Анализ утечки капитала, как экономического феномена
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «БЕГСТВО КАПИТАЛА» 6
1.1 Понятие и сущность «бегства капитала» 6
1.2 Формы и основные каналы «бегства капитала» 10
1.3 Международное движение капиталов 16
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС «БЕГСТВА КАПИТАЛА» И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 28
2.1 «Бегство капитала» из России на современном этапе 28
2.2 Направления и причины «бегства капитала» из РФ 38
2.3 Последствия «бегства капитала» 43
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ «БЕГСТВА КАПИТАЛА» В РОССИИ 50
3.1 Валютное регулирование и валютный контроль как инструмент
борьбы с «бегством капитала» 50
3.2 «Деофшоризация» и формирование инвестиционного климата в
России как способ борьбы с «бегством капитала» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «БЕГСТВО КАПИТАЛА» 6
1.1 Понятие и сущность «бегства капитала» 6
1.2 Формы и основные каналы «бегства капитала» 10
1.3 Международное движение капиталов 16
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС «БЕГСТВА КАПИТАЛА» И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 28
2.1 «Бегство капитала» из России на современном этапе 28
2.2 Направления и причины «бегства капитала» из РФ 38
2.3 Последствия «бегства капитала» 43
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ «БЕГСТВА КАПИТАЛА» В РОССИИ 50
3.1 Валютное регулирование и валютный контроль как инструмент
борьбы с «бегством капитала» 50
3.2 «Деофшоризация» и формирование инвестиционного климата в
России как способ борьбы с «бегством капитала» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема «бегства» капитала из России, на мой взгляд, - это составная часть вопроса о том, что ждет нас в перспективе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что массовый отток предпринимательских капиталов за рубеж - феномен, наблюдаемый в отдельных странах и регионах мира. В начале 80-х годов, когда ряд латиноамериканских стран (Мексика, Аргентина, Бразилия и др.) попал в результате отлива капиталов в полосу глубоких долговых кризисов, данный феномен стал восприниматься как серьезная практическая проблема глобальной значимости. Ее обсуждение в экономической литературе проходило под тематической рубрикой "бегство капиталов" - понятие, которое до сих пор содержательно не слишком отличается от близких по смыслу терминов (вывоз, экспорт, отток, утечка капиталов и др.).
В 90-е годы проблема бегства капиталов стала предметом особого внимания со стороны МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых организаций. Это объясняется тем, что при нынешней, резко возросшей степени мобильности капиталов и высокой интегрированности финансовых рынков любое локальное событие может спровоцировать массовый отток из той или иной страны финансовых ресурсов и как следствие - молниеносную дестабилизацию ее экономического положения (как было в Мексике в 1982 г.). В свою очередь, национальный финансовый кризис способен в сжатые сроки вызвать цепную реакцию неплатежей в системе международных расчетов, то есть привести к материализации системного финансового риска.
Появление на мировой арене группы постсоветских стран с переходной экономикой, активно заимствующих средства на международных финансовых рынках, придало проблемам оттока капиталов новые черты. Перед исследователями встали вопросы, во-первых, выявления форм и масштабов
4 оттока капиталов из этих стран и, во-вторых, идентификации его природы и возможных негативных последствий.
Также следует отметить, что вывоз капитала, не компенсируемый его равнозначным притоком из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций, что сдерживает процесс расширенного воспроизводства. Пристальное рассмотрение этого вопроса позволит выявить причины бегства капиталов, оценить его масштабы и попытаться разработать меры противодействия этому явлению.
Перспективы выхода России из экономического кризиса многие экономисты напрямую связывают с приостановкой бегства национального капитала за рубеж, репатриацией уже вывезенных денег. Можно предвидеть, что бегство капитала за рубеж, не будет вечным, и наступит время, когда национальный капитал будет направляться туда, где он может быть наиболее экономически эффективно использован. Первыми на это смогут рассчитывать те страны и компании, которые обеспечат условия для эффективного приложения капитала.
Целью данной работы является анализ утечки капитала, как экономического феномена. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретического аспекта явления «бегства капитала»
2. Выявление и условий, при которых зарождается «бегство капитала», механизмов реализации, каналов и путей, форм приложения сбежавших капиталов, возможностей, способов и стимулов репатриации и,
3. Исследование современного состояния современной экономики России
4. Разработка мер по предотвращению дальнейшего «бегства».
