Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования

Работа №80510

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.1. Состояние проблемы изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 8
1.2. Тестовые задания как эффективная технология в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 13
1.3. Алгоритм разработки и применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Практическая работа по разработке и применению тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.1. Анализ эффективности разработки и применения тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 29
2.2. Рекомендации по разработке и применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования 36
2.3. Конспект занятия дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования с
применением тестовых заданий 46
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Глоссарий 60
Список используемой литературы 63
Приложение


Актуальность исследования. Коренное переустройство и кардинальные изменения системы образования, обусловленные социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом динамично изменяющейся экономической и политической жизни российского государства, новых стратегий развития общества, послужили лейтмотивом повышения требований к профессионализму, к результативности профессиональной деятельности, а следовательно, и к профессиональной подготовке современного специалиста. Главная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этой задачи побуждает искать новые, более совершенные технологии обучения и контроля знаний, пути эффективной организации процесса подготовки будущих специалистов, модернизацию содержания профессионального образования.
Одним из наиболее общих подходов в педагогической теории является обращение исследователей к истории становления и развития тестирования как объективного и стандартизированного измерения качественного и количественного состояния обученности (В. А. Аванесов [1], Л. И. Афонина[4], Г.А. Валитова [12], Н. Ф. Ефремова [17], Н. В. Ялаева [46] и др.). Отдельные аспекты истории развития педагогического тестирования представлены в работах Л. И. Афониной[4], А. М. Валова[13], Г. А. Валитовой[12]и др. Сравнительный анализ истории развития западных и отечественных моделей применения тестовых заданий в психолого-педагогической практике проводится в работах отечественных исследователей: Л. И. Афониной[4], Н. Ф. Ефремовой[17],Н.В. Ялаевой[46] и др.В отечественной науки имеются исследования образования как развивающейся системы и фактора развития
личности (И. Г. Анохин [3],И. Б. Котова [21], 37. А.В. Рогова [37]и
др.).Особая роль в разработке теоретико-методологических основ тестирования принадлежит ученым, исследовавшим проблемы развивающего обучения (Т. Д. Краснова [22], И. П. Подласый[33], И. С. Якиманская [45] и др.), индивидуализацию контроля корректировочных воздействий на учащихся в процессе проверки усвоения нового материала (А. И. Орлов [31], Г. С. Ковалева[19], Н. Ф. Талызина [44] и др.), психолого-педагогические проблемы контроля и диагностики (Н. В. Бордовская[11], Г. И. Михалевская[29] и др.).Особое значение в развитии педагогического тестирования как самостоятельного направления в научной теории и практики принадлежит исследованиям в области личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода в процессе обучения (Ш. А. Амонашвили[2], И. Г. Анохина [3], Е. В. Бондаревская [10], Н. Ф. Талызина [44] и др.).Вместе с тем, использование тестовых материалов и технологий в педагогической практике личностного развития, профессионального становления обучающихся специалистов освещается все же недостаточно. Рассмотрение зарубежного исторического опыта позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день теория и практика применения педагогических тестов нуждается в фундаментальных разработках, обосновывающих данное самостоятельное научное направление.
Проблема исследования состоит в предположении организационно-методического обеспечения разработки тестовых заданий по экономическим дисциплинам в организации среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы и противоречия обусловили тему нашего исследования: "Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования"
Объект исследования: процесс изучения экономических дисциплин в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование применения тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин, разработка рекомендаций по применению тестовых заданий в процесс преподавания экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы преподавания экономических
дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
2. Рассмотреть роль тестовых заданий как эффективной технологии в процессе изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования.
3. Разработать рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования.
4. Осуществить проектирование план-конспекта практического занятия по теме «Издержки производства» с применением тестовых заданий задач.
Методологическую основу исследования определили системный и комплексный подходы (Б. Г. Ананьев,А. В. Петровский и др.), фундаментальные положения дифференцированного, индивидуального, личиостно - ориентированного, субъектно-деятельностного развивающего обучения (П. П. Блонский, Т. Д. Краснова, А. Н. Подьяков, В. Г. Разумовский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования: состоит в разработанных рекомендациях по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Основы экономической теории» в образовательной организации среднего профессионального образования: в разработанном план-конспекте практического занятия по теме «Издержки производствам применением тестовых заданий задач.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных исследований по проблеме (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и др.); педагогический эксперимент (наблюдение, тестирования анкетирование, беседа, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа); математический методы обработки результатов педагогического исследования и др.
Базой исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Южно-Уральский Многопрофильный Колледж", Комплекс строительства и предпринимательства, г. Челябинск, ул. Мира, 96а тел. (351) 721-77-55, www.suvc.ru.
