ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ
БАНКОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1. Экономическая сущность рынка ценных бумаг и роль банков на нем 6
1.2. Построение стратегий коммерческих банков по операциям с ценными
бумагами 17
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 28
2.1. Макроэкономический обзор операций коммерческих банков с
ценными бумагами 28
2.2. Экономический анализ действующей стратегии ПАО «ВТБ» на рынке
ценных бумаг 40
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ БАНКОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 55
3.1. Проблемы и факторы, сдерживающие банков при построении
стратегии на рынке ценных бумаг 55
3.2. Разработка матричной модели, как инструмента определения
стратегии банка на рынке ценных бумаг и ее апробация на примере ПАО
«ВТБ» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Череда последних мировых и локальных финансовых кризисов показала, что деятельность банка на рынке ценных бумаг в условиях финансовой глобализации может не только давать новые возможности, но и стать источником кризисных явлений в мировой экономике и дополнительных рисков для всех участников финансового рынка. Банки восприняли возможности, предоставленные фондовым рынком, как способ не только минимизации своих рисков, но и переноса их на других участников фондового рынка. Это привело к изменению банками своей стратегии на рынке ценных бумаг. Активизируя деятельность по созданию новых финансовых продуктов, банки изменили свое финансовое поведение, снизив уровень требований к качеству кредитных активов, поскольку использование инструментов фондового рынка позволяло банкам выводить «плохие» активы с баланса.
Создание новой концепции государственного регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг с целью устойчивого функционирования банков, требует пересмотра подходов самих банков к выбору стратегии своей деятельности на данном рынке. Значимость выбора банком стратегии на рынке ценных бумаг обусловлена необходимостью достижения финансовой стабильности и устойчивости, как самого банка, так и банковской системы в целом. Теоретическое обоснование выбора банком стратегии на рынке ценных бумаг поднимает необходимость разработки таких проблем, как общей банковской стратегии и стратегии банка на рынке ценных бумаг, выделение элементов стратегии банка на рынке ценных бумаг, выбор критериев и показателей, определяющих эффективность выбранной банком стратегии.
Всё это делает актуальным теоретический и методологический анализ формирования стратегии деятельности банка на современном рынке ценных бумаг.
В связи с вышеперечисленным особую значимость приобретает осмысление вопросов: что происходит в настоящее время с финансовыми системами, в основе которых лежит деятельность банков и фондового рынка; каким образом изменилось поведение банков на фондовом рынке; что является основой нестабильности банковской деятельности. Это подтверждает актуальность темы исследования и необходимость её теоретического, методологического и практического развития.
Цель и задачи бакалаврской работы заключаются в развитии теории и методологии формирования стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг с учетом специфики современного российского фондового рынка, а также в разработке новых подходов к построению стратегии банка на этом рынке.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- рассмотреть рынок ценных бумаг, его структуру и элементы, правовое регулирование рынка и его экономическую сущность;
- уточнить научные основы формирования стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг в части разработки необходимых для выбора и оценки эффективности стратегии;
- провести обзор операций банковского сектора России с ценными бумагами;
- проанализировать действующую стратегию банка на рынке ценных бумаг по материалам ПАО «ВТБ»;
- разработать методические рекомендации по формированию стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг в разрезе инвестиционной, эмиссионной деятельности и деятельности профессионального участника и предложить алгоритмы сведения разработанных банком частных стратегий в согласованную комплексную стратегию банка на рынке ценных бумаг;
- усовершенствовать посредством матричной модели определение эффективности реализуемой стратегии кредитной организации.
Предметом исследования в бакалаврской работе являются экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования банка как финансового посредника и осуществления им деятельности на рынке ценных бумаг.
Объектом исследования в работе являются процессы, оказывающие влияние на проведение банком операций на рынке ценных бумаг, и стратегии деятельности банка на этом рынке, используемые в современных условиях.
В работе использовались монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам деятельности банка на рынке ценных бумаг, стратегического менеджмента и фундаментальные положения о развитии рыночной экономики.
Информационной базой бакалаврской работы послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность банков на рынке ценных бумаг, материалы Национальной ассоциации участников фондового рынка, данные Банка России и Банка международных расчетов. При написании работы использовались научно-практические публикации в периодических изданиях и в сети Интернет, экспертные мнения представителей крупнейших профессиональных участников рынка ценных бумаг России, а также отчетные материалы ПАО «ВТБ».
В заключение проведенного исследования подведем его основные итоги.
РЦБ - это составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается по своему объекту, но он очень сходен с ним по способу образования, по значимости процесса обращения и по отношению к рынку товаров. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (чек, вексель).
