ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 14
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания школьников в
современных условиях 14
1.2. Модель управления патриотическим воспитанием в сельской
школе 35
1.3. Педагогические условия реализации модели управления
патриотическим воспитанием в сельской школе 55
Выводы по 1 главе 58
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 61
2.1. Организация исследования патриотического воспитания детей в
условиях сельской школы 61
2.2. Анализ и результат опытно-поисковой работы 80
Выводы по 2 главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 139
Актуальность исследования. Социальные преобразования, происходящие на новом этапе развития российского общества, глубоко затронули общественное сознание и отразились на мировоззренческих установках граждан, их отношении к ценностям патриотизма.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной России патриотизм рассматривается в качестве одного из основных ориентиров в воспитании. В нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», 12 новых национальных проектов РФ и т.д.), определены приоритетные направления образования, целью которых является, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач, обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений Россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
На всех исторических этапах развития и российского общества представления о воспитании, человека были тесно связаны, с идеями служения Отечеству. Формирование идеала «истинного сына Отечества», идеи народности, государственности, всечеловечности пронизывают
философско-педагогическое наследие В.Г. Белинского, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, В.И. Сорока-Росинского, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева и др.
Осмысление их педагогической мысли с позиции принципа историзма раскрывает фундаментальные положения патриотического воспитания, в контексте преемственности на разных этапах развития отечественной системы воспитания с учетом культурно-исторического, традиционного и актуального опыта.
Современные исследования проблем патриотического воспитания школьников наполнены, контекстом его культурно-исторической, гуманистической направленности (А.Н. Вырщиков, В.В. Дъяченко, В.А. Коробанов, В.И. Лесняк, В.Ю. Микрюков, Е.Н. Поддубный, Р.Л. Рождественская, Н.А. Сиволобова и др.). В них обосновываются теоретико-методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения, концептуальные подходы к его развитию в системе современного образования.
В условиях становления гражданского общества значительно возрастает социальная значимость воспитания, направленного на социальное становление, развитие и самореализацию учащихся в общественной жизни. В исследованиях Н.Ф. Басова, А.В. Волохова, В.А. Кудинова, Б.В. Куприянова, Р.А. Литвак, А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, Е.И. Сорочинской, Т.В. Трухачевой, И.И. Фришман и др., раскрываются теоретические основы современного детского и молодежного движения, рассматриваются проблемы социализации детей, их социальной активности.
Практика показывает, что деятельность школы недостаточно ориентирована, на гуманистические ценности патриотизма, она зачастую имеет характер декларирования, а не реализации патриотических идей, в ней недостаточно эффективно задействован патриотический потенциал информационной, коммуникационной и культуро-творческой сред, в 4
которых живут и реализуют себя современные школьники. Можно предположить, что это обусловило появление неформальных объединений детей и молодежи с множеством разнонаправленных систем ценностных ориентации, от позитивно социально ориентированной до антисоциальной. Особое значение в системе образования России отводится сельским школам, которые призваны, содействовать развитию уникального патриотического потенциала села, его культуры, сохранению и обогащению нравственно-патриотических ценностей, национальных традиций. В исследованиях Л.П. Беловой, М.П. Гурьяновой, Т.В. Кожекиной, А.Е Кондратенкова, Н.Г. Крыловой, А.А. Михайлова и др., отмечается актуальность социальной активности современной сельской школы, ее взаимодействие с сельским социумом по проблемам духовного возрождения села, социального воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем специальных исследований, посвященных проблеме патриотического воспитания сельских школьников в современных условиях, недостаточно. Школы, в новых моделях сельского образования (социокультурный образовательный центр, школа-ресурсный центр и др.) испытывают определенные трудности в организации патриотического воспитания. Сельские школы в большинстве своем являются малокомплектными, отсюда следуют такие проблемы как: удаленность от центров культуры, науки и образования; ограниченность в получении детьми разнообразного социального опыта; отсутствие параллельных классов; отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений, лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования; недостаточное оснащение школ современным оборудованием; малочисленность учительского состава; многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности); «педагогическое одиночество» - ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях, учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег - особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций,
На основе анализа педагогической теории и практики нами установлены противоречия между:
- потребностью государства и общества в совершенствовании системы патриотического воспитания юных российских граждан, формирования у них патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ патриотического воспитания в современной сельской школе;
- потребностью сельских школьников в социальном самоутверждении, культурном самоопределении и отсутствием научного обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания в школе.
