Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Работа №30094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса
1.1. Экономическая сущность банковских продуктов и их значение
1.2. Классификация банковских продуктов для малого и среднего бизнеса
1.3. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе
2. Анализ рынка банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса на современном этапе
2.1. Анализ источников финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
2.2. Анализ существующих предложений банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан
2.3. Анализ банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан
3. Проблемы развития рынка банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса и пути их решения
3.1. Проблемы развития рынка банковских продуктов на современном этапе
3.2 Рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и его перспективы Заключение
Список использованных источников Приложения


Одним из наиболее перспективных направлений оздоровления российской экономики, наполнения потребительского рынка товарами, создания новых рабочих мест является развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Эти предприятия обладают наибольшей мобильностью в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры и внедрения новых форм хозяйствования и технологий.
Однако кризисные процессы, начавшиеся в России с осени 2008 г. затронули и малые предприятия, что проявилось в снижении их инвестиционной активности. В. современных условиях усложняется доступ субъектов малого предпринимательства к банковским продуктам, в частности банковскому кредитованию, как с целью пополнения оборотных средств, так и для расширения бизнеса. Ситуация усугубляется трудностью получения ими займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки. В силу чего развитие малого и среднего предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы банковского кредитования.
Вопросы поддержки предпринимательства имеют особое значение для всего бизнес-сообщества, в том числе для регионов, где экономические и политические преобразования являются необходимым условием повышения общей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. От качества проводимых в этой сфере преобразований зависят все процессы социально-экономического развития нашей страны.
Проблемы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса в своих работах рассматривали В.Я. Горфинкель, T. Ибадова, М.Г. Лапуста, А.Ю. Чепуренко, В.А. Швандар, О.М. Шестоперов. К работам, посвященным изучению малых предприятий и особенностей кредитования малого и среднего предпринимательства, относятся труды Е.М. Бухвальда, A.B. Виленского, Ю.В. Г оловина, Н.Е. Егоровой, А. Бергера.
Проблемы управления банковскими продуктами в части их формирования, совершенствования, а также организации работы банка с потребителями рассматриваются рядом исследователей: Г. Белоглазовой; П. Брайеном; X. Керном; Г. Коробовой Д.; Курмановой; К. Лавлоком; В. Марковой и Д. Радченко; А. Пуховым; А. Тавасиевым и др.
Рассмотрение дефиниций «банковский продукт» и «розничный банковский продукт», раскрытие экономической сущности и структуры этих явлений банковской деятельности содержатся, в той или иной степени детализации, в трудах следующих авторов: Н. Глушковой; Ю. Головина; Е. Жукова; Ю. Зеленского; С. Ильясова; А. Иванова; Н. Калистратова, В. Кузнецова и А. Пухова; Л. Курмановой; В. Марковой и Л. Радченко; Ю. Масленченкова и А. Дубанкова; А. Мирецкого, В. Перехожева; В. Платонова и М. Хиггинса; И. Спицына и Я. Спицына; А. Тавасиева; А. Тютюнника и А. Турбанова; А. Яцевича.
Однако следует отметить, что вопросы определения и взаимной связи понятий «банковская операция», «банковская услуга», «банковское обслуживание», «банковский продукт», «розничный банковский продукт» являются в настоящее время дискуссионными. Отсутствие единства в их толковании существенно затрудняет дальнейшие разработки в области формирования и совершенствования банковских продуктов. Таким образом, недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему исследования и определяет постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в исследовании теоретических основ банковских продуктов для малого и среднего бизнеса, а также разработке практических рекомендаций по совершенствованию банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с целью данного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и значение банковских продуктов;
- исследовать классификацию банковских продуктов для малого и среднего бизнеса;
- проанализировать тенденции развития малого и среднего бизнеса в экономике России, а также исследовать механизм их взаимодействия с коммерческими банками;
- проанализировать источники финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
- провести анализ существующих предложений банковских продуктов для субъектов малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан;
- проанализировать банковские продукты для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- выявить проблемы развития рынка банковских продуктов на современном этапе;
- разработать рекомендации по развитию рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выявить его перспективы.
Объектом исследования являются банковские продукты для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования выступают экономические отношения в области формирования, использования и совершенствования банковских продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Теоретической и методологической основой работы стали общие методы научного познания: абстракция, дедукция и индукция, сравнение, методы институционального подхода, комплексного анализа и синтеза, логической оценки экономических явления, взаимосвязи теоретических и практических аспектов исследования, экономико-математического моделирования.