Разработкой проблемы «бегства капитала занимались такие ученые экономисты как Абалкин Л.И., Милякина Е.В., Алиев В.М., Гуров М.Г., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
Теоретической основой курсовой работы послужили нормативно - правовые акты РФ и труды классиков финансовой науки. При разработке данной работы были использованы различные информационные источники: учебники, научная литература, так же были задействованы материалы из сети Интернет.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие движения и в частности «бегство капитала». Во второй главе раскрываются особенности процесса и последствия «бегства капитала» в современной России. Третья глава посвящена перспективам решения проблемы «бегства капитала» в современных условиях.
В 90-е годы проблема бегства капиталов стала предметом особого внимания со стороны МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых организаций. Это объясняется тем, что при нынешней, резко возросшей степени мобильности капиталов и высокой интегрированности финансовых рынков любое локальное событие может спровоцировать массовый отток из той или иной страны финансовых ресурсов и как следствие - молниеносную дестабилизацию ее экономического положения (как было в Мексике в 1982 г.). В свою очередь, национальный финансовый кризис способен в сжатые сроки вызвать цепную реакцию неплатежей в системе международных расчетов, то есть привести к материализации системного финансового риска.
Появление на мировой арене группы постсоветских стран с переходной экономикой, активно заимствующих средства на международных финансовых рынках, придало проблемам оттока капиталов новые черты. Перед исследователями встали вопросы, во-первых, выявления форм и масштабов
4 оттока капиталов из этих стран и, во-вторых, идентификации его природы и возможных негативных последствий.
Также следует отметить, что вывоз капитала, не компенсируемый его равнозначным притоком из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций, что сдерживает процесс расширенного воспроизводства. Пристальное рассмотрение этого вопроса позволит выявить причины бегства капиталов, оценить его масштабы и попытаться разработать меры противодействия этому явлению.
Перспективы выхода России из экономического кризиса многие экономисты напрямую связывают с приостановкой бегства национального капитала за рубеж, репатриацией уже вывезенных денег. Можно предвидеть, что бегство капитала за рубеж, не будет вечным, и наступит время, когда национальный капитал будет направляться туда, где он может быть наиболее экономически эффективно использован. Первыми на это смогут рассчитывать те страны и компании, которые обеспечат условия для эффективного приложения капитала.
Целью данной работы является анализ утечки капитала, как экономического феномена. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретического аспекта явления «бегства капитала»
2. Выявление и условий, при которых зарождается «бегство капитала», механизмов реализации, каналов и путей, форм приложения сбежавших капиталов, возможностей, способов и стимулов репатриации и,
3. Исследование современного состояния современной экономики России
4. Разработка мер по предотвращению дальнейшего «бегства».
Разработкой проблемы «бегства капитала занимались такие ученые экономисты как Абалкин Л.И., Милякина Е.В., Алиев В.М., Гуров М.Г., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
Теоретической основой курсовой работы послужили нормативно - правовые акты РФ и труды классиков финансовой науки. При разработке данной работы были использованы различные информационные источники: учебники, научная литература, так же были задействованы материалы из сети Интернет.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие движения и в частности «бегство капитала». Во второй главе раскрываются особенности процесса и последствия «бегства капитала» в современной России. Третья глава посвящена перспективам решения проблемы «бегства капитала» в современных условиях.
В результате написания данной дипломной работы поставленная цель была достигнута, а задачи решены. По данной работе можно сделать следующие выводы.
В современной России сформировалась достаточно неэффективная система государственного управления на федеральном и региональном уровнях. В стране до сих пор существует значительный сегмент теневой экономики и запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах. По оценкам экспертов Банка России, общий объем теневой экономики России в 2015 г. оценивался примерно в 43-46% ВВП. В стране не создан надежный законодательный и административный механизм, обеспечивающий защиту прав инвесторов, отсутствует эффективный государственный контроль за движением капитала. Существующая денежно-кредитная политика Банка России не обеспечивает финансовую стабильность и не направлена на стимулирование экономического роста. В результате на протяжении длительного времени в стране сохраняется галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания, системные риски спорадической, непредсказуемой, резкой девальвации национальной валюты. Для современной российской экономики стала привычной высокая волатильность валютного, финансового и фондового рынков.
