Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №78222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы195
Год сдачи2020
Стоимость7150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
243
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..18
1.1. Коррупция и антикоррупционная политика как объекты политологического анализа………………………………………………..……18
1.2. Противодействие коррупции в институтах власти: системные, институциональные и культурно-образовательные факторы………………..45
1.3. Формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих: зарубежный и отечественный опыт……………71
Глава 2. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………97
2.1. Политические институты и акторы антикоррупционной политики……………………………………………………………………….....97
2.2. Модели и механизмы антикоррупционного образования: сущность, содержание и специфика………………………………………………………122
2.3. Образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих……………………………...149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….176
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..183



Актуальность темы исследования. Современная коррупционная ситуация в российском обществе свидетельствует о неэффективности антикоррупционной политики во многих аспектах, несмотря на определенное улучшение коррупционной ситуации.
Достаточно долго в нашей стране приоритет в государственной антикоррупционной политике отдавался совершенствованию правовой сферы, регулированию экономических отношений, жесткому наказанию виновных в совершении коррупционных деяний и т.п. Но практика показала, что большинство законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, на практике не дали ожидаемых результатов.
Причины такого неудовлетворительного состояния дел во многом связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах государственной власти. Поэтому важной задачей на пути предотвращения и противодействия коррупции выступает формирование антикоррупционной культуры общества. Следовательно, снижение коррупционной активности граждан возможно за счет формирования антикоррупционной культуры общества, в том числе негативного отношения граждан к коррупции и готовности противодействовать ей.
В России нужно создавать благоприятные условия для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, низкий уровень которой нивелирует антикоррупционный эффект от правовых, судебных, управленческих и других реформ.
Также важным направлением является детальное публичное освещение деятельности государства по предотвращению и противодействию коррупции. Для достижения сотрудничества с общественностью необходимо широко информировать ее об: основных положениях антикоррупционного законодательства; основах соответствующей государственной политики и содержании государственных программ, которые предполагается выполнять, с обоснованием потребностей их общественной поддержки; основных организационных структурах по борьбе с коррупцией; важных антикоррупционных мерах и т.п. И немаловажным направлением такой подготовки является именно обучение, как направление подготовки категории государственных и муниципальных служащих, т.е. представителей гражданского общества, призванных обеспечивать полноценное взаимодействие государства и общественных институтов.
Успешное противодействие коррупции возможно при наличии следующих составляющих: надлежащего антикоррупционного законодательства, эффективного его применения соответствующими государственными органами и их скоординированности в своей деятельности, политической воли руководства государства реально противодействовать коррупции во всех сферах и на всех уровнях государственной власти, поддержки антикоррупционных мер государства гражданским обществом. Каждая из этих составляющих играет в деле противодействия коррупции свою особую роль.
В сложившихся условиях антикоррупционное образование как драйвер устойчивого развития должно быть встроено в проводимые государством реформы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование антикоррупционной политики и образовательных стратегий осуществляется не только в рамках политологического анализа и политической науки в целом, но и отдельных направлений, сложившихся в различных отраслях социогуманитарного знания.
Теоретические основы сущности понятия «коррупция», институциональная взаимосвязь и взаимозависимость определяющих это явление факторов, ее влияние на политическую систему и институты представлены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Р. Даль, Л.А. Жигун, П. Мауро (P. Mauro), Д. Норт (D. North), Б. Ротстайн, Л.В. Савинов, С. Танака (S. Tanaka), Н. Флигстин и др.
Зарубежный опыт по данной проблематике широко освещается в работах Е.Ю. Бочаровой, А.В. Буткова, А.А. Глуховой, М.Н. Камназарова, О.Г. Красиковой, А.Ж. Панзабековой, Д.О. Папуниной, В.Н. Руденкина, А.П. Сарсенова, Д.А. Шпилева и др.
Отдельно стоит отметить монографию В.Н. Руденкина «Борьба с коррупцией: опыт США», внесшую существенный вклад в формирование представлений о перспективной системе антикоррупционных мер, включающей в себя разработку и принятие антикоррупционного законодательства, этических кодексов и законодательных регламентов, регулирующих противодействие коррупции на уровне государственного управления, обобщение зарубежного опыта борьбы с коррупцией и рассмотрение возможностей его использования в современной России .
Коррупция как объект политологического анализа отражена в исследованиях таких авторов, как Н.Ю. Беляева, Д.А. Зарандия, Э.З. Идрисов, М.Ю. Изотов, П.А. Кабанов, Д.А. Квон, В.Н. Прокуратов и др.
