Маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью (на примере ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО
ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
управлению конкурентоспособностью предприятия 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3 Особенности использования маркетингового подхода в управлении
конкурентоспособности предприятия 27
Выводы по разделу один 36
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Челябинский
Городской Молочный Комбинат» 41
2.2 Исследование рынка молочных продуктов России и Челябинской области 46
2.3 Оценка современного состояния маркетинга и конкурентоспособности
предприятия 51
Выводы по разделу два 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 60
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления
конкурентоспособностью предприятия 60
3.2 Оценка эффективности мероприятий 69
Выводы по разделу три 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. - Бухгалтерская отчетность за 2015 г 84
Приложение Б. - Бухгалтерская отчетность за 2014 г
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО
ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
управлению конкурентоспособностью предприятия 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3 Особенности использования маркетингового подхода в управлении
конкурентоспособности предприятия 27
Выводы по разделу один 36
2 ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Челябинский
Городской Молочный Комбинат» 41
2.2 Исследование рынка молочных продуктов России и Челябинской области 46
2.3 Оценка современного состояния маркетинга и конкурентоспособности
предприятия 51
Выводы по разделу два 57
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ» 60
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления
конкурентоспособностью предприятия 60
3.2 Оценка эффективности мероприятий 69
Выводы по разделу три 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. - Бухгалтерская отчетность за 2015 г 84
Приложение Б. - Бухгалтерская отчетность за 2014 г
На конкурентоспособность предприятий оказывают влияние, прежде всего, такие факторы, как величина прибыли, стоимость производственных ресурсов, рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии; состояния конъюнктуры рынка, динамики цен в результате колебаний спроса и предложения, расходов на транспортировку; формы коммерческих и других связей между производителями и потребителями. Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как эти товары потребляются.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции, а также изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. В связи с этим становится необходимым и практически востребованным исследование основных вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий на основе современных средств менеджмента и маркетинга.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы менеджмента при решении любых управленческих задач на потребителя. Например, выбор стратегии предприятия должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ и механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи управления конкурентоспособностью предприятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка путей повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты использования маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат»;
- провести исследование рынка молочных продуктов России и Челябинской области;
- провести оценка современного состояния маркетинга и уровня конкурентоспособности предприятия;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью предприятия и провести оценку их экономической эффективности.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность предприятия.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Теоретической и информационной основой выпускной квалификационной выступили труды таких российских ученых как В.И. Абрамовой, Т.И.
Арзумановой, М.П. Афанасьева, И.С. Березина, А.М. Година, Е.П. Голубкова, А.А. Романова и многих других.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была применена совокупность методов экономического и маркетингового анализа, таких как горизонтальный, вертикальный и коэффициентный анализ, SWOT-анализа, а также общенаучные методы анализа и синтеза экономической информации.
Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе раскрываются теоретические аспекты использования маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия. Во втором разделе проводится оценка управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат» с точки зрения маркетингового подхода. В третьем разделе разрабатываются пути повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы аппаратом управления и службой маркетинга ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат» в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции, а также изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. В связи с этим становится необходимым и практически востребованным исследование основных вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий на основе современных средств менеджмента и маркетинга.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы менеджмента при решении любых управленческих задач на потребителя. Например, выбор стратегии предприятия должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ и механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи управления конкурентоспособностью предприятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка путей повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты использования маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат»;
- провести исследование рынка молочных продуктов России и Челябинской области;
- провести оценка современного состояния маркетинга и уровня конкурентоспособности предприятия;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью предприятия и провести оценку их экономической эффективности.
Предметом данной выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность предприятия.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Теоретической и информационной основой выпускной квалификационной выступили труды таких российских ученых как В.И. Абрамовой, Т.И.
Арзумановой, М.П. Афанасьева, И.С. Березина, А.М. Година, Е.П. Голубкова, А.А. Романова и многих других.