Информационно- эмпирической базой исследования послужили работы отечественных исследователей по вопросам формирования и использования банковских продуктов, официальные источники информации, представленные на сайтах Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, материалы научных публикаций и периодической печати.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из трех логически связанных между собой глав, введения, заключения и приложений. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках определенного вопроса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие малого и среднего бизнеса является крайне важным для экономики России. Малые и средние предприятия способствуют решению общеэкономических проблем, таких как создание новых рабочих мест, рост жизненного уровня населения, формирование конкурентной среды и поддержание стабильной среды в экономике. Создание развитого сектора малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации приведет к увеличению числа наукоемких предприятий, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, и способствовать перестройке народного хозяйства.
В современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
В экономике России субъекты малого и среднего предпринимательства имеют сравнительно небольшой удельный вес. По официальным данным на 2018 г. в Российской Федерации было зарегистрировано почти 2,8 млн. таких предприятий.
В структуре субъектов малого и среднего предпринимательства наибольшую долю составляют индивидуальные предприниматели - 62,8%, остальная часть (37,2%) представлена юридическими лицами, которые в свою очередь имеют в своем составе малые предприятия - 4,2% и средние предприятия - 0,3%.
Наибольшее число субъектов среднего бизнеса осуществляют свою деятельность в обрабатывающих производствах и торговле — соответственно 29,42% и 22,12% на начало 2018 г. Чуть меньше участников представлены в охоте и сельском и лесном хозяйстве (около 14,7% на обе даты), в операциях с недвижимым имуществом (порядка 13,6% на обе даты) и в строительстве (около 10% на обе даты).
Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что за последние несколько лет субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают развиваться и набирать обороты, однако существует определенные проблемы, которые ощутимо сказываются на их деятельности.
В целях осуществления своей деятельности предприятие может задействовать финансовые ресурсы, поступающие из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. На долю внутренних источников приходится значительный объем финансирования малыми и средними предприятиями своей деятельности. В США нераспределенная прибыль является средством финансирования оборотного капитала и капитальных расходов для 58% и 47% малых предприятий соответственно.
В Канаде показатель использования малыми и средними предприятиями нераспределенной прибыли для финансирования своей деятельности в 2016 г. составлял 54%. В Российской Федерации вложения из собственной прибыли наряду с личными сбережениями учредителей или средствами, зарабатываемыми в других фирмах, являются главным источником финансирования малых предприятий.
В Канаде личные сбережения владельца предприятия в качестве инструмента финансирования используют 57% малых и средних предприятий, при этом для предприятий на начальном этапе деятельности этот показатель составляет 77%.
Зарубежный опыт подтверждает, что кредитование является важнейшим внешним источником формирования финансовых ресурсов малых и средних предприятий. Так, в США в 2017 г. более 70% малых предприятий имели кредит в форме кредитной линии, ссуды (на приобретение транспортных средств, оборудования, ипотечной ссуды) или финансового лизинга (по сравнению с 55% в 2010 г.). Также в США 82% владельцев малых предприятий как минимум один раз за время ведения бизнеса обращались за получением кредита. В странах «Европы-19» в 2017 г. 79% малых и средних предприятий имели кредитные линии в одном или более банке. В Канаде показатель использования кредитных линий несколько ниже (в 2017 г. ими обладали 62% от общего числа малых и средних предприятий), однако данная форма кредита является наиболее популярной среди традиционных источников финансирования.
Российские малые и средние предприятия используют банковский кредит в гораздо меньшей степени, чем зарубежные. Для создания предприятия кредиты банков привлекали 25% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
Проведенное нами исследование показало, что основными банковскими продуктами на современном этапе развития банковской системы являются:
- во-первых, кредиты на различные цели, отличающиеся друг от друга по срокам, сумме и способам погашения основной суммы долга и процентов по кредиту;
- во-вторых, вклады (депозиты), т.е. любые операции, связанные с хранением или приумножением средств клиента в форме как денег, так и драгоценных металлов, ценных бумаг, а также их перемещением (ведение счетов клиента) от одного клиента к другому. Данные продукты отличаются между собой по срокам, суммам и способам возврата денежных средств клиенту;
- в-третьих, банковские продукты, связанные с обменом валюты, инкассацией, посредническими операциями.
Исследование показало, что как таковых инновационных банковских продуктов на российском рынке не создавалось ранее и не создается сейчас. Все они развивают первичную базу (депозит, кредит, обмен) путем модернизации.