Для понимания типологии коррупционных проявлений и правонарушений, формирования основ государственной антикоррупционной политики существенное значение имеют работы российских исследователей В.Н. Агеева, Т.В. Астишиной, Н.А. Ахметовой, Е.В. Богатовой, Ю.П. Гармаева, С.У. Дикаева, В.Н. Омелина, Е.В. Стебеневой, В.А. Фалилеева и др.
Системные, институциональные и культурно-образовательные факторы противодействия коррупции в институтах власти нашли отражения в работах Г.А. Борщевского, Ю.П. Гармаева, П.А. Кабанова, С.Г. Кареповой, С.В. Климовицкого, В.С. Мартьянова, В.Н. Руденкина, Л.В. Савинова и др.
Отдельно отметим сборники трудов цикла научных конференций «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции» под редакцией В.Н. Руденко, в которых представлена широта современных авторских научных подходов и взглядов на теоретико-методологические основания исследования проблем противодействия коррупции, а также институциональный потенциал органов государственной и муниципальной власти, российский и международный опыт формирования новых институтов и актуальных практик в области противодействия коррупции .
В области формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих можно выделить исследования В.С. Коляденковой, А.Н. Перенджиева, С.Д. Савина, Н.В. Сюзевой, Г.Р. Таишевой, Ю.В. Трунцевского, Л.Р. Хайрутдиновой, В.А. Фалилеева и др.
Политические институты и акторов антикоррупционной политики рассматривали М.А. Бурда, К.С. Гаджиев, Е.Г. Дьякова, М.Ю. Зеленков, М.М. Иванова, О.В. Попова, А.Д. Трахтенберг, В.В. Тян и др.
Научно обоснованные модели и механизмы антикоррупционного образования прослеживаются в работах И.И. Бикеева, С.А. Воронцова, П.А. Кабанова, Т.Б. Качкиной, А.В. Качкина, Д.С. Петросян, И.М. Рукиной, Л.В. Савинова, И.В. Сафроновой, И.М. Фокеевой и др.
Вместе с тем, в отечественной науке остается недостаточно изученной проблема формирования и функционирования выделенных (структурных) подразделений образовательных организаций, осуществляющих антикоррупционную подготовку государственных и муниципальных служащих на постоянной основе как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Объект исследования – система антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих как элемент государственной антикоррупционной политики.
Предмет исследования – политические аспекты современного состояния антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих в России и возможные перспективы ее развития.
Целью диссертационной работы является политологический анализ подготовки государственных и муниципальных служащих как важнейшего направления государственной антикоррупционной политики, а также разработка практических рекомендаций по антикоррупционной подготовке государственных и муниципальных служащих в современной образовательной системе России.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
- уточнить сущность и содержание коррупции и антикоррупционной политики как объектов политического анализа;
- выявить системные, институциональные и культурно-образовательные факторы определяющие эффективность противодействия коррупции в институтах власти;
- на основе сравнительного анализа систематизировать и обобщить зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих;
- охарактеризовать политические институты и акторы антикоррупционной политики;
- раскрыть сущность, содержание и специфику моделей и механизмов антикоррупционного образования;
- выявить основные проблемы современной образовательной модели антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, оценить перспективы и направления ее развития.
Теоретико-методологическая основа исследования включает соподчиненные по уровням общенаучные принципы анализа, методологические подходы и методы современной политологии, а также других обществоведческих и гуманитарных наук.
Методологической основой послужил подход, характеризующий государственную политику в области противодействия коррупции как совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и мероприятий, реализуемых органами публичной власти в тесной взаимосвязи с институтами гражданского общества.
Системный подход позволил рассматривать действующую систему противодействия коррупции, включающую в себя различные уровни, сферы, иерархические отношения, во взаимозависимости с другими социальными системами, что, в свою очередь, позволило выявить особенности реализации антикоррупционной политики, ее структуру и содержание.
Применение автором компаративного подхода позволило провести сравнительный анализ институтов и механизмов антикоррупционной политики, объектами которого выступили зарубежные страны, отдельные регионы, международные, образовательные организации и объединения.
Неоинституциональный подход позволил рассмотреть сущность и состояние антикоррупционной политики посредством соотнесения нормативно закрепляемых механизмов государственного и муниципального управления и реальных управленческих и поведенческих практик.
С помощью сравнительно-правового метода, методов структурного и системного анализа документов, вторичного анализа социологических и аналитических данных, контент-анализа СМИ раскрывается содержание антикоррупционной политики и антикоррупционного образования в современной России.
