ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 7
1.1. Понятие, сущность и значение банковских продуктов, их особенности 7
1.2. Малый и средний бизнес в экономике России и взаимодействие с банками18
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 28
2.1. Продукты малого и среднего бизнеса, предлагаемые банками России 28
2.2. Анализ предоставляемых банками продуктов для малого и среднего бизнеса
в России 40
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 51
3.1. Проблемы развития рынка банковских продуктов для малого и среднего
бизнеса 51
3.2. Рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и
среднего бизнеса в Российской Федерации и его перспективы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.
Однако кризисные процессы, начавшиеся в России с осени 2008 г. затронули и малые предприятия, что проявилось в снижении их инвестиционной активности. В современных условиях усложняется доступ субъектов малого предпринимательства к банковским продуктам, в частности банковскому кредитованию, как с целью пополнения оборотных средств, так и для расширения бизнеса. Ситуация усугубляется трудностью получения ими займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки. В силу чего развитие малого и среднего предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы банковского кредитования.
Вопросы поддержки предпринимательства имеют особое значение для всего бизнес-сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны.
Проблемы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в своих работах рассматривали В.Я. Горфинкель, T. Ибадова, М.Г. Лапуста, А.Ю. Чепуренко, В.А. Швандар, О.М. Шестоперов. К работам, посвященным изучению малых предприятий и особенностей кредитования малого и среднего предпринимательства, относятся труды Е.М. Бухвальда, A.B. Виленского, Ю.В. Головина, Н.Е. Егоровой, А. Бергера.
Проблемы управления банковскими продуктами в части их формирования, совершенствования, а также организации работы банка с потребителями рассматриваются рядом исследователей: Г. Белоглазовой; П. Брайеном; X. Керном; Г. Коробовой Д.; Курмановой; К. Лавлоком; В. Марковой и Д. Радченко; А. Пуховым; А. Тавасиевым и др.
Рассмотрение дефиниций «банковский продукт» и «розничный банковский продукт», раскрытие экономической сущности и структуры этих явлений банковской деятельности содержатся, в той или иной степени детализации, в трудах следующих авторов: Н. Глушковой; Ю. Головина; Е. Жукова; Ю. Зеленского; С. Ильясова; А. Иванова; Н. Калистратова, В. Кузнецова и А. Пухова; Л. Курмановой; В. Марковой и Л. Радченко; Ю. Масленченкова и А. Дубанкова; А. Мирецкого, В. Перехожева; В. Платонова и М. Хиггинса; И. Спицына и Я. Спицына; А. Тавасиева; А. Тютюнника и А. Турбанова; А. Яцевича.
Однако следует отметить, что вопросы определения и взаимной связи понятий «банковская операция», «банковская услуга», «банковское обслуживание», «банковский продукт», «розничный банковский продукт» являются в настоящее время дискуссионными. Отсутствие единства в их толковании существенно затрудняет дальнейшие разработки в области формирования и совершенствования банковских продуктов. Таким образом, недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему исследования и определяет постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в изучении теоретических основ банковских продуктов для малого и среднего бизнеса, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса, по кредитованию коммерческими банками субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с целью данного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и значение банковских продуктов, их особенности;
- исследовать тенденции развития малого и среднего бизнеса в экономике России, а также исследовать механизм их взаимодействия с коммерческими банками;
- проанализировать продукты малого и среднего бизнеса, предлагаемые банками России;
- провести анализ показателей, характеризующих развитие рынка банковских продуктов в Российской Федерации в целом, а также в его регионах;
- выявить проблемы развития рынка банковских продуктов на современном этапе;
- разработать рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выявить его перспективы.
Объектом исследования являются банковские продукты для субъектов малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования выступают экономические отношения в области формирования, использования и совершенствования банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса.
Теоретической и методологической основой работы стали общие методы научного познания: абстракция, дедукция и индукция, сравнение, методы институционального подхода, комплексного анализа и синтеза, логической оценки экономических явления, взаимосвязи теоретических и практических аспектов исследования, экономико-математического моделирования.
Информационно- эмпирической базой исследования послужили работы отечественных исследователей по вопросам формирования и использования банковских продуктов, официальные источники информации, представленные на сайтах Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, материалы научных публикаций и периодической печати.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из трех логически связанных между собой глав, введения, заключения и приложений. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках определенного вопроса.
Наличие развитого сектора малого и среднего бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые и средние предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности. Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым и средним предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.
Среди множества факторов и их составляющих, готовых оказать содействие малому и среднему бизнесу, особые рыночные позиции занимают банковские структуры.
В настоящее время российские банки могут предложить субъектам малого и среднего бизнеса широкий спектр услуг и разнообразные формы финансирования: кредитование, в том числе возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии, лизинг, факторинг, аккредитив, гарантии, проектное финансирование, поручительство и др. Банками разрабатываются специальные программы для малого и среднего бизнеса, которые предусматривают возможность предоставления кредитных продуктов без залога либо с частичным обеспечением залогом.
