Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНСТРУМЕНТОВ DIGITAL- МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Работа №79894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ рынка образовательных услуг 7
1.1 Характеристика понятийного аппарата образовательных услуг 7
1.2 Анализ рынка образовательных услуг в России и Челябинской области 18
1.3 Основные тенденции на рынке образовательных услуг России 27
Выводы по разделу 32
2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ 34
2.1 Роль маркетинга в продвижении услуг образовательных учреждений 34
2.2 Инструменты маркетинговой деятельности высших учебных заведений .... 42
2.3 Digital-инструменты как часть маркетинга высших учебных заведений 50
Выводы по разделу 65
3 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DIGITAL-ИНСТРУМЕНТОВ В
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 68
3.1 Классификация digital-инструментов 68
3.2 Рекомендации по использованию digital-инструментов в маркетинговой
деятельности ЮУРГУ 91
Выводы по разделу 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101


В настоящее время рынок образовательных услуг активно развивается и расширяется. Образовательные организации и учебные заведения рекламируют свои образовательные услуги, что способствует повышению конкурентоспособности образовательных учреждений, так как потребители становятся более информированными в вопросах, касающихся выбора образовательного учреждения. Целевая аудитория становится более требовательной.
Однако потенциальному потребителю сложно разобраться и оценить содержание услуг до их получения. Поэтому они вынуждены полагаться на доверие и авторитет, имидж и бренд образовательного учреждения, предлагающего свои образовательные услуги. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
Главная и конечная цель образовательных учреждений - это позитивное воздействие на поведение целевой аудитории. Это достигается с помощью изменения их взглядов и представлений путем доведения до них соответствующей информации и использования комплекса маркетинговых коммуникаций.
С появлением большого количества коммерческих образовательных учреждений конкуренция на рынке образовательных услуг все более усиливается. Так как конкурировать стоимостью услуг в сложившихся рыночных условиях невозможно, учреждения начали уделять больше внимания продвижению. Однако классические методы должны сопровождаться и инновационными, ведь с развитием технологий, развиваются и средства продвижения.
Отсюда мы готовы выдвинуть главную гипотезу: для победы в конкурентной борьбе, образовательные учреждения должны отдавать важную роль инновационным средствам продвижения в рамках маркетинговой деятельности.
Актуальность данной работы определяется переходом российской экономики на рыночные принципы. При этом сфера образования также вовлечена в этот процесс и от его понимания как общественного блага, образование становится «квазиобщественным» благом, использующим такое понятия как рынок образовательных услуг. При этом в сфере образования мы имеем дело со всеми понятиями категории маркетинга. Под маркетингом мы понимаем управление продвижением товара или услуги от производителя к потребителю. Кроме того, развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии (общественного блага), оплачиваемой государством за счет бюджетных средств, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера.
Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом особенности услуг как таковых проявляются в сфере образования. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует их производителям формализовать наиболее значимые для потребителя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В сфере образования этим целям служат: состояние рынка труда по выбираемой профессии; образовательные стандарты, учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях обучения; сертификаты, лицензии, дипломы.
Степень изученности проблемы. Проблемы маркетинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды Котлера Ф., Шнейдера О, Эбнера К.
Изучением социального маркетинга занимаются такие российские учёные как Андреев С.Н., Горяева Е., Решетников А.В. Теоретические и практические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Плодотворно работают в данном направлении Панкрухин А.П., Сагинова О.В., Корчагова Л. и другие.
Объект исследования — маркетинговая деятельность высших учебных заведений.
Предмет исследования — использование digital-инструментов в продвижении маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России. 
Цель диссертации состоит в разработке рекомендаций для повышения эффективности управленческих решений в маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Провести теоретико-методологический анализ социального маркетинга;
- Охарактеризовать рынок образовательных услуг;
- Раскрыть сущность и содержание маркетинговой деятельности высших учебных заведений;
- Проанализировать современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в ЮУрГУ.
Исходя из поставленных задач были сформулированы следующие гипотезы:
1. В условиях перехода к рыночным отношениям в сфере образования необходимым для успешного функционирования учебных заведений является использование маркетингового подхода;
2. Маркетинговая деятельность в сфере образования отлична от маркетинга продуктов материального производства, что главным образом обусловлено спецификой образовательных услуг;
3. Высшими учебными заведениями России принципы маркетинговой деятельности используются не в полной мере;
4. Анализ современного состояния маркетинговой деятельности в ЮУрГУ позволит выделить ресурсные стороны в его развитии.
Теоретико-методологическая база: деятельностный подход, институциональный подход, системный, структурно-функциональный анализ, теории и отрасли социологии: теория и социология организаций, социология образования, социология труда, концепция социального маркетинга.