Кредитные организации являются активными участниками РЦБ, осуществляя большой комплекс операций с ценными бумагами, как в рамках поручений клиентов, так и преследуя свои цели. Банки, как и другие профессиональные участники РЦБ формируют собственную инвестиционную политику, создают портфели ценных бумаг, это все естественно находит свое отражение в реализации и построении различных стратегий, как в рамках активных операций, так и по пассивным операциям.
Стратегии банков на РЦБ могут быть трех типов:
- стратегия по выпуску ценных бумаг, которые обращаются на РЦБ (прежде всего акции и облигации), так называемая эмиссионная деятельность;
- стратегия размещения свободных денежных средств в ценные бумаги, с целью получения дохода и прироста активов, определяемая как инвестиционная деятельность;
- стратегия, реализуемая в рамках деятельности профессионального участника на РЦБ, эта стратегия может реализовываться только при наличии лицензий у банка на профессионального участника: брокерская, дилерская деятельности и деятельности по депозитарию.
Какую стратегию выбирать, банки решают сами, если у банков имеются проблемы с капитализацией, то банки вынуждены развивать эмиссионную деятельность, посредством выпуска акций увеличивается собственный капитал.
Если же наблюдается нехватка заемного капитала, то банки могут выпускать облигации и векселя, и таким образом привлекать средства для расширения диапазона активных операций.
В рамках инвестиционной деятельности выделим также два типа стратегий - если банку нужен гарантированный рост активов, то банки формируют инвестиционный портфель ценных бумаг, когда ценные бумаги в портфеле растут в цене, и доход банк от данных операций может получить только в будущем. Если же банкам важно получение моментального дохода, то тогда их стратегия в рамках инвестиций сопряжено с формированием портфеля ценных бумаг торгового типа, от сделок по купле-продаже ценных бумаг, банки получают гарантированный доход или убыток, если стратегия была фатальной.
Говоря о реализации стратегии бака как профессионального участника, будет не совсем справедливо, ведь в данном случае имеет место клиентского желания. Если клиентов у банков не будет, то и этого рода стратегия не будет реализовываться.
Проведенный комплексный анализ поведения и стратегии банковского сектора России на рынке ценных бумаг и в частности по операциям с ценными бумагами, показал, что в отношении стратегии повышения надежности и устойчивости банков, кредитные организации практиковали рост уставного капитала, а следовательно, увеличивалась эмиссия акция.
В части стратегии роста ресурсной базы банков наметилась тенденция снижения выпуска долговых обязательств, в условиях притока вкладов и депозитов, и в условиях падения спроса на кредиты, у кредитных организаций не было острой необходимости выпускать облигации и векселя.
В части формирования портфельных инвестиций кредитные организации России также по причине падения выдачи кредитов увеличили активность по вложениям в ценные бумаги. Более 78,5% всех приобретенных ценных бумаг банками приходятся на облигации, в глазах банков падает привлекательность акций и векселей, следовательно, банкам в рамках размещения средств важен гарантированный источник получения дохода. Именно поэтому банки России 78
наращивали портфель контрольного участия, хотя в 2016 г. банки увеличили портфель акций, тогда как портфель участия снизился. В отношении производных финансовых инструментов отметим, что этот рынок также был привлекательным для банков под конец 2014 г., после чего в 2015-2016 гг., после стабилизации экономики резких скачков в отношении цен не наблюдалось, и банковская активность в этом сегменте существенно снизилась. Таким образом, можно определить поведение банковского сектора в 2015-2016 гг. как осторожное по сравнению с поведением коммерческих банков в 2014 г. Банки пытаются повысить свою надежность, получать запланированный и гарантированный доход по облигациям и при этом минимизировать свою деятельность от внешних рисков, как рыночный и инвестиционный.
Анализ реализации стратегии ПАО «ВТБ» на РЦБ показал, что в отношении выпуска акций и наращивания уставного капитала Банк ведет себя агрессивно - увеличивая свой уставной фонд, такая стратегия призвана укрепить надежность и финансовую устойчивость Банка.
В отношении выпущенных долговых обязательств стратегия Банка скорее выжидающая, которая зависит от ресурсного потенциала Банка и наличия спроса на кредиты. Если спрос на кредиты реально удовлетворить за счет депозитных источников, то Банк не будет проводить лишний объем данных операций, дабы не увеличивать расходную базу, если же необходима долгосрочная ресурсная база, то тогда Банк прибегает к выпуску векселей и облигаций, однако в последние годы наметилась тенденция высокой стоимости облигаций и низкой стоимости векселей, возможно, в связи с этим Банк и выпускает больше векселей, чем облигаций.