В процессе написания выпускной квалификационной работы была применена совокупность методов экономического и маркетингового анализа, таких как горизонтальный, вертикальный и коэффициентный анализ, SWOT-анализа, а также общенаучные методы анализа и синтеза экономической информации.
Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе раскрываются теоретические аспекты использования маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия. Во втором разделе проводится оценка управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат» с точки зрения маркетингового подхода. В третьем разделе разрабатываются пути повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат».
Результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы аппаратом управления и службой маркетинга ОАО «Челябинский Городской Молочный Комбинат» в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта выступает комплексной системной характеристикой, по-разному проявляющейся на разных уровнях управления организацией. В обобщенном смысле, под конкурентоспособностью понимается совокупность потребительских ценовых свойств продукта, от которых зависит его успех на рынке, т.е. преимущества именно данного продукта перед другими в условиях большого ассортимента конкурирующих продуктов-аналогов.
Алгоритм оценки конкурентоспособности включает в себя такие этапы, как постановку цели анализа; выявление сфер деятельности, рассматриваемых при оценке; выбор базы для сопоставления; определение свойств, подлежащих измерению; анализ выбранных свойств; определение совокупного интегрального показателя конкурентоспособности; выводы о проведенной оценке.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на внешних и внутренних потребителей.
Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении предприятия. Значение маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью в заключается в следующем. Маркетинг выступает как вид управленческой деятельности, позволяющий раскрыть возможности предприятия в реализации своих конкурентных преимуществ. Для успешного функционирования на рынке и получения конкурентного преимущества предприятие должно предложить рынку конкурентоспособный товар с качественными и стоимостными характеристиками, обеспечивающими удовлетворение конкретных потребностей покупателя. При этом центральной проблемой маркетинга является определение реакции рынка, к которой можно отнести: зависимость анализа рыночной ситуации от различной степени агрегирования покупателей и рынков; трудность прогнозирования реакции конкурентов, действующих на различных рынках с разной интенсивностью.
ОАО «ЧГМК» одно из ведущих молокоперерабатывающих предприятий области, с объемом переработки молока 65 тысяч тонн ежегодно. ОАО «ЧГМК» является лидером на рынке молочной продукции города и производит около 100 наименований молочной продукции и мороженого под брендом «Первый вкус».
Анализ имущественного положения предприятия показал, что валюта баланса выросла за период с 2013 г. по 2015 г. Внеоборотные активы в 2013 г. составили 1 352 652 тыс. руб., в 2014 г. они выросли на 160 880 тыс. руб., а в 2015 г. - на 413 627 тыс. руб. Данное увеличение могло быть связано как с покупкой нового оборудования, так и с осуществлением финансовых вложений.
Оборотные активы в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выросли с 2 057 098 тыс. руб. до 2 188 695 тыс. руб., а в 2015 г. на 1 365 240 тыс. руб. Данное увеличение может быть связано с ростом масштабов деятельности комбината.
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. сумма собственного капитала предприятия выросла на 258 494 тыс. руб., а в 2015 г. - на 774 052 тыс. руб. Увеличение собственного капитала является позитивной тенденцией.
Долгосрочные обязательства предприятия в 2014 г. снизились на 172 220 тыс. руб., а в 2015 г. - на 56 363 тыс. руб.
Краткосрочные обязательства в 2013 г. составили 573 143 тыс. руб., в 2014 г. они выросли до 50 323 тыс. руб., а в 2015 г. значительно увеличились до 1 271 017 тыс. руб.
Выручка от продаж выросла в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 503 131 тыс. руб., а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 2 273 617 тыс. руб. Прибыль от продаж в 2013 г. составила 405 902 тыс. руб., в 2014 г. выросла на 122 3644 тыс. руб., а в 2015 г. - на 687 111 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия в 2013 г. составила 125 814 тыс. руб., в 2015 г. - 687 365 тыс. руб. Это свидетельствует о росте эффективности деятельности организации.
