Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование бизнес-модели ПАО «НК «Роснефть»

Работа №77419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

бизнес планирование

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ 6
1.1 Сущность и особенности отраслевой бизнес-модели 6
1.2. Стратегия организации в построении бизнес-моделей 9
Глава 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» 14
2.1 Общая характеристика ПАО «НК «Роснефть» 14
2.2 Характеристика бизнес-модели корпорации 21
2.3 Анализ влияния тенденций внешней среды на бизнес-модель корпорации 28
2.4 Перекрестное исследование факторов внутренней и внешней среды 32
Глава 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» 38
3.1 Общая характеристика и описание сути предлагаемого проекта 38
3.2. Организационное планирование проекта совершенствования бизнес-модели
корпорации 43
3.3 Риск-анализ проектируемого изменения бизнес-модели 47
3.4 Экономический прогноз ожидаемых результатов трансформации бизнес-
модели 50
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение

Актуальность темы выпускной работы. Динамика современной бизнес-среды подразумевает перманентное возникновение новых технологий, изменение потребительских предпочтений, возникновение социальных трендов, формирование новых политических и экономических условий осуществления предпринимательской деятельности. Эти процессы происходят на виду у всех, но глубинные изменения в технологическом и социально-экономическом укладах, которые они несут в себе, вынуждают коммерческие организации быть в постоянном поиске новых более устойчивых форматов организации бизнеса. В таких условиях основополагающим фактором успешности коммерческой организации является практическая реализация такой бизнес-модели, которая в полной мере соответствует факторам и тенденциям внешней среды. Другими словами, выбор адекватной сложившейся внешней ситуации бизнес- модели подразумевает, с одной стороны, успешность компании, с другой стороны, определяет уровень ее жизнеспособности.
Бизнес-модель подразумевает принципиальную финансовую, структурную, кадровую, технологическую и маркетинговую организацию работы коммерческой организации, воплощенную в составляющих ее элементах, их взаимоотношениях друг с другом и с внешней средой, а также принципы, определяющие эволюцию развития бизнес-модели. Понятие «бизнес- модель» во многом субъективно и ему соответствует множество неоднородных (но не противоречивых) толкований. Однако фундаментально все определения понятия «бизнес- модель» подразумевают сумму неких концептуальных решений, представляющих конкретное описание системы функционирования бизнеса, его структуры, организационных компонентов и их взаимосвязей, механизмов предпринимательской деятельности.
Суть бизнес-моделирования заключается, во-первых, в структурировании, которое подразумевает превращение некой концепции в сумму функций, во-вторых, в создании порядка из хаоса. Бизнес-моделирование является необходимым условием масштабирования бизнеса, поскольку способно создавать концептуальные условия для увеличения производительности пропорционально задействованным дополнительным ресурсам. Реализованная на практике бизнес-модель на системном уровне поддерживает функционирование коммерческой организации на протяжении всего её жизненного цикла. Она представляет собой набор связанных организационных концепций и принципов . Бизнес-модель включает в себя формализацию функционального, поведенческого, операционного, технологического и финансового механизмов.
Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих основные аспекты бизнес-моделирования и выстраивание системы стратегического управления на основе бизнес-модели, является важной и актуальной проблемой в современной экономике Российской Федерации.
Объект исследования - российский нефтегазовый концерн ПАО «НК «Роснефть».
Предметом выпускной работы выступает набор функций, механизмов, взаимосвязанных операций, определяющих процесс преобразования ресурсов, осуществляемого коммерческой организацией при выполнении своего назначения в рамках бизнес-модели.
Цель исследования - разработка и обоснование практических рекомендаций, направленных на совершенствование характеристик и параметров бизнес-модели ПАО «НК «Роснефть».
