Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.1. Состояние проблемы изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.2. Тестовые задания как эффективная технология в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 13
1.3. Алгоритм разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.1. Анализ эффективности разработки и применения тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.2. Рекомендации по разработке и применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 36
2.3. Конспект занятия дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования с
применением тестовых заданий 46
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Глоссарий 60
Список используемой литературы 63
Приложение
Глава 1.Теоретические аспекты разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.1. Состояние проблемы изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.2. Тестовые задания как эффективная технология в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 13
1.3. Алгоритм разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.1. Анализ эффективности разработки и применения тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.2. Рекомендации по разработке и применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 36
2.3. Конспект занятия дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования с
применением тестовых заданий 46
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Глоссарий 60
Список используемой литературы 63
Приложение
Актуальность исследования. Коренное переустройство и кардинальные изменения системы образования, обусловленные социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом динамично изменяющейся экономической и политической жизни российского государства, новых стратегий развития общества, послужили лейтмотивом повышения требований к профессионализму, к результативности профессиональной деятельности, а следовательно, и к профессиональной подготовке современного специалиста. Главная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этой задачи побуждает искать новые, более совершенные технологии обучения и контроля знаний, пути эффективной организации процесса подготовки будущих специалистов, модернизацию содержания профессионального образования.
Одним из наиболее общих подходов в педагогической теории является обращение исследователей к истории становления и развития тестирования как объективного и стандартизированного измерения качественного и количественного состояния обученности (В. А. Аванесов [1], Л. И. Афонина[4], Г.А. Валитова [12], Н. Ф. Ефремова [17], Н. В. Ялаева [46] и др.). Отдельные аспекты истории развития педагогического тестирования представлены в работах Л. И. Афониной[4], А. М. Валова[13], Г. А. Валитовой[12]и др. Сравнительный анализ истории развития западных и отечественных моделей применения тестовых заданий в психолого-педагогической практике проводится в работах отечественных исследователей: Л. И. Афониной[4], Н. Ф. Ефремовой[17],Н.В. Ялаевой[46] и др.В отечественной науки имеются исследования образования как развивающейся системы и фактора развития
личности (И. Г. Анохин [3],И. Б. Котова [21], 37. А.В. Рогова [37]и
др.).Особая роль в разработке теоретико-методологических основ тестирования принадлежит ученым, исследовавшим проблемы развивающего обучения (Т. Д. Краснова [22], И. П. Подласый[33], И. С. Якиманская [45] и др.), индивидуализацию контроля корректировочных воздействий на учащихся в процессе проверки усвоения нового материала (А. И. Орлов [31], Г. С. Ковалева[19], Н. Ф. Талызина [44] и др.), психолого-педагогические проблемы контроля и диагностики (Н. В. Бордовская[11], Г. И. Михалевская[29] и др.).Особое значение в развитии педагогического тестирования как самостоятельного направления в научной теории и практики принадлежит исследованиям в области личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода в процессе обучения (Ш. А. Амонашвили[2], И. Г. Анохина [3], Е. В. Бондаревская [10], Н. Ф. Талызина [44] и др.).Вместе с тем, использование тестовых материалов и технологий в педагогической практике личностного развития, профессионального становления обучающихся специалистов освещается все же недостаточно. Рассмотрение зарубежного исторического опыта позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день теория и практика применения педагогических тестов нуждается в фундаментальных разработках, обосновывающих данное самостоятельное научное направление.
Проблема исследования состоит в предположении организационно-методического обеспечения разработки тестовых заданий по экономическим дисциплинам в организации среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы и противоречия обусловили тему нашего исследования: "Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования"
Объект исследования: процесс изучения экономических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин, разработка рекомендаций по применению тестовых заданий в процесс преподавания экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы преподавания экономических
дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть роль тестовых заданий как эффективной технологии в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
3. Разработать рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования.
4. Осуществить проектирование план-конспекта практического занятия по теме «Издержки производства» с применением тестовых заданий задач.
Методологическую основу исследования определили системный и комплексный подходы (Б. Г. Ананьев,А. В. Петровский и др.), фундаментальные положения дифференцированного, индивидуального, личиостно - ориентированного, субъектно-деятельностного развивающего обучения (П. П. Блонский, Т. Д. Краснова, А. Н. Подьяков, В. Г. Разумовский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования: в разработанном план-конспекте практического занятия по теме «Издержки производствам применением тестовых заданий задач.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных исследований по проблеме (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и др.); педагогический эксперимент (наблюдение, тестирования анкетирование, беседа, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа); математический методы обработки результатов педагогического исследования и др.
Базой исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Южно-Уральский Многопрофильный Колледж", Комплекс строительства и предпринимательства, г. Челябинск, ул. Мира, 96а тел. (351) 721-77-55, www.suvc.ru.