Во второй главе работы нами проведено исследование основных банковских продуктов, предлагаемых банками России на примере шести крупнейших банков: АО «Альфа-Банк», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк ВТБ- 24», ПАО «Сбербанк России», АО «Россельхозбанк» и ПАО «Ак Барс» банк, как одного из крупнейших региональных банков на современном этапе. Проведенный анализ показал, что перечень банковских продуктов в анализируемых кредитных организациях весьма разнообразен, и каждый субъект МСБ вправе самостоятельно выбирать в какой банк ему обращаться и каким продуктом воспользоваться, в зависимости от своих целей и возможностей.
Из проведенного анализа были сделаны выводы, что наблюдается увеличение объема кредитования. За 2015-2016 гг. объем кредитования в России увеличился на 2 009 015 млн. руб. и на начало 2017 г. составил 8 064,8 млрд. руб. Увеличение объемов кредитования положительно сказалось на увеличении кредитного портфеля малого и среднего бизнеса. Задолженность по кредитам, увеличивались в тех же темпах, что и объемы кредитования. За 2015¬2016 гг. темпы роста по России задолженности по кредитам составили 134,27% абсолютное увеличение составило 1 317,2 млрд. руб. и на начало 2017 г. портфель кредитов малого и среднего бизнеса составил более 5 160 млрд. руб. Также нами были сделаны выводы, что большая часть кредитных сделок между банковским сектором России и субъектами малого и среднего бизнеса осуществляются в рублях.
Однако в рамках анализа было выявлено, что задолженность по кредитам малого и среднего бизнеса увеличивается, в том числе и за счет просроченной задолженности. По России уровень просроченной задолженности за 2015-2016 гг. увеличился на 50 692 млн. руб. и на начало 20 17 г. составил 365 445 млн. руб.
После проведенного анализа, нами были определены факторы, которые оказывают непосредственное влияние на объем кредитования малого и среднего бизнеса. Посредством их использования и построения эконометрической модели нами были определены факторы, которые определяют активность субъектов малого и среднего бизнеса и определяют уровень спроса на кредиты банковского сектора России. Итогом регрессионного анализа было построение уравнения, из которого были рассчитаны прогнозные значения объемов кредитов малому и среднему бизнесу на два ближайшие года (поквартально).
Построенная нами модель показала, что в динамике будет наблюдаться постепенный рост объемов предоставления кредитов банковским сектором России предприятиям малого среднего бизнеса, если в динамике будет увеличиваться общий объем отгружаемой продукции представителями малого и среднего бизнеса, при снижении уровня инфляции. По итогам расчетов корреляционно-регрессионной статистики были определены прогнозные значения объемов кредитования. По данным прогноза объемы кредитов по итогам 2017 г. составят 9 775 млрд. руб., а по итогам 2018 г. — 11 269 млрд. руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования определено, что развитие малого и среднего бизнеса тесно связано с кредитной деятельностью коммерческих банков, т. к. данным субъектам бизнеса необходимы внешние заимствования на всех этапах хозяйственной деятельности. В современных условиях проблема доступности банковских финансовых ресурсов для МСБ особенно актуальна, т. к. имеется целый ряд факторов, которые значительно ограничивают кредитование данных форм бизнеса. И все же банковское кредитование малого и среднего бизнеса выгодно не только самим предпринимателям, но и, несмотря на значительные кредитные риски, банкам. Для эффективной работы в банковской системе необходимо совершенствование всех механизмов взаимодействия банков и малого и среднего бизнеса. Сегмент МСБ достаточно многогранный, он включает множество клиентских ниш с различными предпочтениями и потребностями в ссудах. В связи с этим банкам трудно стандартизировать подходы к работе сразу со всем целевым сегментом МСБ, также возникают сложности в разработке и формировании конкурентоспособного продуктового ряда. Поэтому банкам следует внедрять подходы, обеспечивающие сочетание технологий, применяемых в работе как с корпоративными, так и с розничными клиентами, создавая унифицированную систему быстрого обслуживания МСБ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее
обновление 29.01.2017.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
6. Азрилян Г.Н.. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2012 - 725с.
7. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. Краткий курс. Под ред. Балабанова И.Т. СПБ.: Питер, 2013. — 256 с.
8. Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. Банковские продукты: сущность и характеристика / Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 1 (39). С. 42-46.
9. Горелая Н. В. Основы банковского дела: Учебное пособие / Н.В. Горелая; Под ред. А.М. Карминского. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
10. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Гражданкина Е.В. - М.: ГроссМедиа, 2016.