Поставленная цель определила следующие задачи к достижению:
У раскрыть сущность и особенности отраслевой бизнес-модели;
У рассмотреть теоретико-методологические аспекты стратегии организации в вопросах построения бизнес-моделей;
У охарактеризовать составляющие элементы и провести анализ существующей бизнес- модели корпорации ПАО «НК «Роснефть»;
У проанализировать влияние тенденций внешней среды на бизнес-модель объекта исследования;
У провести перекрестное исследование факторов внутренней и внешней среды;
У дать общую характеристику и описать суть предлагаемого проекта;
У осуществить организационное планирование проекта совершенствования бизнес-модели ПАО «НК «Роснефть» ;
У провести риск-анализ проектируемого изменения бизнес-модели объекта исследования;
У дать экономический прогноз ожидаемых результатов трансформации бизнес-модели.
Практическая значимость выпускной работы заключается в разработке принципиальной бизнес-модели, подразумевающей организацию нефтегазового бизнеса ПАО «НК «Роснефть» на технологическом базисе Индустрии 4.0, соответственно, предлагается уйти от парадигмы Индустрии 3.0, на которой в настоящий момент основана бизнес-модель объекта исследования. Разработанная в выпускной работе бизнес-модель, воплощена в ее структурных элементах, их взаимоотношениях друг с другом и с внешней средой в полной мере учитывают глубинные изменения в технологическом и социально-экономическом укладах, произошедшие в мире и Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу работы составила российская и зарубежная литература и периодические источники по теме бизнес-моделирования, в том числе на английском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жизнеспособным сегодня является тот бизнес, который постоянно меняется, совершенствуя операционную бизнес-модель, адаптируя ее в соответствии с изменениями внешней среды. Другими словами, эффективность функционирования коммерческой организации находится в прямой зависимости от качества и своевременности бизнес- моделирования, которое в свою очередь должно обеспечить связь операционного управления работы компании со стратегией ее развития.
Трансформация бизнес-модели, как систематический и организованный подход, позволяет в операционном управлении фокусировать усилия персонала на достижении приоритетных, стратегических целей, тем самым достигать лучших результатов. Особенно актуальной технология бизнес-моделирования становится в условиях набирающей обороты четвертой промышленной революции, когда в значительной степени востребованы эффективные методы радикальных преобразований сложившихся бизнес- моделей. В тоже время важно не просто осуществить трансформацию бизнес-модели, но и провести объективную оценку того, насколько новое состояние бизнес-модели оптимальнее предыдущего. Эта попытка была сделана в данной работе.
В ходе проведения исследования получены следующие существенные результаты:
- Бизнес-модель подразумевает принципиальную финансовую, структурную, кадровую, технологическую и маркетинговую организацию работы коммерческой организации, воплощенную в составляющих ее элементах, их взаимоотношениях друг с другом и с внешней средой, а также принципы, определяющие эволюцию развития бизнес-модели. Понятие «бизнес- модель» во многом субъективно и ему соответствует множество неоднородных (но не противоречивых) толкований. Однако фундаментально все определения понятия «бизнес- модель» подразумевают сумму неких концептуальных решений, представляющих конкретное описание системы функционирования бизнеса, его структуры, организационных компонентов и их взаимосвязей, механизмов предпринимательской деятельности.
- Коммерческие организации в ответ на изменения на рынке вынуждены постоянно адаптировать и трансформировать собственные бизнес-модели. Как правило, каждой стратегии развития соответствует собственная уникальная бизнес-модель, то есть бизнес-модели меняются с периодичностью один раз в 3-5 лет. В последние десятилетия основным фактором внешней среды, инициирующим трансформации бизнес-моделей, выступают технологические изменения. В этом случае трансформация бизнес-модели в общем виде выглядит следующим образом. Создается основа технологической платформы, формируется технологический компонент ядра, создаются инструменты разработки бизнес-сервисов и осуществляется перевод основных бизнес- процессов на новую платформу.
