Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ

Работа №80376

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Исторические аспекты воспитания толерантных качеств
личности 6
1.2. Педагогические технологии как инструментарий
формирования на толерантной личности 11
1.3 Специфика использования хореографии с целью воспитания толерантных качеств личности 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «РИТМ» 23
2.1. Народный танец как основной фактор воспитания
толерантности 23
2.2. Методические аспекты реализации программы по
воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ

Для страны, в которой проживает более 200 наций и народностей, нет более актуальной проблемы, чем межнациональные отношения. Если в этой сфере не было достигнуто согласие, которое предполагает равные права для всех народностей, страна не сможет нормально жить и развиваться. Необходимо обращать внимание на все составляющие конкретной народности - язык, быт, черты культуры.
К сожалению, не теряет своей актуальности проблема преступности среди молодежи. С каждым днем растет количество межличностных, межконфессиональных и межэтнических конфликтов. В первую очередь, волна агрессии, которую ребенок направляет в сторону сверстников, является ничем иным, как недостатком воспитания в семье.
На сегодняшний день национальной доктриной является воспитание будущего поколения, передача им знаний и тех ценностей, которыми дорожили предки. Требуется, чтобы человек знал, наследие не только своего, но и других народов. Только так можно добиться осуществления межкультурного и межличностного взаимодействия.
Умение жить, уважать другие народы, иметь права и свободу, признавать личные границы каждого во все времена считалось человеческой добротой.
Каждая страна, человек хочет найти свое местоположение, сохраняя национальную уникальность. Проблема в том, что население не готово к взаимоотношениям без насилия. Угрозой для общества стали экстремистские организации, террор, всплески агрессии.
Формирование толерантности будет эффективнее, если:
• рассматривать формирование толерантности в качестве
приоритетной задачи;
• учебно-воспитательный процесс выстроить на принципах
междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;
Воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций. Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, А.А. Погодина.
Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Валитовой, A.A. Гусейнова, П.Ф. Комогорова, Г.У. Солдатовой, Т.Н. Петровой и многих других.
Толерантность в социальной последовательности - выбирать каждому стиль жизни, нормы поведения в обществе, отрицая насилие, хулиганство. В политической последовательности это свободомыслие населения, политический конфликт в рамках конституции. В этнической среде толерантность является ценностью достоинств и доброты человека, поддерживающих каждого индивидуума. В педагогическом плане, это качество, которое имеет гуманитарное направление, определяет ценностное взаимоотношении.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что на первый план выдвигаются принципы, требующиеся для общего выживания и свободного развития. В данном случае говорится об идеях терпимости к чуждым позициям, поиске компромиссов, которые приемлемы для всех сторон, стратегии понимания сторонней культуры и т.д.
Цель диссертации - за счет требований, выдвигающихся педагогом, воспитать качества толерантности на уроках хореографии в коллективе «Ритм».
Задачи исследования:
• провести анализ специальной литературы, касающейся темы диссертации;
• рассмотреть особенности воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и частности в детском хореографическом коллективе;
• проанализировать работу с детским хореографическим коллективом с точки зрения эффективности решения задачи воспитания толерантной личности;
• показать на примере изучения танцев народов бывшего СССР целесообразность комплексного подхода, предполагающего не только освоение танцевальной техники, но и просвещение в области этнографии, народно-художественного творчества, а также воспитание терпимости в межнациональных отношениях;
• предложить методику занятий народно-сценическим танцем в хореографическом ансамбле «Ритм», реализующую задачу воспитания толерантной личности;
• провести педагогический эксперимент, в ходе которого будет доказана эффективность предполагаемой методики.
Гипотеза исследования: на формирование толерантности у
подрастающего поколения большое влияние оказывает хореография.
Объект исследования: педагогические технологии на уроках хореографии.
Предмет исследования: воспитание толерантных качеств личности на уроках хореографии.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ теоретической базы, проведение экспериментальной части исследования, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:
• изучен термин толерантности и внесено уточнение в данное понятие;
• обосновано рассмотрение толерантности как условия развития личности;
• определенны исторические аспекты воспитания толерантных качеств личности;
• выделены педагогические технологии формирования на толерантной личности;
• выявлены педагогические закономерности, условия и метод развития толерантной личности на уроках хореографии.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в работе:
• разработан план содержательного и методического обеспечения реализации модели воспитания толерантности на уроках хореографии
• Методические аспекты реализации программы по воспитанию толерантных качеств личности средствами народного танца
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений; иллюстрирована рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Народно-сценический танец позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.
В конце года, после отчетного концерта, где были представлены танцевальные номера и этюды, созданные за прошедший год, был проведен повторный опрос. Всего было опрошено 30 участников коллектива.
На вопрос: «Испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?». Все 30 респондентов ответили: «Нет».
«Узнаете ли вы, что- то новое о национальности, танцуя их народный танец?». Все 30 респондентов ответили «Да».
«Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности в лучшую сторону?». Все 30 респондентов ответили: «Да».
Таким образом, опрос показал, что хореография как искусство воспитывает в человеке толерантное отношение к людям другой национальности.
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто- то хуже. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Хореография как средство эстетического воспитания, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Различные постановки на уроках хореографии танцев —народов мира приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему про чувствованию и пониманию особенностей — других этносов. Танцевальный коллектив выполняют поставленные задачи, а именно через народные танцы воспитывают в детях бережное отношение к любой нации и народности, терпимости и к пониманию друг друга. Результаты опроса показали, что хореография как средство воспитания влияет на формирование толерантности среди участников коллектива «Ритм».