Эмпирическую базу исследования составили материалы, статистические и аналитические документы органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, исследовательских и других организаций, размещающих справочные и информационные издания. В исследовании также проводится анализ федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционной подготовки как средства реализации государственной антикоррупционной политики. В качестве эмпирической базы исследования также были использованы результаты научных исследований следующих авторов: Жолована С.В. , Качкиной Т.Б., Качкина А.В. , Пашенцева Д.А. , Трунцевского Ю.В. , Шорохова В.Е. ,
Научная новизна исследования определяется приращением научного знания о сущности, особенностях и взаимозависимости эффективности современной антикоррупционной политики и образовательных стратегий.
Авторский вклад заключается в выделении в действующем федеральном и региональном законодательстве понятия «антикоррупционная подготовка государственных и муниципальных служащих», авторским определением и разработке оптимальной концепции антикоррупционного обучения государственных и муниципальных служащих с учетом актуального законодательства и сложившейся практики в этой сфере.
Авторское понимание антикоррупционной политики с точки зрения политической науки расширяет перечень возможностей для противодействия данному явлению и позволяет более эффективно встраивать конкретные механизмы осуществления политических интересов в данной сфере, что создает основу для разработки конкретной методики противодействия коррупции.
Основные положения, выносимые на защиту. По результатам исследования соискателем выдвигаются и защищаются следующие положения:
1. В результате исследования разработано авторское определение антикоррупционной политики, под которой понимается политическое решение стратегического уровня, реализация которого основана на использовании соответствующих факторам коррупционного поведения в конкретном обществе средств осуществления политической власти, прежде всего, правовых средств, при этом ориентирована на устранение коррупции как социального явления, создающего угрозы не только возможности эффективного осуществления государственного и муниципального управления, но и суверенитету государства.
2. Представленная автором систематизация факторов противодействия коррупции в институтах власти позволила уточнить сферы исследования, в том числе, выделить конкретные аспекты противодействия коррупции, которые должны быть описаны применительно к российской практике.
3. Антикоррупционное сознание должно существовать и взаимодействовать на уровне политических элит, носителей бюрократической власти, а также гражданского общества в целом, причем формирование антикоррупционного сознания населения должно обеспечиваться за счет использования культурных средств, так как оно выступает одним из аспектов антикоррупционной политики. Формирование антикоррупционного сознания населения, в свою очередь, должно обеспечивать формирование отрицательного отношения к коррупции на культурном уровне, поскольку в этом случае достигаются стратегические цели антикоррупционной политики и, одновременно, создавать предпосылки для привлечения в органы публичной власти граждан, заинтересованных в должном поведении. Вместе с тем, формирование антикоррупционного сознания населения также должно рассматриваться как одно из направлений преодоления бюрократической коррупции в контексте институционального значения проводимой антикоррупционной политики.
4. Проанализировав зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих, автор предполагает, что только органы публичной власти могут рассматриваться как политические институты, поскольку именно они наделены полномочиями, необходимыми для выработки решений практического уровня в сфере противодействия коррупции, а также их последующей реализации.
5. Для создания эффективной системы антикоррупционного образования в России, необходимо учитывать как собственный национальный опыт, так и передовые международные достижения в данной области. Должны учитываться специфические для России факторы коррупции. Только в этом случае реализация государственной антикоррупционной политики будет обеспечена квалифицированными антикоррупционными кадрами и полноценной поддержкой эффективной системы распространения знаний гражданским обществом.
6. Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них разделов по выделенным ниже направлениям:
а) общая антикоррупционная подготовка – получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;
б) правовая подготовка – уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;
в) практическая подготовка – формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;
г) управленческая подготовка – приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.
Соответствие специальности ВАК 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии выражается в реализации требований следующих пунктов:
- проблемы власти в контексте отечественной политической традиции и особенности властных практик в ходе демократических преобразований в стране.
- государство и гражданское общество. Государственная политика и управление. Виды государственной политики.
- политическое управление. Институты, формы и механизмы политического управления, критерии эффективности. Главные акторы политического управления. Публичная политика.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии понятийного аппарата, методики анализа и представлений о сущности коррупции и антикоррупционной политики в отечественной политологии. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в рекомендациях и выводах, которые могут быть использованы в системе антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, при реализации образовательных программ.
