Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений

Работа №73795

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
1.1. Понятие связная речь, её виды. Онтогенез связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.2. Особенности нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 17
1.3. Пересказ как средство формирования связной речи у детей 21
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу
2.1. Цель, задачи и методика опытно-экспериментальной работы 32
2.2. Анализ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня (констатирующий этап) 36
2.3. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу (формирующий этап) 47
2.4. Анализ результатов по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу (контрольный этап) 59
Выводы по 2 главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложения


Возможность общаться - это необыкновенное явление. Оно служит важным условием развития ребенка, а также его личности. Речь представляет собой средство общения. Формирование связной речи у детей с нормой речевого и психического развития первоначально достаточно трудный, закономерный процесс, который состоит из последовательных этапов, но он усугубляется, если присутствуют те или иные нарушения речи [18].
«Общее недоразвитие речи - этой общий диагноз, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы - как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи» [13, с.76]. В речи таких детей существует множество трудностей, например, бедный словарный запас, неспособность составить рассказ по картине, пересказать прочитанное и т.д., но они довольно свободно пользуются простой фразовой речью. Дети данной категории тяжело осваивают навыки связной речи, что резко сводит к минимуму речевые контакты ребенка не только со взрослыми, но и с ровесниками. А ведь речь является неотъемлемой частью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка, а также его дальнейшей социализации.
Поэтому в современном дошкольном образовании связная речь понимается как одна из основ воспитания и обучения детей, именно в связной речи осуществляется главная её функция - коммуникативная, иными словами коммуникация с внешним миром происходит как раз таки при использовании связной речи; особенно точно выражается взаимозависимость речевого и умственного развития, осуществляется активное формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи; обнаруживаются результаты дошкольника в овладении родным языком.
Вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи освещаются в трудах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др. Что касается современных взглядов на проблему развития связной речи детей дошкольного возраста, то можно отметить исследования О.В. Ефимовой и Л.Г. Шадриной, С.А. Овсянниковой [4, с.271]. Они акцентирую внимание на том, что коррекционные логопедические занятия по развитию связной речи с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи, принимают важную роль и являются основной итоговой целью всего образовательного процесса.
Дети, имеющие ОНР, при пересказе и рассказе произведений испытывают затруднения при построении фразы, используют вместо этого перефразировки и жесты, что отражается при выражении ключевого содержания текста, путают события, имеют трудности при выражении главной мысли, фразы остаются незаконченными. По большей части, речь таких детей аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; хаотична, бедна выразительностью оформления. Это происходит из-за того, что у детей с нарушениями речи не сформированы умения, например, внимательно прослушивать текст, улавливать главный смысл, запоминать правильный порядок повествования и речевые обороты произведения, сознательно и связно пересказывать текст. Коррекция выделенных недостатков связной речи возможна при целенаправленном обучении этим умениям и навыкам, но без знания особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня это будет труднодоступно.
Одним из эффективных средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста может служить пересказ литературных произведений. Дошкольники при пересказе придерживаются образца литературной речи и следуют ему. В художественные произведения входят красочные, живописные описания, тем самым они возбуждают любопытство и интерес у детей дошкольного возраста, также развивают навыки описания предметов и явлений, формируют все стороны речи, усиливают внимание к языку.
Таким образом, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу является актуальной.
Цель: изучить педагогические условия формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Объект - связная речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет - процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить педагогические условия и оценить эффективность формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений.
В основу исследования положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет результативным, если соблюдать определенные педагогические условия:
- осуществление работы будет в соответствии с составленной программой коррекционно-развивающей работы, в содержании которой отражаются цели, задачи, технология работы по обучению пересказу литературных произведений;
- отбор содержания работы будет осуществляться с учётом уровня развития связной речи и структуры речевого дефекта старших дошкольников, в соответствии с этапами работы по обучению пересказа произведений, с ФГОС ДО, современными пособиями и методическими разработками;
- будет учитываться целесообразность применения дидактического материала при пересказе литературных произведений задачам развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
- в основу будет положена взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, которая будет осуществляться через наглядные средства обучения, применение методов и приемов, способствующих развитию познавательных процессов.
Методы:
Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); методика В.П. Глухова, педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение, конкретизация полученных данных исследования, количественный и качественный анализ.
База исследования: Муниципальная бюджетная дошкольная
образовательная организация - детский сад № 91 города Орла.
Апробация результатов в исследовании осуществлялось посредством публикации статей: Милютикова, Л.В. Пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л.В. Милютикова // Специальное (дефектологическое) образование. Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (5-6 апреля, 2019) / под. общ. ред. А.И. Ахулковой. - Орел, ООО «Горизонт», 2019. - С. 147-149.
Милютикова, Л.В. Экспериментальное изучение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу / Л.В. Милютикова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (9-10 апреля 2020 г., г. Орёл) / под. ред. канд. пед. наук, доц. А.И. Ахулковой. - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. - С. 262-264 (Сертификат).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе обучения пересказу и в настоящее время является современной и актуальной. Дефекты речевой функции, в первую очередь, обуславливают нарушенное или задержанное развитие высших психических функций, опосредствованных речью: вербальной памяти, смыслового
запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Помимо этого, различные нарушения речи препятствует детям в полной мере общаться со старшими и ровесниками, тем самым это отражается на личности дошкольника.
Неблагоприятное воздействие на развитие психической сферы дошкольника и образования его личностных качеств оказывает патологическая по каким-либо факторам речевая функция.
Выявление особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня очень важны для оценки речевой способности ребенка, так как значимость связной речи для детей дошкольного возраста с нарушениями речи обусловлено их социальной адаптацией.