Рентабельность издержек ОАО «ЧГМК» в 2013 г. составила 19,16%, в 2014 г. выросла до 21,33%, в 2015 г. - до 30,52%. Увеличение рентабельности оборота в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 1,44%, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - 5,64%. Норма прибыли деятельности АО «ЧГМК» в 2013 г. составила 4,75%, в 2014 г. выросла до 8,19%, в 2015 г. - до 12,66%. В целом показатели рентабельности говорят об эффективности функционирования предприятия АО «ЧГМК». В целом финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное.
Анализ структуры молочного рынка Челябинской области, позволил сделать вывод: в настоящее время почти весь объём спроса (порядка 97%) покрывается за счёт продукции местных и федеральных производителей. Доля импортных молочных продуктов на рынке крайне мала (менее 3%) и представлена продукцией экстра-класса в дорогом сегменте, а потому её исчезновение из продажи (вследствие запрета на ввоз на российский рынок) не окажет существенного влияния на сложившуюся структуру спроса и уж тем более никаким образом не затронет продовольственную безопасность области.
Проведенная оценка современного состояния маркетинга и конкурентоспособности предприятия показала, что слабыми сторонами предприятия является высокая текучесть персонала, вызванная низкой эффективностью системы мотивации сотрудников предприятия.
Узнаваемый бренд, наличие собственной производственной площадки и долговременные контракты с поставщиками сырья с дилерскими договорами с известными торговыми сетями рассматриваются как сильные стороны предприятия.
Оценка внешней среды показала, в целом не все изменения в макросреде предприятия благотворно содействуют его дальнейшему развитию.
Оценка маркетинговой деятельности ОАО «ЧГМК» показала, что на сегодняшний день у предприятия существует служба маркетинга, возглавляемого директором по маркетингу.
В целом по результатам анализа был сделан вывод о том, что наиболее выгодным направлением для развития производства ОАО «ЧГМК» будет являться расширение ассортимента услуг за счет производства новой продукции.
В качестве наиболее выгодного направления для развития производства ОАО «ЧГМК» было предложено расширение ассортимента услуг за счет производства новой продукции - кисломолочных продуктов для детского питания.
В настоящее время промышленное производство продуктов детского питания не соответствует потребностям страны ни по объему, ни по ассортименту. Эти продукты не выдерживают конкуренции с импортными по качеству упаковки и оформлению. Имеющиеся достижения в области разработки новых видов рецептур и изделий практически не реализуются из-за слабой материально-технической и финансовой базы отрасли.
Проведенное в прошлом году маркетинговое исследование ОАО «ЧГМК» позволило сделать вывод о том, что ниша производства таких видов продукции как молочная продукция для детского питания заполнена не до конца. Также по данным коммерческого директора многие постоянные клиенты среди торговых сетей были бы заинтересованы в покупке данных изделий.
Потребность в оборудовании составит 1098,5 тыс. руб. Потребность в сырье для изготовления продукции составит 4 875 тыс. руб. в год. Затраты на амортизационные отчисления составят 36,7 тыс. руб. в год.
Фонд заработной платы составит 840 тыс. руб. в год (с учетом НДФЛ и уральского коэффициента). Отчисления во внебюджетные фонды составят 252 тыс. руб. в год. Затраты на электричество и ремонт оборудования по данным производственного отдела составят около 300 тыс. руб. в год. Затраты на маркетинг запланированы в сумме 500 тыс. руб.
Рост выручки составит 15 000 тыс. руб. Прибыль от продаж составит 7 903 тыс. руб. Чистая прибыль проекта составит 6 323 тыс. руб. Простой срок окупаемости составит 1 год 2 месяца.
После внедрения мероприятия выручка увеличится с 5 427 217 тыс. руб. до 5 442 217 тыс. руб., прибыль от продаж с 1 215 377 тыс. руб. до 1 223 280 тыс. руб. Чистая прибыль - с 687 365 тыс. руб. до 693 688 тыс. руб.
После внедрения мероприятия ожидается увеличение показателя рентабельности издержек с 30,52% до 30,78%, рентабельности оборота с 22,39% до 22,47%, и нормы прибыли с 12,66% до 12,74%.
