Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №37328

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
618
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ... 8
1.1. Формирование патриотизма учащихся как научно-педагогическая проблема 8
1.2. Содержание и модель педагогической деятельности по
формированию патриотизма учащихся в общеобразовательной школе... 24
Выводы по I главе 35
ГЛАВА II ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.1. Формы, методы и средства формирования патриотизма учащихся... 37
2.2. Формирование патриотизма в условиях цифровизации образования 57
Выводы по II главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69


Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Сегодня патриотизм в стране востребован, а в недалеком прошлом подвергался серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантной психики немалой части нашего населения. Это подтверждают и результат социологических опросов прошлых лет: лишь 1,8% молодых людей связывали счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% - о ненужности военной службы.
В последние два года можно отметить и положительную динамику в рассматриваемом вопросе. Возвращение Крыма в юрисдикцию России, особое внимание к празднованию дня Победы советского народа в Великой отечественной войне и беспрецедентная акция «Бессмертный полк», обсуждение санкций, введенных против России со стороны многих стран, разделяющих позицию США, успешная военная операция наших Военнокосмических сил в Сирии способствуют изменению общественного мнения.
Однако отрицательное влияние на молодежь, которое многие годы оказывали средства массовой информации, изменить в одночасье невозможно. Эфир и пресса были переполнены материалами, однобоко освещающими положение в Вооруженных Силах, практически отсутствовала информация о многочисленных примерах мужества, отваги и героизма, проявленные военнослужащими в последних войнах. Необходимо отметить изменение ценностных ориентиров у населения. Особенно у молодежи происходит постепенная эволюция ценностных ориентаций от нравственных, духовных в сторону прагматических и это приводит к меркантилизации поведения.
Е. А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [7, с. 1]. Таким образом, мы можем говорить о необходимости наличия у современного человека информационной культуры как элемента культуры общечеловеческой и как обязательного условия комфортного существования в социуме, а ее формирование оказывается одной из важнейших задач системы образования. Для ее решения потребовалась адаптация к изменяющимся условиям и требованиям. Следовательно, в современных условиях цифровизации российского образования, необходимо учитывать и при организации патриотического воспитания старшеклассников, поскольку их уровень владения и использования гаджетов достаточно высокий.
Цифровые технологии в современном мире - это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Однако цифровая среда требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы с обучающимися. Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником по цифровому миру. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование.
В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме формирования патриотизма у молодежи. Составной частью процесса формирования патриотизма является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Высшее проявление патриотизма - это верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, стойкость, самоотверженность, вплоть до самопожертвования, в деле служения Отечеству. В процессе формирования патриотизма особое место занимает такое направление патриотического воспитания, как военно-патриотическое воспитание. Как известно, именно оно было наиболее развитым эффективно функционирующим со времени создания системы военно-патриотическое воспитание с середины 60-х годов.
Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем военно-патриотического воспитания молодежи и подготовке ее к военной службе (в СССР такой проблемы фактически не существовало).
С началом, так называемой, перестройки именно военно-патриотическое воспитание, равно как и Вооружённые Силы, оказалось в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверх милитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, которая стихла лишь в конце 90-х годов, система военно-патриотическое воспитание была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной, и других сфер, лишилась, какой бы то ни было, поддержки со стороны властных структур.
Со времени принята первой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» началось возрождение патриотизма. Однако этот процесс идет очень медленно и противоречиво. Осколки этой системы в виде главным образом военно-патриотических объединений (клубов) (ВПО (К), поддерживаемых далеко не во всех регионах, почти лишенных реальной помощи на федерально уровне, тем не менее, сохранились. Более того, представляя собой наиболее организованную силу в патриотическом воспитании после преодоления огромных трудностей и испытаний 90 -х годов, целый ряд объединений (клубов) военно-патриотической направленности адаптировались в новых рыночных условиях, и выполняют свои задачи более менее гибко и эффективно.
Актуальность проблемы формирования патриотизма позволило определить тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях цифровизации образования».
Объект исследования - процесс формирования патриотизма учащихся.
Предмет исследования - содержание, формы и методы процесса формирования учащихся в общеобразовательной школе.
Цель работы - определить содержание, выявить эффективные формы и методы процесса формирования патриотизма у старшеклассников в условиях цифровизации образования.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и практические основы процесс формирования патриотизма учащихся.