Эти противоречия обусловили выбор темы исследования «Управление патриотическим воспитанием в условиях сельской школы».
Цель исследования разработать и апробировать модель и педагогические условия ее реализации, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания сельских школьников.
Объект исследования патриотическое воспитание сельских школьников.
Предмет исследования процесс управления патриотическим воспитанием сельских школьников.
Гипотеза исследования. Патриотическое воспитание сельских школьников будет осуществляться эффективно, если:
- на основе системного, личностного, деятельностного, культурологического, аксиологического подходов, будет сконструирована и внедрена модель управления организации патриотического воспитания;
- созданы педагогические условия реализации модели: определены основные направления деятельности педагогов по организации патриотического воспитания; патриотическое воспитание осуществляется на основе инновационных подходов; налажено сотрудничество субъектов социального партнерства в патриотическом воспитании; обеспечивается вариативная организация и самоорганизация среды патриотического воспитания, способствующая самоопределению личности.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и уточнить содержание управления патриотическим воспитанием в сельской школе.
2. Разработать модель управления патриотическим воспитанием сельской школы.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания.
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию патриотической воспитанности учащихся сельской школы.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, о ведущей роли деятельности в формировании личности и ее самореализации, о регулирующей роли сознания в деятельности человека, о детерминированности педагогической теории и практики общественными процессами, общефилософские идеи взаимодействия человека с социальной, культурной средой, как условие его личностного развития, общенаучные принципы целостности, системности, развития, идеи системного, личностного, деятельностного, культурологического, аксиологического подходов.
Теоретическую основу исследования составили: теория формирования личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); теория социализации личности (Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, И.С. Кон, A. В. Мудрик, Н.Д. Никандров и др.); теория личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.Г. Максимов, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), теория управления воспитательными системами (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, Т.И. Шамова и др.), теория педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Селиванов, B. В. Давыдов, П.И. Пидкасистый и др.); теория патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, В.И. Лесняк, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, И.В. Павлов, Б.Ф. Павлов и др.), теория развития сельской школы (Л.П. Белова, Г.Н. Григорьев, М.П. Гурьянова, Л.Е. Кондратенков, М.Г. Харитонов и др.).
Нормативно-правовой базой исследования послужили: Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Концепция модернизации российского образования; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция системной модернизации сельской школы России; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимообусловленных методов исследования:
- теоретические (анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных правовых документов; обобщение педагогического опыта; прогнозирование и перспективное планирование);
- эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент);
- статистические (методы количественного и качественного анализа результатов, обработки данных экспериментальной работы).
База исследования. Челябинская область, Сосновский район, село Архангельское, улица Набережная 1А, Муниципальное образовательное учреждение Архангельская средняя общеобразовательная школа.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2018 г.) осуществлялся теоретический анализ, проблемы исследования; проводилось изучение опыта работы, сельской школы; определялся научный аппарат и рабочая гипотеза исследования; разрабатывались модель патриотического воспитания; методика экспериментальной работы.
На втором этапе (2019 г.) был проведен формирующий эксперимент на основе разработанной модели патриотического воспитания сельских школьников; эмпирической проверке была подвергнута общая гипотеза исследования; конкретизировались педагогические условия; проводились констатирующие срезы; осуществлялась теоретическая и
научно-методическая интерпретация материалов исследования.
На третьем этапе (2020 г.) анализировались и обобщались
результаты исследования; формулировались основные теоретические выводы, научно-методические рекомендации, по проблеме исследования; оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов к изучению проблемы патриотического воспитания сельских школьников, включающий системный, личностный, деятельностный, культурологический, аксиологический подходы, которые обусловили содержательное наполнение и технологический аппарат исследования.
2. Разработана модель управления патриотическим воспитанием
сельских школьников, включающая ценностно-целевой, содержательный, организационно-статусный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания сельских школьников: осуществление целенаправленного сотрудничества школы с другими общественными организациями; обеспечение вариативной организации и самоорганизации среды патриотического воспитания, способствующей самоопределению личности; создание положительного, социально значимого образа.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. расширены научные представления о сущности и содержании патриотического воспитания сельских школьников в современных условиях;
2. дано обоснование принципов, содержания, форм и методов организации по патриотическому воспитанию сельских школьников;
3. обоснованы особенности патриотического воспитания сельских школьников в современных условиях, которые определяются социокультурными традициями и инновациями сельского социума и школы;
4. подтверждена необходимость применения системного, аксиологического, деятельностного, личностного, культурологического подходов как методологической основы патриотического воспитания учащихся в социальной среде сельской школы;
5. выделены принципы реализации модели управления патриотическим воспитанием в сельской школе.