Основными банковскими продуктами, пользующиеся популярностью у предприятий малого и среднего бизнеса являются зарплатные проекты и кредитование. На современном этапе крупнейшим банком по объему зарплатных карт остается ПАО «Сбербанк России». На его долю из общего количества зарплатных карт для предприятий малого и среднего бизнеса приходится свыше 60 % пластиковых карт. Анализируя показатели кредитования данного сегмента экономики, следует отметить, что наблюдается снижение объемов кредитования малого и среднего бизнеса, что отрицательно повлияло на увеличение кредитного портфеля банковского сектора экономики, который преимущественно увеличивается за счет ссудной задолженности. Однако наблюдалось и увеличение просроченной задолженности.
В настоящее время существует немало проблем в сфере кредитования российских малых и средних предприятий банками. Центральной же из них выступает доступность кредитных продуктов для предпринимателей.
Направлениями развития кредитования МСБ в России в ближайшей перспективе являются:
- создание крупными банками широкой филиальной сети для развития региональных кредитных рынков;
- совершенствование продуктовой линейки, использование различных форм кредитования;
- кредитование покупки и модернизации основных средств, расширения производства и внедрения инноваций;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- взаимодействие банков с институциональными инвесторами и государственной инфраструктурой поддержки МСБ.
Изменение показателя объемов кредитования банков России малого и среднего бизнеса зависит от большого числа факторов, но из них лишь некоторые оказывают существенное воздействие на исследуемый показатель и это:
- общая оборачиваемость средств по счетам малого и среднего бизнеса, в млрд. руб.;
- уровень просроченной задолженности по кредитам малого и среднего бизнеса или уровень кредитного риска по кредитам малому и среднему бизнесу России, в %;
- инфляция, в %;
- среднедушевые доходы населения в месяц, в руб.
В процессе осуществления прогноза нами были использованы приемы корреляционно-регрессионного анализа, итого которого стала эконометрическая модель. При построении модели были использованы множество факторов, которые в принципе и образуют спрос и предложение на кредиты малого и среднего бизнеса в России. Таким образом, по итогам построения модели были спрогнозированы объемы предоставления кредитов на каждый квартал, вплоть до 2020 г. Из построенной модели видно, что в будущем возможен рост активности малого и среднего бизнеса на рынке кредитных продуктов банков России, в силу улучшения деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //
Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //
Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.04.2018.
3. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.04.2018.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702 // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление 29.01.2017.
6. Азрилян Г.Н.. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2015 - 725с.
7. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. Краткий курс. Под ред. Балабанова И.Т. СПБ.: Питер, 2016. — 256 с.
8. Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. Банковские продукты: сущность и характеристика / Веретенникова О.Б., Шатковская Е.Г. // Известия Уральского государственного экономического университета. -2016. -№ 1 (39). -С. 42-46.
9. Горелая Н. В. Основы банковского дела: Учебное пособие / Н.В. Горелая; Под ред. А.М. Карминского. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 272 с.
10. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Гражданкина Е.В. - М.: ГроссМедиа, 2016. - 245 с.
11. Долгоаршинных Ю.Ф. Обобщенная классификация банковских продуктов и банковских услуг как средство повышения рентабельности и конкурентоспособности банка / Долгоаршинных Ю.Ф. // Перспективы науки. - 2017. -№ 1 (40). -С. 100-102.
12. Жарковская Е.П. Банковское дело: курс лекций. - М: Омега-Л, 2015. - 278 с.
13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М: Банки и биржи, 2015. - 243 с.
14. Кальсина Е.А. Рынки инновационных банковских продуктов, их сущность и классификация / Кальсина Е.А. // В сборнике: Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития финансов в условиях глобализации" под общей редакцией Л.В. Вороновой.- 2016. -С. 160-165.
15. Кейлер В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2016. - 267 с.
16. Климович В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.П. Климович. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 с.
17. Корнилова Е.Ю. Новый банковский продукт: понятие, виды,
классификация / Корнилова Е.Ю. //Креативная экономика. -2017. -№ 8 (80). -С. 97-108.
18. Коробова Г. Г. Банковские операции: Учебное пособие для средн. проф. образования / Г.Г. Коробова, Е.А. Нестеренко, Р.А. Карпова; Под ред. Ю.И. Коробова - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
19. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов; под
ред. О.И. Лаврушина. — 13 е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 448 с.