Методы исследования: анализ литературы, традиционный анализ документов (законов, нормативно-правовых актов, статистических данных), обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ, системный анализ, анализ результатов социологических исследований, экспертный опрос. 
Информационная база исследования:
1. Нормативно-правовые документы;
2. Материалы государственной и ведомственной статистики;
3. Результаты анализа научной литературы;
4. Публикации в периодических изданиях.
Теоретическая значимость: получение нового знания по проблемам маркетинга образовательных услуг высших учебных заведений в условиях формирования рынка и реформирования системы образования современной России.
Практическая значимость определяется тем, что рекомендации, разработанные в результате исследования, будут способствовать оптимизации маркетинговой деятельности в ЮУрГУ.
Апробация работы: основные положения диссертации были апробированы на VIII Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях», а также на Международной научно-практической заочной конференции «Инновационные направления в науке, технике, образовании».
Структура и объём работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время рынок образовательных услуг активно развивается и расширяется. Образовательные организации и учебные заведения рекламируют свои образовательные услуги, что способствует повышению конкурентоспособности образовательных учреждений, так как потребители становятся более информированными в вопросах, касающихся выбора образовательного учреждения. Целевая аудитория становится более требовательной.
Однако потенциальному потребителю сложно разобраться и оценить содержание услуг до их получения. Поэтому они вынуждены полагаться на доверие и авторитет, имидж и бренд образовательного учреждения, предлагающего свои образовательные услуги. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
Главная и конечная цель образовательных учреждений - это позитивное воздействие на поведение целевой аудитории. Это достигается с помощью изменения их взглядов и представлений путем доведения до них соответствующей информации и использования комплекса маркетинговых коммуникаций.
С появлением большого количества коммерческих образовательных учреждений конкуренция на рынке образовательных услуг все более усиливается. Так как конкурировать стоимостью услуг в сложившихся рыночных условиях невозможно, учреждения начали уделять больше внимания продвижению. Однако классические методы должны сопровождаться и инновационными, ведь с развитием технологий, развиваются и средства продвижения.
Учитывая актуальную ситуацию — тенденции к объединению и сокращению вузов, а также программу увеличения количества студентов к 2030 году, можно с уверенностью говорить о том, что условия конкуренции будут обостряться. Именно поэтому мы можем подтвердить выдвинутую гипотезу - образовательные учреждения должны отдавать важную роль инновационным средствам продвижения в рамках маркетинговой деятельности.
Отказ от государственной монополии в области образования и создание коммерческого обучения привели к появлению рынка образовательных услуг. Конкуренция в данном случае определяет появление новых решений в области продвижения образовательных учреждений.
И в данном случае становится очевидным факт о исключительной роли digital-инструментов в продвижении образовательных услуг - огромную роль здесь играет вариативность выбора тех или иных механик, и возможность их объединения в комплекс.
Среди признанных положительных характеристик подобного канала - высокая степень вовлечения аудитории (количество пользователей сети увеличивается с каждым годом), отслеживание промежуточных результатов, возможность корректировать ход кампании, разнообразие механик и низкая стоимость рекламного контакта.
Среди объемного digital-инструментария, которое можно активно задействовать в маркетинговой деятельности образовательных учреждений наиболее эффективно себя зарекомендовали:
- мобильные приложения;
- контекстная и тизерная реклама;
- медийная и баннерная реклама;
- SMM (продвижение в социальных сетях);
- SEO (поисковое продвижение);
- email-рассылка;
- продвижение в блогах;
- вирусная реклама.
Для каждого из выбранных каналов существуют особые KPI - Key Performance Indicators - показатели деятельности подразделения, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. 
Для того, чтобы наиболее корректно отобрать инструменты для результативной маркетинговой кампании, перед ее стартом необходимо ответить на ряд вопросов:
- Определить цель и задачи, решаемые интернет-коммуникацией. Важный аспекты - является ли кампания имиджевой или нацелена на тактическое стимулирование сбыта образовательных услуг; продвигается новый образовательный бренд или поддерживается лояльность у уже существующих потребителей услуги. Без четкого понимания целей и задач работа над кампанией не будет эффективной.
- Сформулировать, каким образом будет происходить интеграция с уже существующей маркетинговой стратегией образовательного учреждения. В данном случае важно определиться с online и offline-механиками продвижения, а также их пересечением.
- Проанализировать целевую аудиторию. Необходимо помнить, что понимание интересов аудитории в цифровом пространстве является одним из основных факторов успешности кампании. Многие забывают и планируют от инструментов, а не от интересов аудитории, ее поведения в сети. Точный портрет аудитории бренда и ее поведения четко покажет, какие каналы и инструменты являются релевантными для решения целей и задач.