Практическая значимость исследования:
1. разработана и внедрена модель управления патриотическим воспитанием в условиях сельской школы и педагогические условия ее реализации;
2. определены и апробированы критерии эффективности управления
патриотическим воспитанием в сельской школе (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный) и уровни патриотизма (низкий, средний, высокий);
3. внедрено научно-методическое обеспечение исследуемого процесса по совершенствованию патриотического воспитания учащихся сельской школы;
4. Основные результаты исследования отражены в публикациях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью; совокупностью взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого целостного педагогического явления, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых, положительными результатами экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Патриотическое воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования у сельских школьников патриотизма, его главных ценностей (Родина - Отечество - Россия, родная земля, труд отцов и матерей, семья, ее благополучие и др.) в активном взаимодействии с педагогами, родителями и другими субъектами сельского социума. Патриотизм как интегральное целое, представляющее единство сознания и деятельности, развивается через механизмы патриотического мировоззрения (мировосприятие, мироощущение, миропонимание), содержательно отражая мотивационно-ценностное отношение личности к Родине. Патриотическое мировоззрение, с одной стороны, это совокупность целого ряда феноменов патриотического сознания (знания, убеждения, отношения и др.), а с другой, система присваиваемых сущностных характеристик форм общественного сознания (нравственного, правового, эстетического и др.).
Особенности патриотического воспитания в условиях сельской школы определяются социокультурными традициями и инновациями сельского социума школы, которые способствуют активному включению школьника: в культурные связи сообщества, приобретению практического опыта самостоятельной социально значимой деятельности в конкретном природном и предметном окружении как открытой к взаимодействию культурно-воспитательной среды.
2. Модель патриотического воспитания сельских школьников представляет собой совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевого (цель, задачи, принципы), содержательного (программа, деятельности), организационно-статусного (социально-педагогические условия, характер взаимодействия субъектов деятельности, их статус в коллективе), процессуально-деятельностного (формы методы, средства), оценочно-результативного (критерии, уровни, самооценка, педагогическая диагностика, результаты). Содержание каждого компонента отражает особенности, проявляющиеся в бинарной корреляции: для школьников и для взрослых (педагогов, родителей и других субъектов сельского социума).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации исследования обсуждались на заседаниях методических объединений и совещаниях «МОУ Архангельская СОШ» Сосновского района Челябинской области; кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ «ЮУрГГПУ», научных семинарах магистрантов, научно-практических конференциях: «Инновационное образование глазами современной молодежи» (2017-2020 г.); международной научно-практической конференциях: «Алдамжаровские чтения» «Инновации в патриотическом воспитании в условиях сельской школы» (Костанай, 2018 г.); «Алдамжаровские чтения» «Воспитание гражданина патриота с высокой культурой межнациональных отношений» (Костанай, 2019 г.); публикация в научном журнале «Наука среди нас» «Модель патриотического воспитания в современной школе» (2019 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в процессе проведения педагогического эксперимента.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Современный подход к осмыслению сущности патриотического воспитания обусловлен социально-политическими и экономическими преобразованиями в России. Анализ педагогической теории и практики показал, что в зависимости от конкретных аналитических задач патриотическое воспитание рассматривается как социальное явление, как система, как целенаправленный процесс и как деятельность.
С учетом данных установок патриотическое воспитание нами понимается как интегральное целое, объединяющее все выделенные выше аспекты. Патриотическое воспитание, понимаемое как целенаправленный процесс формирования у сельских школьников патриотизма, его главных ценностей (Родина - Отечество - Россия, родная земля, труд отцов и матерей, семья, ее благополучие и др.), осуществляется в целенаправленном взаимодействии с педагогами, родителями и другими субъектами сельского социума.
Особенности патриотического воспитания сельских школьников обусловливаются социокультурными традициями и инновациями сельского социума и школы, которые оказывают влияние на организационное, содержательное и технологическое своеобразие условий ее функционирования.
Организационные особенности обусловлены новыми формами социального партнерства и сетевого взаимодействия сельских школ, деятельностной включённостью каждого школьника в социально значимые отношения с детским и взрослым сообществом села и школы.
