Введение
ГЛАВА 1. PR КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ 6
§1.1 Избирательные технологии как неотъемлемый элемент избирательной кампании 6
§1.2 PR как часть избирательных технологий 21
§1.3 Программное и личностное воздействие рамках PR 30
§1.4 Политическая реклама и политический пиар в СМИ 38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 58
§ 2.1 Особенности электоральной коммуникации на региональном уровне на примере выборов в Белгородскую областную Думу 2015 г 58
§ 2.2 Электоральная коммуникация на примере выборов в государственную
Думу VI созыва 64
§ 2.3 Особенности применения PR-технологий в избирательной кампании на выборах Президента Российской Федерации 2018 г 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Демократизация общественной и политической сферы России дало возможность для каждого жителя страны влиять на ключевые социальные процессы, через процедуру выборов в различные органы государственной власти. На сегодняшний день выборы являются неотъемлемым элементом политического процесса современной России.
Избирательные кампании на федеральном, региональном и местном уровне предоставляют гражданам возможность принять участие в определении состава органов власти, тем самым давая ответную возможность кандидатам через свою программу предложить вариант развития политической системы, с перспективой реализации в случае получения выборной должности. На протяжении всего избирательного цикла идет формирование и развитие различного рода способов и приемов достижения победного результата на выборах. Используемые в процессе избирательных кампаний инструменты, используемые для достижения политических целей, называют избирательными технологиями, с целью установления особой формы взаимодействия - электоральной коммуникации.
Выстраивание электоральной коммуникации связано с применением технологий PR, как последовательности действий, которые направлены на создание, а также дальнейшее поддержание функционирования коммуникационного взаимодействия между субъектом и объектом политической деятельности.
Условия электоральной коммуникации предполагают не только создание программы реальных преобразований, которые будут отвечать потребностям населения. Необходимо также установление контакта между избирателем и кандидатом (или партией), что поможет выделить политический товар из числа предлагаемых аналогов. В условиях
современного медийного и социального пространства необходимо выявить основные направления и стратегии по установлению информационного контакта и взаимодействия между кандидатами или партиями и потенциальным электоратом как во время избирательной кампании, так и в постэлекторальный период
Степень изученности темы исследования. В работах Е.Малкина и М.В Комягиной [11, 13] отражены основные подходы к изучению феномена избирательных технологий в современной политической науке. Также нельзя не обратить внимание на западную политологическую традицию к изучению PR, которые затронуты в работе С.Катлипа [9]. Коммуникационный аспект PR затрагивается в работах Кривец А.П, Клениной Е.А, Ситникова Л.Я, Балашова А.Н. [10, 22, 4].
Значительный вклад в изучение стратегии и позиционировании в рамках избирательного процесса внесли такие исследователи как А.Е Ярославцева, Я.А Журавлева, И.В Задорин, Г.Г Почепцов, Алтунян А.Г. В работах Пушкаревой Г.В, Ситникова Л.Я. и Акопова Г.Л. [7, 8, 19, 3, 19, 22, 2], в работах которых излагаются основные тактические приемы по построению электоральной коммуникации. Проблемы установления связей с общественностью отражены в работах Ярославцевой А.Е, Задорина И.В, Д. Гоулда, Усманова Б.Ф., Голосова Г.В, Чумикова А.Н и Синяевой И.М. [26, 8, 5, 23, 24, 21].
В основе данной работы лежат материалы общественных организаций «Фонд развития гражданского общества» и общественного движения «Голос», посвященные анализу политических программ и средств политической рекламы участниками выборов. Немаловажными являются мониторинги средств массовой информации на предмет выявления количества упоминаний участников выборов, с указанием тональности благодаря автоматизированной системе медиа-мониторинга «Медиалогия».
Сущностной проблемой данной работы является низкая степень изученности темы применения технологий public relations в контексте избирательных кампаний на федеральном и региональном уровнях, что и диктует необходимость их более глубокого исследования.
Объектом исследования являются PR-технологии как часть избирательных технологий, применяемых для построения электоральной коммуникации.
В качестве предмета исследования выступают стратегии и практики репрезентации субъектов политики через политическую программу и политическую рекламу и взаимодействие со СМИ.
Цель данной работы - определить основные механизмы реализации стратегии по построению электоральной коммуникации для получения успешного результата на выборах.
Исходя из поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Исследовать феномен избирательных технологий в контексте осуществления избирательной кампании.
2. Рассмотреть основные функции и роли PR как элемента избирательных технологий.
