Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые отношения, возникающие по поводу реализации административного принуждения

Работа №12862
Тип работыДипломные работы
Предметадминистративное право
Объем работы67стр.
Год сдачи2005
Стоимость2700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы института административного принуждения……………………………………………………………………..7
1.1. История развития теоретических воззрений об административном принуждении……………………………………………………………………..7
1.2. Принуждение в теории права………………………………………..12
1.3. Понятие и признаки административно-правового принуждения……………………………………………………………………..19
1.4. Классификация мер административно-правового принуждения……………………………………………………………………..27
Глава 2. Актуальные проблемы правового регулирования административного принуждения……………………………………………...38
2.1. Отличие мер административной ответственности от иных мер административного принуждения…………………………………………..…38
2.2. Некоторые вопросы определения административно-правового принуждения в сфере обеспечения личной безопасности……………………48
Заключение……………………………………………………………….58
Библиографический список……………………………………………..63


Актуальность темы исследования. Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.
В связи с проведением в Российской Федерации демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых и экономических преобразований не может получить развития. Таким образом, данное положение оправдывает усиление правоохранительной функции государства, проводимое исполнительной властью.
Существенную роль в охране прав и свобод граждан призваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий.
В силу того, что административно-правовое принуждение на протяжении более пятидесяти лет подвергалось неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок в аргументированную точку зрения.
Необходимость комплексного исследования административного принуждения вызвана двумя основными причинами. Во-первых, возникают теоретические разногласия по поводу отнесения тех или иных мер к мерам административного принуждения, а во-вторых, частое неправомерное применение данных мер, происходящее в силу недостаточной теоретической разработки их классификации и отсутствия их системы в едином нормативно-правовом акте. Таким образом, теоретическое осмысление названных проблем и их исключительная практическая важность определили выбор темы дипломной работы.
Проблемам административного принуждения в той или иной степени посвятили свои работы такие исследователи, как С.С. Алексеев, З.Л. Астемиров, Б.Т. Базылев, В.М. Баранов, Н.А. Боброва, С.Н. Братусь, А.В. Васильев, Н.В. Витрук, Т.Д. Зражевская, С.Н. Кожевников, Н.М. Колосова, Н.А. Краснов, О.Э. Лейст, В.С. Нерсесянц, Р.К. Русинов, М.С. Самощенко, А.С. Сиротин, Л.Р. Стависский, В.М. Сырых, М.Х. Фарукшин, Р.Л. Хачатуров, Р.Г. Ягутян и другие ученые. В настоящее время различные аспекты административного принуждения находятся в центре пристального внимания нового поколения ученых, таких как: А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Р.Г. Джапаридзе, Е.В. Додин, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М. Манохин, А.В. Серегин, М.С. Студеникина, О.М. Якуба и другие ученые.
Объектом данного исследования являются правовые отношения, возникающие по поводу реализации административного принуждения.
Предметом исследования выступает такое правовое явление и соответствующее ему фундаментальное понятие современной юриспруденции как административное принуждение, выступающая эффективным средством предупреждения и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права (в необходимых случаях – мерой возмездия), одним из способов государственно-правового воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и охраны от противоправных посягательств.
Методологической основой дипломного исследования стали современные общенаучные, а также специальные, частно-научные методы познания (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.). Использовались приемы толкования, правового моделирования. Применение указанных методов в сочетании с последними достижениями философской, социологической, политологической и административной мысли позволило выявить и проанализировать основные закономерности института административного принуждения.
Теоретической базой исследования явились, прежде всего, труды по проблемам административного принуждения в области общей теории права и государства, а также работы в области конституционного, административного, уголовного, процессуального и других отраслей права.
Основная цель настоящей дипломной работы заключается в том, чтобы на основе комплексного исследования выявить юридическую сущность административного принуждения, соотношение его с другими методами воздействия на поведение людей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить эволюцию теоретических воззрений об административном принуждении;
- раскрыть понятие административного принуждения и соотнести его с понятием принуждения в теории права;
- выявить признаки административного принуждения;
- дать классификацию мер административного принуждения;
- проанализировать актуальные проблемы правового регулирования административного принуждения.
В соответствии с целью и задачами исследования определена структура работы.

Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, сделаем следующие выводы.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.
Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения, предотвращает наступление общественно вредных последствий.
Применение административного принуждения обусловлено:
- во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей,
- во-вторых, необходимостью пресекать и,
в-третьих, предупреждать правонарушения.
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Следует согласиться с Д.Н. Бахрахом, который считает, что "административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями".
Д.Н. Бахрах отмечает, что "всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. ... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата."
Административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний.
Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности.
Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.
Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.
Административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых специальных случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права.
Являются результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм. Способствует профилактике преступлений. Осуществляется на строго правовой основе.
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Административное принуждение служит целям обеспечения законности и правопорядка.
В качестве предложений по совершенствованию законодательства об административном принуждении считаем необходимым внесение изменений в действующее законодательство об административных правонарушениях несколькими путями:
- изменить двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности в сторону его увеличения, законодательно установив, например, общий срок давности привлечения к административной ответственности в шесть месяцев;
- расширить объем составов административных правонарушений, указанных в пункте 1 статьи 4.5 КоАП РФ, производство по которым допустимо в течение срока до одного года;
- закрепить расширенный перечень обстоятельств, при которых исчисление срока давности привлечения к административной ответственности может быть приостановлено.
Считаем, что изменениям должна быть подвергнута и норма права, закрепленная в ст. 12.26 КоАП РФ, санкция которой должна предусматривать для лиц, имеющих водительские удостоверения, наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, а для лиц, не имеющих права управления транспортным средством, - наказание в виде штрафа.
Внесение выше предложенных в данной статье изменений в законодательство об административных правонарушениях снизит количество оставленных без наказания лиц, привлеченных к административной ответственности, что в свою очередь будет способствовать достижению целей и задач, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Следует также обратить внимание на нормы ст. 31 и 34 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Его статья 31 вводит новую меру административного принуждения - депортацию иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение установленных сроков пребывания и проживания на территории РФ. Возникает в этой связи вопрос о соотношении норм данной статьи и норм ст. 18.8 КоАП РФ, предусматривающей в качестве меры административного наказания за нарушение режима пребывания в РФ административный штраф в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Статья 34 вышеназванного Закона определяет порядок административного выдворения, что по логике вещей должно быть урегулировано в главе 32 КоАП РФ. Более того, Закон определяет полномочия судьи районного суда на дачу санкций на принудительное содержание лица, в отношении которого вынесено постановление об административном выдворении до исполнения данного наказания. При этом не указан срок такого задержания. Разумеется, это предмет регулирования КоАП РФ.

1. Конституция РФ. – М., 1999. – 123 с.
2. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г. О Правительстве Российской Федерации // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2002. N 1 (Ч.1). Ст.2.
4. Федеральный закон от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за правонарушения в области строительства" // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст.58.
5. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" // СЗ РФ. 1999. N 49. Ст.5906.
6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.1650; 2002. N 1 (Ч.1). Ст.2.
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст.5005.
8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст.4029; 1998. N 30. Ст.3606; 1999. N 26. Ст.3175.
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3177; 2001. N 3. Ст.216.
10. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" // СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2868.
11. КоАП Хабаровского края // "Приамурские ведомости". – 2004. - 18 июня. - N 108(3231).
12. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2004. – 864 с.
13. Административное право. Академический курс: Учебник / Под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
14. Административное право: Учебник / Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
15. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000. – 456 С.
16. Александров В. В. Некоторые проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного права России. Омск, 1999. С.55-56.
17. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации. - М., 1996. - 640 с.
18. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М., 1999. - 671 с.
19. Административное право: Учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М., 1999. - 728 с.
20. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х томах. Т.1. М., 1989.
21. Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Киев, 1968. С.3-4.
22. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: Норма, 2004. – 789 с.
23. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. - М., 1996. - 368 с.
24. Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. для вузов. - М., 2000. - 640 с.
25. Бельский К.С. Место административного права в системе полицейского права // Государство и право. 2000. №10. С.18.
26. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
27. Габричидзе Б. Н. Российское административное право: учеб. для вузов. - М., 1998. - 607 с.
28. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
29. Духно Н.А., Чубуков Г.В. Административный правопорядок и ответственность: Учеб. пособие. – М.: Ин-т защиты предпринимателя, 1998. – 223 с.
30. Иконицкая И.Л. Административное право: Учебник. – М.: ИГП РАН, 1999. – 678 с.
31. Козлов Ю. М. Административное право: учебник. - М., 1999. - 320 с.
32. Коренев А. П. Административное право России: учебник. - М., 2000. - 306 с.
33. Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: Дисс... канд. юрид. наук / ТГУ ЮИ, 1998.
34. Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Киев, 1979.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.