Содержательные - патриотическими ценностями традиций сельской культуры: ценностное отношение человека к земле и природе; миролюбие, устойчивость к этническим конфликтам, толерантность; уважительное отношение к истории села, содействие и единение в совместной трудовой деятельности, постоянном общении, ценность сельского образа жизни.
В условиях информатизации сельского образования технологические особенности обусловлены новыми способами усвоения духовных и социальных ценностей, расширением горизонтов межличностного и информационного общения в интерактивном режиме, формирующем ценностные ориентации школьников, включая и патриотические, за пределами окружающего социума и др. Эта открытая к взаимодействию своеобразная культурно-воспитательной среда оказывает действенное влияние на приобретение сельскими школьниками практического опыта самостоятельной социально значимой деятельности патриотической направленности в конкретном природном и предметном окружении при условии компетентного педагогического руководства.
2. Эффективность патриотического воспитания сельских школьников обеспечивается:
- реализацией научно обоснованной модели, включающей ценностно-целевой, организационно-статусный, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный компоненты, содержание которых отражает особенности, проявляющиеся в бинарной корреляции: для школьников и для взрослых (педагогов, родителей и других субъектов социума). Критериями сформированности патриотизма как цели и результата патриотического воспитания выступают мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный. Уровни показывают степень выраженности компонентов патриотизма в их единстве и взаимосвязи (высокий, средний, низкий);
- целенаправленным взаимодействием сельской школы с общественными организациями, в условиях воспитательной системы школы;
- вариативной организацией и самоорганизацией среды патриотического воспитания, способствующей самоопределению личности;
- формированием положительного, социально значимого образа школы.
3. В ходе экспериментальной работы были выявлены преимущества патриотического воспитания в условиях сетевого взаимодействия. Это педагогическое взаимовлияние (ресурсное обеспечение, активное взаимодействие педагогов и школьников); расширение спектра образовательных услуг, разнообразных форм организации досуга сельских школьников; повышение адаптивности школы к изменяющимся условиям, привлечение к совместной деятельности лучших партнеров.
Сохранение полноценной школы обеспечивает и сохранение села, что для школьника и его семьи является главной патриотической ценностью. Выявленные преимущества работы сельской школы в условиях сетевого взаимодействия оказывают активное влияние и на формирование положительного образа школы, что является важнейшим социально-психологическим фактором воздействия на ее корпоративную культуру, на поведение ее членов через систему социальных представлений о нормах и ценностях организации.
Проведенное исследование и полученные результаты подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.
1. Агапова, И.Н. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.Н. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 224 с.
2. Аксенова, Г.И. Субъект и образование (методология и история проблемы) [Текст] / Г.И. Аксенова, И.И. Купцов, А.Н. Аксенов. - Рязань: РИНФО, 2000. - 97 с.
3. Аксельрод, В.И. Зачем нужна детская организация? [Текст] /
B. И. Аксельрод // Образование в современной школе. - 2002. - № 10. -
C. 26-30.
4. Акулич, М.Н. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян [Текст] / М.Н. Акулич, Н.С. Дмитриева // Безопасность Евразии. - 2004. - № 2. - С. 395-411.
5. Алеева, Ф.И. Опыт патриотического воспитания в наследии И.Я. Яковлева [текст]: сб. науч. ст. / Ф.И. Алеева, В.Н. Алексеева. - Чебоксары, 2003. - С. 34-35.
6. Алиева, Л.В. Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика [Текст] / Л.В. Алиева. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 175 с.
7. Алиева, Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума [Текст] / Л.В. Алиева // Педагогика. - 2000. - № 7 - С. 48-52.
8. Алиева, С.А. Военно-патриотическое воспитание
старшеклассников на современном этапе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Алиева. - Махачкала, 2002. - 217 с.
9. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика-пресс, 2001. - 464 с.
10. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого
саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. - 608 с.
11. Арсентьева, А.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: теория и практика [Текст] / А.В. Арсентьева, А.П. Петрянкина // Совершенствование воспитательной работы в вузах в условиях модернизации образования: сб. материалов Всероссийского семинара- совещания (г. Чебоксары, 1-5 дек. 2003 г.). - М.: Вуз и школы, 2003. - С. 25-39.
12. Афанасова, И.М. Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе: авт. дис. ... канд. пед. наук [Текст]: 13.00.01 / И.М. Афанасова. - Рязань, 2006. - 19 с.
