Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №28999

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы169
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
720
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Социально-педагогические факторы развития воспитания в условиях диверсификации образования 12
1.2. Организационно-педагогические основы проектирования патриотического воспитания молодежи в образовательных системах 25
1.3. Особенности реализации принципа поликультурности в региональных системах патриотического воспитания 45
1.4. Региональный компонент как фактор повышения эффективности воспитательного процесса 55
Выводы по I главе 71
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Анализ опыта организации патриотического воспитания учащихся в региональных образовательных системах 75
2.2. Проектирование содержания модели организации патриотического воспитания в региональных образовательных системах 91
2.3. Реализация модели патриотического воспитания в общеобразовательной школе 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 118
Выводы по II главе 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
3
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.
Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, существования различных типов и видов образовательных учреждений; региональных особенностей показана недостаточно полно.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, современного опыта организации патриотического воспитания позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:
- между потребностями общества, государства на формирование гражданина-патриота на основе национальных культурно¬
исторических традиций и процессом преимущественной ориентации молодежи на абстрактные человеческие ценности;
- между уровнем сформированности в общественно-политическом строе или авангарда общества демократических идеалов правового государства и уровнем сформированности патриотического и гражданского сознания значительной части населения, в том числе и учащейся молодежи;
- между потребностью государства, общества в консолидации, укрепления стабильности и узконационалистическими,
- между потребностями учащихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;
- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для включения учащихся в патриотическую деятельность;
- между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных технологий и готовности учителей к внедрению новых технологий в области патриотического воспитания.
Особенно острую форму проявления эти противоречия имеют в условиях Южного региона России, отличающегося неутихающими проявлениями экстремизма и терроризма, проявлением узконационалистических интересов. Возникает проблема: каким образом следует изменить подходы к проектированию содержания, к организации патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую направленность, эффективность?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление и обоснование условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание и организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы.
- отбор содержания патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона строится на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций;
- применяется специальный комплекс мер по усилению практической направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включению в их содержание жизненно важных для школьников проблем;
- организация процесса патриотического воспитания направлена на активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на создание условий для включения учащихся в различные виды социально-значимой деятельности;
- определены и экспериментально обоснованы содержание, приемы и средства патриотического воспитания с учетом региональных условий В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать особенности проектирования регионального компонента в содержании учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в школе, с целью выявления их образовательно¬воспитательного потенциала в формировании патриотического воспитания учащихся;
3. Разработать и обосновать эффективность методики изучения факультативного курса, направленного на формирование патриотических чувств и отношений учащихся;
Методологическую основу исследования составили: философские положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и практики; системного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования явились теории социализации личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов); интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); поликультурного образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, В.С. Библер, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов); положение теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А.А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Второй этап (2000 - 2001 гг.) - проведение констатирующего и формирующего эксперимента, у учащихся патриотической воспитанности. Разработка критериев воспитанности в исследуемом направлении; выявление условий и базы для проведения опытно-экспериментальной работы. Разработка и реализация экспериментальной программы по формированию у учащихся патриотической воспитанности. Осуществление коррекционной работы по совершенствованию профессиональной готовности педагогов, а также проверялась жизнеспособность апробируемой экспериментальной программы, выяснялась эффективность воспитательной работы и ее роль в формировании патриотической воспитанности учащихся.
Третий этап (2001-2002 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились МОУ гимназия №12 г. Ставрополя, МОУ СОШ №4 г. Ставрополя, Ставропольский государственный университет. В эксперименте приняли участие 191 учащийся, 46 учителей, 36 работников образования.
Научная новизна состоит в разработке и обосновании модели патриотического воспитания с учетом возможностей общеобразовательного учреждения и особенностей социально-педагогической среды; в выявлении особенностей организации, этапов, способов, форм проектирования содержания патриотического воспитания учащихся разных национальностей в процессе внеучебной деятельности; в обосновании условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении, включения школьников в социально значимые виды деятельности, имеющей патриотическую направленность.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и уточнении содержания понятий «патриотически устойчивая личность», «патриотическая воспитанность»; в типологизации особенностей поликультурной среды, в установлении различий между внутренними и внешними факторами, определяющими эффективность взаимодействия компонентов процесса патриотического воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона; в отборе и обосновании регионального компонента в содержании факультативного курса, методических рекомендациях по его изучению и проектированию.
Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; разнообразием научных исследовательских методов и приемов, их взаимосвязанностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, научных семинарах, зональных, региональных научно-практических конференциях: 47 научно-методической конференции «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (Ставрополь, 2002), научно-практической конференции
1. Модель организации патриотического воспитания старшеклассников в условиях поликультурного региона. Модель включает следующие компоненты: систему мер по преодолению ряда отрицательных последствий диверсификации образования учреждений; воссоздание утраченных связей образовательных учреждений разных типов и видов; усиление взаимодействия школы и социально-педагогической среды; регионального компонент в содержании процесса патриотического воспитания; совокупность комплексных организационных форм, позволяющих учитывать национальные особенности учащихся; способы, условия реализации требований принципа поликультурного подхода к организации процесса воспитания.
2. Технология управления процессом патриотического воспитания учащихся: структура организации деятельности субъектов управления;
программно-целевая модель руководства воспитательной работой; программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания; система связей с социально-педагогической средой; условия, факторы повышения эффективности патриотического воспитания в условиях Ставропольского региона.
3. Условия, факторы повышения эффективности процесса патриотического воспитания учащихся старших классов муниципального образовательного учреждения: усиление взаимодействия педагогов и учащихся, семьи, региональных общественных организаций; интеграция социально-педагогической среды; методика реализации регионального (школьного) компонента в содержании учебных дисциплин и внеучебной деятельности; наличие программно-методического сопровождения;
приоритет комплексных организационно-педагогических форм;
совершенствование структуры методического управления процессом воспитания; повышение уровня квалификации учителей, воспитателей, методистов.
Структура исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наиболее перспективным направлением развития образования является широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России. Реализация общедидактического принципа страны, так в масштабах каждого региона и каждой административной территории. Если педагогические системы и технологии, используемые сегодня в России, не бездумно заимствованы из других культур, а являются национально самобытными или творчески заимствованы с учетом собственных традиций и национальных ценностей, то при правильной постановке цели образования они должны способствовать взаимообогащению.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Одной из приоритетных проблем образования, от которой зависит наше общее будущее, является сегодня создание современной системы патриотического воспитания учащихся.
В процессе реформирования образования были найдены новые подходы к построению современной модели обучения и воспитания. Методологической основой реформы стала идея развивающего, смыслового, вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Важным этапом стал переход к личностно ориентированному образованию, основанному на приоритете личности, а средством достижения этой цели стала гуманизация образования.
самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных социально-экономических условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, выживания в изменяющемся обществе.
Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
В документах Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что регионализация обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона.
Региональная специфика патриотического воспитания приобретает сегодня исключительную значимость. Это находит выражение в акценте воспитательной работы на единство интересов всех народов, для которых России была и остается родным Отечеством, в учете особенностей патриотических традиций, с которыми связана история нации и региона.
Выявление структуры патриотической воспитанности позволило разработать модель патриотического воспитания и патриотически устойчивой
Количественный анализ результатов показал, что в начале эксперимента количество учащихся, имевших положительное отношение к патриотизму, в контрольных и экспериментальных группах примерно было одинаковым. В конце эксперимента в экспериментальных группах отношение к патриотизму значительно увеличилось.
Качественный анализ показал, что у учащихся увеличился объем и глубина знаний о патриотизме, его ценностях, усилился характер положительных отношений к патриотизму, возросла осведомленность о сущности патриотической воспитанности.
Исследование возможностей системы патриотического воспитания и ее влияние на формирование региональной политики показало, что учебный процесс и внеучебная работа располагают возможностями для организации патриотического воспитания учащихся.
На основании проведенного исследования нами сформулированы рекомендации практического характера по организации и совершенствованию системы патриотического воспитания учащейся молодежи:
- Необходимо более эффективно использовать процессы взаимодействия традиций, культур, преемственности в формировании патриотического сознания, любви к Родине, национальной гордости;
- активно внедрять в содержание учебных дисциплин элементы патриотической идеи и проблемы патриотической направленности;
- разработать комплексную перспективную программу по патриотическому воспитанию и план мероприятий на ближайшие три года;
- сохраняя накопленный опыт, продолжить обновление основных компонентов патриотического воспитания на основе современных социально-педагогических принципов, с учетом особенностей региона;
- значительно расширить рамки чтения спецкурсов и факультативов патриотического содержания;
- рассмотреть возможные направления и разработать методические материалы по проведению различных форм патриотического просвещения преподавательского состава.
Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы патриотического воспитания. Дальнейшая ее разработка может быть направлена на влияние социокультурных условий в формировании патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании патриотически устойчивой личности, специфику этого процесса применительно к учащимся разных возрастов.



1. Агибова И.М., Бобрышов С.В., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н. Воспитательная система в СГПУ: Концепция. - Ставрополь, СГПУ, 1995. - 53 с.
2. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах. Материалы межвузовской научной конференции. - Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С.15.
3. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: ДОСААФ, 1988. - 103с.
4. Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М.: Образование, №1, 2003.
5. Астахова Е.А. Изучение фольклора в средней школе. // Ярославский педагогический вестник. - 1995. - с.59.
6. Баландин Р.К. Природа, личность, культура. Экологическая альтернатива. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44
7. Батерина Г,И., Кузина Т.Ф., Цаллагова З.Б. Изучение фольклора в школе как средство формирования национального самосознания учащихся // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа // - Черкесск, 1994. - Ч.П. - С. 31 - 32
8. Белевцев В.А. Беляев А.В. Роль государственного вуза в воспитании патриотизма и гражданственности. Ставрополь.- Вестник., №25, 2000, с.3.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений-М, 1954-Т.4-с.489
10. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3. - с.30-35; Волков Г.Н. Этнопедагогика / Учебное пособие. - М: Издательский центр «Академия», 1999, с.168
11. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи - Ставрополь: Изд-во СГУ,1997.-с. 204
12. Беляев А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность Ставрополь: Из-во СГУ, 1996, с.186.
13. Беляев А.В. Принцип поликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. Докл. Международного конгресса. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.16-17.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.
15. Беспалко В.П. Слагаемые педагогические технологии М.: Педагогика,1989. -С.192.
16. Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 1993. - С. 86-111
17. Бойко А.Н. «Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе», Киев , 1991.
18. Борлаков .А. Воспитанность. Честь и совесть. Традиция. - Карачаевск,1998.
19. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение // Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX века - начало XX в. / Сост. П. А Лебедев. - М.,
1990. - С .246-254
20. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика, 1997, №2. - С.3-8.
21. Ванслова Е.А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. -2000.- №4-5. - С.7-13.
22. Верба И. А. Школьный музей. // 4 Всероссийские педагогические краеведческие чтения М., 1997,- с. 86.
23. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. М.: Изд-во Междунар. педаг. Академия, 2000
24. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика. 1990
25. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития М.: Просвещение, 1993, с.45
26. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67-71
27. Воспитание гражданина и патриота Сост. С.В. Хохлова.- Ставрополь 1994.-62 с.
28. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации М.: ГУВР ВС РФ. - 1998 с.101
29. Воспитание гражданина в Советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с. С.97 - 99
30. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 1998. - 101 с.
31. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. «Круглый стол» // Педагогика. - 2000. - №5. - С.41-58.
32. Вырщиков А.Н. Военно-патриотичекое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1990.-148 с.
33. Вырщиков А.Н. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства России // Материалы межрегиональной научно¬практической конференции, 1998
34. Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. - М., 1997
35. Гаджиев К.С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - №7. - 31 - 35
36. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С.38-44
37. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998, с.29
38. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000.
39. Государственная Программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание молодежи» (проект) -М.: ГДРФ, 1996,-с.58
40. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Народное образование. - 2001. - №7. - С.247-252.
41. Гребенюк Н.И. Концептуальное и методологическое обеспечение
содержания образования в личностно-ориентированном педагогическом процессе // Региональные проблемы образования: Мат.
42. Грехпнкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1990, №8. - С.31-33.
43. Гродов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990, с.50
44. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994
45. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
46. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся X-XIкл. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г./ Информатика и обрзование. №7. - 2003. - С.9.
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4-х т. - М., 1978. - Т.3 - С.24
48. Данилов В.В. История образования и воспитания. - Краснодар, 1999. -381 с.
49. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании
гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Материалы международной научно-практической конференции. / Редактор Е.Д. Зоркова.- М., 1998
50. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. - Л., 1944. - 93 с.