Материал, собранный в ходе исследования, а также отдельные выводы диссертационного исследования могут найти и уже находят научное и практическое применение в работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Достоверность результатов исследования подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, релевантных поставленной цели и задачам.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры факультета государственного и муниципального управления Сибирского института управления – филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Основные результаты и выводы исследования представлены в сообщениях и докладах на научных и научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях круглых столов международного, федерального и регионального уровней, проходивших в 2015-2021 гг. в Праге (Чехия), Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Казани, Красноярске и Новосибирске, в том числе:
- Всероссийская научная конференция с международным участием «Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития» (Новосибирск, 19-20 ноября 2015 г.);
- Круглый стол «Противодействие коррупции: правовое обеспечение и антикоррупционные стандарты поведения» (Новосибирск, 8 декабря 2015 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых ученых» (Москва, 3 июня 2016 г.);
- Международная научно-практическая конференция «Противодействие преступлениям коррупционной направленности» (Москва, 27 октября 2016 г.);
- Всероссийская научная конференция с международным участием «Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития» (Москва, 25-26 ноября 2016 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Право и мораль как факторы повышения эффективности реализации антикоррупционной политики государства» (Екатеринбург, 21 апреля 2017 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: проблемы и способы их решения» (Казань, 31 мая 2017 г.);
- Международная научно-практическая конференция «Новации юридической науки и практики как фактор гармонизации взаимоотношений личности, общества и государства» (Новосибирск, 5-7 октября 2017 г.);
- Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы» (Прага, 10 апреля 2018 г.);
- Международная научно-практическая конференция «Противодействие коррупции: правовое обеспечение и антикоррупционные стандарты поведения» (Новосибирск, 6 декабря 2018 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация международных антикоррупционных конвенций в Российской Федерации» (Москва, 7 декабря 2018 г.);
- Сибирский антикоррупционный форум с международным участием «Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования» (Красноярск, 26-27 декабря 2018 г.);
- Международный молодежный научный форум «Ломоносов» (Москва, 8-12 апреля 2019 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире» (Москва, 4-6 июня 2019 г.);
- Международная научно-практическая конференция «Трансформация национальной социально-экономической системы России» (Москва, 22 ноября 2019 г.);
- Международная научная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы мировой политики: итоги и перспективы» (Москва, 29 ноября 2019 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Россия в меняющемся мире: вызовы и стратегии» (Москва, 10 декабря 2019 г.);
- Круглый стол на тему «Изменения в Конституцию РФ и публичная политика» (Санкт-Петербург, 27 февраля 2020 г.);
- Международная научная конференция по проблемам цифровизации EdCrunch Ural (Екатеринбург, 29-30 сентября 2020 г.);
- Международный научный конгресс «Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества» (Москва, 20-24 октября 2020 г.);
- Международная научная конференция «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» (Москва, 27 января 2021 г.).
Материалы исследования использовались в разработке и преподавании курсов повышения квалификации «Противодействие коррупции на муниципальном уровне», «Организация деятельности депутата представительного органа муниципального образования» для глав и заместителей глав муниципальных образований, депутатов и работников аппаратов представительных органов, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений Красноярского края на базе ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» (2020 г. – н.в.).
Положения диссертации отражены в монографии «Антикоррупционная политика и образовательные стратегии в современной России» , подготовленной автором в рамках научного взаимодействия с ФГБНУ ФИЦ «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (2020 г.) и научно-исследовательской работе на тему «Система антикоррупционного SMART-образования муниципальных служащих на примере Красноярского края» , выполненной на базе ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» (2021 г.). Результаты исследований также отражены в 4 статьях в ведущих рецензируемых отечественных журналах, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и иных публикациях, отражающих основные положения исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Исследование коррупции и антикоррупционной политика как объектов политического анализа позволило уточнить основные понятия, предложить классификацию коррупции с точки зрения политической науки.
Коррупция как политическая категория представляет собой использование отдельными социальными группами либо конкретными лицами политической или бюрократической власти в личном интересе, в том числе, опосредованном осуществлением незаконных либо реализуемых против установленного порядка интересов других субъектов. Она состоит в необоснованном и возмездном либо условно-возмездном (встречные представления в виде общего покровительства, другие неявные вознаграждения, получаемые субъектом коррупции) использовании власти в целом либо конкретных полномочий по должности для получения необоснованных выгод, не связанных с осуществлением общественных интересов, и тем самым создающих угрозу суверенитету государства в силу несовпадения целей предполагаемого и фактического использования власти.
