Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НАВЫКОВ ПЛАВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа №112616

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями
1.1Психолого-педагогические и физиологические основы
формирования навыков плавания у детей 4-5 лет
1.2Характеристика совместных занятий с родителями как условие
обучения дошкольников плаванию
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями
2.1Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет навыков
плавания
2.2Организация и содержание работы по формированию у детей
4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий
с родителями
2.3Изучение изменений в сформированности у детей 4-5 лет
навыков плавания
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Протоколы констатирующего эксперимента
Приложение Б Конспект занятий по обучению плаванию
Приложение В Протоколы контрольного эксперимента

Актуальность исследования. В основных нормативных документах по дошкольному образованию решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативноправовыми документами как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ), СанПиН 2.4.1.3049-13, Приказ МО «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.1.6., 2.6). Одно из направлений ФГОС ДО образования - «Физическое развитие». Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей.
В современных условиях умение плавать признается одним из немаловажных навыков. Необходимо учитывать тот факт, что обучение плаванию зависит от множества факторов: от самого тренера и выбранной им программы, от возрастных характеристик обучающихся, от первичных навыков, имеющихся у детей, наличие или отсутствие страха воды, физиологические дефекты. На сегодняшний день все больше людей стремятся к тому, чтобы научиться плавать. Во многом это обусловлено тем, что данный вид спорта является вполне доступным. Помимо этого, в обществе идет интенсивная пропаганда здорового образа жизни. Все это в совокупности предопределяет необходимость вовлечение ребенка в плавание. Плавание положительно сказывается на физическом развитие ребенка.
По официальным данным гибель на воде является третьей по частоте причиной смертности. Ежегодно от утопления гибнет около 400 тыс. человек. Каждый час вода уносит жизни около 40-50 человек, 7% из них - дети. Умение плавать позволит помочь оградить ребенка от несчастного случая. Навыки плавания, которые приобретаются в детском возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Дошкольный возраст - период формирования двигательных качеств, навыков и умений ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В этом возрасте у детей закладываются основы здоровья.
Плавание представляет собой одно из основных средств физического воспитания. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания. Вместе с тем, данные научных исследований свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Многолетняя практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик разнится. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут.
Работоспособность мышц у ребенка дошкольного возраста не велика, дети довольно быстро утомляются при статических нагрузках, им более свойственна динамика.
Необходимо с детства знакомить ребенка с водой, адаптировать его к воде, учиться преодолевать страхи, рассказывать о технике безопасности на воде, повторяя ее как можно чаще. Наученный плавать ребенок, хорошо знающий технику безопасности на воде, имеет гораздо меньше шансов утонуть.
Совместные занятия детей и родителей по плаванию способствуют достижению положительных результатов.
У родителей начинает формироваться интерес в отношение «двигательной зрелости» детей. Это положительно сказывается на развитие двигательных навыков ребенка с учетом их возрастных характеристик.
Взаимосвязь между родителями и детьми становится более прочной.
Вопросы, касающиеся формирования навыков плавания у дошкольников, исследовались И.А. Большаковой, В.Я. Лопухиной, Е.А. Мухиной, М.Н. Поповой, П. Фредрикссон, С.А. Яковлевой.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречия:
-между необходимостью формирования навыков плавания у детей и недостаточностью разработанных методик обучения плаванию;
-между необходимостью вовлечения родителей в процесс формирования навыков плавания у детей и недостаточностью определения их роли в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило общую проблему исследования: как формировать навыки плавания у детей 4-5 лет в процессе совместных занятий с родителями?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования «Формирование у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет навыков плавания.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями возможно, если:
-осуществлена предварительная работа с родителями по повышению их компетентности в вопросах формирования у дошкольников навыков плавания;
-организовано формирование навыков плавания у дошкольников с учетом их уровня плавательных умений и включением родителей на разных этапах формирования двигательного навыка;
-отобраны и разработаны упражнения на формирование показателей навыка плавания в соответствии с этапами формирования двигательного навыка.
Для реализации цели исследования и в соответствии с гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогические и физиологические основы формирования навыков плавания у детей 4 -5 лет в процессе совместных занятий с родителями;
2.Выявить уровень сформированности навыков плавания у детей 4-5 лет;
3.Разработать содержание и организацию процесса формирования навыков плавания у детей 4-5 лет в совместных занятиях с родителями.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по используемой проблеме, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические (наблюдение, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования:
-культурно-историческая концепция психического развития (В.С. Выготский);
-концепция детско-родительских отношений (H.H. Авдеева,
М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, O.A. Карабанова).