51. Джашакуев В.М. Дисс. На соиск. Уч. Степ. К.п.д. // Карачаевск, 2002, С.83
49. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология Т. 3. М„ 2000.С. 320.
50. Документы и материалы по проблемам развития гражданственности и патриотизма молодежи. - М.: КДМ РФ, 1994. - 104 с.
51. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995, с.136.
52.Закон РФ «Об образовании», ст.7
53. Закон Ставропольского края «Об образовании».
54.Захаров Н.А. Патриотизм в системе ценностей современной молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М.: Социум, 1994. - С.82 - 88.
56.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки русской психологии. М.: Тривола, 1994.
57. Иванов А.Н. Защита Отечества - обязанность каждого гражданина- М.: Тоо Редакция журнала «Военные знания», 1998, с.80
58. Ильинский И.М. Бабочкин П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.7-18.
59. История, теория и методика формирования патриотического сознания.
- Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.
60. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 1990. - 144с.
61. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и особенности. - Пг., 1914. - 139 с.
62. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности. -
основы целостного учебно-воспитательного процесса. - М.:Педагогика, 1993. - 80с.
63. Карпова О.В. Роль семьи в формировании нравственно¬
патриотических основ личности. // Тезисы. Волгоград, 1998, с.156-157
64. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. Дис. Д-ра пед. Наук. - Л.1991. - 37 с.
65. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. - Педагогика. - 1994. - №5. - С. 104-109.
66. Клименко И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы. - Автореф. Дисс. Канд. пед. Наук. - Екатеринбург., 1999. - 23 с.
67. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Педагогика. - 1998. - №5. - С.14-19.
68. Конституция Российской Федерации, ст 43,44
69. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965. - 288с
70. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 271 с.
71. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1993. - №3,4. - С.11-19.
72. Концепция модернизации структуры и содержания общего образования в РФ, 2000. - 124 с.
73. Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения // Учительская газета. - 2002. - №45 - 18 с
74. Концепции содержания образования по образовательным областям.
Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». - М., 2000.
75. Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, 2001.
76. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., “Педагогика”, 1991. - С.34.
77. Колесников В.А. Казаки однодворцы. - Монография. - Санкт- Петербург, 2000,с.27
78. Крнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения. - Дисс. канд. пед. Наук. - Саратов, 1994. - 260 с.
79. Крупская Н.К. Связывание школы с жизнью окружающей среды // Пед. Соч. - М: АПН РСФСР, 1959. - Т.3. - С.33-48.
80. Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дисс. Канд. философ. Наук. - М.: Военный университет, 1995.
81. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - М., 1998. - 206 с
82. Лапин Н. И. Пути России. М., 2000. С. 167.
83. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.: Педагогика, 1990. - 134 с.
84. Лихачев Д.С. Реформаторство в Российском образовании. -Педагогика. - 1996. - №7
85. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у
российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Дисс. докт. философ. наук, М.: Военный университет, 1998
86. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001.- М., - 284с.
87. Лутовинов В.И. Основные мероприятия Государственной программы РФ «О патриотическом воспитании молодежи» // Молодежь России. - М.: ИТАР ТАСС, 1995. - №3. - С.6-8.
88. Лутовинов В.И. О патриотическом воспитании молодежи // Обозреватель. - 1997. - №3-4. - С.18-23.
89. Люсер Р. Ожившая культурная реальность // Школьные технологии, №5, 2000, с.65
90. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. Д-ра филос. Наук. - М.: АОН, 1990. - 36с.
91 .Малькова З.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки концепции воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н / Д,
1993, Ч.1. - С.64-85.
92. Медушевская Н.Ф. Патриотизм и духовность // Духовность. Патриотизм. Традиции. - М.: МИ МВД, 1997. - С.104-110.
93. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX вв. // Педагогика. - 1999. - №7. - С.93-97.
94. Миронов Б. Государственность. Духовность. Патриотизм // Армия. -1994. - №11-12. С.14-18.
95. Моделирование воспитательных систем: теория - практика / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.: РОУ, 1995
96. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. - М.: ИМ, 1996.
97. Молодежь Ставрополья. Ежеквартальный вестник №12, 1999
98. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т практич. Психологии, 1997. - 364 с.
99. Мусин - Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы // Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX века - начало XX века). - М., 1990. - с. 476 - 480
100. Науч. Конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С.83-84.
101. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 1999.-№42.-С.12
102. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование.-2000.-№6, С. 67-71
103. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М.: 1989.
104. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2. - С.6-10.
105. Новые ценности образования /Под ред. О.С. Газмана и др. Вып. 1-6, М.: РАО, 1995-1996
106. Новые ценности образования; М.: Центр социологии образования РАО, 2000-2002
107. Нравственное воспитание школьников посредством краеведения: метод. Рек. - Омск: ОГПИ, 1989. - 20 с.
108. Обухов В.М. Формирование нравственного сознания
школьников // Советская педагогика. - 1985. - №1. - С.15-17.
109. Овчаров Р.П. Справочная книга социального педагога. М.: Академия, 2001
110. Основы военно-патриотического воспитания./Под редакцией Г.В. Срединой.- М., 1988
111. Ожегов С.И. Словарь Русского языка. - 20-е изд., стереотип. - М: Русский язык, 1988.
112. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе.- М.: Педагогика, 1985.
113. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. - М.,1996
114. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства
России: проблемы, механизмы и источники формирования // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. Волгоград, 19-20 ноября 1998 г. Волгоград: Перемена, 1999
115. Патриотическое воспитание молодежи. Региональная
программа. / Сост. Беляев А. В. и др. - Ставрополь, 1996. - 20с.
116. Патриотическое воспитание музейными средствами:
возможности, опыт, проблемы. - Екатеринбург: банк культурной информации, 1999.
117. Патриотизм: вчера, сегодня, завтра // Красная звезда.-1997.- 26 июля.
118. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 254 с
119. Печень Н. Патриотизм - источник духовной силы // Армейский сборник. - 1994. - №1. - С.47. - 50.
120. Положение о гражданско-патриотическом движении молодежи «Россия - родина моя» // Мое Отечество. - 1997. - №1. С.6-11.
121. Пояркова Р.С. Чувство Родины. - М.: Знание, 1987. - 93 с.
122. Практическая психология образования./Под ред. И.В.
Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С.372-379.
123. Программа мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи в крае. Молодежь Ставрополья. Ежеквартальный вестник №12. Ставрополь, 1999
124. Программа развития воспитания в системе образования России // Минобразование России, 1999.
125. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы./Под редакцией А.М. Моисеевой.- М.: Педагогическое общество России, 1999,- с. 105.
126. Проект концепции Государственной программы патриотического воспитания // Молодежь России. - 1993. - №3. - С.10-19.
127. Психология. Словарь / Под общ. Ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Политиздат, 1990.
128. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, 1995. - №5. - С.87-90.
129. Радионов Е.Г. Развитие патриотизма в российской молодежи в процессе индивидуальной воспитательной работы. - М., 1995. - 139 с.
130. Радищев А.Н. Избранные сочинения. - М., 1952.
131. Развитие, социализация и воспитание личности: Мат. Науч. - практ. Конф. В 3-х ч. - Ставрополь, 1993. - Ч.1. - 176 с; ч.2 - 156 с; ч.3 - 128 с.
132. Разработка национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов. Материалы семинара- совещания руководителей органов управления образования России. - М., 1996.
133. Региональный компонент в системе воспитания и обучения детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.- с. 10
134. Региональный компонент в системе воспитания и обучения детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.- с. 10
135. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2000. - 256 с
136. Роков Г. Общественное воспитание. В средней школе // Вестник воспитания. - 1907. - №1. - С.3-10.
137. Региональный компонент в системе воспитания и обучения детей и молодежи./Под редакцией В.И. Рыбаковой.- Ярославль, 1996.- с. 10
138. Российская национальная идея. Некоторые суждения о
государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. - 112 с.
139. Рощин Л.В. Философско-социологические вопросы
патриотического воспитания трудящихся. - М: ВПА, 1982. - 198 с.
140. Россия в поисках стратегии: общество и власть. М 2000. С. 216, 223.
141. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959, с. 141.
142. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
143. Садовский Н.А. Национально-региональные аспекты
обновления содержания образования и особенности совершенствования процесса обучения в школе республики Коми. - Автореф. Дисс. Канд. пед наук. - М., 1994. - 20 с.
