Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №75847

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы204
Год сдачи2020
Стоимость8500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..18
1.1. Коррупция и антикоррупционная политика как объекты политологического анализа………………………………………………..……18
1.2. Противодействие коррупции в институтах власти: системные, институциональные и культурно-образовательные факторы………………..45
1.3. Формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих: зарубежный и отечественный опыт……………71
Глава 2. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………97
2.1. Политические институты и акторы антикоррупционной политики……………………………………………………………………….....97
2.2. Модели и механизмы антикоррупционного образования: сущность, содержание и специфика………………………………………………………122
2.3. Образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих……………………………...149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….176
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..183


Актуальность темы исследования. Современная коррупционная ситуация в российском обществе свидетельствует о неэффективности антикоррупционной политики во многих аспектах, несмотря на определенное улучшение коррупционной ситуации.
Достаточно долго в нашей стране приоритет в государственной антикоррупционной политике отдавался совершенствованию правовой сферы, регулированию экономических отношений, жесткому наказанию виновных в совершении коррупционных деяний и т.п. Но практика показала, что большинство законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией, на практике не дали ожидаемых результатов.
Причины такого неудовлетворительного состояния дел во многом связаны с культурой, менталитетом, традициями коррупционной деятельности в органах государственной власти. Поэтому важной задачей на пути предотвращения и противодействия коррупции выступает формирование антикоррупционной культуры общества. Следовательно, снижение коррупционной активности граждан возможно за счет формирования антикоррупционной культуры общества, в том числе негативного отношения граждан к коррупции и готовности противодействовать ей.
В России нужно создавать благоприятные условия для развития социальной (то есть политической, экономической, правовой, моральной) культуры граждан, низкий уровень которой нивелирует антикоррупционный эффект от правовых, судебных, управленческих и других реформ.
Также важным направлением является детальное публичное освещение деятельности государства по предотвращению и противодействию коррупции. Для достижения сотрудничества с общественностью необходимо широко информировать ее об: основных положениях антикоррупционного законодательства; основах соответствующей государственной политики и содержании государственных программ, которые предполагается выполнять, с обоснованием потребностей их общественной поддержки; основных организационных структурах по борьбе с коррупцией; важных антикоррупционных мерах и т.п. И немаловажным направлением такой подготовки является именно обучение, как направление подготовки категории государственных и муниципальных служащих, т.е. представителей гражданского общества, призванных обеспечивать полноценное взаимодействие государства и общественных институтов.
Успешное противодействие коррупции возможно при наличии следующих составляющих: надлежащего антикоррупционного законодательства, эффективного его применения соответствующими государственными органами и их скоординированности в своей деятельности, политической воли руководства государства реально противодействовать коррупции во всех сферах и на всех уровнях государственной власти, поддержки антикоррупционных мер государства гражданским обществом. Каждая из этих составляющих играет в деле противодействия коррупции свою особую роль.
В сложившихся условиях антикоррупционное образование как драйвер устойчивого развития должно быть встроено в проводимые государством реформы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование антикоррупционной политики и образовательных стратегий осуществляется не только в рамках политологического анализа и политической науки в целом, но и отдельных направлений, сложившихся в различных отраслях социогуманитарного знания.
Теоретические основы сущности понятия «коррупция», институциональная взаимосвязь и взаимозависимость определяющих это явление факторов, ее влияние на политическую систему и институты представлены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Р. Даль, Л.А. Жигун, П. Мауро (P. Mauro), Д. Норт (D. North), Б. Ротстайн, Л.В. Савинов, С. Танака (S. Tanaka), Н. Флигстин и др.
Зарубежный опыт по данной проблематике широко освещается в работах Е.Ю. Бочаровой, А.В. Буткова, А.А. Глуховой, М.Н. Камназарова, О.Г. Красиковой, А.Ж. Панзабековой, Д.О. Папуниной, В.Н. Руденкина, А.П. Сарсенова, Д.А. Шпилева и др.
Отдельно стоит отметить монографию В.Н. Руденкина «Борьба с коррупцией: опыт США», внесшую существенный вклад в формирование представлений о перспективной системе антикоррупционных мер, включающей в себя разработку и принятие антикоррупционного законодательства, этических кодексов и законодательных регламентов, регулирующих противодействие коррупции на уровне государственного управления, обобщение зарубежного опыта борьбы с коррупцией и рассмотрение возможностей его использования в современной России .
Коррупция как объект политологического анализа отражена в исследованиях таких авторов, как Н.Ю. Беляева, Д.А. Зарандия, Э.З. Идрисов, М.Ю. Изотов, П.А. Кабанов, Д.А. Квон, В.Н. Прокуратов и др.