Результаты SWOT-анализа после внедрения мероприятия показали, что предприятие сможет увеличить свои сильные стороны и уменьшить слабые.
Таким образом, после внедрения предложенного мероприятия предприятие ОАО «ЧГМК» не только увеличит свои финансовые результаты, но и повысить уровень конкурентоспособности собственного производства.
Алгоритм оценки конкурентоспособности включает в себя такие этапы, как постановку цели анализа; выявление сфер деятельности, рассматриваемых при оценке; выбор базы для сопоставления; определение свойств, подлежащих измерению; анализ выбранных свойств; определение совокупного интегрального показателя конкурентоспособности; выводы о проведенной оценке.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на внешних и внутренних потребителей.
Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении предприятия. Значение маркетингового подхода в управлении конкурентоспособностью в заключается в следующем. Маркетинг выступает как вид управленческой деятельности, позволяющий раскрыть возможности предприятия в реализации своих конкурентных преимуществ. Для успешного функционирования на рынке и получения конкурентного преимущества предприятие должно предложить рынку конкурентоспособный товар с качественными и стоимостными характеристиками, обеспечивающими удовлетворение конкретных потребностей покупателя. При этом центральной проблемой маркетинга является определение реакции рынка, к которой можно отнести: зависимость анализа рыночной ситуации от различной степени агрегирования покупателей и рынков; трудность прогнозирования реакции конкурентов, действующих на различных рынках с разной интенсивностью.
ОАО «ЧГМК» одно из ведущих молокоперерабатывающих предприятий области, с объемом переработки молока 65 тысяч тонн ежегодно. ОАО «ЧГМК» является лидером на рынке молочной продукции города и производит около 100 наименований молочной продукции и мороженого под брендом «Первый вкус».
Анализ имущественного положения предприятия показал, что валюта баланса выросла за период с 2013 г. по 2015 г. Внеоборотные активы в 2013 г. составили 1 352 652 тыс. руб., в 2014 г. они выросли на 160 880 тыс. руб., а в 2015 г. - на 413 627 тыс. руб. Данное увеличение могло быть связано как с покупкой нового оборудования, так и с осуществлением финансовых вложений.
Оборотные активы в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выросли с 2 057 098 тыс. руб. до 2 188 695 тыс. руб., а в 2015 г. на 1 365 240 тыс. руб. Данное увеличение может быть связано с ростом масштабов деятельности комбината.
В 2014 г. по сравнению с 2013 г. сумма собственного капитала предприятия выросла на 258 494 тыс. руб., а в 2015 г. - на 774 052 тыс. руб. Увеличение собственного капитала является позитивной тенденцией.
Долгосрочные обязательства предприятия в 2014 г. снизились на 172 220 тыс. руб., а в 2015 г. - на 56 363 тыс. руб.
Краткосрочные обязательства в 2013 г. составили 573 143 тыс. руб., в 2014 г. они выросли до 50 323 тыс. руб., а в 2015 г. значительно увеличились до 1 271 017 тыс. руб.
Выручка от продаж выросла в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 503 131 тыс. руб., а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 2 273 617 тыс. руб. Прибыль от продаж в 2013 г. составила 405 902 тыс. руб., в 2014 г. выросла на 122 3644 тыс. руб., а в 2015 г. - на 687 111 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия в 2013 г. составила 125 814 тыс. руб., в 2015 г. - 687 365 тыс. руб. Это свидетельствует о росте эффективности деятельности организации.
Рентабельность издержек ОАО «ЧГМК» в 2013 г. составила 19,16%, в 2014 г. выросла до 21,33%, в 2015 г. - до 30,52%. Увеличение рентабельности оборота в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 1,44%, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - 5,64%. Норма прибыли деятельности АО «ЧГМК» в 2013 г. составила 4,75%, в 2014 г. выросла до 8,19%, в 2015 г. - до 12,66%. В целом показатели рентабельности говорят об эффективности функционирования предприятия АО «ЧГМК». В целом финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное.
