных учебных действий.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе.
Объект - процесс формирования логических познавательных УУД у младших школьников.
Предмет - исследовательская деятельность как средство формирования логических познавательных УУД у младших школьников.
Гипотеза - уровень сформированности логических познавательных УУД повысится при условии внедрения в образовательный процесс начальной школы программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать особенности процесса развития познавательной активности как условия формирования познавательных УУД у младших школьников.
2) Раскрыть особенности исследовательской деятельности младших школьников.
3) Разработать и экспериментальным путём проверить результативность программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе.
Теоретическая значимость заключается в обосновании индивидуального подхода в организации внеурочной исследовательской деятельности, направленной на формирование познавательных логических УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе может быть использована учителями, методистами в процессе формирования познавательных логических УУД.
База исследования. Экспериментальная работа организована на базе МОУ СОШ города Копейска. В эксперименте приняли участие 50 обучающихся младших классов в возрасте 7 лет.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
- на первом этапе (январь 2017 - июнь 2017) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развития познавательной активности как условия формирования познавательных УУД у младших школьников. Была определена база исследования. Проведено предварительное исследование по выявлению уровня сформированности познавательных логических УУД, разработана программа внеурочной деятельности и методические рекомендаций для учителей и родителей по индивидуальному сопровождению исследовательской деятельности младших школьников;
- на втором этапе (сентябрь 2017 - май 2018) проводились
констатирующий и формирующий этапы работы;
- на третьем этапе (май 2018 - июнь 2018), проводился контрольный этап экспериментальной работы.
- на четвёртом этапе (июнь 2018 - ноябрь 2018) проводилась работа по анализу, систематизации и обобщению полученных данных, формулирование и уточнение выводов и заключения, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической,
методической литературы, нормативных документов;
2. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент.
3. Методы обработки и интерпретации данных. Обработка результатов тестирования и эксперимента проведена с использованием программы Microsoft Word и Microsoft Exel. Для оценки статистической достоверности использовался критерий х2Пирсона, критерий статистической обработки t - критерий Стьюдента.
Апробация исследования осуществлялась путём:
1) участия в конференции:
I. LV международная студенческая заочная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия» Гуманитарные науки , г. Новосибирск, 17.07.2017г.;
II. X научно-практическая конференция в рамках II городского технического форума «Научно-технический потенциал Копейска», г. Копейск, Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова 19.12.20018 г.
2) публикации результатов исследования:
I. Ишмаева Л.Д. Конкурсы исследовательских работ и творческих проектов как фактор формирования познавательных УУД младших школьников. [Текст] / Л.Д.Ишмаева: - Сб. научных трудов по материалам LV международной студенческой заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» Гуманитарные науки, 17 июля 2017г - Новосибирск: НОО «Гуманитарные науки», 2017. -С. 123-128.
II. Ишмаева Л.Д. Оформление исследовательских работ и подготовка учащихся к их защите [Текст] / Л.Д. Ишмаева // Начальная школа. - 2019. - № 1 - С. 11-17.
3) выступлений на школьном методическом объединении, педагогическом совете:
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения. В тексте работы 9 рисунков и 14 таблиц. Список литературы представлен 77 источниками.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов [59] является реализация развивающего потенциала начального и общего среднего образования, важнейшей задачей становится формирование универсальных учебных действий (далее УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к развитию и самосовершенствованию. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешности после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. По мнению отечественных ученых (В.В. Пасечник, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.) исследовательская деятельность универсальна и совместима с различными системами обучения, позитивно влияет на когнитивную, мотивационную, эмоциональную и коммуникативную сферы младших школьников.
Младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. В младшем возрасте
легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Согласно позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) для обучающихся начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
По нашему мнению при организации образовательного пространства необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование - это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности [38]. В работах А.Г. Асмолова показана возможность использования исследовательской деятельности для формирования универсальных учебных действий [2].
Проблемой формирования и развития познавательных интересов у обучающихся занимались Л.А. Венгер, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, и др. Закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития рассматриваются в Концепции развития УУД на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г.
Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. В нашем исследовании мы предположили, что если систематически и целенаправленно использовать в работе учителя индивидуальное сопровождение исследовательской деятельности младших школьников, то уровень сформированности познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников будет иметь положительную динамику.
Значимость нашего исследования на социальном уровне определяется потребностью общества в формировании нового типа личности: нравственного, творческого, умеющего принимать самостоятельные решения, для которого образование должно пройти через всю жизнь.
На научном уровне значимость состоит в том, что при достаточном наличии исследований, раскрывающих сущность исследовательской деятельности, еще недостаточно методического сопровождения для учителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности.
На практическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью методического обеспечения внеурочной деятельности и создания методических рекомендаций для учителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности младших школьников.
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы выявлено противоречие между социальным заказом на формирование творчески мыслящего человека, способного самостоятельно искать и принимать решения с одной стороны, и недостаточно разработанным методическим обеспечением формирования познавательных УУД средствами индивидуальной исследовательской деятельности, с другой стороны.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности индивидуальной исследовательской деятельности в процессе формирования познавательных УУД младших школьников.
Тема исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской деятельности».
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем формирование логических познавательных универсальных учебных действий.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе.
Объект - процесс формирования логических познавательных УУД у младших школьников.
Предмет - исследовательская деятельность как средство формирования логических познавательных УУД у младших школьников.
Гипотеза - уровень сформированности логических познавательных УУД повысится при условии внедрения в образовательный процесс начальной школы программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать особенности процесса развития познавательной активности как условия формирования познавательных УУД у младших школьников.
2) Раскрыть особенности исследовательской деятельности младших школьников.
3) Разработать и экспериментальным путём проверить результативность программы внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе.
Теоретическая значимость заключается в обосновании индивидуального подхода в организации внеурочной исследовательской деятельности, направленной на формирование познавательных логических УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности в комплекте с методическими рекомендациями по организации индивидуальной исследовательской деятельности в начальной школе может быть использована учителями, методистами в процессе формирования познавательных логических УУД.
База исследования. Экспериментальная работа организована на базе МОУ СОШ города Копейска. В эксперименте приняли участие 50 обучающихся младших классов в возрасте 7 лет.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
- на первом этапе (январь 2017 - июнь 2017) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развития познавательной активности как условия формирования познавательных УУД у младших школьников. Была определена база исследования. Проведено предварительное исследование по выявлению уровня сформированности познавательных логических УУД, разработана программа внеурочной деятельности и методические рекомендаций для учителей и родителей по индивидуальному сопровождению исследовательской деятельности младших школьников;
- на втором этапе (сентябрь 2017 - май 2018) проводились
констатирующий и формирующий этапы работы;
- на третьем этапе (май 2018 - июнь 2018), проводился контрольный этап экспериментальной работы.
- на четвёртом этапе (июнь 2018 - ноябрь 2018) проводилась работа по анализу, систематизации и обобщению полученных данных, формулирование и уточнение выводов и заключения, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической,
методической литературы, нормативных документов;
2. Эмпирические методы: тестирование, эксперимент.
3. Методы обработки и интерпретации данных. Обработка результатов тестирования и эксперимента проведена с использованием программы Microsoft Word и Microsoft Exel. Для оценки статистической достоверности использовался критерий х2Пирсона, критерий статистической обработки t - критерий Стьюдента.
Апробация исследования осуществлялась путём:
1) участия в конференции:
I. LV международная студенческая заочная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия» Гуманитарные науки , г. Новосибирск, 17.07.2017г.;
II. X научно-практическая конференция в рамках II городского технического форума «Научно-технический потенциал Копейска», г. Копейск, Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова 19.12.20018 г.
2) публикации результатов исследования:
I. Ишмаева Л.Д. Конкурсы исследовательских работ и творческих проектов как фактор формирования познавательных УУД младших школьников. [Текст] / Л.Д.Ишмаева: - Сб. научных трудов по материалам LV международной студенческой заочной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» Гуманитарные науки, 17 июля 2017г - Новосибирск: НОО «Гуманитарные науки», 2017. -С. 123-128.
II. Ишмаева Л.Д. Оформление исследовательских работ и подготовка учащихся к их защите [Текст] / Л.Д. Ишмаева // Начальная школа. - 2019. - № 1 - С. 11-17.
3) выступлений на школьном методическом объединении, педагогическом совете:
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав по два параграфа в каждой, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения. В тексте работы 9 рисунков и 14 таблиц. Список литературы представлен 77 источниками.
Совершенствование системы образования в стране определяет необходимость новых подходов к построению образовательного пространства, личности и качеству профессионального мастерства педагога. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определяет новые психологические условия образовательной среды, направленные на формирование универсальных учебных действий младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы указывает, что при рассмотрении современных подходов к формированию, развитию и оценке универсальных учебных действий А.Г.Асмолова, Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой др., в контексте видового и содержательного многообразия универсальных учебных действий выделяют познавательные логические учебные действия, обеспечивающие учащимся возможность успешного усвоения образовательной программы начального звена. [2].
