Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности

Работа №98469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и сущность нравственных представлений в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3. Значение и роль художественной деятельности в
формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Организация опытной работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности 32
2.2. Ход и результаты опытной работы по формированию нравственных представлений 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, которая способна ориентироваться на нравственно значимые нравственные ценности и нормы поведения (патриотизм, гуманность, благочестие, гражданственность и др.). Приоритет нравственного воспитания определен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе.
В настоящее время материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей происходит искажение представлений о патриотизме и гражданственности, доброте и справедливости, великодушии и милосердии. В погоне за интеллектуальным развитием родители упускают из виду важность и необходимость работы над духовным воспитанием своего ребенка, нравственных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без нравственных качеств накопленные знания могут быть бесполезными. И как результат - эмоционально-волевая и духовная незрелость молодого поколения.
Именно поэтому на современном этапе развития образовательной системы нравственное воспитание выступает одной из главных задач в воспитании детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. На основании выдвинутых задач, которые предусмотрены этим документом, ребенок входит в мир практической и духовной деятельности человека, развивается его потребность в реализации нравственных представлений, совершенствуются умения ценить произведения искусства, проявлять интерес к достижениям национальной и мировой культуры, владеть различными способами ценностного освоения художественного опыта своего народа.
Итак, в создаваемых условиях актуальным становится формирование нравственных представлений у старшего дошкольника, которое и способствует выработке ценностного отношения к окружающей действительности, развитию способности воспринимать красоту во всем многообразии и создавать прекрасное в окружающем мире, эмоционально-образное постижение реальности.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, природы, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
Постановка проблемы исследования. Система нравственных представлений формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения воспитания нравственности. Классики педагогики (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), анализируя данную проблему, придавали важное значение старшему дошкольному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах Б.С. Волкова, В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина.
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Особую роль в формировании нравственных представлений дошкольников исследователи отводят художественной деятельности, образная природа и направленность на эмоциональное переживание отношений человека близки природе ребенка.
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить в опытной работе комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления» и описать особенности развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Определить значение и роль художественной деятельности в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности и оценить эффективность проведенной педагогической работы.
4. Провести опытную работу по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественной деятельности;
Теоретическая основа исследования. В своей работе мы опирались на работы отечественных и зарубежных учёных о развитии нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте, рассматриваемых как процесс и результат освоения нравственными ценностями и нормами, который представляет систему установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), отражающая в сострадании и переживании на сознательном уровне - в деятельности, общении, актах содействия помощи (Л.М. Аболин, Н.Е. Анкудинова, Р.С. Буре, В.Н. Давидович, В.Е. Гурин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Т.О. Пономаренко, Г.Д. Узбекова); исследования о сензитивности старшего дошкольного возраста для формирования нравственных представлений (Г.С. Абрамова, Б.С. Волков, О.В. Дыбина, В.А. Егупова, Т.Г. Казакова, Л.А. Першина, О.П. Солодилова); о роли художественной деятельности в формировании нравственных представлений (О.С. Богданова, А.С. Галанов, Г.Г. Григорьева, И.А. Каирова, Т.С. Комарова, С.Л. Куликова, И.Н. Тоболкина, Т. Б. Черепанова).
Методы исследования:
1. теоретические методы: анализ и обобщение нормативных
документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2. практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
База исследования: МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида», расположенный по адресу: г. Полевской, улица Коммунистическая, д.31.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование ценностных представлений о нравственности как системообразующего качества личности подрастающего поколения, а также развитие и воспитание у детей высших нравственных эмоций и чувств выступает одной из важнейших воспитательных задач, стоящих сегодня перед родителями и дошкольным образовательным учреждением.
Проблема формирования нравственных представлений нашла отражение в работах отечественных и зарубежных ученых и исследователей, в частности - это работы А. Бека и В. Штерна, К. Роджерса, Р. Мерфи, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, В.В. Абраменковой, Л.П. Стрелковой и других, в которых была выделена психологическая основа нравственности, особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Однако, несмотря на большой объем исследовательского материала, остается мало изученным вопрос педагогического сопровождения процесса формирования нравственных представлений. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска педагогически целесообразных способов, продуктивных средств, методов формирования нравственных представлений у старших дошкольников.
В данном исследовании, под нравственными представлениями понимаются важные смысловые образования в структуре личности, которые являются продуктом трансформации социально-общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основании которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с собой и миром.