Структура исследования: наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выполнения выпускной квалификационной работы мы рассмотрели состояние проблемы изучения экономических дисциплин в образовательной организации среднего профессионального образования, затем выявили эффективные тестовые технологии в процессе изучения экономических дисциплин, проанализировали применение тестов в Южно-Уральском многопрофильном колледже, разработали рекомендации и конспект занятия с применение тестового контроля по дисциплине «Основы экономической теории».
В первой главе мы выявили , что изучение экономических дисциплин имеет множество особенностей таких как, использование активных методов обучения в преподавании, формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики и т.д. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.
Методика преподавания экономических дисциплин изучает взаимодействие средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Обучение тесно связано с экономической жизнью социума. И для более эффективного закрепления знаний в преподавании экономических дисциплин используют тестовые задания как по отдельным темам, так и по всему курсу в целом.
Процедура разработки педагогического теста является весьма трудоемкой и проходит в несколько этапов. Перед тем как преступить к ней, нужно тщательно определить эти этапы, поставить конкретные цели и задачи, определить выборку и базу исследования. В нашей работе их представлено 13: определение целей тестирования, анализ содержания учебной дисциплины, оставление плана теста и его специфики (отображение содержания дисциплины в содержании теста), создание заданий в тестовой форме, первоначальный отбор заданий для теста, их ранжирование по трудности на основе субъективных оценок разработчика, экспертиза качества заданий теста, его валидности и т.д.
Во второй главе нашего исследования мы провели анализ эффективности примененного нами теста на основании которого нами были разработаны рекомендации по применению тестовых заданий в процесс преподавания дисциплины «Экономическая теория» в образовательной организации среднего профессионального образования «Южно-Уральский многопрофильный колледж».
Для улучшения тестового контроля нужно более тщательно разрабатывать тестовые задания. Чем больше вопросов будет в тесте, тем точнее преподаватель может проанализировать результаты каждого учащегося прошедшего ваше тестирование.
Мы рекомендуем использовать компьютерное тестирование в программе «Google Формы» - это довольно распространенный и пользующийся спросом метод. Он имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, рекомендуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов.
Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличивается за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.
Проанализировав проведение занятий по дисциплине «Основы экономической теории», мы пришли к выводу о том, что при изучении этой дисциплины редко применяются тестовые формы контроля. Поэтому мы разработали план-конспект комбинированного занятия на тему «Издержки производства», в котором применили тестовое задание. По окончании проведения занятия мы отметили, что студенты активно выполняли задание, работали индивидуально без каких-либо шпаргалок, проявляли интерес к представленному заданию.
Поставленные цели исследования были достигнуты, задачи решены.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами образовательных организаций среднего профессионального образования для повышения эффективности контроля знаний у студентов.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что систематическое применение качественных тестов в процессе изучения экономических дисциплин поможет организовать более эффективный контроль знаний обучаемых, оперативно выявлять общие тенденции в качестве освоения дисциплины и принимать соответствующие управленческие решения. Разумное сочетание тестирования как формы проверки знаний с современными средствами контроля, может способствовать выработке реальной системы оценки знаний студентов и реализации главной задачи образовательного процесса — обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов.



1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 2014, 191с.
2. Амонашвили Ш.А., Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков // Зарубежный опыт
организации учебной организации личностно-ориентированного образования, говорит о многоаспектности и многоплановости
преподавания //Вопросы психологии. 2015. N2. С.88-98
3. Анохин И. Г. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. № 6. -М., 2014.-С. 71-80.
4. Афонина Л. И. Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений и учащихся средних общеобразовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2016.
5. Ахметова М.Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. -No 6 (18). -С. 51- 83.
6. Баранова Н.М. Математика. Информатика. Конспект лекций. -М.: РУДН,
2013. -141 с.
7. Беловолов В.А., Султанбеков Т.И. Образовательная среда как социально-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - No 2 (45). - С. 52 -54.
8. Белозерова С.И., Абара В.В., Колмыкова Т.К. Организация контроля
знаний студентов, обучающихся с использованием традиционных и дистанционных образовательных технологий. Наука XXI века: сборник материалов IV Межвузовской методологической конференции магистрантов, Биробиджан, 14 февраля 2014 г. Ч. 1. - Биробиджан:
Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. -С 76-79.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,
2014.
10. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования //Педагогика. 2016. № 4. - С. 11-17.
11. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Уч. для вузов. СПб.: изд-во Питер. 2016.-304 с.
12. Валитова Г.А. Дидактическое тестирование как метод активизации познавательной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Бирск, 2017.
13. Валов А. М. Условия успешности применения компьютерного
педагогического тестирования в обучении физике: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2015.
14. Гарькина И.А., Данилов А.М. Образовательный процесс с позиций теории центральных мест /Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование.- 2016. - No 2 (3).- С. 87-90.
15. Гарькина И.А., Тестирование как одна из форм мониторинга знаний студентов // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No14 2017.
16. Е. В. Тихонов Отечественный и зарубежный опыт мониторинга учебных достижений обучающихся // академическим вестник No 2(20) • 2016
17. Ефремова Н.Ф. Учитель и централизованное тестирование //
Образовательный ... школа. 2015. - № 3. - С. 65 - 69.