- Анализ бизнес-модели ПАО «НК «Роснефть» позволил выявить ряд проблемных зон, которые выступают также и областями развития. В частности, аспект технологической модернизации. Выявлено, что цифровая трансформация создает возможности для создания новых бизнес-моделей. Необходимо расширенное применение прорывных технологий, трансформирующих операционные процессы и бизнес модели за счет замещения или дополнения человека на базе использования продвинутой аналитики, искусственного интеллекта, мобильных и носимых устройств, роботизации и интеграционных технологических платформ. Под влиянием четвертой промышленной революции цифровая трансформация ПАО «НК Роснефть», на наш взгляд, должная идти по двум направлениям: продвинутая аналитика (использование больших данных для принятия решений), цифровизация процессов (упрощение с использованием приложений, мобильных устройств). Цифровизация предполагает постоянный процесс совершенствования и трансформации бизнес-модели ПАО «НК «Роснефть» путем поиска, пилотирования и внедрения новых прорывных решений.
- Стратегический анализ, проведенный в результате PEST и SWOT анализов, подтвердили целесообразность проведения работы над развитие системы вспомогательных процессов в цепочке формирования ценности за счет стратегического развития бизнес-модели. Поэтому стратегическая логика концепции, которую предстоит разработать далее в работе, должна быть направлена на создание инновации ценности. Ключевые зоны развития бизнес-модели должны быть направлены на дальнейшее повышение операционной эффективности, создание новой технологической платформы и развитие команды, что позволит ПАО «НК «Роснефть» создавать фундамент долгосрочной конкурентоспособности за счет оптимизации расходов и сокращения коммерческого цикла.
- В работе было предложено осуществить цифровую трансформацию бизнес- модели ПАО «НК «Роснефть». Были предложены изменения следующего характера. Осуществить более глубокую интеграцию операций и цепочек поставок, выстроить в режиме реального времени контрольные бизнес-процессы, а также управление материалами, подрядчиками и персоналом. С использованием цифровых инструментов выстроить процессы принятия управленческих решений в режиме реального времени, а также обеспечить связь между операционными и финансовыми результатами. Такой подход обеспечит гибкость и «прозрачность» бизнес-процессов управления портфелем активов и достижение целевых финансовых показателей .
- За счет внедрения цифрового инструментария в бизнес-модели возможно обеспечить сквозную оптимизацию от скважин до экспорта, ликвидировать «узкие» места и исключить перебои в процессе добычи. Местоположение и состояние здоровья каждого работника ПАО «НК «Роснефть» контролируется носимыми датчиками (промышленный браслет). Предиктивная аналитика в реальном времени с применением искусственного интеллекта осуществляет контроль технологических процессов (оценка режима работы скважины, инициирование технического обслуживания). Создание и интеграция в рамках единой информационной платформы не только работников, но также подрядчиков и поставщиков, что качественно изменит внутренние коммуникации и позволит выстроить крепкие горизонтальные связи даже в условиях необходимости формирования временных команд.
- Полученная в ходе аналитических процедур финансово-статистическая модель оценки экономической эффективности реализации предложенных мероприятий, расчет и анализ основных критериев оценки в рамках которой позволил прийти к выводу о целесообразности внедрения разработанного проекта мероприятий по трансформации бизнес-модели ПАО «НК Роснефть». К этим критериям относится показатель чистого дисконтированного дохода, индекс рентабельности, внутренняя норма доходности и срок окупаемости проекта.



Руководящий документ Госстандарта РФ - РД IDEF 0 2000 от 21 декабря 2000 года - «Методология функционального моделирования IDEF0»
Бек Н.Н., Гаджаева Л.Р. Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 6. №1, 2018. - с. 140 - 159.
Боссиди Л., Чаран Р Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде. -М.: изд. «Вильямс», 2007. - с. 16 - 19.
Вострокнутов А.Е., Лойко В.И. Методологические аспекты формирования и стратегического развития бизнес-модели организаций малого бизнеса // Новые технологии №2 (14), 2018. - с. 88 - 100.
Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес - модели: 55 лучших шаблонов / Перевод с английского. - М: Альпина Паблишер, 2017.
Горевая Е.С. Управление бизнес-моделью: становление концепции и современные тренды // Российское предпринимательство № 16, т. 17, 2016. - с. 1925 - 1944.
Дебелак Д. Бизнес-модели: Принципы создания процветающей организации. -М: изд. «Гребенников», 2009.