3. Изучить программное и личностное воздействие в рамках PR.
4. Изучить политическую рекламу и взаимодействие со СМИ как элементов политического PR
5. Выявить ключевые стратегические направления и механизмы политической коммуникации, на основе анализа политических программ агитационных материалов, способов взаимодействия со СМИ на примере избирательных кампаний выборов в Белгородскую областную Думу 2015 г, в государственную Думу VI созыва 2016 г., выборов Президента Российской Федерации 2018 г.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют общенаучные теоретические методы анализа, обобщения, описания. Также применён метод контент-анализа агитационных материалов политических партий в период избирательной кампании на выборах в Государственную Думу VI созыва, метод интент-анализа сообщений СМИ о деятельности кандидатов в Президенты России в ходе и избирательной капании 2018 г.
В рамках исследования, которое было проведено мониторинговым центром «Медиалогия» были проанализированы федеральные и региональные СМИ на предмет упоминания имен кандидатов в Президенты в период с 17 февраля по 17 марта 2018 г. - времени, отведенного ЦИК на осуществление мероприятий по предвыборной агитации. Стоит отметить, что проводимый мониторинг учитывал, как новостные информационные, так и отдельный блок, посвященный предвыборной гонке. Подавляющее преимущество по параметру узнаваемости в федеральных и региональных СМИ принадлежит В. Путину которое составляет 112778 упоминаний, затем идет К. Собчак, которая упоминалась 11313 раз. Далее идут кандидаты от парламентских партий, лидер ЛДПР В. Жириновский был упомянут 10548 раз, представитель КПРФ П. Грудинин упоминался в СМИ 10339 раз. Следом в рейтинге расположился бизнес-омбудсмен Б. Титов, который был упомянут 5398 раз, Г. Явлинский был отмечен 5058 раз, а кандидаты Бабурин и Сурайкин 4521 и 3438 раз соответственно [57].
В подавляющем большинстве случаев, упоминания В. Путина касались его служебной деятельности, а не его участию в предвыборной гонке. Избирательная активность действующего президента рассматривалась в контексте деятельности его доверенных лиц, которые осуществляли как агитационную деятельность, так принимали обращения граждан. В качестве центрального мероприятия предвыборной кампании В. Путина стало проведение ежегодного послания президента Федеральному Собранию [57].
Общественное движение «Голос» осуществляло мониторинг предвыборных блоков, транслировавшийся на пяти основных федеральных каналах. По числу упоминаний первое место занимает П. Грудинин, который упоминался 1013 раз, второе место занимает В. Путин с 740 упоминаниями, третье за В. Жириновским, у которого 565 упоминаний. Однако стоит отметить, что преимущество представителя КПРФ по числу упоминаний в первую очередь связано с освещением негативных моментов его избирательной кампании.
В показателе суммарного времени, отведенного на информирование о деятельности кандидатов в сюжетах, посещённых выборам, демонстрирует высокий интерес к П. Грудинину чем к В. Путину. Средняя продолжительность описания предвыборной кампании кандидата от коммунистической партии составила 85 секунд, тогда как В. Путина 70 секунд. Мониторинг федеральных СМИ, освещающих предвыборную борьбу показал преобладание позитивных сообщений о действиях В. Путина составляет 46 % от всех публикуемых, при 56% сообщениях с нейтральной тональностью. В то же время, у П. Грудинина наблюдалась высокая доля негативных сообщений, составляющих 55% при остальных нейтральных. Преобладание позитивной тональности в сообщениях о В. Путине связано в первую очередь за счет сюжетов, информирующих об успехах доверенных лиц и членов штабов в регионах. При отсутствии сюжетов, столь подробно описывающих работу других кандидатов.
Преобладание негативной тональности в адрес кандидата Грудинина связано с продолжавшемся протяжении всей избирательной кампании обсуждения его счетов за границей, и судебного процесса с пайщиками «Совхоза им. Ленина». Информация о счетах Грудинина появлялась в СМИ в связи с сообщениями ЦИК 12 января об открытых счетах в заграничных банках. Затем, информация о счетах появлялась 2 февраля и 5 марта, однако в обоих случаях не получила своего подтверждения [73].
Значительна разница в освещении встреч кандидатов со своими доверенными лицами. Так встречи Б. Титова и Г. Явлинского со своими группами избирателей 6 и 19 февраля соответственно не были широко представлены в федеральных и региональных медиа. Тогда как встреча действующего президента с доверенными лицами получила широкую огласку.