Структура исследования: наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы, приложения
Одним из наиболее общих подходов в педагогической теории является обращение исследователей к истории становления и развития тестирования как объективного и стандартизированного измерения качественного и количественного состояния обученности (В. А. Аванесов [1], Л. И. Афонина[4], Г.А. Валитова [12], Н. Ф. Ефремова [17], Н. В. Ялаева [46] и др.). Отдельные аспекты истории развития педагогического тестирования представлены в работах Л. И. Афониной[4], А. М. Валова[13], Г. А. Валитовой[12]и др. Сравнительный анализ истории развития западных и отечественных моделей применения тестовых заданий в психолого-педагогической практике проводится в работах отечественных исследователей: Л. И. Афониной[4], Н. Ф. Ефремовой[17],Н.В. Ялаевой[46] и др.В отечественной науки имеются исследования образования как развивающейся системы и фактора развития
личности (И. Г. Анохин [3],И. Б. Котова [21], 37. А.В. Рогова [37]и
др.).Особая роль в разработке теоретико-методологических основ тестирования принадлежит ученым, исследовавшим проблемы развивающего обучения (Т. Д. Краснова [22], И. П. Подласый[33], И. С. Якиманская [45] и др.), индивидуализацию контроля корректировочных воздействий на учащихся в процессе проверки усвоения нового материала (А. И. Орлов [31], Г. С. Ковалева[19], Н. Ф. Талызина [44] и др.), психолого-педагогические проблемы контроля и диагностики (Н. В. Бордовская[11], Г. И. Михалевская[29] и др.).Особое значение в развитии педагогического тестирования как самостоятельного направления в научной теории и практики принадлежит исследованиям в области личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода в процессе обучения (Ш. А. Амонашвили[2], И. Г. Анохина [3], Е. В. Бондаревская [10], Н. Ф. Талызина [44] и др.).Вместе с тем, использование тестовых материалов и технологий в педагогической практике личностного развития, профессионального становления обучающихся специалистов освещается все же недостаточно. Рассмотрение зарубежного исторического опыта позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день теория и практика применения педагогических тестов нуждается в фундаментальных разработках, обосновывающих данное самостоятельное научное направление.
Проблема исследования состоит в предположении организационно-методического обеспечения разработки тестовых заданий по экономическим дисциплинам в организации среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы и противоречия обусловили тему нашего исследования: "Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования"
Объект исследования: процесс изучения экономических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин, разработка рекомендаций по применению тестовых заданий в процесс преподавания экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы преподавания экономических
дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть роль тестовых заданий как эффективной технологии в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
3. Разработать рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования.
4. Осуществить проектирование план-конспекта практического занятия по теме «Издержки производства» с применением тестовых заданий задач.
Методологическую основу исследования определили системный и комплексный подходы (Б. Г. Ананьев,А. В. Петровский и др.), фундаментальные положения дифференцированного, индивидуального, личиостно - ориентированного, субъектно-деятельностного развивающего обучения (П. П. Блонский, Т. Д. Краснова, А. Н. Подьяков, В. Г. Разумовский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования: в разработанном план-конспекте практического занятия по теме «Издержки производствам применением тестовых заданий задач.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных исследований по проблеме (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и др.); педагогический эксперимент (наблюдение, тестирования анкетирование, беседа, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа); математический методы обработки результатов педагогического исследования и др.
Базой исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Южно-Уральский Многопрофильный Колледж", Комплекс строительства и предпринимательства, г. Челябинск, ул. Мира, 96а тел. (351) 721-77-55, www.suvc.ru.
Структура исследования: наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы, приложения
В ходе написания выполнения выпускной квалификационной работы мы рассмотрели состояние проблемы изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования, затем выявили эффективные тестовые технологии в процессе изучения экономических дисциплин, проанализировали применение тестов в Южно-Уральском многопрофильном колледже, разработали рекомендации и конспект занятия с применение тестового контроля по дисциплине «Основы экономической теории».
В первой главе мы выявили , что изучение экономических дисциплин имеет множество особенностей таких как, использование активных методов обучения в преподавании, формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики и т.д. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.
Методика преподавания экономических дисциплин изучает взаимодействие средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Обучение тесно связано с экономической жизнью социума. И для более эффективного закрепления знаний в преподавании экономических дисциплин используют тестовые задания как по отдельным темам, так и по всему курсу в целом.