Для понимания типологии коррупционных проявлений и правонарушений, формирования основ государственной антикоррупционной политики существенное значение имеют работы российских исследователей В.Н. Агеева, Т.В. Астишиной, Н.А. Ахметовой, Е.В. Богатовой, Ю.П. Гармаева, С.У. Дикаева, В.Н. Омелина, Е.В. Стебеневой, В.А. Фалилеева и др.
Системные, институциональные и культурно-образовательные факторы противодействия коррупции в институтах власти нашли отражения в работах Г.А. Борщевского, Ю.П. Гармаева, П.А. Кабанова, С.Г. Кареповой, С.В. Климовицкого, В.С. Мартьянова, В.Н. Руденкина, Л.В. Савинова и др.
Отдельно отметим сборники трудов цикла научных конференций «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции» под редакцией В.Н. Руденко, в которых представлена широта современных авторских научных подходов и взглядов на теоретико-методологические основания исследования проблем противодействия коррупции, а также институциональный потенциал органов государственной и муниципальной власти, российский и международный опыт формирования новых институтов и актуальных практик в области противодействия коррупции .
В области формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих можно выделить исследования В.С. Коляденковой, А.Н. Перенджиева, С.Д. Савина, Н.В. Сюзевой, Г.Р. Таишевой, Ю.В. Трунцевского, Л.Р. Хайрутдиновой, В.А. Фалилеева и др.
Политические институты и акторов антикоррупционной политики рассматривали М.А. Бурда, К.С. Гаджиев, Е.Г. Дьякова, М.Ю. Зеленков, М.М. Иванова, О.В. Попова, А.Д. Трахтенберг, В.В. Тян и др.
Научно обоснованные модели и механизмы антикоррупционного образования прослеживаются в работах И.И. Бикеева, С.А. Воронцова, П.А. Кабанова, Т.Б. Качкиной, А.В. Качкина, Д.С. Петросян, И.М. Рукиной, Л.В. Савинова, И.В. Сафроновой, И.М. Фокеевой и др.
Вместе с тем, в отечественной науке остается недостаточно изученной проблема формирования и функционирования выделенных (структурных) подразделений образовательных организаций, осуществляющих антикоррупционную подготовку государственных и муниципальных служащих на постоянной основе как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Объект исследования – система антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих как элемент государственной антикоррупционной политики.
Предмет исследования – политические аспекты современного состояния антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих в России и возможные перспективы ее развития.
Целью диссертационной работы является политологический анализ подготовки государственных и муниципальных служащих как важнейшего направления государственной антикоррупционной политики, а также разработка практических рекомендаций по антикоррупционной подготовке государственных и муниципальных служащих в современной образовательной системе России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Исследование коррупции и антикоррупционной политика как объектов политического анализа позволило уточнить основные понятия, предложить классификацию коррупции с точки зрения политической науки.
Коррупция как политическая категория представляет собой использование отдельными социальными группами либо конкретными лицами политической или бюрократической власти в личном интересе, в том числе, опосредованном осуществлением незаконных либо реализуемых против установленного порядка интересов других субъектов. Она состоит в необоснованном и возмездном либо условно-возмездном (встречные представления в виде общего покровительства, другие неявные вознаграждения, получаемые субъектом коррупции) использовании власти в целом либо конкретных полномочий по должности для получения необоснованных выгод, не связанных с осуществлением общественных интересов, и тем самым создающих угрозу суверенитету государства в силу несовпадения целей предполагаемого и фактического использования власти.
Антикоррупционная политика представляет собой политическое решение стратегического уровня, реализация которого основана на использовании соответствующих факторам коррупционного поведения в конкретном обществе средств осуществления политической власти, прежде всего, правовых средств, при этом ориентирована на устранение коррупции как социального явления, создающего угрозы не только возможности эффективного осуществления государственного и муниципального управления, но и суверенитету государства.
Предложена классификация коррупции, предполагающая ее деление по основанию осуществления политической власти в обществе, в рамках которого выделяются политическая, бюрократическая и бытовая коррупция.
