Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №78779

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость6550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУКЛЫ…..5
1.1. Содержание понятийного поля «кукла», «национальная кукла», «культура», «национальная культура», «мировая культура»………………….5
1.2. Теория и практика проблемы национального воспитания старших дошкольников……………………………………………………………………..8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14
1.4. Педагогические условия использования национальной куклы как средство приобщения старших дошкольников к мировой культуре………...16
Выводы по первой главе………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ……………………………………………………………………...22
2.1. Характеристика педагогических условий использования национальной куклы как средства приобщения старших дошкольников к мировой культуре…………………………………………………………………………..22
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по использованию национальной куклы как средства приобщения старших дошкольников к мировой культуре…………………………………………….26
2.3. Результаты проведенной работы…………………………………………..41
Выводы по второй главе………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Приобщение к национальной культуре с дошкольного возраста на современном этапе становится особенно актуальным педагогическим вопросом, так как в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа и народов, населяющих нашу страну. Сегодня продолжается подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродного русскому народу мышления и образа жизни, поведения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста и составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Объект исследования – приобщение старших дошкольников к мировой культуре посредством национальной куклы.
Предмет исследования – дети дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – приобщение старших дошкольников к мировой культуре будет успешным, если использовать в педагогической практике национальную куклу.
Цель исследования – рассмотреть особенности приобщения старших дошкольников к мировой культуре посредством национальной куклы.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать содержание понятийного поля «кукла», «национальная кукла», «культура», «национальная культура», «мировая культура»;
2) рассмотреть теорию и практику проблемы национального воспитания старших дошкольников;
3) дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
4) рассмотреть педагогические условия как средство приобщения старших дошкольников к мировой культуре;
5) провести опытно-экспериментальное исследование места и роли национальной куклы в приобщение старших дошкольников к мировой культуре.
При написании работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа.
Теоретическое значение работы заключается в изложенных в работе выводах и предложениях, которые могут быть использованы в последующей научно-исследовательской работе по дальнейшему изучению темы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов по реальному решению проблем приобщения старших дошкольников к мировой культуре посредством национальной куклы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Технологичный век, с непрерывной быстротечной трансформацией окружающей нас действительности, привносит в нашу жизнь плюсы и минусы, которые незамедлительно сказываются на детях. Из наблюдений педагогов-практиков можно представить портрет современного ребенка. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. Как вывод: нетрудно понять, что дети похожи на время, в которое они живут.
По результатам многочисленных соцопросов, в иерархии ценностей молодых людей, которые станут будущими родителями, «последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные» . Свои взгляды на мир они передадут детям. Подобная тенденция приведет нас в безнравственное общество, где будет господствовать сила. Но долго такое общество существовать не может. Уже сейчас мы видим доказательства того, как человечество катится в пропасть, потому что теряет свои корни.
В связи с этим, проблема сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме на сегодняшний день стоит очень актуально. Утратив свои ценности: традиции, обычаи, народ перестает быть самобытным и может просто исчезнуть. Этнокультурные ценности сохраняются путем передачи из поколения в поколение, поэтому очень важно формировать личность, несущую в себе сокровенное знание своего народа, с самого раннего детства. Не менее важно воспитать творческую личность, чтобы во взрослом состоянии человек мог не только сохранить этнокультурные ценности в современном социуме, но и обогатить их и приумножить.
Автором было организована и проведена опытно-экспериментальная работа по использованию национальной куклы как средства приобщения старших дошкольников к мировой культуре.
Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - констатирующий. Цель: изучить уровни приобщения к мировой культуре старших дошкольников до формирующего этапа эксперимента.
Второй этап - формирующий. Цель: создать педагогические условия, способствующие приобщению детей к мировой культуре посредством национальных кукол.
Третий этап - контрольный. Цель: выявить динамику уровней приобщения к мировой культуре у старших дошкольников после формирующего этапа эксперимента.
В педагогическом эксперименте приняли участие всего 20 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа - 10, контрольная группа - 10.
На основании представленных результатов констатирующего этапа эксперимента автором были сделаны следующие выводы:
- в целом среди испытуемых был выявлен средний уровень этнокультурного воспитания;
- уровень эмоционально-ценностного критерия приобщения к мировой культуре значительно выше, чем информационно-познавательный и опытно-деятельностный критерии;
- для более эффективного повышения всех уровней приобщения к мировой культуре требуется введение дополнительной системы занятий с использованием национальных кукол.
Исходя из результатов констатирующего этапа, мы видим необходимость проведения формирующей работы по приобщению к мировой культуре детей старшего дошкольного возраста посредством национальных кукол.
Целью формирующего этапа эксперимента было апробировать и обосновать педагогические условия, способствующие приобщению детей к мировой культуре.
Сравнивая результаты констатирующего этапа эксперимента с контрольным этапом, автор отмечает, что В экспериментальной группе отмечается устойчивый интерес к культуре и истории разных народов; уважение этнокультуре своего народа и этнокультурное своеобразие других народов; дети приобрели новые этнокультурные знания; проявляют инициативу в применении этнокультурных знаний в различных аспектах жизнедеятельности; умеют самостоятельно устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, оказывают помощь и поддержку; выражают адекватно, толерантно, в социально-приемлемой форме эмоции; демонстрируют и осознают свою этническую принадлежность.
Следовательно, дополнительная система занятий с использованием национальных кукол по повышению уровня этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста эффективна.




1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // URL 51 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/#ixzz5ZqizUNze (Дата обращения: 10.04.19).
2. Брагинская Л.П. Информационный подход к реконструкции традиционной куклы /Л.П. Брагинская // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/345/Action345-119410.pdf (дата обращения 24.03.2019).
3. Власова Ю.Ю., Казаков И.С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 2–5.
4. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: учебник /В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016.- 160 c.
5. Волкова Т.Н., Казаков И.С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
6. Герасименко Ю.Е., Казаков И.С. Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 6–8.
7. Колесникова И.С. Психологические особенности дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/archive/234/42998/ (дата обращения: 30.04.2019).
8. Крюк В.Г., Казаков И.С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 15–16.
9. Сборник методических материалов по краеведению «Большая любовь к малой родине» [Электронный ресурс] / Самара. – URL http://www.lihachev.ru/news/1753/8951/ (Дата обращения: 10.04.19).
10. Сечко С.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Амурский научный вестник. 2017. № 1. С. 173-177.
11. Бахмутский, А.Е. Педагогика: учебник / [А. Е. Бахмутский и др.]. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2017. – 304 с.
12. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 381 c.
13. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 c.
14. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.
15. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. — СПб.: Планета Музыки, 2016. — 160 c.
16. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
17. Латышина Д.И. Этнопедагогика: учебник для СПО / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 394 с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