В основу нового подхода к регулированию трансграничных валютных операций движения капитала должны быть заложены принципы выявления и оценки их на входе в страну и мониторинга и контроля на выходе из страны.
При формировании современного подхода к валютному регулированию операций движения капитала следует определить для инвестора максимальную способность вывода вложенных в экономику средств как на входе в страну (для нерезидентов), так и на выходе (для российских компаний, вкладывающих капитал в иностранную экономику).
Развитие рыночной экономики в России и международного экономического сотрудничества обусловило необходимость совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля.
С отменой всех ограничений на проведение валютных операций между резидентами и нерезидентами нормы валютного законодательства Российской Федерации были приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала. Это обеспечило дальнейшую либерализацию российской экономики, направленную на улучшение инвестиционного климата в стране.
Проведение политики либерализации движения капитала призвано обеспечить дополнительное стимулирование внутреннего экономического роста за счёт привлечения извне финансовых ресурсов. Для того чтобы приток иностранного капитала способствовал экономическому развитию импортирующей страны, в ней должны быть созданы условия определяемые степенью открытости внутреннего финансового рынка для международных капиталов, должны быть разработаны механизмы, позволяющие ограничить опасность и последствия такой открытости для национальной экономики.
Положительные стороны либерализации состоят в эффективном распределении финансовых ресурсов, возможности сглаживания бизнес-циклов, ускорении темпов экономического роста за счёт привлечения иностранного капитала, развитии инноваций, связанных с притоком прямых инвестиций.
При разработке механизма валютного регулирования в финансовом секторе необходимы меры сдерживания негативного эффекта - в виде резервов компенсирования последствий оттока капитала.
Созданный Правительством России Резервный фонд выполняет функцию кредитования финансового сектора в случае нехватки ликвидности на финансовом рынке.
На сегодняшний день наиболее актуальными направлениями улучшения инвестиционного климата на федеральном уровне являются:
1) формирование оптимальной структуры и уровня налогов, стимулирующих модернизацию, диверсификацию экономики и обеспечивающих инвестиционную конкурентоспособность российской экономики, и при этом гарантирующих необходимый уровень бюджетных поступлений
2) нормализация тарифов для естественных монополий, создание системы, обеспечивающей их экономически оправданный уровень
3) значительное повышение доступности финансирования, развитие финансовой системы в соответствии с потребностями модернизации
4) совершенствование антимонопольного регулирования
5) стимулирование спроса на инновационную продукцию и продукцию модернизированных предприятий
6) обеспечение кадрами для модернизации экономики
7) обеспечение доступности земли.
Так же к эффективным мерам по регулированию бегства капитала, стали бы не только юридические, но так же и технологические. В частности, создание единой базы данных для Федеральной Налоговой Службы и Федеральной Таможенной Службы. Таким образом государство смогло бы иметь более эффективный контроль за деятельностью юридических лиц, в том числе, за внешнеэкономической деятельностью.
Для публичных компаний, на мой взгляд, важно укрепление политики «деофшоризации», которая началась сравнительно недавно.
Для возвращения капитала в Россию следует прежде всего создать необходимые правовые условия, а это весьма длительный процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранных, так и отечественных инвесторов. Важно отметить, что любое повышение прозрачности операций публичных копаний, повышает привлекательность их ценных бумаг, в том числе и для иностранных инвесторов. Все это может способствовать в дальнейшей перспективе не оттоку капитала, а его притоку в России, в том числе и иностранного.
В заключение можно отметить наличие у Российской Федерации достаточного потенциала для решения вопроса вывоза капитала из страны. Однако эта проблема может быть решена только путем принятия государственных мер, направленных на сохранение средств как юридических, так и физических лиц в России.
В современной России сформировалась достаточно неэффективная система государственного управления на федеральном и региональном уровнях. В стране до сих пор существует значительный сегмент теневой экономики и запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах. По оценкам экспертов Банка России, общий объем теневой экономики России в 2015 г. оценивался примерно в 43-46% ВВП. В стране не создан надежный законодательный и административный механизм, обеспечивающий защиту прав инвесторов, отсутствует эффективный государственный контроль за движением капитала. Существующая денежно-кредитная политика Банка России не обеспечивает финансовую стабильность и не направлена на стимулирование экономического роста. В результате на протяжении длительного времени в стране сохраняется галопирующая инфляция и высокие инфляционные ожидания, системные риски спорадической, непредсказуемой, резкой девальвации национальной валюты. Для современной российской экономики стала привычной высокая волатильность валютного, финансового и фондового рынков.