2. Рассмотрены различные группы факторов противодействия коррупции, среди которых выделены следующие группы:
- факторы системного характера. Основное значение среди институциональных факторов имеет расширение возможностей участия представителей гражданского общества (общественных групп) в противодействии коррупции, а также действенный характер мер, реализуемых при проведении антикоррупционной политики. Общество должно иметь реальную возможность контролировать действия должностных лиц и достигаемые в рамках проведения антикоррупционной политики результаты. В этом контексте необходимость участия отдельных социальных групп в выработке антикоррупционных мер приобретает все большую актуальность, кроме того, условием эффективности антикоррупционной политики следует считать наличие реальной ответственности государственных и муниципальных служащих за выполнение предписаний антикоррупционных стандартов, дополняемое зависимостью вознаграждений от удовлетворения общественных потребностей;
- факторы институционального характера. С институциональной точки зрения основное значение в противодействии коррупции имеет регулирование объема полномочий служащих, причем этот фактор неразрывно связан с осуществлением общественного контроля как системным фактором, поскольку именно на основании оценок представителей гражданского общества можно судить об обоснованности предоставленных служащему полномочий и соответствии результатов их использования общественным интересам. Регулирование объема полномочий должно вестись, в том числе, и на административном уровне, исходя из установления более четких критериев обоснованности использования полномочий отдельного служащего в зависимости от конкретной ситуации. В свою очередь результаты общественного контроля могут дать общее представление об обоснованности действий государственного или муниципального служащего;
- факторы культурно-образовательного характера. Важнейшее значение, во взаимосвязи с институциональными и системными факторами, также имеют факторы культурно-образовательного характера, так как они непосредственно связаны с регулированием поведения представителей органов публичной власти. Руководствуясь ценностями, основанными на необходимости должного исполнения обязанностей и ориентируясь, в первую очередь, на получение высокого вознаграждения за результаты профессиональной деятельности, при этом осознавая отрицательные последствия коррупционного поведения, служащие не будут рассматривать коррупционные возможности, связанные с должностным положением, в качестве основного мотива поступления на службу. Такой формат становится возможным при условии установления обоснованных вознаграждений, учитывающих реальный вклад государственного или муниципального служащего в достижение необходимых в общественном понимании результатов, при условии осознания служащим наличия общественного контроля и зависимости вознаграждений от удовлетворенности общества результатами его профессиональной деятельности. Только при совокупности внешних условий осуществления профессиональной деятельности, связанных с объемом полномочий, контролем и вознаграждениями, с ценностями и мотивацией служащих противодействие коррупции, как и сама антикоррупционная политика, действительно становятся эффективными.
3. Обобщен зарубежный и отечественный опыт формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. Антикоррупционное сознание должно существовать и взаимодействовать на уровне политических элит, носителей бюрократической власти, а также гражданского общества в целом, причем формирование антикоррупционного сознания населения должно обеспечиваться за счет использования культурных средств, так как оно выступает одним из аспектов антикоррупционной политики. Формирование антикоррупционного сознания населения, в свою очередь, должно обеспечивать формирование отрицательного отношения к коррупции на культурном уровне, поскольку в этом случае достигаются стратегические цели антикоррупционной политики и, одновременно, создавать предпосылки для привлечения в органы публичной власти граждан, заинтересованных в должном поведении. Вместе с тем формирование антикоррупционного сознания населения также должно рассматриваться как одно из направлений преодоления бюрократической коррупции в контексте институционального значения проводимой антикоррупционной политики.
В дополнение к формированию антикоррупционного сознания на политическом уровне, очевидно, что его развитие должно достигаться и в рамках противодействия бюрократической коррупции, поэтому антикоррупционная политика должна включать в себя как отдельное направление формирование антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих. При этом «пассивное» антикоррупционное сознание должно рассматриваться как цель антикоррупционной политики в целом, а «активное» сознание должно выступать средством ее реализации. В рамках формирования «активного» антикоррупционного сознания служащих должны быть предусмотрены не только средства отрицательного воздействия на лиц, уже совершивших коррупционные правонарушения, но и средства их предупреждения, основанные, в том числе, на средствах этического и морального воздействия. Этот аспект в рамках антикоррупционной политики должен рассматриваться как один из факторов культурно-образовательного характера, способствующих предупреждению коррупции.
4. Проведен анализ политических институтов и акторов антикоррупционной политики в современной России. С позиций противодействия коррупции, только органы публичной власти могут рассматриваться как политические институты, поскольку именно они наделены полномочиями, необходимыми для выработки решений практического уровня в сфере противодействия коррупции, а также их последующей реализации. Помимо этого, сама по себе коррупция как политическое явление в значительной мере связана именно с органами публичной власти, поэтому антикоррупционная политика рассматривается с позиций институтов противодействия коррупции не только во внешнем, но и во внутреннем аспекте, предполагающем, помимо прочего, антикоррупционное образование гражданских служащих. Реализация политики противодействия коррупции только институтами не ограничивается, она охватывает также конкретных участников, к которым, помимо институтов публичной власти, должны быть отнесены политические партии, бизнес, международные организации и гражданское общество, в том числе, отдельные структуры, принимающие активное участие в выработке мер по противодействию коррупции либо их осуществлении.