Джонсон М., Кристенсен К., Кагерманн Х. Обновление бизнес-модели // Harvard Business Review, март 2009. - с. 63 - 72.
Исаев Р.А. Комплексная бизнес-модель коммерческого банка // Финансовая аналитика: проблемы и решения №15, 2010, - с. 47 - 59.
Каран Г., Нетесин С. Оптимальная бизнес-модель: Четыре инструмента управления рисками: Пер. с английского языка. - М.: изд. «Альпина Паблишер», 2014.
Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента №12(3), 2014, - с. 107 - 130.
Коваленко Б.Б., Амангелдиев К.Б. Бизнес-моделирование - инструмент конкурентоспособности предпринимательской организацией // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» №4, 2017. - с. 110 - 118.
Корешков О.В. Теоретические и инструментально-методические аспекты разработки аутсорсинговой бизнес-модели современных предпринимательских структур // Науковедение №3 (16), 2013. - С. 31.
Котельников В. Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. - М.: изд. «Эксмо», 2007. 
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Краевский И.С. Эволюция определения термина «бизнес-модель» // Вопросы
инновационной экономики №8 (8), 2011, - с. 10-14.
Курочкин П.А. Анализ основных бизнес-моделей, используемых разработчиками программного обеспечения // Вестник Университета (Государственный университет управления) №18, 2011. - с. 166-167.
Маркидес К. Новая модель бизнеса: Стратегии безболезненных инноваций. - М.: изд. «Альпина Паблишер», 2010.
Маркова В.Д. Бизнес-модель: сущность и инновационная составляющая // Проблемы современной экономики №2 (34), 2010. - с. 38 - 42.
Межов С.И., Болденков А.В. Понятие бизнес-модели: сущность, типология и основные принципы построения // Экономика Профессия Бизнес, том 1, 2016.
Межов С.И. , Болденков С.И. Проектирование бизнес-процессов на основе инструментов бизнес-моделирования // Вестник алтайской науки №3-4, 2015. - с. 359 - 365.
Морева Е.Л. Бизнес-модель и ее роль в разработке инновационной политики (анализ зарубежных концепций) // Финансы: Теория и Практика №4, 2017. - с. 126 - 137.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Перевод с англ. - М: изд. «Альпина Паблишер», 2013.
Симановский Ф.И. Классификация бизнес-моделей // Лесной вестник №1, 2010. - с. 180-184.
Стрекалова Н.Д. Бизнес-модель как полезная концепция стратегического управления // Проблемы современной экономики №2, 2009. - с. 133-138.
Третьяк О. А., Климанов Д.Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. Том 14, №1, 2016. - с. 115 - 130.
Чесбро Г Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. -M.: Поколение, 2008.
Юлдашева, О.У Создание клиентоориентированных бизнес-моделей предпринимательской деятельности // Модернизация экономики и общества №1, 2013. - с. 311-318.
Baden-Fuller, Morgan M. Business models as models // Long range planning. №2, Vol. 43, 2010. - p. 156-171.
Bjorkdahl J., Holmen M. Business model innovation - the challenges ahead // Int. J. Product Development Vol. 18, 2013. - p. 213 - 225.
Bock A. J., Opsahl T., George G, Gann D. M. The Eff ects of Culture and Structure on Strategic Flexibility during Business Model Innovation // Journal of Management Studies №2, Vol. 49, 2012. - p. 279 - 305.
Booch G, Rumbaugh J., and Jacobson I. The Unified Modelling Language User Guide. -MA: Addison-Wesley, Reading. 1999.
Burmester C., Luttgens D., Piller F Business Model Innovation for Industrie 4.0: Why the
«Industrial Internet» Mandates a New Perspective on Innovation // RWTH Aachen University, Technology and Innovation Management. Germany, 2015.
33 Osterwalder A., Pigneur Y, Clark T. Business model generation. -New Jersey: John Wiley & Sons, Inc. 2010.
34 Годовая отчётность ПАО «НК «Роснефть» за 2016, 2017 и 2018 годы
35 Сайт нефтяной корпорации ПАО «НК «Роснефть» // www.rosneft.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