Анализ структуры молочного рынка Челябинской области, позволил сделать вывод: в настоящее время почти весь объём спроса (порядка 97%) покрывается за счёт продукции местных и федеральных производителей. Доля импортных молочных продуктов на рынке крайне мала (менее 3%) и представлена продукцией экстра-класса в дорогом сегменте, а потому её исчезновение из продажи (вследствие запрета на ввоз на российский рынок) не окажет существенного влияния на сложившуюся структуру спроса и уж тем более никаким образом не затронет продовольственную безопасность области.
Проведенная оценка современного состояния маркетинга и конкурентоспособности предприятия показала, что слабыми сторонами предприятия является высокая текучесть персонала, вызванная низкой эффективностью системы мотивации сотрудников предприятия.
Узнаваемый бренд, наличие собственной производственной площадки и долговременные контракты с поставщиками сырья с дилерскими договорами с известными торговыми сетями рассматриваются как сильные стороны предприятия.
Оценка внешней среды показала, в целом не все изменения в макросреде предприятия благотворно содействуют его дальнейшему развитию.
Оценка маркетинговой деятельности ОАО «ЧГМК» показала, что на сегодняшний день у предприятия существует служба маркетинга, возглавляемого директором по маркетингу.
В целом по результатам анализа был сделан вывод о том, что наиболее выгодным направлением для развития производства ОАО «ЧГМК» будет являться расширение ассортимента услуг за счет производства новой продукции.
В качестве наиболее выгодного направления для развития производства ОАО «ЧГМК» было предложено расширение ассортимента услуг за счет производства новой продукции - кисломолочных продуктов для детского питания.
В настоящее время промышленное производство продуктов детского питания не соответствует потребностям страны ни по объему, ни по ассортименту. Эти продукты не выдерживают конкуренции с импортными по качеству упаковки и оформлению. Имеющиеся достижения в области разработки новых видов рецептур и изделий практически не реализуются из-за слабой материально-технической и финансовой базы отрасли.
Проведенное в прошлом году маркетинговое исследование ОАО «ЧГМК» позволило сделать вывод о том, что ниша производства таких видов продукции как молочная продукция для детского питания заполнена не до конца. Также по данным коммерческого директора многие постоянные клиенты среди торговых сетей были бы заинтересованы в покупке данных изделий.
Потребность в оборудовании составит 1098,5 тыс. руб. Потребность в сырье для изготовления продукции составит 4 875 тыс. руб. в год. Затраты на амортизационные отчисления составят 36,7 тыс. руб. в год.
Фонд заработной платы составит 840 тыс. руб. в год (с учетом НДФЛ и уральского коэффициента). Отчисления во внебюджетные фонды составят 252 тыс. руб. в год. Затраты на электричество и ремонт оборудования по данным производственного отдела составят около 300 тыс. руб. в год. Затраты на маркетинг запланированы в сумме 500 тыс. руб.
Рост выручки составит 15 000 тыс. руб. Прибыль от продаж составит 7 903 тыс. руб. Чистая прибыль проекта составит 6 323 тыс. руб. Простой срок окупаемости составит 1 год 2 месяца.
После внедрения мероприятия выручка увеличится с 5 427 217 тыс. руб. до 5 442 217 тыс. руб., прибыль от продаж с 1 215 377 тыс. руб. до 1 223 280 тыс. руб. Чистая прибыль - с 687 365 тыс. руб. до 693 688 тыс. руб.
После внедрения мероприятия ожидается увеличение показателя рентабельности издержек с 30,52% до 30,78%, рентабельности оборота с 22,39% до 22,47%, и нормы прибыли с 12,66% до 12,74%.
Результаты SWOT-анализа после внедрения мероприятия показали, что предприятие сможет увеличить свои сильные стороны и уменьшить слабые.
Таким образом, после внедрения предложенного мероприятия предприятие ОАО «ЧГМК» не только увеличит свои финансовые результаты, но и повысить уровень конкурентоспособности собственного производства.