На момент объявления выборов в полной мере в социальных сетях были представлены у Г. Явлинского, К. Собчак, В. Жириновского. Личные страницы лидера ЛДПР в vk.com, ok.ru и instagram насчитывали около 500 тыс. подписчиков 250 тыс. 300 тыс. подписчиков соответственно. Самая популярная интернет площадка у Явлинского - twitter, насчитывающая 200 тыс. подписчиков, имеется также страница на YouTube, где размещаются агитационные ролики, лекции и отсчеты со встреч с избирателями [74].
Социальные сети Ксении Собчак были раскручены, за счет ее популярности как телеведущей еще до того, как она стала заниматься политикой. Кандидат от «Гражданской инициативы» является абсолютным лидером по показателю количества подписчиков в Facebook (146 тыс.), twitter (1,5 млн), Instagram (5,6 млн). С октября 2017 г. был запущен канал К. Собчак на YouTube, набравший 260 тыс. подписчиков к февралю 2018 г. На канале размещены как короткие ролики, так и тематические ролики продолжительностью 5-7 мин, содержащие информацию о позиции кандидата.
Все аккаунты в социальных сетях П. Грудинина были зарегестрированы только в январе 2018 г. Исключением является YouTube канал, который изначально был каналом КПРФ. При этом, наибольшая активность кандидата связана именно с этой социальной сетью. Использование кандидатами социальных в предвыборной кампании несет формальный характер [74].
Дебаты должны были выступить в качестве важного события, которое могло бы помочь избирателям определить схожесть и различие политических взглядов, касающихся тех или иных общественных проблем через осуществление дискуссии.
Законом предусмотрено проведение в эфире телеканалов круглых столов, тематических дискуссий и мероприятий по агитации, право выбора формата остается за телеканалами. Согласно постановлению, ЦИК от 14 февраля 2018 г. был утвержден график по распределению бесплатного эфирного времени на государственных федеральных каналах. С 8:00 дебаты транслировались на первом канале, с 17:00 - на ТВЦ, с 19:05 - на канале «Россия 24», с 21:05 - на ОТР и на канале «Россия 1» с 23:15. Начиная с первых выпусков, у кандидатов появились серьезные претензии по формату проведения, что вызвало конфликт с организаторами. Рамки дебаты были заданы таким образом, при котором кандидаты не имели возможности осуществлять дискуссию, аргументировать свое мнение, а также в полной мере раскрыть свою программу, а были вынуждены использовать лозунги, тем самым низводя механизм открытой дискуссии [57].
Поставленный формат дебатов вызвал недовольство среди кандидатов. К. Собчак, В. Жириновский и П. Грудинин потребовали изменения формата, с возможностью осуществления прямой дискуссии. В результате была организована встреча кандидатов с председателем ЦИК Э. Памфиловой, по итогам которой Павел Грудинин отказался от участия в дебатах, а Жириновский и Собчак покинули заседание до официального окончания встречи.
Как следствие, в ходе проведения дебатов возникла череда скандальных мероприятий. 27 февраля в эфире «России 1» Ксения Собчак облила водой Владимира Жириновского после ряда нецензурных оскорблений с его стороны, а 15 марта М. Сурайкин в студии едва не подрался с доверенным лицом Павла Грудинина Максимом Шевченко.
Согласно данным ФОМ, для большинства россиян, смотревших предвыборные дебаты, формат их проведения показался крайне неудачным, так как кандидатам не удалось толком рассказать о свое программе, высказать свое мнение по проблемным вопросам.
Избирательная капания на президентских выборах 2018 года показала, что наличие большого числа участников не является фактором, стимулирующим конкурентную борьбу. В установленный агитационный период кандидатам не удалось в полной мере представить свою политическую программу.
Активность кандидатов в социальных сетях носила преимущественно номинальный характер. Для большинства кандидатов, социальные сети выступали исключительно как дополнительная площадка для размещения предвыборной агитации. Исключение составили П. Грудинин, К. Собчак и Г. Явлинский, активно использовавшие интернет-видеохостинг YouTube.
Предвыборные дебаты не также стали площадкой обсуждения и дискуссий по проблемным вопросам среди конкурирующих сторон. В виду неудачно подобранного формата, при котором участники дебатов были ограничены во времени, превратив дебаты в перечисление лозунгов.