1. Абиров, Д., Исмаилов А., «Казахские народные танцы» [Текст].
2. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст]// Мемориал. 2001., №24, с.61-63.
3. Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп [Текст] : Дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 198 с.
4. Бачинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни [Текст]. - М. -Л. ,Музгиз,1958.
5. Башкович, Н. История хореографии всех веков и народов. [Текст] - М., 1908.
6. Белов, В.А., Кавеева, А.И «Народный танец и его трансформации во времени» [Текст]. - 2010. - с. 47-49.
7. Бочкарёва, Н.И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях [Текст]. - 2006. - с.19-21.
8. Борзов, А.А. Народно-сценический танец [Текст]. - 2008.
9. Блок, Л.Д, Возникновение и развитие техники классического танца [Текст]. - М, 1987.
10. Валитова, Р.Р. Толерантность как этическая проблема [Текст] : Дис. канд. филос. наук.- М., 1997. - 159 с.
11. Васильева, Е.Д «Танец» [Текст]. - М.,1968 г.
12. Васильева - Рождественская, М.В. Историко-бытовой танец. [Текст]. - М, 1963.
13. Вейс, Г. Внешний быт народов от древнейших до наших времён [Текст]. - М., 1956.
14. Варзиев, С.Х. Учебный предмет «Народный Танец»:
концептуально-теоретическая модель [Текст]. - 2010. - с 54-56.
15. Валеев, Ф. Татарский народный орнамент [Текст]. - Казань
2002.
16. Гавликовский, Н.А. Руководство по изучению танцев [Текст]. - Л., 1959.
17. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст]. - М., Искусство, 1964
18. Друскин, М.С. Очерки по истории танцевальной музыки [Текст]. - Л., 1936.
19. Захарова, О.Ю. Русские балы и конные карусели [Текст]. - М.,
2000.
20. Захаров, Р.В. Беседы о танце [Текст]. - М., 1963.
21. Зафарий, Г. Фольклорные элементы узбекского танца [Текст] Архив И-та искусствознания им. Хамзы УзССК. № 122.
22. Зиновьев, Д.В. Социокультурная толерантность - ее
сущностные характеристики [Текст] // Парадигма, 1998. - № 1. - 51-60 с.
23. История узбекской советской музыки [Текст] I том. Т.:
Е.Еулом, 1972.
24. Иноземцева, Г.В. Народный танец [Текст]. - М., Знание, 1978
25. Ищенко, Ю.А. Толерантность как философско-
мировоззренческая проблема [Текст] // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. - № 4. - с. 48 - 60.
26. Кавеева, А.И. Народно-сценический танец в вузах культуры: история, опыт, проекты [Текст]. - 2006. - с. 112-113.
27. Калинина, Е. А Формирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем [Текст]. - 2008. - с.34-36.
28. Королева, Э.А. Ранние формы танца [Текст]. Кишинев, 1977.
29. Климов, А.А. Основы русского народного танца [Текст]. - М., Искусство, 1981.
30. Лазарева, А.Н. Символическое значение танца в русской народной культуре [Текст]. - 2008. - с. 57-60.
31. О мерах по дальнейшему развитию национального танца и хореографии в Узбекистане. [Текст] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. 21.02.1997 г. N101 // Народное слово. 8 января 1997 года.
32. Петросян, Э. , Хачатрян, Ж. Армянский народный танец[Текст]. - 1980.
33. Попова, Е. Н. Русский народный танец [Текст]. - 2008.
34. Риэрдон Бетти, Э. Толерантность — дорога к миру [Текст]. - М., 2001.
35. Родионов, В.П., Ступицкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков [Текст]. - Ярославль, Академия развития,
2001.
36. Российское искусство «Эксперт N47» [Текст]. - 2004.
37. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия [Текст] // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
38. Соколов, А.А. Проблема изучения танцевального фольклора [Текст] // Методы изучения фольклора. - Л., 1983.
39. Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие. Советская Татария [Текст].1986г.
40. Степанов, П. Как воспитать толерантность? [Текст] // Народное образование. - 2001. - № 9, 2002 № 1.
41. Степанов, П. Как воспитать толерантность? [Текст] // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
42. Терещенко, А. Быт русского народа [Текст]. - СПб., 1848
43. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России [Текст]. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
44. Тюлепаева, Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дисс. канд. пед. н. - Челябинск, 2011. - 26 с.
45. Ткаченко, Т. Народный танец [Текст]. - М., Искусство, 1967
46. Устинова, Т. Русский народный танец [Текст]. - М., Искусство, 1976
47. Устинова, Т. Избранные русские народные танцы [Текст]. - М., Искусство, 1996
48. Фаминцын, А. Скоморохи на Руси [Текст]. - СПб., 1889
49. Фадеева, Т.Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования [Текст] - Саратов, 2012.- 24 с.
50. Фарманянцева, Е.Г, Кудрявцева. Ж.В и Кудрявцева, К.Г Народно-сценический танец: история и современность [Текст]. - 2004.- с.14-18.
51. Фомин, А.С. Понятие "танец" и его структура [Текст] // Народный танец: проблемы изучения. - СПб., 1991.
52. Фурсов, Г.А. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде [Текст] / под ред. В.Н. Гурова - М.: 2004. - 240 с.
53. Шадрина, Н., Гогоберидзе, Г. Советская культура [Текст]. 19 апреля 1986г.
54. Шеламова, Г.М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 2003 - 20 с.
55. Шилова, А.С. Русский танец как искусство сценическое : от скоморошества до начала ХХ в. [Текст]. - 2011. - с . 34-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