Антикоррупционная политика представляет собой политическое решение стратегического уровня, реализация которого основана на использовании соответствующих факторам коррупционного поведения в конкретном обществе средств осуществления политической власти, прежде всего, правовых средств, при этом ориентирована на устранение коррупции как социального явления, создающего угрозы не только возможности эффективного осуществления государственного и муниципального управления, но и суверенитету государства.
Предложена классификация коррупции, предполагающая ее деление по основанию осуществления политической власти в обществе, в рамках которого выделяются политическая, бюрократическая и бытовая коррупция.
2. Рассмотрены различные группы факторов противодействия коррупции, среди которых выделены следующие группы:
- факторы системного характера. Основное значение среди институциональных факторов имеет расширение возможностей участия представителей гражданского общества (общественных групп) в противодействии коррупции, а также действенный характер мер, реализуемых при проведении антикоррупционной политики. Общество должно иметь реальную возможность контролировать действия должностных лиц и достигаемые в рамках проведения антикоррупционной политики результаты. В этом контексте необходимость участия отдельных социальных групп в выработке антикоррупционных мер приобретает все большую актуальность, кроме того, условием эффективности антикоррупционной политики следует считать наличие реальной ответственности государственных и муниципальных служащих за выполнение предписаний антикоррупционных стандартов, дополняемое зависимостью вознаграждений от удовлетворения общественных потребностей;
- факторы институционального характера. С институциональной точки зрения основное значение в противодействии коррупции имеет регулирование объема полномочий служащих, причем этот фактор неразрывно связан с осуществлением общественного контроля как системным фактором, поскольку именно на основании оценок представителей гражданского общества можно судить об обоснованности предоставленных служащему полномочий и соответствии результатов их использования общественным интересам. Регулирование объема полномочий должно вестись, в том числе, и на административном уровне, исходя из установления более четких критериев обоснованности использования полномочий отдельного служащего в зависимости от конкретной ситуации. В свою очередь результаты общественного контроля могут дать общее представление об обоснованности действий государственного или муниципального служащего;
- факторы культурно-образовательного характера. Важнейшее значение, во взаимосвязи с институциональными и системными факторами, также имеют факторы культурно-образовательного характера, так как они непосредственно связаны с регулированием поведения представителей органов публичной власти. Руководствуясь ценностями, основанными на необходимости должного исполнения обязанностей и ориентируясь, в первую очередь, на получение высокого вознаграждения за результаты профессиональной деятельности, при этом осознавая отрицательные последствия коррупционного поведения, служащие не будут рассматривать коррупционные возможности, связанные с должностным положением, в качестве основного мотива поступления на службу. Такой формат становится возможным при условии установления обоснованных вознаграждений, учитывающих реальный вклад государственного или муниципального служащего в достижение необходимых в общественном понимании результатов, при условии осознания служащим наличия общественного контроля и зависимости вознаграждений от удовлетворенности общества результатами его профессиональной деятельности. Только при совокупности внешних условий осуществления профессиональной деятельности, связанных с объемом полномочий, контролем и вознаграждениями, с ценностями и мотивацией служащих противодействие коррупции, как и сама антикоррупционная политика, действительно становятся эффективными.
3. Обобщен зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. Антикоррупционное сознание должно существовать и взаимодействовать на уровне политических элит, носителей бюрократической власти, а также гражданского общества в целом, причем формирование антикоррупционного сознания населения должно обеспечиваться за счет использования культурных средств, так как оно выступает одним из аспектов антикоррупционной политики. Формирование антикоррупционного сознания населения, в свою очередь, должно обеспечивать формирование отрицательного отношения к коррупции на культурном уровне, поскольку в этом случае достигаются стратегические цели антикоррупционной политики и, одновременно, создавать предпосылки для привлечения в органы публичной власти граждан, заинтересованных в должном поведении. Вместе с тем формирование антикоррупционного сознания населения также должно рассматриваться как одно из направлений преодоления бюрократической коррупции в контексте институционального значения проводимой антикоррупционной политики.
В дополнение к формированию антикоррупционного сознания на политическом уровне, очевидно, что его развитие должно достигаться и в рамках противодействия бюрократической коррупции, поэтому антикоррупционная политика должна включать в себя как отдельное направление формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. При этом «пассивное» антикоррупционное сознание должно рассматриваться как цель антикоррупционной политики в целом, а «активное» сознание должно выступать средством ее реализации. В рамках формирования «активного» антикоррупционного сознания служащих должны быть предусмотрены не только средства отрицательного воздействия на лиц, уже совершивших коррупционные правонарушения, но и средства их предупреждения, основанные, в том числе, на средствах этического и морального воздействия. Этот аспект в рамках антикоррупционной политики должен рассматриваться как один из факторов культурно-образовательного характера, способствующих предупреждению коррупции.