11. Долгоаршинных Ю.Ф. Обобщенная классификация банковских продуктов и банковских услуг как средство повышения рентабельности и конкурентоспособности банка / Долгоаршинных Ю.Ф. // Перспективы науки. 2013. № 1 (40). С. 100-102.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. - М: Омега-Л, 2013. - 278 с.
13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М: Банки и биржи, 2011. - 243 с.
14. Кальсина Е.А. Рынки инновационных банковских продуктов, их сущность и классификация / Кальсина Е.А. // В сборнике: Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития финансов в условиях глобализации" под общей редакцией Л.В. Вороновой. 2014. С. 160-165.
15. Кейлер В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2014.
16. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.П. Климович. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
17. Корнилова Е.Ю. Новый банковский продукт: понятие, виды, классификация / Корнилова Е.Ю. //Креативная экономика. 2013. № 8 (80). С. 97-108.
18. Коробова Г. Г. Банковские операции: Учебное пособие для средн. проф. образования / Г.Г. Коробова, Е.А. Нестеренко, Р.А. Карпова; Под ред. Ю.И. Коробова - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
19. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 13 е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 448 с.
20. Марамыгин М.С., Поваров А.В. Понятие розничного банковского продукта / Марамыгин М.С., Поваров А.В. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 2 (34). С. 22-28.
21. Маркова О. М. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.
22. Осиповская А. В. Розничные банковские услуги и их развитие в России: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2005. - 143 с.
23. Острожкова П.А. Особенности развития регионального рынка банковских продуктов / Острожкова П.А. // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 4. С. 55-59.
24. Пилипенко H.H. Словарь предпринимателя / Пилипенко H.H. - М.: Дашков, 2015.
25. Романовская С.А. Банковский менеджмент. - М: Дело Лтд, 2015. - 405с.
26. Саушкина Ю.А. Наиболее перспективные банковские продукты и клиентские сегменты / Саушкина Ю.А. // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 269-272.
27. Степанова В.С., Синельников Д.С. О сущности понятий «банковская услуга», «банковский продукт» / Степанова В.С., Синельников Д.С.// Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 461-462.
28. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2013. - 531 с.
29. Тавасиев А. М. Банковское кредитование: Учебник/Тавасиев А. М., Мазурина Т. Ю., Бычков В. П. - 2 изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.
30. Терёхин С.Е. Банковский продукт в системе менеджмента качества кредитной организации: понятие, особенности и принцип формирования / Терёхин С.Е.// Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. № 13. С. 201-205.
31. Тушова И.В., Малхасян А.Е. Особенности современного
маркетинга банковских продуктов и услуг / Тушова И.В., Малхасян А.Е. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-2. С. 109¬
111.
32. Фаизова А.Х., Губарьков С.В. Экономическое содержание понятия «банковский продукт» / Фаизова А.Х., Губарьков С.В. // Вестник научных конференций. 2015. № 3-2 (3). С. 156-157.
33. Чапек В.И., Максимов Д.В., Богуславский В.В. Малое предпринимательство в Росси / Чапек В.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
34. Информационный портал banki.ru[Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт портала, 2017. - Режим доступа: http: //www. banki .ru.
35. Информационное агентство bankir.ru[Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт информационного агентства, 2017. - Режим доступа: http://www.bankir.ru.
36. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Сущность банковских продуктов - Официальный сайт научной электронной библиотеки, 2017. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru.
37. Опора России [Электронный ресурс]: Официальный сайт
общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», 2017. - Режим доступа:
http://www.opora.ru
38. Официальный сайт ПАО «Банк АК Барс». - Режим доступа: https ://www.akbars .ru.
39. Официальный сайт АО «Альфа-Банк». - Режим доступа:
http ://alfabank .ru/.
40. Официальный сайт ПАО «Банк ВТБ 24». - Режим доступа:
http ://www.vtb24. ru/.
41. Официальный сайт АО «Газпромбанк». - Режим доступа:
http: //www.gazprombank.ru/.
42. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». - Режим доступа: ww.sberbank.ru/ru/s_m_business.
43. Официальный сайт АО «РоссельхозБанк». - Режим доступа: http://http://www.rshb.ru.
44. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»). Режим доступа: http://raexpert.ru/.
45. Ресурсный центр малого предпринимательства. Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics/(дата обращения 1.04.2016).
46. Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]: Банки по объему
выданных кредитов МСБ в 2014- 2016 гг. - Официальный сайт
Рейтингового агентства Росбизнесконсалтинг, 2017. - Режим доступа: http://www.rbk.ru.
47. Седых И. А. Российский банковский сектор и рынок кредитных карт 4 квартал 2015 г. // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Электрон. журн. 2015. Режим доступа:https://dcenter.hse.ru/.
48. Словарь бизнес-терминов. - Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/business.
49. Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс]: Официальная статистика. - Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим
доступа:http://www.gks.ru
50. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы по банковскому
сектору. - Официальный сайт Центрального Банка РФ, 2017. - Режим доступа: http://www.cbr.ru.