В основу нового подхода к регулированию трансграничных валютных операций движения капитала должны быть заложены принципы выявления и оценки их на входе в страну и мониторинга и контроля на выходе из страны.
При формировании современного подхода к валютному регулированию операций движения капитала следует определить для инвестора максимальную способность вывода вложенных в экономику средств как на входе в страну (для нерезидентов), так и на выходе (для российских компаний, вкладывающих капитал в иностранную экономику).
Развитие рыночной экономики в России и международного экономического сотрудничества обусловило необходимость совершенствования системы валютного регулирования и валютного контроля.
С отменой всех ограничений на проведение валютных операций между резидентами и нерезидентами нормы валютного законодательства Российской Федерации были приведены в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала. Это обеспечило дальнейшую либерализацию российской экономики, направленную на улучшение инвестиционного климата в стране.
Проведение политики либерализации движения капитала призвано обеспечить дополнительное стимулирование внутреннего экономического роста за счёт привлечения извне финансовых ресурсов. Для того чтобы приток иностранного капитала способствовал экономическому развитию импортирующей страны, в ней должны быть созданы условия определяемые степенью открытости внутреннего финансового рынка для международных капиталов, должны быть разработаны механизмы, позволяющие ограничить опасность и последствия такой открытости для национальной экономики.
Положительные стороны либерализации состоят в эффективном распределении финансовых ресурсов, возможности сглаживания бизнес-циклов, ускорении темпов экономического роста за счёт привлечения иностранного капитала, развитии инноваций, связанных с притоком прямых инвестиций.
При разработке механизма валютного регулирования в финансовом секторе необходимы меры сдерживания негативного эффекта - в виде резервов компенсирования последствий оттока капитала.
Созданный Правительством России Резервный фонд выполняет функцию кредитования финансового сектора в случае нехватки ликвидности на финансовом рынке.
На сегодняшний день наиболее актуальными направлениями улучшения инвестиционного климата на федеральном уровне являются:
1) формирование оптимальной структуры и уровня налогов, стимулирующих модернизацию, диверсификацию экономики и обеспечивающих инвестиционную конкурентоспособность российской экономики, и при этом гарантирующих необходимый уровень бюджетных поступлений
2) нормализация тарифов для естественных монополий, создание системы, обеспечивающей их экономически оправданный уровень
3) значительное повышение доступности финансирования, развитие финансовой системы в соответствии с потребностями модернизации
4) совершенствование антимонопольного регулирования
5) стимулирование спроса на инновационную продукцию и продукцию модернизированных предприятий
6) обеспечение кадрами для модернизации экономики
7) обеспечение доступности земли.
Так же к эффективным мерам по регулированию бегства капитала, стали бы не только юридические, но так же и технологические. В частности, создание единой базы данных для Федеральной Налоговой Службы и Федеральной Таможенной Службы. Таким образом государство смогло бы иметь более эффективный контроль за деятельностью юридических лиц, в том числе, за внешнеэкономической деятельностью.
Для публичных компаний, на мой взгляд, важно укрепление политики «деофшоризации», которая началась сравнительно недавно.
Для возвращения капитала в Россию следует прежде всего создать необходимые правовые условия, а это весьма длительный процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранных, так и отечественных инвесторов. Важно отметить, что любое повышение прозрачности операций публичных копаний, повышает привлекательность их ценных бумаг, в том числе и для иностранных инвесторов. Все это может способствовать в дальнейшей перспективе не оттоку капитала, а его притоку в России, в том числе и иностранного.
В заключение можно отметить наличие у Российской Федерации достаточного потенциала для решения вопроса вывоза капитала из страны. Однако эта проблема может быть решена только путем принятия государственных мер, направленных на сохранение средств как юридических, так и физических лиц в России.
Подобные работы
- Государственная политика по совершенствованию рыночных механизмов регулирования интеллектуальной миграции как основа возрождения интеллектуального потенциала России
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АНАЛИЗ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ СТРАН АТР
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОФФШОРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОФФШОРНЫХ ЗОН В ЕВРОПЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ (08.00.14)
Диссертации (РГБ), мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