5. Представлена характеристика моделей и механизмов антикоррупционного образования. Обучение гражданских служащих в сфере противодействия коррупции следует рассматривать на нормативном, институциональном и организационном уровне. Нормативный уровень определяется конкретными правовыми предписаниями, действующими на уровне Национального плана противодействия коррупции и направленными на установление конкретных аспектов получения гражданскими служащими знаний, связанных с их обязанностями в сфере противодействия коррупции, стандартами антикоррупционного поведения, а также формированием профессиональной культуры, основанной на ценностях надлежащего выполнения обязанностей в интересах общества и не допускающих коррупционных действий. Российская модель противодействия коррупции, с учетом положений Национальных планов, включает федеральный и региональный уровень антикоррупционного образования, также предполагается обучение муниципальных служащих, хотя этот аспект и не регулируется на федеральном уровне напрямую. Институциональный аспект российской системы антикоррупционного образования определяет участие в обучении гражданских служащих конкретных образовательных организаций, допускается взаимодействие с институтами гражданского общества в этом направлении, но на нормативном уровне такое взаимодействие не определено. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции включает конкретные программы подготовки, она включает как долгосрочные, так и краткосрочные формы обучения. Получение основного образования по специальностям, связанным с государственным и муниципальным управлением, направлено не только на формирование профессиональных знаний, но и ценностей профессиональной культуры гражданской службы как модели надлежащего поведения в сфере профессиональной деятельности гражданских служащих. Краткосрочные формы обучения должны способствовать поддержанию на необходимом в практической деятельности уровне знаний гражданских служащих, связанных с противодействием коррупции, также способствовать развитию ценностей профессиональной культуры. Организационная составляющая обучения гражданских служащих в сфере противодействия коррупции должна включать как развитие конкретных компетенций, так и ценностей, не допускающих коррупционных действий или поведения.
6. Разработана образовательная модель антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих. Разрешение проблемы содержания учебных программ антикоррупционной направленности для государственных и муниципальных служащих возможно посредством включения в них разделов по выделенным ниже направлениям:
- общая антикоррупционная подготовка – получение теоретических знаний в исследуемой области и должных этико-ценностных ориентаций слушателей, а также формирование устойчивых внутренних ограничителей, препятствующих совершению коррупционных поступков;
- правовая подготовка – уяснение прав и обязанностей различных субъектов, деятельность которых непосредственно связана с противодействием коррупции и в большей степени ей подвержена, закрепление знаний законодательства как основания ответственности за коррупционные правонарушения и предупреждения возникновения соответствующих рисков;
- практическая подготовка – формирование и развитие практических навыков антикоррупционной деятельности обучающихся;
- управленческая подготовка – приобретение знаний и навыков организации антикоррупционной деятельности с учетом специфики отдельных государственных и муниципальных органов.
Безусловно, предложенные выводы и результаты, не являются исчерпывающими, кроме того, каждое направление требует детальной научной разработки, что приводит к перспективам дальнейших исследований и ставит вопрос о разработке отдельных положений Национальной стратегии противодействия коррупции в этой части, а также разработке и внедрении эффективной системы антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы современной России.



1. Закон Новосибирской области от 27.04.2010 № 486-ОЗ «О мерах по профилактике коррупции в Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. - 2010. - № 23.
2. Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан Adilet. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000410 - дата обращения 12.11.2019
3. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2006. - № 5. - Ст. 1464.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.) [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1305338/ – дата обращения 15.11.2019
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2394.
6. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/4089549/ – дата обращения 25.11.2019
7. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
8. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 17. – Ст. 1899.
9. Постановление мэрии города Новосибирска от 10.06.2014 № 5925 «Об утверждении плана противодействия коррупции в органах местного самоуправления города Новосибирска на 2014-2016 гг.» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Консорциум Кодекс. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5493676 – дата обращения 25.02.2020
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 59 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" и от 16 октября 2009 года № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341380/ – дата обращения 21.04.2020
11. Постановление Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 26-п «Об утверждении программы «Антикоррупционное просвещение в Новосибирской области на 2015-2016 гг.» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. – дата обращения 25.06.2020
12. Постановление Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 № 299-п «Об утверждении Положения о министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ – дата обращения 25.06.2020
13. Постановление Правительства Новосибирской области от 20.07.2016 № 215-п «О министерстве юстиции Новосибирской области» // Советская Сибирь. - 2016. - № 30.
14. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 10. – Ст. 1084.
15. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг.» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 21. - Ст. 2721.
16. Распоряжение Президента РФ от 28.07.2012 № 344-рп «О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=536678#09410658351666106 – дата обращения 25.03.2020
17. Указ Президента РК от 26.12.2014 № 986 «Об утверждении «Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан Adilet. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000986 – дата обращения 25.08.2020
18. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 21. – Ст. 2429.
19. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 21. – Ст. 2543.
20. Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 22. - Ст. 2698.
21. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875.
22. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 30. – Ст. 4070.
23. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 27. – Ст. 4038.
24. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
25. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
27. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
Научные, учебные и справочные издания
28. Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. тр. по итогам Третьей Всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.Н. Руденко ; вып. ред. В.С. Мартьянов ; чл. редкол. А.Э. Якубовский ; Ин-т философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 2019. - 768 с.
29. Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики / Ред. колл.: Н.Ю. Беляева (отв. ред.), Ш.Ш. Какабадзе, Д.Г. Зайцев. - М.: РАПН, РОССПЭН, 2012. - 253 с.
30. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении: метод. рекомендации / под науч. ред. С.В. Жолована. - СПб.: СПбАППО, 2010. - 56 с.
31. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
32. Голубых Н.В., Чалиников В.А. Основы антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел: рабочая учебная программа спецкурса. - Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2010. - 32 с.
33. Двадцать принципов борьбы с коррупцией (принят Комитетом министров Совета Европы 06.11.1997) // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сборник документов. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 2 с.
34. Зеленков М.Ю. Политология. - М.: Дашков и К, 2017. - 340 с.
35. Идрисов Э.З. СМИ в системе антикоррупционной политики современной России: диссер. … канд. полит. наук. Пятигорск, 2014. - 201 с.
36. Изотов М.Ю. Коррупция в современной России: социокультурные основания и формы проявления: автореф. дисс. … канд. филос. наук. - Иваново, 2012. - 22 с.
37. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: монография. - Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004. - 174 с.
38. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование. - Ульяновск: Печатный двор, 2010. - 92 с.
39. Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия. - М.: За права военнослужащих, 2009. - 333 с.
40. Магомедов А.А., Чирков Д.К. Противодействие коррупционной преступности в государственной службе: рабочая учебная программа. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2007. - 45 с.
41. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013) [Электронный ресурс] // ИПП Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70499600/ – дата обращения 25.08.2020
42. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
43. Письмо Минтруда России от 19.03.2013 № 18-2/10/2-1490 «Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ – дата обращения 25.08.2020
44. Политология: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / В.А. Ачкасов, В.А. Ачкасова, В.А. Гуторов, С.А. Ланцов, Н.В. Полякова. - М.: Юрайт, 2014. - 804 с.
45. Попова О.В. Теория и история политических институтов: учебник. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 344 с.
46. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих органов внутренних дел: рабочая учебная программа / сост. С.Я. Лебедев, В.А. Щербаков, Е.В. Кошелева. - М.: Московский университет МВД России, 2010. - 24 с.
47. Руденкин В.Н. Борьба с коррупцией: опыт США. - Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2009. - 531 с.
48. Сафронова И.В., Фокеева И.М. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: метод. пособие. - Казань: ИРО РТ, 2009. - 98 с.
49. Федоров А.Ю. Правовая охрана корпоративных отношений. Актуальные проблемы, противодействие современным криминальным угрозам, зарубежный опыт: научно-практическое пособие. – М.: Юстицинформ, 2012. - 816 с.
50. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: метод. рекомендации / под общ. ред. С.В. Жолована. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 68 с.
51. Шорохов В.Е. Антикоррупционная политика и образовательные стратегии в современной России: монография / В.Е. Шорохов. – М.: Русайнс, 2020. - 90 с.
52. Шорохов В.Е. Система антикоррупционного SMART-образования муниципальных служащих на примере Красноярского края: отчет о НИР. - Красноярск: ИГМУ, 2021. - 50 с.
Статьи, главы в сборниках, монографиях
53. Агеев В.Н. Борьба с коррупцией в сфере государственной службы как приоритетное направление государственной политики // Следователь. – 2009. – № 9. – С.25-28.
54. Антикоррупционное образование. Проекты. Трансперенси Интернешнл – Россия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра «ТИ-Р». 2017. - Режим доступа: http://transparency.org.ru/antikorruptcionnoe-obrazovanie/antikorruptcionnoe-obrazovanie-v-rossii – дата обращения 22.09.2020
55. Ахметова Н.А. Проблема типологизации коррупции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2011. - № 2 (15). - С. 28-34.
56. Белуза А. Отучим от коррупции. Дорого! [Электронный ресурс] // Известия, 2009, 31 июля. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/351355 – дата обращения 22.09.2020
57. Беляева Н.Ю. Развитие концепта публичной политики: внимание «движущим силам» и управляющим субъектам // ПОЛИС. - 2011. - № 3. - С. 72-87.
58. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3 (13). - С. 178-188.
59. Бикеев И.И., Кабанов П.А. О систематизации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 4. - С. 36-41.
60. Богатова Е.В., Стебенева Е.В. Антикоррупционная политика в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - № 1. - С. 70-73.
61. Борщевский Г.А. Соотношение модели государственной службы и этики государственных служащих // Коммуникология. – 2015. – № 3. Т. 3. – С. 42-62.
62. Бочарова Е.Ю. Особенности регулирования этики государственной службы в США // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - № 29. - С. 1-6.
