Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №67651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 7
1.2.Особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи 13
1.3. Методические аспекты формирования связной речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.4. Использование сказок в развитии связной речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК
2.1 Изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации организации работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном мире. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь - это композиционно и грамматически оформленное, законченное, развернутое, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребенка в школе. Учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы только обладая хорошо развитой связной речью.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и смысловой сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и др. Эти авторы подчеркивают необходимость развития связной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка активнее других средств развивает речь и мышление детей, вследствие чего её следует широко использовать в учебно-воспитательном процессе, исходя из особенностей дошкольников.
Сказка помогает решать проблемы социализации дошкольника, способствуют развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Так, обучение пересказу литературных произведений в целях формирования умения строить связное высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень эмоционального, умственного, эстетического развития младшего школьника. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации и выразительности. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать методические рекомендации организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Объектом исследования является процесс развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются методические рекомендации по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по развитию связной речи на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Использование сказок как средства и способа стимулирования интереса к развитию связной речи.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему совершенствования коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать уровень развития связной речи у дошкольников с ОНР.
3. Определить направления, содержания и этапы коррекционно - педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием сказок.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.);
- психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.);
- системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина и др.);
- исследования в области особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.);
- исследования в области теории и методики формирования и развития связной речи у детей с речевыми нарушениями (В.К. Воробьева, В.П. Глухов и др.).
Исходя из целей и задач исследования, нами использовались следующие методы: теоретические (анализ научной литературы);
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап);
количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №6» поселка Пролетарский Ракитянского района Белгородской области
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важность развития умений и навыков связной речи обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает значительные трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и при спонтанном развитии не достигает того уровня, который достигается с помощью специального обучения. Большое количество работ в области формирования связной речи указывает на важность знания особенностей развития умений и навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Работа со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад.
Сейчас этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.
Достоинство этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это психологическая защищенность, образность языка, его метафоричность. Во время работы над сказкой идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, дети обогащают свой словарь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, а, значит, влияют на развитие связной речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Следовательно, сказка - эффективное психотерапевтическое, развивающее, коррекционное средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Настоящая работа направлена на разработку методических рекомендаций организации коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием народных сказок. Можно сделать следующие выводы:
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированного словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому коррекционная работа по формированию и развитию лексических и грамматических языковых навыков важный этап в решении задач формирования связной речи ребенка.
Детей с ОНР отличает: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя. В целом для детей с ОНР типичны дефекты произношения и фонемообразования; специфические нарушения слоговой структуры слов, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, позднее появление экспрессивной речи.
В ходе констатирующего эксперимента нами были получены результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста и творческом рассказывании дошкольников с ОНР.
Большинство детей старшего дошкольного возраста испытывало трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
В работе необходимо опираться на общие принципы обучения - построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, отведение важной роли речевому образцу педагога, применение игровых приемов, широкое использование средств наглядности, выбор методов и приемов с учетом задач обучения.
В процессе коррекционной работы необходимо соблюдать специальные образовательные условия:
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений; воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям и учет личностных и характерологических их особенностей.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2000. - 400с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»/ А.М. Бородич.-М.: Просвещение.1981-255 с.
4. Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель :Транзиткнига, 2006. - 158 с.
5. Выготский, Л.С. Избранные сочинения [Текст]: в 6-ти т.-т.3. Проблема развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагог, 2000. - 368 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
7. Гуськова, А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок [Текст]/А. А. Гуськова. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.
8. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская.- М., 2001.- 190 с.
9. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст]: Специальная школа/Р.Е. Левина - М., 1967.- 315с.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 414 с.
11. Леушина, А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей [Текст] / А.М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 2002. - 187 с.
12. Логопедия. [Текст]: учебник для студ. дефектол.фак.пед.высш.учеб заведений/ Л.С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 703 с.
13. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Р. Львов. - Москва: Академия , 2002. - 245 с.
14. Нечаева, О.А. Функционально - смысловые типы речи [Текст] / О.А. Нечаева. - Улан - Удэ.: Бурятское кн. изд-во, 1974. - 94с.
15. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст]: Методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-176 с.
16. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно- методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 705 с.
18. Сазонова, Е.О. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.О. Сазонова. - М., 2002. - 190 с.
19. Смага, А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни [Текст]: дис. канд.пед.наук. -М., 1992. - 165с.
20. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классик стиль, 2003. - 400 с.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи: Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин, Н.Н. Подьяков. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
22. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Ф.А. Сохин. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
23. Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучева. - М.: Наука, 1973.- 424 с.
24. Ткаченко, Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками [Текст] / Т. А. Ткаченко// Практическая психология и логопедия. - 2003. - №3-4. - С.74-81.
25. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 24 с.
26. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений./О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288с.
27. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К.Д. Ушинский // Родное слово. - Избр. пед. соч.: в 2 т. - М.,1974. - 214 с.
28. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. Пособие/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.- 4-е изд. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.- 224с
29. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / Ред. М.Ф. Шабаева; Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко; и др. - М.: Просвещение, 1980. - С. 303-307.
30. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т II. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 540 с.
31. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б.Эльконин. - М.,1958. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