Опытная работа проведена на базе МБДОУ ПГО «Детский сад №54 комбинированного вида», расположенный по адресу: г. Полевской, ул. Коммунистическая, д. 31. В опытной работе приняли участие старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет с согласия родителей. Общее количество участников составило 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Для оценки уровня сформированности нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте были отобраны показатели авторов В.Г Нечаевой и Т.А. Марковой, что позволило разработать критерии и отобрать соответствующие диагностические задания.
По результатам проведенного исследования было установлено, что у старших дошкольников в наибольшей степени развит показатель «Личностное отношение к описываемым событиям» (2 балла). В основном, дети показали, что они имеют сформированное личностное отношение к обсуждаемым событиям, у них эмоционально - экспрессивные проявления бедны, маловыразительны. У детей не проявляется желание высказать свое отношение, образные выражения по поводу отношений к поступкам героев высказываются с помощью взрослого.
Средние значения были получены по показателю «информированность детей о нравственном отношении, способах его проявления» (1,8 баллов) у старших дошкольников. Детям оказалось трудно дать определении понятию «нравственность», он могут только с помощью взрослого дать простое определение нравственным поступкам, они могут различить проявления нравственности в поведении человека. Ситуация нравственно - этического содержания, отражающая гуманное отношение понимается полно, но не раскрыто.
В ходе исследования были выявлены низкие значения по показателю «аргументированность суждений о поступках и способах поведении» (1,75 баллов). У детей наблюдаются затруднения в объяснении поступка главного героя с позиции нравственных норм. Дети не стремятся узнать замысел происходящего, оценить действия героя, не видят проявление нравственности. У них не выражена мотивация в оценке поведения героя, они не соотносят с имеющимся жизненным опытом, высказывания достаточно схематичны.
В целом, 40% (8 детей) имеют низкий уровень сформированности нравственных представлений, 45% (9 детей) - средний уровень. Высокий уровень сформированности нравственных представлений диагностирован у 15% (3 детей).
Полученные результаты исследования позволили разработать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно- игровой деятельности.
Цель комплекса занятий - формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности. Комплекс занятий состоит из 3-х разделов: первый этап - расширение представлений детей о нравственности и способах ее проявления; второй этап - обогащение опыта проявления гуманных отношений к сверстникам по средствам художественно-игровых импровизаций и третий этап - развитие самопонимания.
Предлагаемый комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности, проводился в течение 6 месяцев.
После проведения комплекса занятий был проведен повторный (контрольный) этап опытной работы, в ходе которого было установлено, что 65% (13 детей) имеют средний уровень развития нравственных представлений после проведения комплекса заданий, а оставшаяся часть - 30% (6 детей) - высокий уровень. Низкий уровень развития нравственных представлений в выборке старших дошкольников после проведения комплекса занятий составил 5% (1 ребенок).
В целом, результаты опытной работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей нравственных представлений с использованием художественной деятельности, что определяет эффективность проделанной педагогической работы.
Таким образом, поставленная в ходе проведенной опытной работы поставленная цель и сформулированные задачи выполнены в полном объеме.
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Выводы исследования не претендуют на ее исчерпывающее решение и требуют дальнейшей работы. В частности, научный интерес по данной исследовательской проблеме представляет применение дифференцированного похода к выделенным направлениям художественной деятельности при работе с детьми - игровые импровизации и сюжетостроение. Именно эти направления имеют богатое методическое воплощение в деятельности педагога при организации художественной деятельности, а также позволяют доступным способом формировать нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста. Все это определяет потребность в дальнейшем изучении выбранной проблематики исследования.


1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валихметов. - Казань: Изд-во «Карпол», 2015. - 230 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2017. - 702 с.
3. Азбука нравственного воспитания [Текст] / Под ред. И.А Каирова, О.С. Богданова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 318 с.
4. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2015. - 271 с.
5. Борзенко, И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова. - М.: Российское гуманистическое общество, 2012. - 350 с.
6. Буре, Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ и родителей [Текст] / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давилович. - М., 2016. - 167 с.
7. Буре, Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и
отношений: учебно-наглядное пособие для проведения бесед с
дошкольниками 5-7 лет [Текст] / Р.С. Буре. - СПб.: Детство-пресс, 2014. 24 с.
8. Буре, Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р.С. Буре // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 8. - С. 82-94.
9. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников
изобразительной деятельности как научная дисциплина: социологическая модель развития: монография [Текст] / Н.А. Вершинина; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2008. - 140 с.
10. Волков, Б.С. Детская психология. От рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПБ.: Питер, 2012. - 240 с.
11. Волков, Б.С. Психология развития человека [Текст] / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 483 с.
13. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилов, С.Л. Куликов. - М: ТЦ «Сфера», 2010. - 80 с.