4. Проведен анализ политических институтов и акторов антикоррупционной политики в современной России. С позиций противодействия коррупции, только органы публичной власти могут рассматриваться как политические институты, поскольку именно они наделены полномочиями, необходимыми для выработки решений практического уровня в сфере противодействия коррупции, а также их последующей реализации. Помимо этого, сама по себе коррупция как политическое явление в значительной мере связана именно с органами публичной власти, поэтому антикоррупционная политика рассматривается с позиций институтов противодействия коррупции не только во внешнем, но и во внутреннем аспекте, предполагающем, помимо прочего, антикоррупционное образование гражданских служащих. Реализация политики противодействия коррупции только институтами не ограничивается, она охватывает также конкретных участников, к которым, помимо институтов публичной власти, должны быть отнесены политические партии, бизнес, международные организации и гражданское общество, в том числе, отдельные структуры, принимающие активное участие в выработке мер по противодействию коррупции либо их осуществлении.
5. Представлена характеристика моделей и механизмов антикоррупционного образования. Обучение гражданских служащих в сфере противодействия коррупции следует рассматривать на нормативном, институциональном и организационном уровне. Нормативный уровень определяется конкретными правовыми предписаниями, действующими на уровне Национального плана противодействия коррупции и направленными на установление конкретных аспектов получения гражданскими служащими знаний, связанных с их обязанностями в сфере противодействия коррупции, стандартами антикоррупционного поведения, а также формированием профессиональной культуры, основанной на ценностях надлежащего выполнения обязанностей в интересах общества и не допускающих коррупционных действий. Российская модель противодействия коррупции, с учетом положений Национальных планов, включает федеральный и региональный уровень антикоррупционного образования, также предполагается обучение муниципальных служащих, хотя этот аспект и не регулируется на федеральном уровне напрямую. Институциональный аспект российской системы антикоррупционного образования определяет участие в обучении гражданских служащих конкретных образовательных организаций, допускается взаимодействие с институтами гражданского общества в этом направлении, но на нормативном уровне такое взаимодействие не определено. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции включает конкретные программы подготовки, она включает как долгосрочные, так и краткосрочные формы обучения. Получение основного образования по специальностям, связанным с государственным и муниципальным управлением, направлено не только на формирование профессиональных знаний, но и ценностей профессиональной культуры гражданской службы как модели надлежащего поведения в сфере профессиональной деятельности гражданских служащих. Краткосрочные формы обучения должны способствовать поддержанию на необходимом в практической деятельности уровне знаний гражданских служащих, связанных с противодействием коррупции, также способствовать развитию ценностей профессиональной культуры. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции должна включать как развитие конкретных компетенций, так и ценностей, не допускающих коррупционных действий или поведения.
6. Разработана образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих. Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них разделов по выделенным ниже направлениям:
- общая антикоррупционная подготовка – получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;
- правовая подготовка – уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;
- практическая подготовка – формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;
- управленческая подготовка – приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.
Безусловно, предложенные выводы и результаты, не являются исчерпывающими, кроме того, каждое направление требует детальной научной разработки, что приводит к перспективам дальнейших исследований и ставит вопрос о разработке отдельных положений Национальной стратегии противодействия коррупции в этой части, а также разработке и внедрении эффективной системы антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы современной России.




1. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2. Интервью с президентом ГРЕКО М. Мрчелой [Электронный ресурс] // Российская газета, 2013, 21 мая. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/05/21/korrupzia.html – дата обращения 16.08.2020
3. Кабанов П.А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 2. - С. 40-46.
4. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития // NB: Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 4. - С. 35-55.
5. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. - 2015. - № 2. - С. 12-27.
6. Квон Д.А. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты // Власть. – 2015. – № 7. – С. 45-52.
7. Климовицкий С.В., Карепова С.Г. Институциональные меры по борьбе с коррупцией // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 8-9. – C. 64-70.
8. Коляденкова В.С., Перенджиев А.Н. Проблема отсутствия правовых механизмов формирования антикоррупционного сознания в российском обществе: контент-анализ нормативно-правовой базы // Электронный научный журнал «ГосРег». – 2018. – № 2. - С. 14-19.