В федеральных и региональных СМИ позиционирование имиджей кандидатов было представлено следующим образом:
Кандидаты Г. Явлинский Б. Титов, М. Сурайкин и С. Бабурин присутствовали в информационных блоках СМИ лишь номинально, а их агитационная работа освещалась мало и бессодержательно. В основном критика данных кандидатов была направлена в адрес Ксении Собчак и Павла Грудинина.
Имидж кандидатов, с которыми были связаны различного рода скандалы: Ксения Собчак, Владимир Жириновский, Павел Грудинин. Весьма неоднозначна роль последнего, так как в виду его новизны и активности на начальном этапе делало кандидата от КПРФ потенциальным конкурентом для действующей власти, способного сконцентрировать вокруг себя помимо традиционной аудитории партии еще и протестные группы. Однако, после последовавшей от ЦИК серии сообщений, касаемо заграничных счетов Грудинина, в СМИ начали формировать образ недобросовестного предпринимателя.
Имидж Ксении Собчак выстраивался на основе ее прежнего образа, ассоциировавшийся с телеведущей скандального телешоу. Критике в СМИ также подверглись ее высказывания, касаемо статуса Крыма в составе России. Немаловажную роль сыграл конфликт с Владимиром Жириновским в эфире теледебатов, сопровождавшийся резкими высказываниями.
Представление Владимира Путина как единственного и основного кандидата, пользующегося поддержкой со стороны населения, который занимается государственными делами, формируя образ защитника. Действия Президента противопоставляются остальным кандидатам. В предвыборных блоках не дается его прямой речи, отдается предпочтение высказываются его
Выборы являются неотъемлемым элементом современного российского политического процесса, который позволяет гражданам возможность принять участие в определении состава органов государственной власти как на федеральном, региональном так и местном уровне. Избирательная кампания и избирательный процесс в целом представляет собой комплекс мероприятий институционального и не
институционального характера, связанного как с непосредственной
организацией выборов, так и с активизацией политических структур. В ходе реализации данных процедур формируется политическая культура и
поведение граждан, которые стремятся реализовать свои амбиции и удовлетворить потребности, связанные с получением и использованием ресурсов государственной власти.
В целом, избирательный процесс представляется как система мероприятий, по агитации, проводимой политическими партиями или кандидатами с целью обеспечения для себя максимальной поддержки избирателей на последующих выборах, является основным полем применения избирательных технологийКандидатам представляется возможность предложить вариант развития политической системы, с перспективой реализации в случае получения выборной должности через свою программу.
Развитие и формирование различного рода способов и приемов достижения победного результата на выборах на идет протяжении всего избирательного цикла. Технологии, применяемые в рамках избирательного процесса, являются важнейшим средством информационного взаимодействия между кандидатом или партией и электоратом. Избирательные технологии выступают как специфическая сфера деятельности, направленная на подготовку и проведение избирательных кампаний. Действия, предпринимаемые кандидатом (или партией) и его 101
командой с момента инициации процесса участия в электоральном процессе до окончательного подсчета голосов относят к избирательным технологиям.
Изучение избирательных технологий проходит через призму различных подходов. Нормативный подход призван выявить зависимость, специфику и периодичность избирательного процесса через изучение нормативно-правовой базы, регулирующей правила проведения избирательных кампаний, а также непосредственный электоральный процесс. В задачи структурно-функционального подхода входит выявление основных функций, компонентов избирательных технологий. Коммуникативный подход рассматривает специфику процесса взаимодействия элементов избирательных технологий через построение каналов взаимообмена информацией между субъектом и объектом избирательных технологий. Сравнительно-исторический метод рассматривает динамическое развитие избирательных технологий, выделяя основные их основные тенденции, а также построение прогнозов, касающихся дальнейших изменений в технологическом плане.
PR-технологии, как инструмент создания атмосферы доверия социальных групп и индивидов к кандидатам или партии участвующим в выборах, занимают особое место в избирательных технологиях. В течении избирательного цикла кандидат (или партия) использует медиа ресурсы с целью привлечения избирателей к своей кандидатуре в частности, так и к выборам в целом. Большая часть бюджета избирательных кампаний расходуется на медиа-сопровождение. Применяя технологии PR в период избирательного цикла кандидат или, партия стремится установить электоральную коммуникацию с населением.
Под PR-технологиями понимается последовательность действий определённой совокупности людей, осуществляемая в рамках определённого плана, с целью создания и поддержания функционирования коммуникационного канала между субъектом и объектом деятельности.