-теория формирования двигательного навыка (П.К. Анохина, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов);
-исследования о формировании навыков плавания у дошкольников (И.А. Большакова, В.Я. Лопухина, Е.А. Мухина, Т.И. Осокина).
Экспериментальная база исследования: спортивный комплекс «Спорт - Сервис» г. Москва. В исследовании принимало участие 20 детей 4-5 лет и 20 родителей.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2019-2020 гг.). На данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования. Осуществлялся подбор диагностических методик, технологий и методики формирования плавательных навыков у детей 4-5 лет в процессе совместных занятий с родителями
Второй этап - опытно-экспериментальный (2020-2021 гг.). В этот
период проводилась работа по внедрению разработанной программы формирования навыков плавания у детей 4 -5 лет в процессе совместных занятий с родителями
Третий этап - заключительный (2021 г). На данном этапе анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, оформлялись результаты диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что доказана возможность формирования навыков плавания у детей 4-5 лет посредством совместных занятий с родителями.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыты и обоснованы содержание и особенности организации процесса формирования навыков плавания у детей 4-5 лет в процессе совместных занятий с родителями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные планы-конспекты занятий обучения плаванию дошкольников в совместных занятиях с родителями, могут успешно использоваться в работе тренеров, педагогов при формировании навыков плавания у дошкольников.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке содержания, форм и методов работы по формированию у детей 4-5 лет навыков плавания в процессе совместных занятий с родителями и определение их успешности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах общеобразовательной организации. Основные положения исследования получили одобрение в статьях сборников: «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти 2020 г.), студенческой научнопрактической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (Тольятти, 2020 г, 2021 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1.Формирование навыков плавания у детей 4-5 лет обеспечивается включением родителей в совместные занятия и предварительной работой по повышению их компетентности в вопросах формирования у дошкольников навыков плавания
2.Показатели и уровни сформированности навыков плавания у детей среднего дошкольного возраста характеризуются степенью отсутствия страха у ребенка перед плаванием, умением погружаться в воду с головой, умением выполнять дыхательные движения в воде, способностью удерживать тело на поверхности воды и выполнять движения в воде.
3.Программа формирования навыков плавания у дошкольников 4-5 лет строится с учетом их уровня плавательных умений и включением родителей на разных этапах формирования двигательного навыка; предполагает подбор упражнений на формирование показателей навыка плавания в соответствии с этапами формирования двигательного навыка.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (41 наименования), 3 приложения. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 74 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования было установлено, что проблема обучения детей в возрасте 4-5 лет навыкам плавания является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического изучения.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что плавание является важным средством физического воспитания дошкольников. Обучение плаванию положительно сказывается на гармоничном развитии детей. Плавание оказывает положительное воздействие на развитие всех систем детского организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, положительно сказывается на центральной нервной системе, предупреждает возникновение заболеваний, а также выполняет и определенную лечебную роль. Благодаря плаванию развивается симметрия, координация, выносливость. Плавание позволяет стимулировать работу внутренних органов, а также обеспечивает их гармоничное функционирование.
На сегодняшний день существует незначительное количество образовательных программ, которые направлены на обучение дошкольников плаванию. Каждая из таких программ имеет общую основу и последовательность разучивания определенных элементов. Основные сходства программ: в программах обучения обязательным элементом является теоретическая часть (правила посещения бассейна, польза занятий плаванием, общая характеристика и значение общеразвивающих и специализированных упражнений) и практическая часть. Для современных методик обучения характерно использование игровых приемов при обучении дошкольников плаванию.
Совместные занятия по плаванию детей с родителями способствуют тому, что родители познают своего ребенка, его индивидуальные особенности. Помимо этого, у детей и родителей постепенно формируются 66
общие спортивные интересы, они узнают друг друга, что в конечном итоге положительно сказывается и на формировании благоприятного климата в семье.