- Определить роль образовательного учреждения в интернет-пространстве. Проанализировать статус конкурентов, их присутствие и активность. Понимание особенностей и объема интернет-коммуникаций конкурентов покажет расстановку сил: в каких ситуациях конкуренты опережают, какие возможности для коммуникаций сейчас еще не используются конкурентами, в каких ситуациях будет необходимо «пробиваться» через коммуникации конкурентов и т.д.
- Опыт предыдущих кампаний образовательного учреждения. В интернет- коммуникациях есть возможность отслеживать огромное количество
показателей - медийные показатели, статистика ресурсов (сайтов, сообществ, приложений). Однако далеко не всегда эта возможность используется в полной мере. Наиболее частая проблема - разделение анализа медийных показателей кампании и статистики собственных ресурсов (сайтов и сообществ. Качественный сбор и анализ данных по предыдущим коммуникациям покажет, какие каналы и инструменты были эффективны (или малоэффективны) и в какой ситуации.
После того, как эти вопросы будут проанализированы, можно переходить к выбору набора наиболее подходящих для цели digital-инструментов. Стоит отметить, что наиболее эффективные результаты будут достигнуты про комплексной стратегии, а не выборе одного из инструментов.
Именно поэтому результатом нашей работы стала разработка рекомендаций, касаемых как более эффективного использования уже задействованных digital- инструментов, так и их оптимизация посредством формирования планов.



1 Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.).
2 Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 № 51 ФЗ // Российская газета 2000, 15 апреля, 18 апреля.
3 Высшие учебные заведения: Стат.сб. / Госкомстат России Чел. обл. комитет госуд. статистики. Челябинск, 2015. 65 с.
4 Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года.
5 Россия в цифрах: Крат, стат.сб. / Госкомстат России. М., 2000. - 396 с.
6 Абдулкеримов, И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг [Текст] // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
7 Абдулкеримов, И.З., Эсетова А.М. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования [Текст] // Вестник Дагестанского государственного технического университета: Технические науки. - № 4 (19). - 2010. - С. 115-119.
8 Балыхин, Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России [Текст] // Экономика образования. 2004. №3.
9 Блесткина, Н.С. Основные направления маркетинговой деятельности в современном учреждении СПО [Текст] // Спрос и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно- практической Интернет- конференции (31 октября - 1 ноября 2012г.) - кн. II,- Петрозаводск: Изд- во ПетрГУ, 2012. С 59-72.
10 Браверманн, А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика [Текст] // М.: Экономика. - 1997. 
Бутко, Е.И, Мосичева, И.К, Шестак, В.Г, Дополнительное образование в России. XXI век [Текст] // Высшее образование в России. №5, 2005. с. 3¬10.
Васильев, Ю.С., Глухов, В.В., Федоров, М.П., Федотов, А.В. Экономика и организация управления вузов [Текст]. Под ред. д.э.н. Глухова В.В. Учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 448 с.
Вифлеемский, А.Б. Проблемы реформирования системы оплаты труда в образовании и экономика знаний [Текст] //Экономика образования. 2004. №3. Волкова, М.М., Звездова, А.Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг - Маркетинг [Текст] / М.М. Волкова // 2009. - № 6. - С. 45-53.
Гарифуллина, Н.Ю., Гуртов, В.А. «Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования» [Текст] // Финансы, 2010, №11, стр.11.
Геворкян, Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации [Текст] // М.: Маркет ДС. 2005.
Давыдова, Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России [Текст] // Экономика образования. 2004. №5.
Егоршин, А.П. Управление персоналом: книга / А.П. Егоршин. - М.: 2009. - 357 с. Емцов, Р.Г., Лукин, М.Ю. Микроэкономика: Учебник. [Текст] //М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «Дис», 1997. - 320 с.
Еникеева, С.Д., Панкратова В.Д. Современные тенденции развития российской высшей школы [Текст] // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 1998. № 6. - С.43-53
Ерошин, В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения [Текст] // Известия Российской Академии образования. 2002. №2.
Жданов, А.Ю. Рынок учебных услуг в финансово-банковской сфере [Текст] // Деньги и кредит. 1997. - № 2. - С. 64-70 
Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения [Текст] // Москва - Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993. - 226 с.
Ильинский, И.В. Инвестиции в будущее: образование
в инновационном воспроизводстве [Текст] //СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 163 с.
Калинкин, Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Науч-терет. Пособие [Текст] //М.: Высш.шк., 1990. - 144 с.
Клещевский, Ю.Н. Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: книга [Текст] / Ю.Н. Клещевский. - М.: Кузбассвузиздат, 2008. - 267 с.