Одним из путей формирования универсальных учебных действий является исследовательская деятельность. Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. [64] Данные исследований Л.П.Виноградовой, А.В.Леонтовича, А.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова, др. говорят о возможности исследовательской деятельности детей с младшего школьного возраста. Переход к учебной деятельности перестраивает всю познавательную сферу младшего школьники, прежде всего мышление: наглядно-образное мышление уходит на второй план, начинает формироваться абстрактно-логическое мышление. Основные мыслительные операции выступают у младших школьников в форме умений абстрактного мышления; умений синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие ученые занимались проблемой формирования исследовательского поведения младших школьников. Нами выделены следующие способы формирования исследовательских умений: обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе обучающихся. Индивидуальное сопровождение исследовательских работ младших школьников. Доброжелательность со стороны педагога и родителей. Отказ от оценивания и критики в адрес ребенка. Необходимость помогать учащимся видеть смысл в творческой исследовательской деятельности; обогащение образовательной среды с целью стимулирования любознательности; подготовка обучающихся к защите исследовательских работ как к стендовой, так и индивидуальной. Поощрение высказывания оригинальных и нестандартных идей; целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно в урочной и во внеурочной деятельности; учет возрастных особенностей младших школьников. Исследовательская деятельность должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным, полезным; творчески работающий учитель, для которого исследовательская деятельность обучающихся не самоцель, а творческий проект.
Для исследования сформированности познавательных логических универсальных учебных действий нами были сформированы две группы обучающихся начальных классов в возрасте 7 лет.
Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; логические действия (сравнения, классификации по заданным критериям); «умозаключения» (умения устанавливать аналогии); умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Для проведения формирующего эксперимента нами были разработаны программа внеурочной деятельности и методические рекомендации для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности младших школьников, которые использовались при проведении внеурочной деятельности «Я - исследователь».
Результаты экспериментальной работы показали, что реализация нами разработанной программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций способствует формированию познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников. В оценке динамики результатов исследования выявилась положительная динамика уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий в контрольной группе, но в экспериментальной группе, где реализовывались разработанные нами методические рекомендации для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности прирост показателей значительно выше.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности способствует успешному формированию познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников. Задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и экспериментальная проверка программы внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности для обучающихся 5-х классов.
Одним из путей формирования универсальных учебных действий является исследовательская деятельность. Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. [64] Данные исследований Л.П.Виноградовой, А.В.Леонтовича, А.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова, др. говорят о возможности исследовательской деятельности детей с младшего школьного возраста. Переход к учебной деятельности перестраивает всю познавательную сферу младшего школьники, прежде всего мышление: наглядно-образное мышление уходит на второй план, начинает формироваться абстрактно-логическое мышление. Основные мыслительные операции выступают у младших школьников в форме умений абстрактного мышления; умений синтеза, анализа, дифференциации, обобщения, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, конкретизации и логического рассуждения.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие ученые занимались проблемой формирования исследовательского поведения младших школьников. Нами выделены следующие способы формирования исследовательских умений: обеспечение благоприятной атмосферы в коллективе обучающихся. Индивидуальное сопровождение исследовательских работ младших школьников. Доброжелательность со стороны педагога и родителей. Отказ от оценивания и критики в адрес ребенка. Необходимость помогать учащимся видеть смысл в творческой исследовательской деятельности; обогащение образовательной среды с целью стимулирования любознательности; подготовка обучающихся к защите исследовательских работ как к стендовой, так и индивидуальной. Поощрение высказывания оригинальных и нестандартных идей; целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно в урочной и во внеурочной деятельности; учет возрастных особенностей младших школьников. Исследовательская деятельность должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным, полезным; творчески работающий учитель, для которого исследовательская деятельность обучающихся не самоцель, а творческий проект.
Для исследования сформированности познавательных логических универсальных учебных действий нами были сформированы две группы обучающихся начальных классов в возрасте 7 лет.
Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; логические действия (сравнения, классификации по заданным критериям); «умозаключения» (умения устанавливать аналогии); умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Для проведения формирующего эксперимента нами были разработаны программа внеурочной деятельности и методические рекомендации для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности младших школьников, которые использовались при проведении внеурочной деятельности «Я - исследователь».
Результаты экспериментальной работы показали, что реализация нами разработанной программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций способствует формированию познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников. В оценке динамики результатов исследования выявилась положительная динамика уровня сформированности познавательных логических универсальных учебных действий в контрольной группе, но в экспериментальной группе, где реализовывались разработанные нами методические рекомендации для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности прирост показателей значительно выше.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что разработанная нами программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности способствует успешному формированию познавательных логических универсальных учебных действий младших школьников. Задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и экспериментальная проверка программы внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» в сопровождении методических рекомендаций для учителей и родителей по организации индивидуальной исследовательской деятельности для обучающихся 5-х классов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании
познавательных универсальных учебных действий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