2. Проанализировать состояние данной проблемы в теории и практике педагогической деятельности.
3. Раскрыть сущность, определить задачи, содержание, формы и методы процесса формирования патриотизма современной учащейся молодежи в условиях цифровизации образования.
4. Обобщить опыт по использованию различных форм и методов процесс формирования патриотизма.
Методологической основой исследования явились труды ученых- педагогов Анохина А., Бачевского В., Егорова Д., Ивановой И., Кулькова Ю., Масова А., Пензулаевой Л., и др. о военно-патриотическом воспитании учащихся.
В ходе исследования были использованы следующие методы научно - педагогического исследования: теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы, эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование учителей и подростков.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что обобщенные и систематизированные данные о процессе формирования патриотизма, а также уровня готовности учителей к формированию гражданской культуры учащихся. Во-вторых, предложенные методы и программы работы по формированию патриотизма у учащихся могут быть использованы в работе учителей-практиков.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях развития общества неотложным является решение задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере военно-патриотического воспитания, как важнейшего компонента не только патриотического, но и воспитания в целом. Это требует глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых основ военно-патриотической деятельности с подрастающим поколением, учитывающих систему его ценностей, потребностей и интересов.
Для кардинального изменения сложившейся ситуации требуется создание эффективной функционирующей системы военно-патриотического воспитания, включая определение конкретных целей, задач, долговременной стратегии, реализуемым с активным участием максимального количества субъектов, имеющих отношение к этой деятельности, обеспечивающей охват большей части подрастающего поколения, его дифференциацию по социокультурным, демографическим, региональным и иным признакам, комплексное использование современных методик, психолого-педагогических технологий и имеющихся сил и средств, предполагающей задействование механизма координации, управления и контроля по основным направлениям и уровням этой деятельности с учетом достижения ее конечных результатов.
Коренное изменение состояния дел в сфере ВПВ к лучшему предполагает гораздо более эффективное использование потенциала этой деятельности, который по-прежнему очень велик. Речь идет, прежде всего, о создании необходимых условий для организации и осуществления ВПВ, что, в свою очередь, предполагает целенаправленное и комплексное решение проблем по взаимосвязанным направлениям: информационному, научно-методическому, правовому, координационно-управленческому и др. Создание необходимых условий в рамках создания системы ВПВ не требует привлечения больших, даже значительных дополнительных средств. Создание необходимых условий в рамках создания системы ВПВ не требует привлечения больших, даже значительных дополнительных средств, в том числе финансовых. Г лавное поле деятельности - это создание механизмов активизации и значительного повышения эффективности деятельности субъектов ВПВ, прежде всего соответствующих министерств, ведомств, органов (как высшей власти, так и большинства субъектов РФ), организаций. Параллельно необходимо создание механизма постоянной поддержки (обеспечения элементарных условий функционирования) деятельности существующих ВПО (К), которых в России многие тысячи. Вполне реально изменение направленности ряда некоммерческих (общественных) организаций (профсоюзных, культурных, творческих, научных, спортивных и др.), которых насчитывается сотни тысяч, в сторону ВПВ. В первую очередь это касается молодежных движений, объединений (клубов) самого различного профиля, которые в наибольшей степени способны к новациям, к поиску новых, нетрадиционных форм, средств, технологий в деле вовлечения допризывной молодежи в участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, связанных с подготовкой к защите Отечества и военной службе. Наконец, почти неиспользованным резервом остаются коммерческие организации и структуры, состоятельные частные лица, способные на определенных условиях, с учетом их интересов выступить значительным источником внебюджетных средств, оказывать существенную помощь и поддержку ВПВ подрастающего поколения страны.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Современная модель педагогической деятельности по военнопатриотическому воспитанию в настоящее время находится в стадии формирования. Благоприятной возможностью реформирования этой модели стали шаги, предпринимаемые на правительственном уровне и на уровне Министерства образования.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
В современном российском обществе играют важнейшую роль военнопатриотические клубы. Они занимаются воспитание молодёжи на здоровых основах и готовят резерв для Вооруженных Сил. В связи с этим необходимо поднять государственную и общественную поддержку молодёжного военно-патриотического движения на новый качественный уровень. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы. Специфичность этой ситуации привела к необычайному расцвету творчества в области учебно-методической базы военно-патриотических клубов. В некотором смысле подобное положение имело исключительно положительный эффект.