13. Афонин, А.Ю. Патриотическое воспитание как доминанта формирования личности обучаемого [Текст] / А.Ю. Афонин // Инновации в образовании. - 2003. - № 1. - С. 52-56.
14. Афонин, А.Ю. Политические основы патриотизма [Текст] /
A. Ю. Афонин Безопасность Евразии. - 2004. - № 3. - С. 470-473.
15. Басов, Н.Ф. Науковедческие аспекты исследования истории
детского движения, в России: методология, историография,
источниковедение (нач. XX в. - 90-е гг.): автореф. дис. ... док-ра. пед. наук [Текст]: 13.00.01 / Н.Ф. Басов. - М.: Айрис-Пресс, 1997. - 47 с.
16. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] /
B. Г. Белинский. - М.: Педагогика, 1982 - 287 с.
17. Белова, Л.П. Социальная активность сельской школы / Л.П. Белова
[Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.П. Белова. - Тюмень,
2005. - 310 с.
18. Библер, В.С. Еще один диалог Монологиста с Диалогиком [Текст] / B.C. Библер // АРХЭ: культуролог. - Кемерово: Алеф, 1993. - С. 9-70.
19. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 3. -
C. 3-13.
20. Бондаревская, Е.В. Теория и практика
личностно-ориентированного обучения [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов - н/Д., 2000. - 235 с.
21. Болотова, М.И. Coбытие, как основа воспитательного пространства детско-взрослой общности [Текст] / М.И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 318-327.
22. Борисова, Л.А. Воспитание в детских и молодежных общественных объединениях: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Борисова. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. инст-т, 1998. - 147 с.
23. Бочевский, В.И. Педагогические основы подготовки старших
школьников к военной службе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
В.И. Бочевский. - Н. Новгород, 1998. - 285 с.
24. Бурьян, К.В. Система военно-патриотического воспитания старшеклассников средствами клубной работы: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / К.В. Бурьян. - Уфа, 2005. - 202 с.
25. Бутко, Е.Д. Музей - центр нравственного и патриотического воспитания в школе [Текст] / Е.Д. Бутко // Педагогическая мастерская. - 2007. - № 1.С. 32-35.
26. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
27. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.
28. Валеев, И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: на материале Республики Башкортостан: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.И. Валеев. - М.: Педагогика, 1999. - 301 с.
29. Васильев, Г.И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: на материале школ Республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.И. Васильев. -Якутск, 1999. - 298 с.
30. Видт, И.Е. Культурологические основы образования [Текст] / И.Е. Видт. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - 164 с.
31. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - 3-е изд., доп. - Чебоксары: Фонд И.Я. Яковлева, 2004. - 488 с.
32. Волохов, А.М. Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных объединений [Текст] / А.М. Волохов, И.Р. Фришман // Воспитание школьников. - 2003. - № 3. - С. 56-64.
33. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы [Текст] / А.Н. Вырщиков и др.; под общ. ред. С.В. Дармодехина, А.К. Быкова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. - 327 с.
34. Всесоюзная пионерская организация: уроки истории: науч. дискуссия: материалы для обсуждения [Текст] / ред. и сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - Кострома, 2001. - 215 с.
35. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 534 с.
36. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика [Текст] / А.Н. Вырщиков. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
37. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методол. аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский. - Волгоград: ВолГУ, 2001. - 47 с.
38. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи [Текст] / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 44-50.
39. Гаджимагомедова, Ш.С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников [Текст] / Ш.С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
40. Газман, О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее [Текст] / О.С. Газман // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С. 38-44.
41. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе / ред. Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 1995 - Вып. 3. - 205 с.
42. Гайворонский, С.В. Региональное радиовещание как средство формирования патриотизма старшего подростка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Гайворонский. - Ставрополь, 2005. - 16 с.
43. Гасанова, З.З. Воспитание: детей в духе патриотизма и дружбы
народов в семье [текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00:01 /
З.З. Гасанова. - Махачкала, 2008. - 17 с.
44. Гера, Р.К. Воспитание патриотизма средствами краеведения [текст] / Р.К. Гера // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С. 6-8.
45. Гизатуллин, Р.Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях русского офицерства: дис. канд. пед. наук: 13.00:017 Р.Ш. Гизатуллин. - Казань, 2005- 218 с.
46. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13:00.01 / И.Н. Глазунова, Липецк, 2002. - 174 с.
47. Голев, А.И. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников [Текст] /
А.И. Голев. - Пятигорск: Изд-во ПГПУ, 1996. - 56 с.
48. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [Текст] / Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 247-252.
49. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» - М: Росвоенцентр, 2005. - 61с.
50. Григорьев, Г.Н. Школа в воспитательном пространстве [Текст] //
Программа и логика воспитания школьников: учеб. пособие /
Г.Н. Григорьев. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. - 209 с. - С. 58-69.
51. Григорьева, Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной
ориентации на Отечество [Текст]: дис. ... канд. пед наук: 13.00.01 /
Н.А. Григорьева Волгоград, 1998. - 275 с.
52. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов [Текст] / М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2000. - 448 с
53. Гурьянова, М.П. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: метод. пособие [Текст] / М.П. Гурьянова, Г.Ф. Пичугина. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. - 256 с.
54. Датский, В.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Датский. - Москва, 2006. - 153 с.
55. Дегтярева, М.А. Формирование патриотически ориентированной
личности подростка в процессе освоения русской народной культуры [текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.А. Дегтярева. - Москва,
2007. - 283 с.
56. Детская самоорганизация: от первичного объединения до региональной организации: материалы Всерос. науч. практ. конф., г. Уфа, 12-15 мая 2004 г. / Башк. ин-т развития образования и др., редкол.: И.Н. Антонова и др. - Уфа, БИРО, 2004. - 266 с.
57. Детское движение: информ. метод. материалы. - Вып. 1. Июнь - июль 2002 г. [Текст] / сост. и ред. Т.В. Трухачева - М.: Педагогика, 2002. - 95 с.
58. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия / сост. Н.И. Волкова, И.А. Евланова, В.А. Петрова. - СПб., 2002. - 216 с.
59. Домашев, А.Н. Сущность и социокультурное содержание патриотического движения в России рубежа XX-XXI веков: опыт
102
социально-философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Н. Домашев. - Барнаул, 2005. - 18 с.
60. Доценко, И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Г. Доценко. - Ярославль, 1995. - 17 с.
61. Дубинина, Н.Н. Педагогические условия патриотического
воспитания подростков в деятельности молодежных образовательных центров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Дубинина Н.Н. - Петрозаводск, 2005. - 19с.
62. Дурова, Т. В. Воспитание социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Дурова. -Ярославль, 1995. - 17 с.
63. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в
современной России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 /
В. В. Дьяченко, 2001. - 294 с.
64. Жирохова, З.Т. Формирование у сельских учащихся потребности в созидательной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / З.Т. Жирохова. - Якутск, 2008. - 317 с.
65. Жокина, Н.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и
подростков в детских общественных самодеятельных объединениях [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Жокина. - Киров,
1996. - 168 с.
66. Зайцев, Г.С. Становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже XX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.С. Зайцев. - Владикавказ, 2005. - 16 с.
67. Зайчиков, А.Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у
допризывной молодежи на современном этапе развития российской государственности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
А.Н. Зайчиков. - Владикавказ, 2000. - 210 с.
68. Закарьяева, С.З. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях [Текст]: (на материале Республики Дагестан): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.З. Закарьяева. - Махачкала, 2004 - 158 с.
69. Залесский, Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений [Текст] / Г.Б. Залесский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 119 с.
70. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 452 с.
71. Заставенко, В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в
государственных учреждениях дополнительного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Заставенко. - СПб.,
2005. - 18 с.
72. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.П. Иванова. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
73. Игнаткина, М.К. Приобщение к культуре народа - основа патриотического воспитания школьников [Текст] / М.К. Игнаткина // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С. 7-9.
74. Илларионов, М.И. Школа растит хлеборобов [Текст] / М.И. Илларионов, В.И. Павлов, С.П. Ухьянкин. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985. - 112 с.
75. Ильичёв, Н.О. О сущности, содержании и значении патриотизма [Текст] / Н.О. Ильичёв // Вестник российского философского общества. - 2002. - № 3. С. 134-142.
76. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» // Патриот Отечества. - 2011. - № 4. - С. 15-33.
77. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 315 с.
78. Камалдинова, Э.А. Деятельностная сущность воспитания молодежи: автореф. дис. ... д-ра. филос. наук 09.00.11 / Э.А. Камалдинова. - М., 1990 - 43 с.
79. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] /
В.А. Караковский, Л.И. Новикова. - М.: Новая школа, 1996. - 275 с.
80. Карманова, Д.А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /Д.А. Карманова. - Иваново, 2007. - 22 с.
