Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования развития связной речи у детей с ОНР…………………………………………………………………..5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР……………………5
1.2. Особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР………………9
Глава 2. Методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня…….16
2.1. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием В.П. Глухова……………………………………16
2.2. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Т.А. Ткаченко…………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25
Актуальность исследования. Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объектом курсовой работы являются теоретические основы исследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретически обосновать процесс по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
2) проанализировать особенности развития связной речи у детей в норме и с ОНР;
3) рассмотреть методики формирования связной речи у детей с ОНР III уровня.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение).
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
На основании проанализированной литературы можно сделать вывод, что связная речь это развернутое, логично последовательное и грамматически правильное развернутое изложение определенного содержания.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. У детей существует тесная связь между уровнем развития связной речи и уровнем ОНР.
Предпринятое теоретическое изучение методик формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова и Т.А. Ткаченко позволяет говорить о том, что обе они основываются на общих принципах логопедического воздействия отечественной коррекционной педагогики и общедидактических принципах обучения (систематичность и последовательность, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность на развитие их активности и самостоятельности).
Авторы методик используют одно и то же средство формирования связной речи детей, развития их речевой активности и творческой инициативы – обучение рассказыванию. В обеих методиках применяются одинаковые методы обучения связной речи: пересказ, составление описательных рассказов (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устное сочинение по воображению, широко используется наглядность и разнообразные игровые упражнения, побуждающие детей расширить свой словарный запас, развивающие их речевые возможности. Также присутствует подготовительная работа, предшествующая обучению рассказыванию, и поступательное движение от простого к сложному в расположении учебного материала.
Безусловно, предложенная система занятий способствует обогащению словарного запаса детей, формированию лексически, грамматически и синтаксически правильной речи, развитию восприятия, памяти, фразовой речи, а также воспитанию «чувства языка», но, на наш взгляд, в ней используются формы и приемы, рассчитанные больше на детей с нормальным речевым развитием. Занятия по ней со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, по нашему мнению, не могут дать ожидаемого эффекта, поскольку формирование их связной речи, на фоне слабой сформированности всех составляющих языковой системы, нуждается в опоре на вспомогательные средства.
1. Абдуллин А.Г., Кувшинова И.А., Никитин А.Г. Взаимодействие специалистов в процессе организации комплексной оздоровительно-педагогической и реабилитационно-профилактической работы с детьми // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 312 с.
2. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. – М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. 765 c.
3. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием : учебно-методическое пособие / В. П. Глухов. – Москва : МПГУ, 2017. – 232 с
4. Давыдова О.И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми –сторителлинг /О.И. Давыдова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017. – № 4. – С.18-24.
5. Долгих О.О. Формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный режим] / О.О. Долгих // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 1 (25). – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-11.pdf. (Дата обращения 30.05.2021)
6. Емец Е.В. Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.В. Емец // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2017 г.): в 2 т. – СПб. : Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – Т. 2. – С. 40–42.
7. Жулина Е.В., Барабанова, Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Вестник Мининского университета, – 2016. № 4. – 147 с.
8. Кувшинова И.А. Гендерные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. 79 с.
9. Кувшинова И.А., Репникова З.А., Карапетова О.А., Галимзянова Т.Н. Развитие речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6; URL: http://www.scienceeducation.ru/article/view?id=28221 (дата обращения: 18.04.2021).
10. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2004. – 303 с.
11. Логопедия : учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2006. 703 с.
12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
13. Малофеев Н.Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды»/ Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 1991. – № 5. – C. 5-9.
14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.
15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967 г. – 173 с.
16. Рахимова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Рахимова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 2013. – С. 62–64.
17. Рахматуллина А.Г. Особенности нарушения процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А.Г. Рахматуллина // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 2013. – С. 64–67.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
19. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4–6 лет. – СПб.: Ювента, 2007. 24 с.
20. Ушакова О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. 161 образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 288 с.
21. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Т. Б. Филичева ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – Москва, 2000. 145 с.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
23. Шарафиева А.Э., Кувшинова И.А. Анималотерапия в коррекционной работе с детьми ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/06/25957 (дата обращения: 18.04.2021).