Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………5
1.1. Особенности административного принуждения в отечественном административном праве…………………………………………………………5
1.2. Функции административного принуждения………………………………..8
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………11
2.1. Классификация административно-принудительных мер………………...11
2.2. Меры пресечения……………………………………………………………15
2.3. Административные наказания в системе мер административного принуждения……………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список
Актуальность исследования. Административное принуждение, как отраслевой вид государственного принуждения и метод государственного управления, позволяет обеспечить законность и правопорядок, личную и общественную безопасность граждан. С точки зрения способа охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, административное принуждение представлено мерами предупреждения, пресечения, административной ответственности и процессуального обеспечения. Вопросы, связанные с совершенствованием правовых основ применения перечисленных мер принуждения, постоянно находятся в поле зрения учёных-административистов.
Степень научной разработанности темы. Проблеме административного принуждения в целом и его отдельным формам были посвящены фундаментальные исследования Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, И.А. Галагана, М.И. Еропкина, А.И. Каплунова, А.П. Клюшниченко, А.П. Коренева, И.В. Максимова, Л.Л. Попова, А.В. Серегина, А.Ю. Соколова, Ю.П. Соловья, В.А. Тюрина, А.П. Шергина и др.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся при применении уполномоченными субъектами административно-принудительных мер.
Предметом исследования являются имеющиеся в науке представления об административно-принудительных мерах, правовые нормы, регламентирующие основания и порядок их применения, а также правоприменительная практика реализации этих норм.
Целью исследования является теоретический анализ административно-принудительных мер.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть особенности административного принуждения в отечественном административном праве;
2) проанализировать функции административного принуждения;
3) провести классификацию административно-принудительных мер;
4) рассмотреть меры пресечения;
5) рассмотреть административные наказания в системе мер административного принуждения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, связанной с анализом административно-принудительных мер.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Само наименование принудительных мер данного вида свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например полицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако в том случае, если меры административного принуждения будут реализовываться в судебном порядке (например, меры административного наказания), цели и функции административного принуждения должны конкретизироваться в большей степени, в соответствии с их назначением — меры юридической ответственности.
При всей важности института административного принуждения, в научном сообществе не сложилось как однозначного его понимания, так и четкой классификации административно-принудительных мер, что создает определенные трудности . Целесообразность дальнейшего исследования данного правового явления обусловлена рядом факторов.
Во-первых, это политический фактор, состоящий в необходимости обеспечения на практике провозглашенных прав и свобод, установления режима законности, поддержания правопорядка в условиях современной демократизации общества.
Во-вторых, - правовой фактор: необходимость дальнейшего реформирования российского административного законодательства с целью его совершенствования.
В-третьих, - это фактор экономический: необходимость определения границ сферы применения государственного принуждения в условиях построения новой экономической системы, основанной на рыночных началах.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Научные, учебные, справочные издания
Учебная литература
2. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5- е изд., пересмотр. М.: Норма : ИНФРА-М, 2015. 576 с.
3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право, 2007. 219 с.
4. Коркин А.В. Предупредительные меры административного принуждения и профилактика правонарушений в деятельности полиции // Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения) 25 марта 2016 г. СПб. : СПбУ, 2016. - Т. III. - С. 86-91.
5. Студеникиной М.С. Административное право / Под редакцией Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2017. 488 с.
Монографии
6. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование). Ростов-н/Д., 2005. 211 с.
7. Радько Т.П. Методологические вопросы познания функций права. — Волгоград, 1974. 117 с.
8. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Тюмень, 2009. 219 с.
Диссертации, авторефераты
9. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2005. 46 с.
Материалы периодической печати
10. Глащенко В.Д. Проблема соотношения административного принуждения и административного наказания // Административное право и процесс, 2019, № 12. С. 19 – 23.
11. Гостев А.С., Школяренко Е.А. Административные наказания в системе мер административного принуждения. Теоретико-правовая характеристика // Мировой судья, 2017, № 2. С. 23 – 24.
12. Жеребцов А.Н., Вертинская А.Н. Дифференциация административной ответственности: понятие, критерии, значение // Современное право, 2018, № 9. С. 12 – 14.
13. Каплунов А.И. Административная ответственность как форма административного принуждения // Сибирское юридическое обозрение, 2019, № 4. С. 77 – 79.
14. Липинский Д.А. Цели административного наказания // Российская юстиция, 2017, № 7. С. 25 – 27.
15. Лушникова В.А. Виды административного принуждения и их характеристика / В.А. Лушникова // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36216/ (дата обращения: 05.12.2020).
16. Макарейко Н.В. Административная ответственность в системе юридической ответственности // Административное право и процесс, 2019, № 12. С. 21 – 23.
17. Новиков А.Б., Васильева Т.В. Эволюция исполнительных мер в условиях административной реформы // Вестник Российской Академии Естественных Наук. Спб: Изд-во ГИЭФПТ. 2013. № 4. С.29-31.
18. Радько Т. П. Конституция СССР и идеологическая функция советского права // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 3-10.
19. Сафоненков П.Н. Административное принуждение как вид государственного принуждения // Административное и муниципальное право, 2016, № 6. С. 17 – 21.
20. Сафоненков П.Н. Система принципов административного принуждения // Административное и муниципальное право, 2016, № 5. С. 44 – 46.
21. Фараонова М.В. О понятии, содержании и классификации мер административного принуждения в области обеспечения пожарной безопасности // Административное право и процесс. 2016. № 6. С. 82-84.
22. Фиалковская И.Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс, 2018, № 4. С. 41 – 43.