63. Бурда М.А., Иванова М.М. Антикоррупционная политика современной России: особенности формирования новых подходов государственного управления // POLITBOOK. - 2019. - № 2. - С. 83-96.
64. Бутков А.В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. № 1 (33). - С. 225-232.
65. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015. № 1. - С. 105-111.
66. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции // Деятельность правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка в Дальневосточном регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции 29-30 мая 2014 г. Хабаровск. - 2014. - С. 13-16.
67. Гармаев Ю.П., Фалилеев В.А. Реализация мер антикоррупционного просвещения органами прокуратуры во взаимодействии с юридическими вузами // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 1. - С. 11-15.
68. Гацко М.Ф. Проблемы реализации Национального плана противодействия коррупции // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 4-4. – С. 220-224.
69. Глухова А.А., Красикова О.Г., Шпилев Д.А. Об опыте предупреждения коррупции за рубежом на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3. - С. 195-201.
70. Давыдова И.П. К вопросу об информировании населения о деятельности органов местного самоуправления // Проблемы права. - 2011. - № 1. - С. 71-73.
71. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 37-48.
72. Дикаев С.У. Коррупция – вечная проблема России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2011. - № 23. - С. 48-51.
73. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Общественные советы при органах исполнительной власти и противодействие коррупции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. - Екатеринбург: Институт Философии и права УрО РАН, 2016. - С. 310-326.
74. Жигун Л.А. Разработанность теории коррупции: направления, представления, элементы, модели // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 8 (80). - С. 38.
75. Зарандия Д.А. К вопросу о содержании понятия политической коррупции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – № 6. – С. 34-36.
76. Интервью с президентом ГРЕКО М. Мрчелой [Электронный ресурс] // Российская газета, 2013, 21 мая. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/05/21/korrupzia.html – дата обращения 16.08.2020
77. Кабанов П.А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 2. - С. 40-46.
78. Кабанов П.А. Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития // NB: Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 4. - С. 35-55.
79. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции // Юридические исследования. - 2015. - № 2. - С. 12-27.
80. Квон Д.А. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты // Власть. – 2015. – № 7. – С. 45-52.
81. Климовицкий С.В., Карепова С.Г. Институциональные меры по борьбе с коррупцией // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 8-9. – C. 64-70.
82. Коляденкова В.С., Перенджиев А.Н. Проблема отсутствия правовых механизмов формирования антикоррупционного сознания в российском обществе: контент-анализ нормативно-правовой базы // Электронный научный журнал «ГосРег». – 2018. – № 2. - С. 14-19.
83. Мартынова А.А. Анализ практик антикоррупционного законодательства в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2019. - № 4. - С. 21-25.
84. Мартьянов В.С. Институциональное противодействие коррупции: законодательный каркас и общественный контроль // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. Ин-т философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 2014. - С. 66-77.
85. Мартьянов В.С. Модернизация морально-политических и правовых регуляторов как способ противодействия коррупции // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. – 2014. – Т. 14. Вып. 2. – С. 108-140.
86. Мартьянов В.С. Противодействие коррупции в ситуации новой российской сословности // Вестник Российской академии наук. - 2017. - Т. 87. - № 6. - С. 511-519.
87. Михайлова Е.А. Основные направления формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся на современном этапе // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. – № 4. – С. 123-125.
88. Научно-образовательный центр противодействия коррупции. РАНХиГС при Президенте РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт РАНХиГС при Президенте РФ. - Режим доступа: http://www.ranepa.ru/struktura/tsentr-protivodejstviya-korruptsii – дата обращения 21.09.2020
89. Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. - Режим доступа: http://komitet2-16.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/16492726 – дата обращения 21.09.2020
90. Новости Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1750708/ – дата обращения 21.09.2020
91. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // TNESIS. - 1993. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 69-91.
92. Омелин В.Н., Астишина Т.В. Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вестник УЮИ МВД России. - 2018. - № 3 (81). - С. 25-31.
93. Панзабекова А.Ж. Зарубежный опыт противодействия коррупции и возможности его применения в странах ЕАЭС // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2015. - № 10. - Вып. 3. - С. 73-78.
94. Папунина Д.О. Антикоррупционные меры: зарубежный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 3 (257). - Вып. 7. - С. 133-136.
95. Парфенов К.В. Противодействие коррупции: общественно-политический аспект // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции. – М.: ООО ИД Третьяков, 2016. – С. 175-178.
96. Прасолов В.И. Основные направления антикоррупционной политики субъекта экономических отношений // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 9. - Т. 3. - С. 112-114.
