Развитие связной речи у детей с ОНР
|
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………………..5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР……………………5
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР………………9
Глава 2. Методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня…….16
2.1. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием В.П. Глухова……………………………………16
2.2. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Т.А. Ткаченко…………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………………..5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР……………………5
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР………………9
Глава 2. Методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня…….16
2.1. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием В.П. Глухова……………………………………16
2.2. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Т.А. Ткаченко…………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Актуальность исследования. Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объектом курсовой работы являются теоретические основы исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретически обосновать процесс по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
2) проанализировать особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР;
3) рассмотреть методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объектом курсовой работы являются теоретические основы исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретически обосновать процесс по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
2) проанализировать особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР;
3) рассмотреть методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
На основании проанализированной литературы можно сделать вывод, что связная речь это развернутое, логично последовательное и грамматически правильное развернутое изложение определенного содержания.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. У детей существует тесная связь между уровнем развития связной речи и уровнем ОНР.
Предпринятое теоретическое изучение методик формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова и Т.А. Ткаченко позволяет говорить о том, что обе они основываются на общих принципах логопедического воздействия отечественной коррекционной педагогики и общедидактических принципах обучения (систематичность и последовательность, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность на развитие их активности и самостоятельности).
Авторы методик используют одно и то же средство формирования связной речи детей, развития их речевой активности и творческой инициативы – обучение рассказыванию. В обеих методиках применяются одинаковые методы обучения связной речи: пересказ, составление описательных рассказов (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устное сочинение по воображению, широко используется наглядность и разнообразные игровые упражнения, побуждающие детей расширить свой словарный запас, развивающие их речевые возможности. Также присутствует подготовительная работа, предшествующая обучению рассказыванию, и поступательное движение от простого к сложному в расположении учебного материала.
Безусловно, предложенная система занятий способствует обогащению словарного запаса детей, формированию лексически, грамматически и синтаксически правильной речи, развитию восприятия, памяти, фразовой речи, а также воспитанию «чувства языка», но, на наш взгляд, в ней используются формы и приемы, рассчитанные больше на детей с нормальным речевым развитием. Занятия по ней со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, по нашему мнению, не могут дать ожидаемого эффекта, поскольку формирование их связной речи, на фоне слабой сформированности всех составляющих языковой системы, нуждается в опоре на вспомогательные средства.
На основании проанализированной литературы можно сделать вывод, что связная речь это развернутое, логично последовательное и грамматически правильное развернутое изложение определенного содержания.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. У детей существует тесная связь между уровнем развития связной речи и уровнем ОНР.
Предпринятое теоретическое изучение методик формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова и Т.А. Ткаченко позволяет говорить о том, что обе они основываются на общих принципах логопедического воздействия отечественной коррекционной педагогики и общедидактических принципах обучения (систематичность и последовательность, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность на развитие их активности и самостоятельности).
Авторы методик используют одно и то же средство формирования связной речи детей, развития их речевой активности и творческой инициативы – обучение рассказыванию. В обеих методиках применяются одинаковые методы обучения связной речи: пересказ, составление описательных рассказов (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устное сочинение по воображению, широко используется наглядность и разнообразные игровые упражнения, побуждающие детей расширить свой словарный запас, развивающие их речевые возможности. Также присутствует подготовительная работа, предшествующая обучению рассказыванию, и поступательное движение от простого к сложному в расположении учебного материала.
Безусловно, предложенная система занятий способствует обогащению словарного запаса детей, формированию лексически, грамматически и синтаксически правильной речи, развитию восприятия, памяти, фразовой речи, а также воспитанию «чувства языка», но, на наш взгляд, в ней используются формы и приемы, рассчитанные больше на детей с нормальным речевым развитием. Занятия по ней со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, по нашему мнению, не могут дать ожидаемого эффекта, поскольку формирование их связной речи, на фоне слабой сформированности всех составляющих языковой системы, нуждается в опоре на вспомогательные средства.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020