Система патриотического воспитания требует от руководителей школ постоянного внимания и заботы. Чтобы добиться в этом деле наибольшей эффективности нужно систематически анализировать результаты проводимой работы, пропагандировать опыт лучших классных руководителей, учителей и общественников.
Таким образом, ВПВ является одним из наиболее перспективных направлений работы с молодежью, в отличие от многих других, представляющихся привлекательными, развлекательными, новомодными и т.п., но не оказывающих действенного влияния на молодых людей, на улучшение их важнейших характеристик как особой социально-демографической группы общества.
Современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться, прежде всего готовностью взять на себя ответственность за будущее России.



1. Адамский, А. Будут ли попечительские советы заниматься подготовкой детей к военной службе / А. Адамский // Первое сентября. - 2010. - №3. - С. 1-3.
2. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50-52.
3. Анисимова, Н.В. Нравственность и здоровье / Н.В. Анисимова // Классный руководитель. - 1999. - №6. - С. 30-36.
4. Анохин, А. РОСТО решает задачи государственной важности / А. Анохин // Военные знания. - 2011. - №4. - С.2-3.
5. Байбородова, Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. / Л.В. Байбородова, А.П, Чернявская - М.: Педагогический поиск, 2002. - 176с.
6. Байбородовой, Л.В., Мельникова, А.Э. Ярославль, Теория и методика воспитательной работы. / Л.В. Байбородовой, А.Э. Мельникова. - М.: 2000. - 165с.
7. Бачевский, В.К вопросу о военно-патриотическом воспитании: [Из опыта работы по подготовке уч-ся школ к службе в армии] / В. Бачевский // Военные знания. - 2001. - №1. - С.29-30.
8. Белянкова, Н., Чупаева, К. Игра? Не столько.: (Об интегрир. подходе к военно-патриот. воспитанию) / Н. Белянкова, К. Чупаева // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 19-20.
9. Блинов, А.С. Учить здоровому образу жизни /А.С. Блинов //Педагогика. - 1993. - №4. - С. 31-35.
10. Богданов, О.С, Черенкова, С.В. Нравственное воспитание старшеклассников / О.С. Богданов, С.В. Черенкова. - М.: 1988. - 210с.
11. Газман, О.С, Иванов, А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя / О.С. Газман, А.В. Иванов. - М.: 1992. - 112с.
12. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС// Воспитание школьников. - 2012. - №8. - С. 13-16.
13. Гинецинский, В. Основы теоретической педагогики / В. Гинецинский. - СПБ., 1992. - 210с.
14. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение / Ф.Б. Горелик. - М.: 1986. - 98с.
15. Гурьянова, М. Всем миром / М. Гурьянова //Народное образование. - 1991. - №3. - С. 26-28.
16. Егоров, Д. Автомат Калашникова и Break Dance, или «Зарница» образца 2011 года / Д. Егоров //Учит.газ. - 2001. - №18. - С. 12-13.
17. Ермолович, Н. Я бы в армию пошел, но никто не учит...: [О возобновлении уроков по начал. воен. Подготовке в школах] / Н. Ермолович // Сев.курьер. - 2012. - 1 февр. - С.2.
18. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. - М.: 1990. - 170с.
19. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской
психологии / В.П. Зинченко - М.: 2014. - 213с.
20. Зурабова, К. Как воспитать защитника? / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 39-42.
21. Иванова, И. Больше, чем игра.: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра /Иванова И. // Военные знания. - 2003. - №2. - С.32-33.
22. Иванова, С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Общественные науки. - 2003. - №4. - С.3-7.
23. Иващенко, А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. / А.В. Иващенко. - М.: Просвещение. - 1987. - 208с.
24. Иващенко, А.И. Идейно-политическое воспитание юных ленинцев / А.И. Иващенко. - М.: Просвещение. - 1985. - 124с.
25. Программа военно-патриотического воспитания. www.paintball.su
26. Постановление правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»». - www.businesspravo.ru
27. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский. - М.: 1996. - 356с.
28. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы. Опыт разработки / Г.В. Козлова // Классный руководитель. - 2010. - №4. - С. 19-73.
29. Кужилин, С.Ф. Развитие военного патриотизма в послереволюционный период // Телескоп. - 2012. - №1. - С. 175-185.
30. Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» / Ю.В. Кульков // Физическая культура в школе. - 2013. - №1. - С. 52-54.