97. Предвыборная программа КПРФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии КПРФ. - Режим доступа: https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html – дата обращения 25.08.2020
98. Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия». - Режим доступа: https://er.ru/party/program/ – дата обращения 25.08.2020
99. Предвыборная программа ЛДПР [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии ЛДПР. - Режим доступа: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ – дата обращения 25.08.2020
100. Предвыборная программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Справедливая Россия». - Режим доступа: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf – дата обращения 25.08.2020
101. Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики. НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // Официальный сайт НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https://lap.hse.ru/ – дата обращения 25.07.2020
102. Прокуратов В.Н. Политические механизмы противодействия коррупции в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 2. – С. 107-112.
103. РБК. Колокольцев назвал самые коррумпированные сферы в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57f4ddb39a79471c1a6fc13d – дата обращения 27.07.2020
104. Российская газета. Александр Бастрыкин: 400 прокуроров, судей и следователей проходят по делам о коррупции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/07/bastrykin-rasskazal-skolko-sudej-prohodiat-po-delamo-korrupcii.html – дата обращения 27.07.2020
105. Россия в Индексе восприятия коррупции – 2019 // Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html – дата обращения 27.07.2020
106. Ротстайн Б. Политические институты: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. Научный редактор Е.Б. Шестопал. - М.: Вече, 1999. - С. 149-179.
107. Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - № 4 (45). - С. 4-10.
108. Руденкин В.Н. Проблема измерения коррупции: возможны ли объективные международные коррупционные рейтинги? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2017. - № 2 (39). - С. 22-31.
109. Руденкин В.Н. Роль СМИ в профилактике и противодействии коррупции: опыт США // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 101. - № 2. - С. 9-14.
110. Рукина И.М., Петросян Д.С. Формирование антикоррупционного сознания // Проблемный анализ и государственно-управленческое прогнозирование. - 2011. - № 2. - Т.4. - С. 94-98.
111. Савилов М.Г. Меры противодействия преступлениям коррупционной направленности в органах внутренних дел // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - № 2 (43). - С. 54-59.
112. Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3. - С. 37-39.
113. Савинов Л.В. Подготовка государственных и муниципальных служащих для поликультурного общества // Философия образования. - 2011. № 6 (39). - С. 56-62.
114. Савин С.Д. Антикоррупционное сознание как фактор формирования профессиональной культуры россиян // Культурная экономика и экономизация культуры в системе современных обществ. Материалы юбилейной XV российско-китайской социологической конференции. – СПб.: Астерион, 2018. – С. 86-95.
115. Скопин А.Ю., Климов А.И., Зайцев Д.Г. Акторный подход в современных социальных науках: экономике, социологии и политологии [Электронный ресурс] // Публикации. Факультет социальных наук ВШЭ. - Режим доступа: https://social.hse.ru/publications/?search=15a2d174e97e87863dd28c8cfacb3ee1 – дата обращения 16.08.2020
116. СМИ против коррупции в регионах [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГТРК ОКА. – Режим доступа: http://www.gtrkoka.ru/video/smi-protiv-korrupcii15.html – дата обращения 28.08.2020
117. Сюзева Н.В. Провокативные приёмы при формировании антикоррупционного сознания // Образование и наука. - 2013. - № 3 (102). - С. 46-57.
118. Таишева Г.Р. Размышления об антикоррупционном сознании // Диалектика противодействия коррупции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 3 декабря 2014 г. Казань, 2014. - С. 176-178.
119. Трунцевский Ю.В. О содержании антикоррупционного стандарта поведения государственных и муниципальных служащих // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 32. – С. 107-121.
120. Тян В.В. Российский неокорпоратизм как антинеокорпоратизм: назревшие проблемы управления // Управление. - 2018. - № 6 (4). - С. 86-94.
121. Фалилеев В.А. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 10. - С. 3-5.
122. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология. - 2001. - Т. 2. - № 4. - С. 28-55.
123. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное консультирование: понятие, виды и содержание // Политика, государство и право. - 2015. - № 6 (42). - С. 58-60.
124. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. - Ч. 1. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/01/8490 – дата обращения 15.02.2020
125. Центр противодействия коррупции. КНИТУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт КНИТУ. - Режим доступа: http://www.kstu.ru/dept_ds.jsp?id=2832&idparent=2832& – дата обращения 05.03.2020
126. Шорохов В.Е. Актуальные проблемы глобальных исследований: государственная антикоррупционная политика // Актуальные проблемы глобальных исследований. Россия в глобализирующемся мире: сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. И.В. Ильина. М.: МООСИПНН Н.Д.Кондратьева, 2019. - С. 462-463.
127. Шорохов В.Е. Антикоррупционное образование в рамках реализации государственной антикоррупционной политики // Развитие территорий. - 2016. - № 3-4 (6). - С. 74-78.
128. Шорохов В.Е. Антикоррупционное образование государственных и муниципальных служащих // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12 (66). - Ч. 2. - С. 207-209.
