Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения плаванию детей с элементами синхронного плавания
1.1. Методы обучения плаванию детей 6-7 лет
1.2. Применение элементов синхронного плавания при обучении детей плаванию
1.3. Развитие физических качеств у детей 6-7 лет
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Исследование эффективности обучения плаванию детей 6-7 лет с элементами синхронного плавания
3.1. Тестирование исходного уровня плавательной подготовки и развития физических качеств детей 6-7 лет
3.2. Разработка методики обучения плаванию с элементами синхронного плавания
3.3. Эффективность обучения детей плаванию с элементами синхронного плавания
Заключение
Актуальность. Плавание – динамичный вид спорта. Спортивное плавание появилось в конце XV века. В 1515 г. в Венеции проводились состязания пловцов, это были одни из первых соревнований по плаванию. В 1538 г. вышло в свет первое руководство по плаванию датчанина П.Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII - начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии и Франции. В середине XIX века появились первые искусственные бассейны, и это было связано с резким ростом популярности этого вида спорта в конце XIX века.
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Плавание как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время разработаны и обоснованы различные методики обучения плаванию, однако, лишь отдельные авторы занимались исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения элементов синхронного плавания [8].
Современная методика обучения плаванию детей характеризуется широким применением общеразвивающих, специальных физических упражнений, а также технических средств обучения. Однако традиционный процесс обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста начальному плаванию спортивными способами предполагает относительно длительный период обучения и адаптации к водной среде [8]. Также наблюдения показывают, что эффективность этого курса крайне низка. Более 16% детей завершают курс, не овладев элементарными навыками самостоятельного плавания [25].
На основе анализа исследований ведущих специалистов по плаванию выявлены недостатки в традиционной методике начального обучения детей плаванию, а именно относительное однообразие используемых средств и методов, низкая общая и двигательная плотность занятий; низкая точность воспроизведения сложных координационных движений в воде; отсутствие дифференциации объема, выполняемых упражнений в зависимости от способностей обучающихся.
Возраст 6–7 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания, а также благоприятным для развития физических способностей, о чем свидетельствуют средние показатели функциональных возможностей организма детей [26]. Кроме того, у детей данного возраста заметно проявляется психологическая готовность к сознательному освоению учебного материала, расширяется восприятие окружающего мира, усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности [31]. На занятиях по плаванию дети обогащаются как двигательным, так и эмоциональным, волевым, эстетическим, нравственным, спортивным опытом, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах [31]. Использование элементов синхронного плавания благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности.
Практика показывает, что двухгодичный регулярный цикл занятий синхронным плаванием эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья [25].
Все вышеизложенное определило целесообразность разработке и обоснованию программно-методического обеспечения для обучения плаванию детей 6-7 лет посредством применения элементов синхронного плавания.
Цель исследования – разработка и апробирование методики обучения плаванию с элементами синхронного плавания детей в возрасте 6-7 лет.
Объект исследования – обучение детей плаванию.
Предмет исследования – применение методики обучения плаванию с элементами синхронного плавания детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование элементов синхронного плавания позволит более эффективно обучить детей навыкам плавания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1) теоретически обосновать целесообразность использования методики обучения плаванию детей с элементами синхронного плавания;
2)разработать методику обучения плаванию с элементами синхронного плавания;
3)экспериментально выявить эффективность методики обучения плаванию детей 6-7 лет, с включением элементов синхронного плавания.
Объект исследования – плавательная подготовка детей 6-7 лет с включением элементов синхронного плавания.
Предмет исследования - методика обучения элементам синхронного плавания 6-7 летних детей в условиях организованных занятий по плаванию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- лично-деятельностный подход (Булгакова Н.Ж.)
- технологический подход (Губа В.П., Булгакова Н.Ж., Шмерко О.В.)
-результаты педагогических исследований, раскрывающие методические основы обучения (Васильева В.С, Шмерко О.В.)
- теории и концепции мотивации (Дьякова Е.Ю., Захарова А.Н., Леонтьев А.Н.)
- повышения технической и физической подготовленности пловцов (Гимазов Р.М., Чертов Н.В.)
Вопросы подготовки пловцов представлены в трудах Аикина В.А., Бакшеева М.Д., Коричко А.В., Булгакова Н.Ж., Бутович Н.А., Васильева В.С., Ганчара И.Л. и др. Вопросы начального обучения плаванию изложены в работах В. С. Васильева, Б. Н. Никитинского, А.В. Коршунова, Т.А. Протченко, Ю. А. Семенова и др. Теория и методика физического воспитания изложены в работах А.С. Дорошенко, Г.А. Решетнева, О.С. Шнейдер, Л.Н. Шатанкова; Ж.К. Холодова.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос и анкетирование, наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
За теоретическую основу работы были взяты научно-методические пособия, интернет-ресурсы, программы обучения плаванию спортивных школ.
База и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебного процесса на этапе начальной подготовки с сентября 2015 по май 2016 гг. в спортивном клубе СОШ № 1329 г. Москва.
Научная новизна: впервые в спортивном клубе СОШ №1329 были включены элементы синхронного плавания в методику обучения детей плаванию.