18. Ковалев Г.С., Татур А.О., Мельникова М.Б. Методические рекомендации разработчикам тестов. М.: Труды центра тестирования , 2016.
19. Ковалева Е.А. Педагогические условия формирования базовой
информационно-компьютерной готовности студентов вузов:
Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Челябинск,2014. - 17с.
20. Ковшечникова Т.В. Использование тестов в качестве контроля и оценки в высшей школе // Язык, культура и общество в современном мире: Материалы международной научной конференции 28-30 мая 2012 г. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2013. -211 с.
21. Котова и.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 2016.- 141.-С. 33.
22. Краснова Т. Д., Мельникова М. Б. Оценка качества обучения на основе использования количественных критериев оценки знания // Теория и практика обучения и воспитания иностранных учащихся: Тез.док. науч. - метод, конф. Иркутск, 2017. - С. 47-51.
23. Краткий психологический словарь. / Сост. J1.A. Карпенко.Под общ. ред. А.В. Петровского -ML: Политиздат,2013. -431 е.-С. 354.
24. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Сравнение современных компьютерных сред, предназначенных для контроля уровня знаний обучаемых. // Приволжский научный вестник, 2013. -No1(17). -С.69-76.
25. Ларин С.Н., Малков У.Х. Современные подходы к моделированию тестов: система требований, преимущества и недостатки, основные этапы разработки // Интернет-журнал «Мир науки», 2016, Том 4, No 1 [Электронный ресурс]. URL -http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN116.pdf.
26. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., 2001.
27. МандельБ.Р.Студент и самостоятельная работа: долгий путь к научному исследованию? // Гуманитарные науки и образование в Сибири. -2014. -No 3(15). -С. 202-211.
28. Миеэжав И. Возможность использования тестов обученности при изучении математики учащимися в средних школах и в вузах Монголии // "Современное математическое образование и проблемы истории и методологии математики". Международ. науч. конференция / отв.86
29. Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической
грамотности. СПб.: Изд-во «ЭГО»,2015. - 292 с.
30. Нургалеев В.С., Беловолов В.А., Беловолова С.П. Освоение сознания как вид когнитивной деятельности субъекта образовательного процесса в вузе // Гуманитарные науки и образование в Сибири. -2014. - No 2 (14). -С. 73¬75.
31. Орлов Ю. М. Восхождение и индивидуальности. М.: Просвещение,2016.- 286 с.
32. Пашнин С.В. Контроль качества тестовых заданий как фактор
эффективной самоподготовки студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект No 1’2013
33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2015. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576.:ил.
34. Позолотина К.В., Белозерова С.И., Чуйко О.И. Анализ применения
автоматизированных систем проверки знаний студентов в Хабаровской государственной академии экономики и права. Перспективы развития информационных систем и технологий на Дальнем Востоке: Материалы городской научно - исследовательской конференции студентов и школьников -Хабаровск: Хабаровская государственная академия
экономики и права, 2015. - С.3-6.
35. Раззаков Ш.И., Нарзиев У.З., Рахимов Р.Б. Контроль знаний в системе дистанционного обучения // Молодой ученый, 2014. -No7. -С. 70-73.
36. Рекомендации по переводу тестового балла централизованного
тестирования (вузовского) в пятибалльную шкалу оценок. http: //www.rustest.ru/test/scale 100in5.
37. Рогова А.В.Личностно-ориентированная парадигма современных подходов к качеству педагогического образования // Гуманитарные науки и образование в Сибири. -2014. -No 3 (15). -С. 52-57.
38. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. -М.: КНОРУС, 2013. -432 с.
39. Соколков Е.А. Гуманитарные науки и проблема создания новой парадигмы развития общества // Гуманитарные науки и образование в Сибири. -2014. - No 1 (13). -С. 16-23.
40. Соколков Е.А. Инновационные модели профессиональной гуманитарной
подготовки в вузе: науч.- практ. пособие. -М. : Вузовский учебник,
ИНФРА-М., 2014. -192 с.
41. Соколков Е.А. Технология проблемно-модульного обучения: теория и практика.монография. - М. : Логос, 2016. - 384 с.
42. Соколова Г.Ю., Саукова Н.М., Моркин С.А. Использование систем автоматизированного контроля знаний в профессиональной деятельности педагога. - М.: Прометей, 2013. - 140 с.
43. Строгонова Е.И., Мокропуло А.А. Адаптивная модель контроля и оценки знаний, обучающихся в условиях компетентностного подхода // Конкурентоспособность в глобальном мире:экономика, наука, технологии, 2016. - No3.
44. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.,2015.
45. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / М.: Сентябрь, 2014 - 96 с.
46. Ялаева Н. В. Компьютерное тестирование как средство интенсификации обучения в юридическом вузе. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2016.1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