144. Сгибнева О.И. Культурное наследие и преемственность поколений. Волгоград, 1998, с 120-121
145. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998
146. Сиволобова Н. А. Дисс. Канд. пед. Наук, с.68 - 74
147. Сидельковский А. П. Изучение теоретических основ
воспитательного процесса. - Черкесск: Карач.-Черкесск. Отд. Ствр. Кн. Изд-ва, 1979, с.101
148. Соболев А. О советском патриотизме. - М., 1954. - 31 с.
149. Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. - М.,1998.
150. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1983, с.229
151. Скалова С.И. Методология и методы педагогического исследования. - М, 1989. - 229 с.
152. Соловьев В.С. Сочинения. - М., 1988.
153. «Социологический профиль обеспечения учебно-личностных достижений учащихся», СКИПКРО, Ставрополь, 2000
154. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1996.
155. Социология: словарь-справочник. Т.2. - М.: Наука. - 1999.
156. Слово о молодежи. - М.: Политиздат, 1990. - 113 с.
157. Ставропольский край в цифрах: Стат. Сб. - Ставрополь, 1998.¬191 с.
158. Станикин М.И. Психология общения: курс лекций: - М.: Институт практической психологии, 1996
159. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1985. - с.7
160. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980.
161. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1985.
162. Табатадзе Г.С. Теоретико-методолические проблемы
формирования патриотизма. Информационный бюллетень. - №2. - Волгорад, 1997. - С9-15.
163. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика, 1999, №2, с.30-35.
164. Теория и практика воспитательных систем (в двух книгах) /Под ред. Л.И. Новиковой. М.: РАО, 1993
165. Титова Е.В., 1995, с.100
166. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Автореф. Дис. Канд. филос. Наук. - М: ВУ, 1997. - 21.с.
167. Троцкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. - 1998. - №2. - С.7.
168. Турченко В.Н. Стратегия и тактика образования в условиях российского рынка. - Молодежь: Образование. Занятость. Малый бизнес. Международная научно-практическая конференция. Выпуск II. - Томск, 1999. - С.67-68.
169. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений СПб., 1875. с.417
170. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собрание соч. Т.2. М., Л., 1998, с.161
171. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968, с.142
172. Федеральная целевая программа «Молодежь России». - М.: КДМ РФ, 1997. - 49 с.
173. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. - 1995. - №11. - С.5-12.
174. Формирование и реализация модели русской национальной школы. Вып.1. Опыт Расшеватской сельской гимназии / Сост. Л.П. Певкина, В.И. Сидоров, В.К. Шаповалов. Под ред. Л.Я. Селюковой. - Ставрополь: СКИПКРО, 1999.
175. Формирование социально активной личности Под ред. И. И. Кузнецова. - Рязань, 1990. - 193 с.
176. Фрадкин Ф. А. Школа в системе социальных факторов // Педагогика. - 1995. - №2. - С.79-83.
177. Фролов В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.101-107.
178. Хохлова С.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи в крае // Сообщение. - Выпуск 3. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - С.3-10.
179. Чеснокова А. Патриотический институт (1813 - 1918 гг) // Нева. - 1985. - №3. - С.209-213
180. Шабалдас А.Е Школа как образовательная среда в
поликультурном пространстве Ставропольского края // Педагогическое образование и наука.-2001. - №4. - с.23-28.
181. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. - М.: высшая школа, 1996. - 218 с.
182. Шаров .В. Воспитание духовных потребностей - основа всестроннего гармоничного развития личности // Формирование потребностей школьников. - Новоссибирск. 1966. - С. 23-80.
183. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. Проект ЮНЕСКО «Развитие национальной школы». - М: СУ, 1997. - 173 с.
184. Школьник Г.И. Новые подходы к проблеме воспитания в условиях демократизации общества // Формирование личности школьника и студента в условиях гуманизации и демократизации образования: Сб. науч. Тр. В 2-х ч. - Волгоград, 1992. - Ч.2. - С.13 - 19.
185. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность М.: 1994.
186. Ярош К. Н. Современные задачи нравственного воспитания. - Харьков, 1993. - 197 с.
187. Banks Jfmes A/ Muiticutural Education: Development / Dimension and Chaiienges // Phi Deltf Kappa 1993/ Sept
188. Banks Jfmes A. Multicutural Education: Development / Dimension and Chaienges // Phi Delta Kappa / 1993. Sept, p. 22.
189. .Scheler M. Ressentiment im Aufbau der Moralen // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd. 3. Bern: A. Francke AG Verlag, 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