129. Шорохов В.Е., Савинов Л.В. Восприятие антикоррупционного опыта зарубежных стран как гарант прав человека в России // Сибирский международный. - 2017. - № 19. - С. 170-173.
130. Шорохов В.Е. Дискурс о практиках антикоррупционной подготовки в современной системе государственного управления и публичной политики России // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред.: И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М: МАКС Пресс, 2019. - С. 1-2.
131. Шорохов В.Е. Институциональные основы антикоррупционной политики в России: ретроспектива и современность // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 31-35.
132. Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2019. - № 3. - С. 11-14.
133. Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - Т. 9. - № 1(37). - С. 66-70.
134. Шорохов В.Е. Политические механизмы формирования антикоррупционного сознания государственных и муниципальных служащих // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021 [на публикации].
135. Шорохов В.Е. Политический коррупционный лоббизм // Развитие территорий. - 2017. - № 4 (10). - С. 46-49.
136. Шорохов В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 8. - С. 50-54.
137. Шорохов В.Е. Теория политики институциональности противодействия коррупции в органах публичной власти // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2020. - № 3 (25). - С. 53-71.
138. ЮНЕСКО: в Красноярском крае создана сетевая кафедра МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26670 – дата обращения 25.11.2020
139. Юсупов М.Р. Антикоррупционное просвещение в России – апологет правовой грамотности // Вертикальная власть федерации. - 2015. - № 2-3. - С. 5.
140. Transparency International включила Россию в список не борющихся с коррупцией стран [Электронный ресурс] // Ведомости, 2018, 12 сентября. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/09/12/780712-v – дата обращения 15.12.2019
Литература на иностранных языках
141. Addendum to the Compliance Report on the Russian Federation. Adopted by GRECO at its 58th Plenary Meeting (Strasbourg, 3-7 December 2012) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/russian-federation – дата обращения 25.09.2019
142. Attitudes to Corruption, Misconduct, and Maladministration in South Australia. University of Adelaide, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.adelaide.edu.au/law/2014/10/09/attitudes-to-corruption-misconduct-and-maladministration-in-south-australia/ – дата обращения 11.08.2019
143. CleanGovBiz. Whistleblower protection: Encouraging reporting. OECD, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://anticorruption-integrity.oecd.org/ – дата обращения 14.01.2020
144. European research centre for anti-corruption and state-building. Preventing corruption through education, information and consciousness-raising [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.againstcorruption.eu/projects/preventing-corruption-through-education-information/ – дата обращения 22.06.2020
145. ICAC-OPI Independent Commissioner Against Corruption. South Australia [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://icac.sa.gov.au/ – дата обращения 17.11.2019
146. Level of anti-corruption consciousness increased among Kazakhstanis [Электронный ресурс] // Kazakhstan Today. – Режим доступа: https://www.kt.kz/eng/society/level_of_anticorruption_consciousness_increased_among_kazakhstanis_1153651130.html – дата обращения 16.06.2020
147. Mauro P. Why Worry About Corruption? International Monetary Fund [Электронный ресурс] // Economic issues. – 1997. – № 6. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/issues6/index.htm – дата обращения 10.03.2020
148. Report from the Commission to the European Parliament and the Council. European Commission, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2014:0002:FIN:En:PDF – дата обращения 27.02.2020
149. Shorokhov V.E. Anti-corruption policy in the Russian Federation // European Journal of Natural History. - 2017. - № 3. - P. 22-23.
150. Strafgesetzbuch. Kommentar. Bearbeitet von Dr. Dr. Kristian Kuehl. 27. Auflage. – Muenchen, 2011. – S. 1400-1403.
151. Strafgesetzbuch. Textausgabe mit ausfuehrlichem Sachregister und einer Einfuehrung von H.-H. Yescheck.– Muenchen, 1996. – S. 154-155.
152. Tanaka S. Engaging the Public in National Budgeting: A Non-Governmental Perspective [Электронный ресурс] // OECD Journal on Budgeting. – 2007. – Vol. 7, № 2. – Режим доступа: https://www.oecd.org/gov/budgeting/43412013.pdf – дата обращения 10.03.2020
153. Why do financial disclosure systems matter for corruption? The World Bank, 2012 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.worldbank.org/psd/why-do-financial-disclosure-systems-matter-for-corruption – дата обращения 14.01.2020
Статистические справочники
154. Доклад общественной палаты России о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общественной палаты России. - Режим доступа: https://report2019.oprf.ru/0/index.html – дата обращения 25.05.2020
155. Камназаров М.Н., Сарсенов А.П. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в сфере борьбы с коррупцией (Сингапур, Южная Корея, США, Россия) [Электронный ресурс] // Аналитика. Официальный сайт Верховного суда Республики Казахстан. - Режим доступа: http://sud.gov.kz/rus/printpdf/48 – дата обращения 13.07.2020


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