81. Киреев, Х.С. Кризис духовно-нравственных ценностей и приоритетов как угроза национальной безопасности России [Текст] / Х.С. Киреев // Безопасность Евразии. - 2005. - № 2. - С. 194-205.
82. Кожекина, Т.В. Сельская школа как основа возрождения села [Текст] / Т.В. Кожекина, И.И. Колесниченко. - М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. - 148 с.
83. Колотий, С.В. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведения [Текст] / С.В. Колотий / Инновации в образовании. - 2006. - № 6 - С. 142-145.
84. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] // Популярная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пединститутов; сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
85. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1982. - 207 с.
86. Кондратенков, А.Е. Сельская образовательная школа на современном этапе [Текст] / А.Е. Кондратенков. - М.: Педагогика, 1979. - 102 с.
87. Контров, Г.Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Е. Контров - Ярославль, 2004. - 18 с.
88. Коновалов, А.В. Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа, XVIII - начало XX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Коновалов. - Владикавказ, 2005. - 15 с.
89. Константинов, С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся средней школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Константинов. - СПб., 2002. - 201 с.
90. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст]: М. Росвоенцентр, 2003. - 25 с.
91. Копцева, О.А. Детские общественные организации и социальное: творчество учащихся [Текст] / О.А. Копцева // Социологические исследования - 2005. - № 2 - С. 113-120.
92. Коробанов, В.А. Патриотическое воспитание в условиях политической трансформации российского общества [Текст] / В.А. Коробанов: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - Саратов - 2005 - 184с.
93. Корчагин, Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности [Текст] / Е.Н. Корчагин: дис. канд. пед. наук: 13.00.05. - СПб. 2002. - 442 с.
94. Коршунова, О.Л. Детские объединениями политика [Текст] / О.Л. Коршунова // Народное образование. - 2002. - № 9. - с. 159-166.
95. Коршунова, О.Л. Политизированное детство [Текст] / О.Л. Коршунова // Педагогический вестник. - 2006. - № 21. - С. 13.
96. Крекотнев, А.А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях [Текст] / А.А. Крекотнев //Образование в современной школе. - 2006. - № 8. - С. 441.
97. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст] / НБ. Крылова. Нар. образование, 2000. - 272 с.
98. Крымчанинова, М.В. Образовательные организации - как фактор воздействия на корпоративную культуру [Текст]: дис. . канд. психол. наук: / M.B. Крымчанинова. - 2004. - 236 с.
99. Кудинов, В.А. Общественное движение и организация детей и молодежи в России в XX веке: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01. / В.А. Судинов - СПб 1994. - 42 с.
100. Кузнецов, Р.З. Законодательная и нормативно-правовая база деятельности молодежных и детских общественных объединений / Р.З. Кузнецов [Текст] // Народное образование. - 2007. - № 3. - С. 23-26.
101. Кузнецова, Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе, теория и практика формирования [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01/ Л.В. Кузнецова. - Чебоксары, 2001. - 334 с.
102. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий
«гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века [Текст] / В. Кузнецова // История и обществознание в школе. - 2006. - № 9. - С. 10.
103. Куприянов, Б.А. Взгляд на общее и особенное в детских общественных организациях [Текст] / Б.А. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 11. - С. 3-12.
104. Куприянов, Б.А. Детские общественные организации: инвариант и вариативность [Текст] / Б.А. Куприянов // Народное образование. - 2007. - № 7. - С. 207-214.
105. Лебединский, В.В. Основные этапы пионерского движения [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Просвещение, 1974. - 207 с.
106. Леванова, Е.А. Военно-патриотическое воспитание школьников в процессе деятельности пионерской организации имени В.И. Ленина [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Леванова. - Москва, 1980. - 198 с.
107. Леонтьев, А.И. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 307 с.
108. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В.И. Лесняк // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 110.
109. Лесняк, В.И. Педагогическая система героико-патриотического
воспитания личности в условиях становления гражданского общества: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / В.И. Лесняк. - Магнитогорск,
2006. - 57 с.
110. Лисеенко, Г.М. Патриотическое воспитание допризывной молодёжи в центрах, объединениях и клубах [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: Г.М. Лисеенко. - Москва, 2005. - 206 с.
111. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с:
112. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: спец. курс. учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1995. - 282с.
113. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских [Текст] / Д.С. Лихачев // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С.6-7.
114. Лихачев, Д.С. Помнить о своих корнях [Текст] / Д.С. Лихачев // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 33-37.