9. Мартынова А.А. Анализ практик антикоррупционного законодательства в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2019. - № 4. - С. 21-25.
10. Мартьянов В.С. Институциональное противодействие коррупции: законодательный каркас и общественный контроль // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. Ин-т философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 2014. - С. 66-77.
11. Мартьянов В.С. Модернизация морально-политических и правовых регуляторов как способ противодействия коррупции // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. – 2014. – Т. 14. Вып. 2. – С. 108-140.
12. Мартьянов В.С. Противодействие коррупции в ситуации новой российской сословности // Вестник Российской академии наук. - 2017. - Т. 87. - № 6. - С. 511-519.
13. Михайлова Е.А. Основные направления формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся на современном этапе // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. – № 4. – С. 123-125.
14. Научно-образовательный центр противодействия коррупции. РАНХиГС при Президенте РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт РАНХиГС при Президенте РФ. - Режим доступа: http://www.ranepa.ru/struktura/tsentr-protivodejstviya-korruptsii – дата обращения 21.09.2020
15. Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. - Режим доступа: http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/16492726 – дата обращения 21.09.2020
16. Новости Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1750708/ – дата обращения 21.09.2020
17. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // TNESIS. - 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 69-91.
18. Омелин В.Н., Астишина Т.В. Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вестник УЮИ МВД России. - 2018. - № 3 (81). - С. 25-31.
19. Панзабекова А.Ж. Зарубежный опыт противодействия коррупции и возможности его применения в странах ЕАЭС // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2015. - № 10. - Вып. 3. - С. 73-78.
20. Папунина Д.О. Антикоррупционные меры: зарубежный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 3 (257). - Вып. 7. - С. 133-136.
21. Парфенов К.В. Противодействие коррупции: общественно-политический аспект // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции. – М.: ООО ИД Третьяков, 2016. – С. 175-178.
22. Прасолов В.И. Основные направления антикоррупционной политики субъекта экономических отношений // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 9. - Т. 3. - С. 112-114.
23. Предвыборная программа КПРФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии КПРФ. - Режим доступа: https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html – дата обращения 25.08.2020
24. Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия». - Режим доступа: https://er.ru/party/program/ – дата обращения 25.08.2020
25. Предвыборная программа ЛДПР [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии ЛДПР. - Режим доступа: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ – дата обращения 25.08.2020
26. Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». - Режим доступа: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf – дата обращения 25.08.2020
27. Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики. НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // Официальный сайт НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https://lap.hse.ru/ – дата обращения 25.07.2020
28. Прокуратов В.Н. Политические механизмы противодействия коррупции в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 2. – С. 107-112.
29. РБК. Колокольцев назвал самые коррумпированные сферы в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57f4ddb39a79471c1a6fc13d – дата обращения 27.07.2020
30. Российская газета. Александр Бастрыкин: 400 прокуроров, судей и следователей проходят по делам о коррупции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/07/bastrykin-rasskazal-skolko-sudej-prohodiat-po-delamo-korrupcii.html – дата обращения 27.07.2020
31. Россия в Индексе восприятия коррупции – 2019 // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html – дата обращения 27.07.2020
32. Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. Научный редактор Е.Б. Шестопал. - М.: Вече, 1999. - С. 149-179.
33. Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - № 4 (45). - С. 4-10.
34. Руденкин В.Н. Проблема измерения коррупции: возможны ли объективные международные коррупционные рейтинги? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 2 (39). - С. 22-31.
35. Руденкин В.Н. Роль СМИ в профилактике и противодействии коррупции: опыт США // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 101. - № 2. - С. 9-14.
36. Рукина И.М., Петросян Д.С. Формирование антикоррупционного сознания // Проблемный анализ и государственно-управленческое прогнозирование. - 2011. - № 2. - Т.4. - С. 94-98.
37. Савилов М.Г. Меры противодействия преступлениям коррупционной направленности в органах внутренних дел // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - № 2 (43). - С. 54-59.
38. Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3. - С. 37-39.
39. Савинов Л.В. Подготовка государственных и муниципальных служащих для поликультурного общества // Философия образования. - 2011. № 6 (39). - С. 56-62.
40. Савин С.Д. Антикоррупционное сознание как фактор формирования профессиональной культуры россиян // Культурная экономика и экономизация культуры в системе современных обществ. Материалы юбилейной XV российско-китайской социологической конференции. – СПб.: Астерион, 2018. – С. 86-95.