Также стоит учитывать тот факт, что совместные занятия детей и родителей - это мощный фактор, сказывающийся на развитие ребенка, улучшение его физического и нравственного здоровья.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, говорят о том, что большая часть детей группы (65 %) имеет низкий уровень сформированности навыков плавания. В группе средний уровень имеют 6 детей (30 %). Обращаясь к качественным результатам, можно отметить, что все результаты среднего уровня по баллам приближенны к границе низкого уровня - это свидетельствует о том, что уровень развития у детей сформированности навыков плавания развит недостаточно. Благодаря этому мы делаем вывод о том, что уровень развития уровня сформированности навыков плавания у детей 4-5 лет нужно увеличивать, для этого необходимо организовывать специальную работу.
Мы организовали формирующий эксперимент, который имел логику по организации предварительной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах формирования у дошкольников навыков плавания. Была построена программа формирования навыков плавания у детей 4 -5 лет с учетом их уровня плавательных умений, в которой активно принимали участия родителей на разных этапах формирования двигательного навыка. Мы отобрали игры и упражнения на формирование показателей навыка плавания в соответствии с этапами формирования двигательного навыка, где родители принимали участия и показывали на себе все упражнения.
Полученные после проведения контрольного эксперимента данные, говорят о том, что количество детей с низким уровнем сформированности навыков плавания уменьшилось, а с высоким уровнем сформированности навыков плавания повысилось. Дети, которые боялись воды, справились с боязнью. Родители активно содействовали с инструктором, постепенно и без насилия, дети, испытывающие страх, переступили его.
Дети, которые не хотели идти в бассейн, в конце года не вылезают из воды. Их навыки усовершенствованы.
Проведенный эксперимент продемонстрировал эффективность примененной методики по совместному плаванию детей и родителей и положительный рост в развитии навыков плавания, подтвердил правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Для эффективного развития навыков плавания у детей возраста 4-5 лет, по результатам проведенного экспериментами мы видим, что участие родителей на занятиях помогает детям быстро адаптироваться в воде, освоить все навыки плавания, почувствовать уверенность в себе не только в воде. Поддержка родителя для ребенка 4-5 лет крайне необходима.


1.Александров С. Г., Слынко А. В. Влияние занятий оздоровительным плаванием на морфо-функциональное развитие и двигательную подготовленность дошкольников 5-7 лет // Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций Материалы X Международной научно-практической конференции. 2015. С. 53-57.
2.Алексеевнина О. В. Нетрадиционные подходы к обучению детей плаванию в детском саду // Теоретические и практические вопросы науки XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 129-131.
3.Болдырева В. Б., Кейно А. Ю. Совершенствование техники плавания юных спортсменов на этапе начальной подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 12(140). С. 46-51.
4.Буданова Е. А. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей 4-5 лет на основе использования игрового метода // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2(60). С. 79-82.
5.Вилон О. Н. Построение программ обучения плаванию дошкольников // Современные концепции развития науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 132-136.
6.Виниченко С. Н., Перевощикова Н. К., Дракина С. А., Черных Н. С. Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения // Мать и дитя в Кузбассе. № 3. 2015. С. 8-13.
7.Голубева О. А., Босенко А. А. Спортивно - оздоровительное плавание как средство физического развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 298-300.
8.Горбунова Н. А. Влияние занятий плаванием на физическое состояние дошкольников // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 6. С. 33-37.
9.Горохова Е. Ф., Грищенко Н. В. Особенности влияния плавания на укрепление здоровья дошкольников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен Материалы III Международной научной конференции: в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Самара.: Изд-во ООО "Научно-технический центр" 2017 С 106-109.
10.Карпов В. Ю., Давыдов В. Ю. Игры и развлечение на воде. Сочи: Сочинский гос. ун-т., 2012. 100 с.
11.Киселева Е. В. Влияние занятий плаванием, проводимых в форме творческой игры на развитие дыхательной системы дошкольника // Тенденции развития науки и образования. 2016. № 14-3. С. 16-19.
12.Колесова А. А. Программа по обучению дошкольников аквааэробике, танцам м элементам синхронного плавания // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2014. С. 74-76.
13.Котляров А. Д., Котлярова Г. Л. Использование элементов
фигурного плавания с дошкольниками 6-7 лет в условиях ДОУ // Современное образование, физическая культура и спорт Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию УралГУФК. Челябинск: Уральский государственный университет
физической культуры. 2014. С. 120-122.
14.Кузнецова Ж. В. Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 10. С. 121-124.
15.Кузнецова Ж. В. Плавание как средство развития двигательных способностей у дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5(54). С. 20-21...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