115. Ломов, Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [Текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности: активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 39-43.
116. Лубова, Т.А. Деятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Т.А. Лубова. - Кострома, 2002. - 215 с.
117. Лутовинов, В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодёжи в современных условиях: (соц. филос. анализ) [Текст]: дис. ... д-ра. филос. наук: 09.00.11 / В.И. Лутовинов. - М., 1998. - 437 с.
118. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодёжи: концепции, программы, орг. метод. основы [Текст] / В.И. Лутовинов. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 154 с.
119. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодёжи в современных условиях: проблемы и направления их решения [Текст] / В.И. Лутовинов, Е.Г. Родионов. - Воронеж, ВГУ, 1995. - 280 с.
120. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-56.
121. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России 21 века [Текст] / В.И. Лутовинов, И.И. Мельченко. - М.: Светотон, 2004. - 256 с.
122. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. Политиздат, 1988. - 256 с.
123. Макаренко, А.С, Коллектив и воспитание личности [Текст] /
A. С. Макаренко. - М.: Педагогика. 1972. - 334 с
124. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] /
B. Г. Максимов. - М.: академия, 2002. - 270 с.
125. Мастыкина, Л.Ю. Гражданское воспитание школьников в условиях региональной детской общественной организации[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Ю. Мастыкина. - Смоленск, 2006. - 21 с.
126. Матвеева, С.В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. /
C. В. Матвеева. - Н. Новгород, 2006. - 201 с.
127. Медведев, Д.А. Послание Президента Федеральному собранию. Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. [Текст] // Российская газета от 6 ноября 2008 - № 229 (4786).
128. Мельчакова, И.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Мельчакова. - М. 2003. - 189 с.
129. Микрюков, В.Ю. Патриотизм: к определению понятия [Текст] / В.Ю. Микрюков // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 2-8.
130. Микрюков, В.Ю. Инновации в образовании в контексте военно-патриотического воспитания учащихся [Текст] / В.Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 4. - С. 233-241.
131. Микрюков, В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота [Текст] / В.Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112-119.
132. Микрюков, В.Ю. Инновационная стратегия
военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях / В.Ю. Микрюков [Текст] // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 43-57.
133. Микрюков, В.Ю. Направления реформирования
военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях / В.Ю. Микрюков [Текст] // Инновации в образовании. - 2006. - № 5. - С.13.
134. Микрюков, В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях [Текст] / В.Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006 - №6. - С. 146-157.
135. Микрюков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания, учащихся в современной России [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / В.Ю. Микрюков. - М, 2008. - 204 с.
136. Микулан, И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Микулан. - Ставрополь, 2006. - 19 с.
137. Митрохин, Е. Интернет как средство воспитания патриотизма [Текст] / Е. Митрохин // Безопасность Евразии. - 2004. - № 2. - С. 432-436.
138. Михайлов, А.А. Инновационная деятельность сельского
учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
А.А. Михайлов. - Чебоксары, 2000. - 196 с.
110
139. Михнев, Н.Н. Национальные традиции, как средство
военно-патриотического воспитания молодежи в условиях
поликультурного региона [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Н.Н. Михнев. - Ставрополь, 2002. - 203 с.
140. Моделирование воспитательных систем: теория, практика [Текст]: сборник науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 144 с.
141. Мудрик, А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: Учеб. пособие для вузов [Текст] / А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
142. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
143. Мусс, Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Мусс. - Оренбург, 2008. - 211 с.
144. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: метод. пособие для шк. администраторов, учителей, кл. руководителей, пед. доп. образования [Текст] / авт. - сост. А.Н. Вырщиков и др. - М. 2007. - 330 с.
145. Нечаев, М.П. Теория и практика управления воспитанием: учеб. Пособие [Текст] / М.П. Нечаев. - М.: АПК и НПРО. 2005. - 144 с.
146. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. -
2007. - № 1. - С. 3-14.
147. Никитина, Л.С. Социальная значимость молодежных
инициатив: (специальные программы трудовой ориентации детей и
молодежи) [Текст] / Л.С. Никитина, С. Тетерский // Народное
образование. - 2005. - № 6. - С. 46.
148. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4 [Текст] / ред. Н.Б. Крылова. - М.: Нар. образование,
1996. - 198 с.
149. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории
русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова //
Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 93-102.
150. Омаров, М.М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.М. Омаров. - Махачкала,
2008. - 21 с.