31. Лазуткин, В. Вопросы военно-профессиональной ориентации / В. Лазуткин // ОБЖ. - 2012. -№1. - С. 30-32.
32. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: 1992. - 320с.
33. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова - М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера». - 1999. - 300с.
34. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/m-ru/about/bcg-
review/digitalization.aspx (дата обращения: 15.03.2018).
35. Масов, А.Р. Воспитываем патриотов: [Патриот. клубы, конкурсы, акции] / А.Р. Масов // Физическая культура в школе. - 2012. - №1. С. 68-69.
36. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 15.03.2018).
37. Микрюков, В.Ю. История развития военно-патриотического образования в России и его современное состояние / В.Ю. Микрюков. Цикл статей. - М.: 2015.
38. Микрюков, В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях / В.Ю. Микрюков. Цикл статей. - М.: 2015.
39. Мясникова, Н.А. Воспитание гражданина в Советской школе / Н.А. Мясникова. - М.: 1990. - Педагогика. - 176с.
40. Некрасова, Н. 1942 год - предшественник Великой Победы: Литературный полилог для старшеклассников / Н. Некрасова // Народное образование. - 2002. - №7. - С. 163-170.
41. Никитин, Н. Биография патриотизма / Н.Никитин // Патриот. - 2013. - №34. - С. 8-9.
42. Новикова, Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2т. / Л.И. Новикова - М.: 1991. - 444с.
43. О воинской обязанности и военной службе: Федерал.Закон от 28 марта 1998 г. - ФЗ // Рос.газ. - 1998. - №53 - 2 апр.
44. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе / Л.И. Пензулаева // Кн.для учителя. - М.: 1999. - С. 142.
45. Плоткин, М.М. Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития / М.М, Плоткин - М.6 ИИПСР. - 2002. _ 62с.
46. Полтонский, В. Ветераны войны - школьникам / В.Полтонский // Воспитание школьников. - 2010. - №3. - С. 22-23.
47. Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Прил. К Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N551 // Рос.газ - 2000. 27 июля. С.З.
48. Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 дек. 1999 г. // Первое сент. - 2000. 4 апр. - Прил. - С. 3-4.
49. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у
старшеклассников / Н.Н. Поспелов - М.: 1989. - 59с.
50. Приказ министра обороны РФ 2005 года №79 «О
совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» www. Chelyabinsk. ru.
51. Пятикоп, А. Школа военно-патриотической ориентации - школа для настоящих мужчин / А. Пятикоп // Народное образование. - 2001. №4. - с. 102-106.
52. Республиканская комплексная программа «Патриотическое
воспитание детей и молодежи РТ на 2012-2020 г.г.»
www.otechestvo.ipian.kazan.ru.
53. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: 2001.
54. Сандурская, Ю. Путешествие из Москвы: [Военно-патриот.
воспитание детей и подростков во время летн.отдыха в Моск.обл.] / Ю. Сандурская // Народное образование. - 2002. - №3. - С. 112-114.
55. Селевко, Г. Самовоспитание школьника / Г. Селевко // Сельская школа. - 2010. - №6. - С. 47-54.
56. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М.: 2010. - 350с.
57. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы патриотического воспитания / В.С. Селиванов. - М.: 2000. - 350с.
58. Федоровская, Г. Процесс формирвоания патриотизма / Федоровская Г. // Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С.31-32.
59. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман - М., 1987с. - 325с.
60. Целищев, В. Школьники думают о прошлом и будущем: [О весен. лагере школьников и воен. -истор. воспитании] / В. Целищев // Молодеж. Газ. Карелии. - 2002. - С. 25.
61. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya- promyshlennaya-revolyuciya/read/ (дата обращения: 15.03.2018)
62. Шварцман, К.А. Философия и воспитание / К.А. Шварцман. - М.: 2009. - 562с.
63. Шиянов, Е.И., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении / Е.И. Шиянов, И. Б. Котова. - М.: 1989. - 562с.
64. Щедровицкий, Г.П. Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий. М.: 1993. - 145с.
65. Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е, Щуркова. - М.: 1994. - 170с.
66. Филлипов, В.М. Об изучении основ в военной службы в общеобразовательных учреждениях: [Письмо министра образования РФ от 23 февраля 2000 г. №366/11-13] / В.М. Филлипов // Военные знания. - 2001. - №3 - С.21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