Касаемо активных операций Банка на рынке ценных бумаг, то стратегия скорее агрессивная, поскольку доля вложений ПАО «ВТБ» в ценные бумаги в структуре активов близка к пороговым 23%. Также отметим, что Банк ставит перед собой цель получения дохода, чем получения неизвестности в виде риска, поэтому большая доля во вложениях в ценные бумаги приходятся на облигации и формирование портфеля участия, которые как показал анализ, стабильны в 79
плане доходности.
В качестве направления совершенствования методических и методологических аспектов формирования и определения стратегии банков на РЦБ нами были предложены три инструмента.
Первым направлением было предложение использование сбалансированной системы показателей банка в разрезе направлений его деятельности на РЦБ, в составе которых выделены показатели, характеризующие степень достижения стратегических целей в рамках направления. Обоснованием является, что для разработки наиболее эффективной стратегии банка на РЦБ данные показатели необходимо разделить по разным уровням реализации стратегии:
- показатели верхнего стратегического уровня, отражающие результаты деятельности банка в целом на РЦБ;
- показатели среднего уровня, которые отражают результаты деятельности банка в рамках выбранного направления деятельности на РЦБ (инвестиционная, эмиссионная, профессионального участника РЦБ);
- показатели низшего уровня, которые отражают результаты деятельности в рамках видов инструментов и услуг на РЦБ.
Кроме этого был предложен и построен алгоритм разработки и реализации комплексной стратегии деятельности банка на РЦБ, включающий такие этапы как формулирование целевой установки деятельности банка на РЦБ; обеспечение непротиворечивости целевых установок и задач; детализация целей и задач по направлениям деятельности банка (инвестиционной, эмиссионной, профессионального участника) и в разрезе его бизнес-единиц; выбор критериев достижения результатов; выбор способов реализации целевой установки (решения поставленных задач); отражение целей, задач и способов их реализации в ССП банка; мониторинг выполнения выбранных показателей.
Третьим направлением совершенствования определения приоритетности и эффективности реализуемой стратегии в динамике, а также в соотнесении с другими стратегиями было предложено использование матричного метода по 80
примеру матрицы McKinsey, которая отражает суть стратегического поведения фирмы. Матрица была реконструирована по системе показателей темп роста операций банка и его долей в разделе баланса банка и проведена апробация модели на примере ПАО «ВТБ». Итогом модели стала соединение всех стратегий в единую матрицу 3х3, где каждая ячейка отражала определенную стратегию.
Апробация модели показала, что операции с ценными бумагами, во- первых, играют двоякую роль для Банка, поскольку все три реализуемые стратегии находятся в разной степени привлекательности. При этом, как мы уже говорили, что в силу схожести инвестиций в ценные бумаги и выпуска долговых обязательств (схожесть в их зависимости от депозитного и кредитного рынка), обе эти стратегии находятся в одной плоскости по темпам роста, тогда как инвестиционная стратегия по своей важности находится чуть выше, хотя бы из за того, что эта сфера относится к возможности заработка определенного дохода, а банк, как коммерческая структура, всегда преследует получение прибыли. Ключевую роль в комплексной стратегии Банка на РЦБ занимает стратегия эмиссии акций, поскольку Банк желает укрепить свою надежность и финансовую устойчивость посредством роста уставного и соответственно собственного капитала. Но ежегодно реализовывать данную стратегию банкам трудно, что и было обнаружено на примере ПАО «ВТБ», когда после стабильного роста выпуска акций в 2015 и 2016 гг., в 2017 г. Банк уставный капитал не увеличивал. Хотя в условиях принятия Базель III, многие банки стали активно наращивать капитал первого уровня, чтобы соответствовать критериям надежного и устойчивого банка.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
2. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 г., № 208-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
3. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.04.1996 г., № 39-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
4. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
5. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 3.12.2012 г., № 139-И (ред. от 13.02.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
6. О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 27.12.2013 г., № 148-И (ред. от 18.05.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
7. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III») [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 28.12.2012 г., № 395-П (ред. от 4.08.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 25.05.2017.
8. Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в банке: учеб. пособие. М.:
МЭСИ, 2010. 157 с.
9. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2011. 358 с.
10. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. 122 с.
11. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: ИНФРА-М, 2012. 370 с.
12. Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. М.: Юрайт, 2012. 531 с.
13. Глущенко В.В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системный подход. Раменское, Московская обл.: Круглый стол, 2009. 216 с.
14. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. 567 с.
15. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономистъ, 2011. 478 с.
16. Кормош Ю.И. Банки на фондовом рынке: Правовое регулирование. М.: Дело, 2012. 288 с.
17. Приходько А.В. Рынок ценных бумаг. М.: Кнорус, 2012. 302 с.
18. Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 472 с.
19. Стародубцева Е.В. Рынок ценных бумаг. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. 183 с.
20. Чиченов М.В. Инвестиционная стратегия коммерческого банка: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 278 с.
21. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). М.: Вершина, 2012. 464 с.
22. Берзон Н.И., Буянова Е.А. Фондовый рынок / под общ. ред. Буяновой Е.А. М.: Вита-Пресс, 2011. 397 с.
23. Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / под общ. ред. Вешкина Ю.Г. М.: Магистр, 2014. 432 с.
24. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / под общ. ред. Галанова В.А. М.: Магистр, 2010. 448 с.
25. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности
83
коммерческого банка / под общ. ред. Ермакова С.Л. М.: КНОРУС, 2009. 645 с.
26. Еронова В.Н., Новожилова Т.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / под общ. ред. Ероновов В.Н. М.: Магистр, 2013. 448 с.
27. Новашина Т.С., Криворучко С.В. Операции коммерческих банков с ценными бумагами / под общ. ред. Новашиной Т.С. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 367 с.
28. Стрельцова Н.Т., Кравченко Н.А., Новоселов А.С. Стратегия развития коммерческого банка / под общ. ред. Стрельцовой Н.Т. Новосибирск: ЭКОР,
2011. 299 с.
29. Шамгунов Р.Н., Никонова И.А. Стратегия и стоимость коммерческого банка / под общ. ред. Шамгунова Р.Н. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2011. 244 с.
30. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. / пер. с англ. под общ. ред. Соловьева Н.К. М.: ИНФРА-М, 2009. 648 с.
31. Якунин С.В. Теория и методология формирования стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Саратов,
2012. 40 с.
32. Авалян К.Г., Чернущенко Н.М. Оценка стоимости неконтрольного пакета акций // Инвестиционный эксперт. 2017. № 3. С. 18-21.
33. Бясов К.Т. Финансово-инвестиционная стратегия // Финансовый менеджмент. 2015. № 4. С. 19-21.
34. Геращенко В.В., Смирнов А.Л. Инвестиционно-банковский бизнес: зарубежный опыт и Россия // Финансы и кредит. 2016. № 3. С. 6-9.
35. Горюнова Е.Ю. Российский рынок ценных бумаг в структуре мирового рынка // Науковедение. 2015. № 6. С. 25-29.
36. Егоров Н. Российская инфраструктура фондового рынка: интеграция или конкуренция? // Рынок ценных бумаг. 2015. № 5. С. 4-8.
37. Корешков В.Г., Швецов Ю.Г. Исторический аспект оценки капитала коммерческих банков России // Проблемы учета и финансов. 2017. № 2. С. 27¬29.
38. Маричев С.А. Капитализация российской банковской системы: проблемы и
84
преспективы роста // Деньги и кредит. 2016. № 11. С. 44-46.
39. Меликьян Г.Г. Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы // Деньги и кредит. 2016. № 1. С. 13-17.
40. Пахутко О.П. Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 27-33.
41. Селюков В.К. Инфраструктура рынка ценных бумаг // Российское предпринимательство. 2015. № 10. С. 46-50.
42. Суворов С., Ряузов Н. Стратегия коммерческого банка на рынке ценных бумаг: опыт Банка ЗЕНИТ // Рынок ценных бумаг. 2015. № 22. С. 16-17.
43. Якунин С.В. Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 19 (322). С. 30-35.
44. Ярошенко Г.А. Эмиссионные операции коммерческих банков // Банковское дело. 2016. № 6. С. 75-76.
45. Абонентская плата за риск. Режим доступа:http://www.moex.com/n4038(дата обращения 25.05.2017).
46. Информация и показатели ВТБ. Режим доступа:
http://www.banki.ru/banks/ratings/?BANK ID=327(дата обращения 20.12.2016).
47. Курс на розницу. Режим доступа:http: //raexpert.org/editions/retail course/(дата обращения 25.05.2017).
48. Статистический бюллетень Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs(дата обращения 25.05.2017).
49. Финансовая отчетность ВТБ по РСБУ. Режим доступа: http://www.ytb.ru/ir/statements/rsbu/ (дата обращения 25.05.2017).
50. Отчетные материалы ПАО «ВТБ».