Исходя из результатов констатирующего этапа, изучая литературу известных педагогов, медико-педагогическую документацию по данной проблеме, показали, что: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня самостоятельная связная контекстная речь является несовершенной; детям сложно логично и последовательно передавать свои мысли; у дошкольников возникают серьезные затруднения при конструировании связного высказывания, при соединении разных компонентов в единое целое, при выборе подходящих слов, которые соотносятся с какой-либо целью высказывания.
«Высокий» уровень развития связной речи не показал ни один ребенок; 30% детей имеют «средний» уровень развития связной речи; 57% дошкольников показали «недостаточный» уровень речевого развития, а 13% старших дошкольников имеют «низкий» уровень речевого развития.
По данным результатам обследования на констатирующем этапе была составлена программа коррекционно-развивающей работы с коррекционно-развивающими занятиями, направленная на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе обучения пересказу литературных произведений. Апробация данной коррекционно-развивающей работы была проведена с экспериментальной группой. Для подтверждения успешной результативности предложенной нами программы коррекционно¬развивающей работы мы применили повторную диагностику для выявления уровня развития связной речи детей. Для выявления уровня развития связной речи использовалась методика В.П. Глухова, то есть та же, что и на констатирующем этапе.
Повторная диагностика контрольной группы показала, что
«недостаточный» уровень развития связной речи теперь имеют всего лишь 7% детей; «средний» уровень показали 23% старших дошкольников, а «высокий» уровень развития связной речи имеют 70% детей старшего дошкольного возраста.
На основе полученных данных после проведения повторного обследования, наша гипотеза о необходимости отбора содержания работы в соответствии с речевыми умениями и навыками старших дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, с современными пособиями и методическими разработками, о рациональном применении дидактического материала при обучении пересказу литературных произведений, которое соответствует задачам развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, а также осуществляемая взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития детей, подтвердилась.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М..: Издательский центр «Академия», 2010. - 400с.
2. Артемьева, О.И. Педагогические условия развития речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf7ped/archive/273/13252/ - Дата доступа: 01.11.2019.
3. Арсеньева, М.В. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведений детской художественной литературы / М.В. Арсеньева, Л.Б. Баряева // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 1(142). - С. 100-103.
4. Бадалян, Н.Р. Особенности развития монологической речи современных
старших дошкольников: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/203/49718/ - Дата доступа: 01.11.2019.
5. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27977/
- Дата доступа: 19.12.2019.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 255с.
7. Бондаренко, Н.А. Сказка как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА в условиях внедрения ФГОС ДО / Н.А. Бондаренко // Логопедия. - 2016. - № 2 (12). - С. 28.
8. Борозинец, Н.М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колькольникова. - Ставрополь: Северо - Кавказский федеральный университет, 2016. - 203с.
9. Волкова, Г.А. Энциклопедический словарь логопеда / Г.А. Волкова - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 256 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Издательство: Детство - Пресс, 2007. - 472с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П.Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168с.
12. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - Москва, 2017
- 310с.
13. Дьякова, М.А. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.А. Дьякова // Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования, 2019.
- С. 76.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Теория и практика / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017. - 608с.
15. Карпов, Н.Л. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. Памяти Н.И. Жинкина и Ю.Б. Некрасовой: Материалы Круглого стола ПИ РАО / Ред. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая, комп. ред. Е.С. Семенюкова. - М.: ПИ РАО,
2014. - 148 с. с фотографиями.
16. Краузе, Е.Н. Логопедия / Е.Н. Краузе. - Издательство: Корона - Принт, 2017. - 208с.
17. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова.
- М.: Владос, 2016. - 120c.
18. Ланцетова, Е.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники / Е.В. Ланцетова // Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования, 2019. - С. 132-133.
19. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 2014. - 364с.
20. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 - 9. - С. 1988-1992.
21. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев, Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 535 с.
22. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. - Росмэн, 2014. - 192с.
23. Нищева, Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. - Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 240с.
24. Нищева, Н.В. Планирование коррекционно-развивающей в группе с компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда / Н.В. Нищева. - СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 192с.
25. Овсянникова, С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста / С.А. Овсянникова // Специальное образование. -
2015. - №1. - С. 225-228.
26. Панченко - Миль, Инна Трудные дети - трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание / Инна Панченко - Миль. - М.: Свет, 2015. - 208c.
27. Петерсон, Л.Г. Комплексная образовательная программа дошкольного
образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019. - 352с.
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд-во: Феникс, 2010 - 448с.
29. Пяшкур, Ю.С. Вебер, А.А. Логопедическая технология по формированию
связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/86014.htm. - Дата доступа: 14.12.2019.
30. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И.М. Румянцева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2008. - 319с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Под ред. Е. Егеревой. - СПб: Издательство «Питер», 2015. - 713с.
32. Сергеева, О.А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О.А. Сергеева, Г.К. Сергеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 88.
33. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - М.: КАРО, 2016 - 232с.
34. Сытина, О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/185/47396/ - Дата доступа: 14.12.2019.
35. Татаринцева, Е.А., Ульянова, Е.С. Метод наглядного моделирования на
занятиях по развитию речи в старших группах детского сада: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/294/66563/ - Дата
доступа: 01.02.2020.
36. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев - М.: Просвещение, 2006. - 414с.
37. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 161с.
38. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm. - Дата доступа: 02.11.2019.
39. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Ушакова. - 4- е изд., испр. - М.: 2015. - 176с.
40. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - М.: Эксмо, 2017. - 320с.
41. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Под ред. Л.В. Щербы. - СПБ., 2007. - 259с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