Теоретическая значимость определяется:
- обоснованием введения элементов синхронного плавания в начальный этап обучения плаванию детей младшего школьного возраста, что позволит использовать эти элементы в качестве средства педагогического контроля за обучением детей навыку плавания и физическими качествами юных пловцов;
- степенью освоения элементов синхронного плавания детей 6-7 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика может использоваться при начальном обучении детей плаванию . В работе выявлена большая эффективность применения методики обучения детей плаванию с элементами синхронного плавания, по сравнению с традиционными методиками использующимися в спортивных школах при обучении детей плаванию.
Личный вклад автора: разработана и апробирована методика обучения детей плаванию с применением элементов синхронного плавания; публикация полученных результатов эксперимента.
Достоверность и обоснованность исследования достигалось:
проверкой теоретических положений и новых решений экспериментального исследования;
метрологическим обеспечением экспериментального исследования;
разработанными автором теоретическими положениями;
использованием результатов в практике с оценкой эффективности разработанной методики.
Положения, выносимые на защиту: разработанная методика обучения детей с включением элементов синхронного плавания в структуре начального этапа обучения способствует улучшению плавательной, технической и физической подготовки детей 6-7 лет.
Структура работы. Работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и 5 приложениями. Содержит 9 таблиц, 11 рисунков, в работе использовано 36 источников литературы, в том числе 2-х зарубежных авторов.
Целью исследования была разработка и апробирование методики обучения плаванию с элементами синхронного плавания детей в возрасте 6-7 лет. Для решения поставленной цели, были решены следующие задачи:
1) теоретически обоснованы методики обучения плаванию детей с элементами синхронного плавания;
2) разработана методика обучения плаванию с элементами синхронного плавания;
3) экспериментально обоснована методика обучения плаванию детей 6-7 лет, включая элементы синхронного плавания.
В итоге проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В теоретической части работы были обоснованы методики обучения детей плаванию, рассмотрены теоретические вопросы применения элементов синхронного плавания в обучении детей плаванию, рассмотрены особенности развития физических качеств у детей в возрасте 6-7 лет.
Установлено, что в возрасте 6-7 лет свойственно освоение детьми элементов синхронного плавания, т.к. в данном возрасте идет активное развитие двигательных способностей. Дети по своим двигательным возможностям в основном готовы к освоению элементов синхронного плавания, где необходимо проявлять такие качества, как координационные способности, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота. Освоение элементов синхронного плавания является основой для решения проблемы водобоязни, формирования устойчивого навыка спортивного плавания при овладении техникой способов плавания.
2. Разработана методика обучения детей плаванию с применением элементов синхронного плавания. Методика включала в себя:
подготовительные упражнения на суше, подводящие в воде
специальные дыхательные упражнения на суше и в воде;
комплексы элементов синхронного плавания.
Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе проводилось тестирование детей, формировались исследуемые группы для эксперимента, подбирались контрольные тесты. Контрольные тесты выбирали с учетом специфики обучения элементов плавания, развитию физических качеств и включали в себя следующие тесты: по плавательной подготовке – задержка дыхания, плавание кролем на груди, плавание на спине; физическая подготовка – челночный бег 3×10 м, проба Ромберга (координационные способности), наклон вперед с положения сидя на полу (тест на гибкость).
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Дети экспериментальной группы занимались по программе, которая включала методики с применением элементов синхронного плавания.
На третьем этапе было проведено контрольное тестирование детей обеих групп, проведена статистическая обработка результатов. В итоге показана эффективность применения результатов тестирования.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность применения элементов синхронного плавания в обучении детей плаванию на начальном этапе. В начале эксперимента была получены следующие результаты:
1) плавательная подготовленность составила соответственно в экспериментальной и контрольной группах: задержка дыхания 15,8 и 15,3 сек, плавание на груди 3,3 и 2,4 м, плавание на спине 2,2 и 1,48 м.
2) физические качества составили соответственно в экспериментальной и контрольной группах: челночный бег 10,64 и 10,84 сек, проба Ромберга 10,25 и 10,29 сек, наклон вперед из положения сидя на полу 14,5 и 15,2 см.
Между группами достоверных различий не было выявлено по всем шести тестам.
После эксперимента были получены следующие результаты:
1) плавательная подготовленность составила в экспериментальной и контрольной группах соответственно: задержка дыхания 19,00 и 15,8 сек, плавание кролем на груди 7,5 и 3,0 м, плавание на спине 5,5 и 2,70 м.
2) физическая подготовленность детей составила соответственно в экспериментальной и контрольной группах: челночный бег 9,45 и 10,65 сек, проба Ромберга 13,10 и 10,42 сек, наклон вперед из положения сидя на полу 17,8 и 16,0 см.
В экспериментальной группе имеются достоверные различия в результатах тестирования. Сравнивая результаты тестирования до и после педагогического эксперимента установлены достоверные различия в экспериментальной группе, в контрольной группе после эксперимента достоверных различий не выявлено.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал свою эффективность. Гипотеза доказана. Цель работы достигнута, задачи решены.
В итоге нами рекомендуется использовать элементы синхронного плавания в обучении детей технике плавания.