Процедура разработки педагогического теста является весьма трудоемкой и проходит в несколько этапов. Перед тем как преступить к ней, нужно тщательно определить эти этапы, поставить конкретные цели и задачи, определить выборку и базу исследования. В нашей работе их представлено 13: определение целей тестирования, анализ содержания учебной дисциплины, оставление плана теста и его специфики (отображение содержания дисциплины в содержании теста), создание заданий в тестовой форме, первоначальный отбор заданий для теста, их ранжирование по трудности на основе субъективных оценок разработчика, экспертиза качества заданий теста, его валидности и т.д.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ эффективности примененного нами теста на основании которого нами были разработаны рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Экономическая теория» в образовательной организации среднего профессионального образования «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Для улучшения тестового контроля нужно более тщательно разрабатывать тестовые задания. Чем больше вопросов будет в тесте, тем точнее преподаватель может проанализировать результаты каждого учащегося прошедшего ваше тестирование.
Мы рекомендуем использовать компьютерное тестирование в программе «Google Формы» - это довольно распространенный и пользующийся спросом метод. Он имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, рекомендуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов.
Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличивается за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.
Проанализировав проведение занятий по дисциплине «Основы экономической теории», мы пришли к выводу о том, что при изучении этой дисциплины редко применяются тестовые формы контроля. Поэтому мы разработали план-конспект комбинированного занятия на тему «Издержки производства», в котором применили тестовое задание. По окончании проведения занятия мы отметили, что студенты активно выполняли задание, работали индивидуально без каких-либо шпаргалок, проявляли интерес к представленному заданию.
Поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами образовательных организаций среднего профессионального образования для повышения эффективности контроля знаний у студентов.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что систематическое применение качественных тестов в процессе изучения экономических дисциплин поможет организовать более эффективный контроль знаний обучаемых, оперативно выявлять общие тенденции в качестве освоения дисциплины и принимать соответствующие управленческие решения. Разумное сочетание тестирования как формы проверки знаний с современными средствами контроля, может способствовать выработке реальной системы оценки знаний студентов и реализации главной задачи образовательного процесса — обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов.
В первой главе мы выявили , что изучение экономических дисциплин имеет множество особенностей таких как, использование активных методов обучения в преподавании, формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики и т.д. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.
Методика преподавания экономических дисциплин изучает взаимодействие средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Обучение тесно связано с экономической жизнью социума. И для более эффективного закрепления знаний в преподавании экономических дисциплин используют тестовые задания как по отдельным темам, так и по всему курсу в целом.
Процедура разработки педагогического теста является весьма трудоемкой и проходит в несколько этапов. Перед тем как преступить к ней, нужно тщательно определить эти этапы, поставить конкретные цели и задачи, определить выборку и базу исследования. В нашей работе их представлено 13: определение целей тестирования, анализ содержания учебной дисциплины, оставление плана теста и его специфики (отображение содержания дисциплины в содержании теста), создание заданий в тестовой форме, первоначальный отбор заданий для теста, их ранжирование по трудности на основе субъективных оценок разработчика, экспертиза качества заданий теста, его валидности и т.д.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ эффективности примененного нами теста на основании которого нами были разработаны рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Экономическая теория» в образовательной организации среднего профессионального образования «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Для улучшения тестового контроля нужно более тщательно разрабатывать тестовые задания. Чем больше вопросов будет в тесте, тем точнее преподаватель может проанализировать результаты каждого учащегося прошедшего ваше тестирование.
Мы рекомендуем использовать компьютерное тестирование в программе «Google Формы» - это довольно распространенный и пользующийся спросом метод. Он имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, рекомендуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов.
Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличивается за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.
Проанализировав проведение занятий по дисциплине «Основы экономической теории», мы пришли к выводу о том, что при изучении этой дисциплины редко применяются тестовые формы контроля. Поэтому мы разработали план-конспект комбинированного занятия на тему «Издержки производства», в котором применили тестовое задание. По окончании проведения занятия мы отметили, что студенты активно выполняли задание, работали индивидуально без каких-либо шпаргалок, проявляли интерес к представленному заданию.
Поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами образовательных организаций среднего профессионального образования для повышения эффективности контроля знаний у студентов.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что систематическое применение качественных тестов в процессе изучения экономических дисциплин поможет организовать более эффективный контроль знаний обучаемых, оперативно выявлять общие тенденции в качестве освоения дисциплины и принимать соответствующие управленческие решения. Разумное сочетание тестирования как формы проверки знаний с современными средствами контроля, может способствовать выработке реальной системы оценки знаний студентов и реализации главной задачи образовательного процесса — обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕСЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛ1 НЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Разработка методики реализации практических задач в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Методика контроля системы экономических знаний в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Разработка проекта «Фонд оценочных средств» по дисциплине «Муниципальное право» для студентов учреждений среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Современные средства контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные педагогические технологии в учебном процессе по дисциплине «Экономика организации» по разделу «Бизнес-планирование» для обучающихся колледжа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