14. Гивишвили, Г.В. Гуманизм и гражданское общество [Текст] / Под ред. и с предисл. проф. В.А. Кувакина. Библиотека журнала «Здравый смысл». - М.: Российское гуманистическое общество. - 2013. - 239 с.
15. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2010. - 237 с.
16. Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения [Текст] / В. Е. Гурин. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
17. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.
18. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
19. Егупова, В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет [Текст] / В.А. Егупова. - М., 2010. - 160 с.
20. Зосимовский, А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский // Хрестоматия по педагогике [Текст] : учеб. пособие- М.: Изд-во НПО МОДЭК, 2015. - 367 с.
21. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. [Текст]: учеб. пособие / М. С. Каган. - М.: Изд-во Музыка, 2014. - 432 с.
22. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
23. Капустина, Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям [Текст]: Автореф. канд. пед. наук / Н. Г. Капустина. - М., 1996. - 24 с.
24. Клейменова, Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников [Текст] / Начальная школа: учеб. пособие / Н. С. Клейменова. - М.: Изд-во НПО МОДЭК, 2014. - 136 с.
25. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 254 с.
26. Колесов, Д. В. Психологические основания нравственности: Хрестоматия по педагогике [Текст] / Д. В. Колесов. - М.: Изд-во НПО МОДЭК, 2014. - 258 с.
27. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] // Сост. В. М. Воскобойников. - СПб.: Респекс, 2010. - 426 с.
28. Лопатина, А. А. Нравственное воспитание дошкольников: конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания [Текст] / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита-Русь, 2010. - 106 с.
29. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова. - М: «Карапуз - Дидактика», 2013. - 108 с.
30. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А.Лыкова. - М., 2005. - 45 с.
31. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического
отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 [Текст] / И. А.
Лыкова; [Место защиты: ГУ "Институт художественного образования РАО"]. - Москва, 2009. - 435 с.
32. Мулько, И. Ф. Социально-нравственно воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / И. Ф. Мулько. - М., 2014. - 96 с.
33. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] : учеб. пособие / В. С. Мухина. - М.: Изд-во Наука, 2016. - 180 с.
34. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 2004. - 272 с.
35. Островская, Л. Ф. Руководитель нравственным воспитанием дошкольника [Текст] / Л. Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С.45-49.
36. Першина, Л. А. Возрастная психология: учеб. пособие для ВУЗов. 2-е изд. [Текст] / Л. А. Першина. - М. : Академический проект: Альма Матер, 2011. - 256 с.
37. Пиличяускас, А. Нравственное воспитание дошкольников. [Текст]: учеб. пособие / А. Пиличяускас. - М.: Изд-во Музыка, 2014. - 232 с.
38. Поляковская, Т. В. Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы [Текст] / Т. В. Поляковская // Детская книга в системе патриотического воспитания: 65-летию Победы: посвящается: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Нижний Тагил, 10-11 февраля 2015 г. - Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. соц. - пед. акад., 2015. - С. 308-311.
39. Пономаренко, Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей [Текст] / Т. О. Пономаренко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. С.52-55.
40. Потаповская, О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности : учебное пособие [Текст] / О. М. Потаповская. - М. : Школьная пресса, 2009. - 55 с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2005. - 125 с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] // под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., 2015. - 125 с.
43. Психология и педагогика : учеб. пособие [Текст] / Под ред.: К. А. Абульханова - Славская [и др.]. М.: Совершенство, 2012. - 320 с.
Саккулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве
[Электронный ресурс] - URL: su.docdat.com/docs/228/index-108606.html (Дата обращения 20.09.2017)
45. Сидорова, А. Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: авторферерат дисс. на соискание ученой степени к. п. н. Специальность: 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования [Текст] / А. Н. Сидорова. - Челябинск, 2015. - 287 с.
46. Создание интегрированного образовательного пространства для
развития детской одаренности: детский сад - школа - университет : материалы ВНПК : в 3 ч. Ч. 1. Педагогика одаренности: осмысление теоретических аспектов [Текст] / под ред. И. Н. Тоболкиной,
Т. Б. Черепановой, г. Томск, 25-26 марта 2015 г. - Томск : Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. - 267 с.
47. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие [Текст] / О. П. Солодилова. - М.: Проспект, 2012. - 288 с.
48. Соломенникова, О. А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С.42-45.
49. Узбекова, Г. Д. Характеристика некоторых нравственных представлений [Текст] / Г. Д. Узбекова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №5. - С. 17-20.
50. Художественно-эстетическое и социально-нравственное
воспитание дошкольника: (финалисты конкурса "Воспитатель года Москвы") [Текст] / [сост.: К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина]. - Москва : Школьная Пресса, 2017. - 78, [1] с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