20. Марамыгин М.С., Поваров А.В. Понятие розничного банковского продукта / Марамыгин М.С., Поваров А.В. // Известия Уральского государственного экономического университета. -2017.- № 2 (34).- С. 22-28.
21. Маркова О. М. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник / Маркова О.М. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с.
22. Осиповская А. В. Розничные банковские услуги и их развитие в России: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2015. - 143 с.
23. Острожкова П.А. Особенности развития регионального рынка банковских продуктов / Острожкова П.А. // Социально-экономические явления и процессы. -2016. -Т. 11. -№ 4. -С. 55-59.
24. Пилипенко H.H. Словарь предпринимателя / Пилипенко H.H. - М.: Дашков, 2017. - 197 с.
25. Романовская С.А. Банковский менеджмент. - М: Дело Лтд, 2015. - 405с.
26. Саушкина Ю.А. Наиболее перспективные банковские продукты и клиентские сегменты / Саушкина Ю.А. // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. -2015.- № 2. -С. 269-272.
27. Степанова В.С., Синельников Д.С. О сущности понятий «банковская услуга», «банковский продукт» / Степанова В.С., Синельников Д.С.// Приоритетные направления развития науки и образования. -2017. -№ 2 (5).- С. 461-462.
28. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика: учебник / под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2016. - 531 с.
29. Тавасиев А. М. Банковское кредитование: Учебник/Тавасиев А. М., Мазурина Т. Ю., Бычков В. П. - 2 изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 366 с.
30. Терёхин С.Е. Банковский продукт в системе менеджмента качества кредитной организации: понятие, особенности и принцип формирования / Терёхин С.Е.// Проблемы современной экономики (Новосибирск). -2017. -№ 13. -С. 201-205.
31. Тушова И.В., Малхасян А.Е. Особенности современного маркетинга банковских продуктов и услуг / Тушова И.В., Малхасян А.Е. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. -№ 4-2. -С. 109-111.
32. Фаизова А.Х., Губарьков С.В. Экономическое содержание понятия «банковский продукт» / Фаизова А.Х., Губарьков С.В. // Вестник научных конференций.- 2015. -№ 3-2 (3). -С. 156-157.
33. Чапек В.Н., Максимов Д.В., Богуславский В.В. Малое предпринимательство в Росси / Чапек В.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 251 с.
34. Информационный портал banki.ru [Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт портала, 2018. - Режим доступа: http: //www.banki. ru.
35. Информационное агентство bankir.ru [Электронный ресурс]: Банковские продукты - Официальный сайт информационного агентства, 2018. - Режим доступа: http://www.bankir.ru.
36. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Сущность банковских продуктов - Официальный сайт научной электронной библиотеки,
2018. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru.
37. Опора России [Электронный ресурс]: Официальный сайт
общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», 2018. - Режим доступа: http://www.opora.ru
38. Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]: Банки по объему
выданных кредитов МСБ в 2015-2017 гг. - Официальный сайт Рейтингового агентства Росбизнесконсалтинг, 2018. - Режим доступа: http ://www.rbk. ru.
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru
40. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы по банковскому сектору. - Официальный сайт Центрального Банка РФ, 2018. - Режим доступа: http: //www. cbr.ru.
41. АО «Альфа-Банк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт АО «Альфа-Банк», 2018. - Режим доступа: https://alfabank.ru
42. АО «Газпромбанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт АО «Газпромбанк», 2018. - Режим доступа: www.gazprombank.ru/
43. ООО Банк «Аверс» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ООО Банк «Аверс», 2018. - Режим доступа: https://www.aversbank.ru/
44. ПАО «Ак Барс» банк [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Ак Барс» банк , 2018. - Режим доступа: https://www.akbars.ru/
45. ПАО «Акибанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Акибанк», 2018. - Режим доступа: www.akibank.ru/
46. ПАО «ВТБ» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «ВТБ», 2018. - Режим доступа: https://www.vtb.ru/
47. ПАО «Россельхозбанк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Россельхозбанк», 2018. - Режим доступа: https://www.rshb.ru/
48. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Сбербанк России», 2018. - Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/person
49. ПАО «Тимер Банк» [Электронный ресурс]: Информация о банковских
продуктах банка. - Официальный сайт ПАО «Тимер Банк», 2018. - Режим доступа: https://timerbank.ru/
50. ПАО АБ «Девон-Кредит» [Электронный ресурс]: Информация о банковских продуктах банка. - Официальный сайт ПАО АБ «Девон-Кредит», 2018. - Режим доступа: https://www.devoncredit.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