41. Скопин А.Ю., Климов А.И., Зайцев Д.Г. Акторный подход в современных социальных науках: экономике, социологии и политологии [Электронный ресурс] // Публикации. Факультет социальных наук ВШЭ. - Режим доступа: https://social.hse.ru/publications/?search=15a2d174e97e87863dd28c8cfacb3ee1 – дата обращения 16.08.2020
42. СМИ против коррупции в регионах [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГТРК ОКА. – Режим доступа: http://www.gtrkoka.ru/video/smi-protiv-korrupcii15.html – дата обращения 28.08.2020
43. Сюзева Н.В. Провокативные приёмы при формировании антикоррупционного сознания // Образование и наука. - 2013. - № 3 (102). - С. 46-57.
44. Таишева Г.Р. Размышления об антикоррупционном сознании // Диалектика противодействия коррупции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 3 декабря 2014 г. Казань, 2014. - С. 176-178.
45. Трунцевский Ю.В. О содержании антикоррупционного стандарта поведения государственных и муниципальных служащих // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 32. – С. 107-121.
46. Тян В.В. Российский неокорпоратизм как антинеокорпоратизм: назревшие проблемы управления // Управление. - 2018. - № 6 (4). - С. 86-94.
47. Фалилеев В.А. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 10. - С. 3-5.
48. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология. - 2001. - Т. 2. - № 4. - С. 28-55.
49. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное консультирование: понятие, виды и содержание // Политика, государство и право. - 2015. - № 6 (42). - С. 58-60.
50. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - Ч. 1. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/8490 – дата обращения 15.02.2020
51. Центр противодействия коррупции. КНИТУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт КНИТУ. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/dept_ds.jsp?id=2832&idparent=2832& – дата обращения 05.03.2020
52. Шорохов В.Е. Актуальные проблемы глобальных исследований: государственная антикоррупционная политика // Актуальные проблемы глобальных исследований. Россия в глобализирующемся мире: сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И.В. Ильина. М.: МООСИПНН Н.Д.Кондратьева, 2019. - С. 462-463.
53. Шорохов В.Е. Антикоррупционное образование в рамках реализации государственной антикоррупционной политики // Развитие территорий. - 2016. - № 3-4 (6). - С. 74-78.
54. Шорохов В.Е. Антикоррупционное образование государственных и муниципальных служащих // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12 (66). - Ч. 2. - С. 207-209.
55. Шорохов В.Е., Савинов Л.В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России // Сибирский международный. - 2017. - № 19. - С. 170-173.
56. Шорохов В.Е. Дискурс о практиках антикоррупционной подготовки в современной системе государственного управления и публичной политики России // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред.: И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М: МАКС Пресс, 2019. - С. 1-2.
57. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 31-35.
58. Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2019. - № 3. - С. 11-14.
59. Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - Т. 9. - № 1(37). - С. 66-70.
60. Шорохов В.Е. Политические механизмы формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021 [на публикации].
61. Шорохов В.Е. Политический коррупционный лоббизм // Развитие территорий. - 2017. - № 4 (10). - С. 46-49.
62. Шорохов В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 8. - С. 50-54.
63. Шорохов В.Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2020. - № 3 (25). - С. 53-71.
64. ЮНЕСКО: в Красноярском крае создана сетевая кафедра МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26670 – дата обращения 25.11.2020
65. Юсупов М.Р. Антикоррупционное просвещение в России – апологет правовой грамотности // Вертикальная власть федерации. - 2015. - № 2-3. - С. 5.
66. Transparency International включила Россию в список не борющихся с коррупцией стран [Электронный ресурс] // Ведомости, 2018, 12 сентября. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/09/12/780712-v – дата обращения 15.12.2019
Литература на иностранных языках
67. Addendum to the Compliance Report on the Russian Federation. Adopted by GRECO at its 58th Plenary Meeting (Strasbourg, 3-7 December 2012) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/russian-federation – дата обращения 25.09.2019
68. Attitudes to Corruption, Misconduct, and Maladministration in South Australia. University of Adelaide, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.adelaide.edu.au/law/2014/10/09/attitudes-to-corruption-misconduct-and-maladministration-in-south-australia/ – дата обращения 11.08.2019
69. CleanGovBiz. Whistleblower protection: Encouraging reporting. OECD, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://anticorruption-integrity.oecd.org/ – дата обращения 14.01.2020
70. European research centre for anti-corruption and state-building. Preventing corruption through education, information and consciousness-raising [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.againstcorruption.eu/projects/preventing-corruption-through-education-information/ – дата обращения 22.06.2020



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