Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)

Работа №14399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК) 7
1.1. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Возможности сказки в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК) 29
2.1. Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Система логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок 39
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Вопросы формирования связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и др.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной.
Особую актуальность приобретают вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов,
Одним из эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является сказка. Возможности сказки и ее использование на практике является одним из активно разрабатываемых педагогами и психологами методов в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и с проблемами речевого развития.
В настоящее время имеется немало исследований (О.С. Ушакова и др.), которые рассматривают возможности использования сказки для развития связной речи детей. Исследователи отмечают, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Воздействие сказки на детей, имеющих отклонения в развитии, изучали А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, О.В. Защиринская, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Погосова, М.А. Поваляева, Т. Сергеева, Д.Ю. Соколов, Г.Г. Чебанян, С.А. Черняева и др.
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, имеющих общее недоразвитием речи, остается недостаточно разработанным один из аспектов данной проблемы - поиск путей развития связной речи у детей с недоразвитием речи. Поэтому вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале сказок)».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок будет эффективной при условии:
- систематического использования сказок для развития связной речи;
- использования сказок на различных этапах логопедической работы.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были
определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на материале сказок).
2. Вывить уровень развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Организовать и апробировать систему работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на материале сказок, выявить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Ф.А. Сохина о закономерностях речевого развития дошкольников.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Исходя из целей и задач исследования нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: анализ продуктов устно-речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» с. Новохуторное , Красногвардейский район, Белгородская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития связной речи традиционно находится в центре внимания педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.
Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на материале сказок) позволило сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи. Исследователи, занимающиеся изучением связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, указывают на следующие особенности связных высказываний этих детей: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст, большинству требуются вопросы-подсказки, рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения, проблемы с грамматическим оформлением предложений и др.
Одним из наиболее эффективных способов развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи является сказка. В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, развивают воображение, наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются действенным средством формирования детской речи, в частности связной речи.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.
Для комплексного исследования состояния связной речи была использована серия заданий из методики В.П. Глухова: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ текста (короткого рассказа); сочинение рассказа из личного опыта; составление рассказа-описания.
На констатирующем этапе выяснили, что низкий уровень составил 66,7%, недостаточный - 25% и средний - 8,3%. У дошкольников с общим недоразвитием речи были отмечены затруднения при выполнении предложенных заданий. Высказывания детей отмечались нарушением связности, логичности, характерны смысловые и грамматические нарушения. Так при составлении рассказа по серии сюжетных картинок дети нарушали последовательность изложения событий, были нарушения связности, смысловые несоответствия. При пересказе дошкольники с ОНР нарушали последовательность событий, изложенных в рассказе, нарушена связность и логичность. Рассказ на основе личного опыта чаще всего представлял собой перечисление действий, нарушена связность высказываний. Составление рассказа-описания оказалось наиболее трудным, по сравнению с другими заданиями, описательный рассказ был неполным, дети называли не всё признаки описываемого предмета, рассказ-описание представлял собой перечисление свойств предмета, при рассказывании дошкольники не заканчивая одну микротему, приступали к описанию другой, также возвращались к ранее сказанному.
Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок включала описание принципов, задач, необходимых для организации и проведения занятий.
Результаты контрольного этапа показали, что средний уровень составил 16,7%, недостаточный уровень - 33,3% и низкий уровень - 50%. На контрольном этапе были отмечены те же качественные характеристики, которые наблюдались при выполнении заданий на констатирующем этапе, необходимо отметить лишь более высокий уровень выполнения заданий. Контрольный этап показал положительную динамику результатов. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, можно сказать, что средний уровень увеличился на 8,3%, недостаточный уровень увеличился на 8,3%, низкий уровень уменьшился на 16,7%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале сказок эффективна.
Цель исследования достигнута, задачи решена, гипотеза доказана.



1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [Текст]. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Анисимова // Логопед. - 2009. - № 7. - С. 72¬78.
3. Арсеньева, М.В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: дисс... кан. пед. наук [Текст]. - Спб., 2014. - 322 с.
4. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.
5. Барабанова, Л.Б., Жулина, Е.В. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С.16-19.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/5/0174/5_0174-46.shtml
7. Быстрова, Г.А., Сизова, Э.А., Шуйская, Т.А. Логосказки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/logoskazki-bystrova-sizova- shujskaya
8. Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/460723/
9. Власенко, И.Т. Составление повествовательного рассказа [Электронный ресурс] / И.Т. Власенко. - Режим доступа: http:/ /www. plam.ru/healt/
10. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи [Текст]. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158
1 1 .Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гаркуша, Ю.Ф. Коржевина, В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст]// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. - С. 84-100.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://interactive-
project.ru/content/files/grabenko_t_m_zinkevichevstigneeva_t_d_chudesa_na_pes
ke_pesochnaia_igroterapiia.pdf
15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией (Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/
16. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. Е.Е. Зубаревой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ua.coolreferat.com
17. Долгова, Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F festival.1 septemberm%2Farticles%2F592862%2Fpril.doc&name=pril.doc&lang= ru&c=570400d789f3
18. Ерастов, Н.П. Культура связной речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/
IdNotice: 161292/Source:default
19. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
20. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]. - М., 2000. - 200 с.
21.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст]. - СПб., 2002. - 231 с.
22.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Тихонова, Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии [Текст]. - СПб.: Речь, 2003. - 208
23 . Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М.: 2002. - 86 с.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание. [Текст] А.Р. Лурия. - М: изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
26. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
27. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/1605_
Razvitie%20monologicheskoy%20rechi.pdf
28. Никифоров, А. И. Сказка, ее бытование и носители // Капица О. И. Русская народная сказка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russianitaly. wordpress.com/2010
29.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп. [Текст]. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
30.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. учебное пособие [Текст]. - М.: сфера, 2002. - 510 с.
31.Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
32. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. - М.: Тетра Системс, 2001. - 544 с.
33. Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст]. - М., 2000. - 416 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
35. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст]. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с
36. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
37. Ткаченко, Т. А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст]. - М.:
Ювента, 2008. - 24 с.
38. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]. - М., 2001. - 96 с.
39. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu
/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:63465/Source:default
40. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
41. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
43.Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст]. - СПб.: Речь, 2002. - 168 с.
44. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст]. - М., 2009. - 165 с.
45. Шмидт, Е.В. Особенности детей с ОНР при составлении повествовательных рассказов [Электронный ресурс] / Е.В. Шмидт. - Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11974
46. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