Кортлэнд, Л. Бове, Уилльям, Ф. Аренс. Современная реклама: книга / Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. [Текст] - М.: Издательский Дом Довгань, 2005. - 205 с.
Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. [Текст] -М.: «Ростинтэр», 1996.-704 с. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: книга / Ф. Котлер. [Текст] - М.: 2008. - 199 с.
Кузьмина, А.А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг [Текст] // вопр. экономики. 2007.№1. С. 144-146.
Литвинюк, А.А. Организационное поведение: учебное пособие [Текст] / А.А. Литвинюк. - М.: 2008. - 345 с.
Лукашенко, М.К. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг [Текст] // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.
Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8
Панкрухин, А.П., Соловьев В.А. Лицом к рынку: проблемы и возможности практического маркетинга: Учеб, пособие. [Текст] М., 1991. Панкрухин, А.П. Реклама образовательных услуг - Alma Mater / А.П. Панкрухин [Текст] // - 2007. - № 8. - С. 55-64
Попов, Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. - № 6. 
Портер, М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. [Текст] М.: Междунар. Отношения, 1993 - 896 с.
Потеев, М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Уч. пособие. [Текст] - СПб.: ЛИТМО, 1992.
Развитие системы высшего образования - цивилизованный путь прогресса и реформ в россий
ском обществе : Тез. докл. всероссийской научно практ. конф. - Екатеринбург. : УГЭУ, 1997. - 364 с.
Родионов, И.И. Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цены и методы маркетинга [Текст] М., 1991. - 157 с.
Родионова, Н., Зайцева, И. «Система российского образования: проблемы и перспективы» [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2010, № 10, стр. 20-26.
Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений// http://demoscope.ru/weekly/2010/043 l/tema06.php
Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 1.
Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. - № 1. - С. 48-59
Садовничий, В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на 21 век [Текст] // Проблемы теории и практики управления. 1998. - № 2. - С.75-79.
Саркисов, П. Д. Модель и организационная структура Российской системы управления образованием в 21 веке [Текст] / П.Д. Саркисов // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. - №1.
Северцев, В.А., Чащихин Б.Д. Аккредитация учебных заведений опыт США [Текст] // М.: Мир книги, 1993.- 236 с. 
Селезнев, А. Развитие производства нематериальных благ [Текст] // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 39-48.
Скрябин, В.В. Малая экономика и социально-экономические проблемы подготовки кадров предпринимателей в России [Текст] М.: Изд-во «Про - Пресс», 1997.-264 с.
Смирнова, Е.Ю. Экономическое образование в информационном обществе [Текст] // Вестник СПбГУ. Серия 5. - 1998. - Вып. 3 (№ 19) С. 58-65.
Современный рынок: природа и развитие [Текст] / Под ред. Э.П. Дунаева, И.Е. Рудаковой. - М.: Изд-во МГУ, 1992. 133 с.
Солодков, М.В., Крылов Л.С. Методология
исследования производительного труда при социализме [Текст] ИМ.: Изд-во МГУ, 1974. - 146 с.
Социально-экономические проблемы России: Справочник /ФИПЭР.1. СПб.: Норма, 1999. 320 с.
Столяров, А. Модели социального партнерства в сфере образования [Текст] // Человек и труд, № 3, 2007. с. 54
Сутырин, С.Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: Доклады участников междунар. науч.-практ. конф. / Под. ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. - СПб: ОЦЭиМ, 2003.
Старовойтова, Т.А «Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России» //http://www.nsuem.ru/science/publications/science_notes/issue.php? ELEMENT_ID=1009
Тарасевич, Л. С., Круг лов В. В. Высокий международный авторитет вуза основа его финансового благополучия [Текст] // В кн.: Вуз ирынок: Кн. I, с. 128-140.
Тимонина, В.А. Внутриорганизационный маркетинг при формировании инновационной системы управления вузом: автореф. дис. степ. канд. эконом, наук / В.А. Тимонина. Волгоград, 2005. 18 с. 
60 Тихонов, А.Н. Высшая школа России в условиях радикальной экономической реформы [Текст] / 7 В кн.: Вуз и рынок: Кн. I, с. 26-46.
61 Усова, А.В. Проблемы реформирования системы образования [Текст] // Известия Российской Академии образования. 2002. №2.
62 Федеральная программа развития образования от 10 апреля 2000 № 51 ФЗ // Российская газета 2000, 15 апреля, 18 апреля.
63 Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика [Текст] //М.: Дело, 1993 г. 304 с.
64 Ченцов, А.А. О бизнесе образовательных услуг [Текст] // Высшее образование в России. - 1999. - №2. с. 120-123.
65 Чернецкий, Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике [Текст] // М., 1991.
66 Щетинин, В.П. Рынок образовательных услуг в современной России [Текст] // Школа. - 1997. - №3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