Политический маркетинг играет значительную роль в коммуникации. В его рамках все политическое пространство рассматривается как политический рынок, где одна из сторон предлагает свои товары другой стороне, с целью получения прибыли в виде политической власти. При изучении политического рынка, выявляются основные потребности «покупателей», позволяющие составить подходящий «товар», предлагаемый по средствам, программного и личностного воздействия. Потому избирательные технологии не могут не учитывать актуальные на период кампании настроения и методы, выделяющие избирательную капанию от предыдущих, учитываются средства массовой коммуникации, электорат, положение правящих элит и политической системы.
Последовательность действий определённой совокупности людей, осуществляемая в рамках определённого плана, с целью создания и поддержания функционирования коммуникационного канала между субъектом и объектом деятельности называется технологиями связей с общественностью или технологиями PR. Основной задачей политического PR является формирование и презентация имиджа, понимаемого как стратегический образ, используемый кандидатом или партии в ходе избирательной кампании. Построение имиджа кандидата или партии будет зависеть как от идеологических принципов, так и личностных качеств. Среди традиционных приемов самопрезентации выделяют: создание имиджа победителя и аутсайдера, искусственное столкновение между двумя и более кандидатов или партий, создание иллюзии выбора без выбора и высказывание чрезмерного позитива в адрес политика.
Применение стратегии негативной репрезентации конкурентов, является инструментом предвыборной борьбы, речевые обвинения и искажения фактов направлены на активации негативных эмоций в адрес политических оппонентов.
Личностное воздействие направлено на репрезентацию персонализированного положительного образа, на аудиторию, с целью достижения победного результат на выборах. Программное воздействие реализуется через собственно предвыборную программу представляющую собой развернутый документ, который устанавливает политический курс, цели и задачи кандидата, избирательного блока, партии, с использованием определенных методов реализации. Именно программа является основным компонентом, определяющим образ кандидата или партии, позволяющий выявить отношение к тем или иным проблемам политической действительности.
Применяя технологии PR в период избирательного цикла кандидат или, партия стремится установить электоральную коммуникацию с населением. Для реализации стратегии по построению положительного имиджа в ходе избирательной кампании используется ряд средств политической агитации.
Ключевые пункты политической программы в более краткой формулировке преподносится для наиболее эффективного распространения и продвижения, через механизм политической рекламы. В рекламной коммуникации политического характера наиболее популярными являются средства полиграфической продукции. Как правило, исследователи выделяют такие жанры печатных средств политической рекламы как: политический плакат, афиша, листовка, буклет, брошюра, портрет. Также, важную роль играют видео и аудио сообщения, представленные в виде клипов-афиш, коротких имиджевых роликах, и клипов «последней недели».
Политический PR невозможен без построения взаимодействия со средствами массовой информации, которые интегрированы в политические процессы: в коммуникативной подсистеме они осуществляют
взаимодействие между различными подсистемами политической системы,
связывая политическую систему с другими важнейшими элементами жизни общества.
Помимо уже существующих традиционных СМИ, представленные печатными изданиями, телевидением и радио, активно в обществе активно используются интернет-СМИ, от блогов в социальных сетях и мессенджерах, до сетевых информационных агентств. Среди основных форм активности в сети Интернет политических партий или кандидатов как в период избирательной кампании, так и в период между выборами через активно- развивающиеся социальные сети, блоги, мессенджеры.
Основным вычисляемым показателем является прямая или косвенная упоминаемость - отображение прямых упоминаний о наблюдаемом объекте, а также косвенные упоминания объекта в контексте темы, не имущей к нему прямого отношения.
Нельзя не отметить значимость контента, направленного на выявление отношений и намерений исследуемого объекта. Основным компонентом анализа в данном случае является тональность сообщения, предполагающая выяснение отношения автора того или иного контента к освещаемым событиям, явлением, личностям. Сообщение может иметь положительный, отрицательный или нейтральный окрас. Возможность достижения
успешного результата на выборах будет напрямую зависеть от того, насколько часто и в какой тональности будет упоминаться тот или иной участник избирательной кампании. Также нельзя не отметить, что именно СМИ являются основной площадкой для публикации политической рекламы.
Как показал опыт избирательной кампании на выборах в Белгородскую Областную Думу в 2015 г. на региональном уровне наиболее эффективным способов воздействия на электорат является применение традиционных средств широкоформатной печати, при минимальном использовании СМИ и Интернет-ресурсов, важным элементом также является предвыборная программа. Так в программных и агитационных материалах «Единой России» единожды происходит упоминание о политических конкурентах на
Пример «Единой России» как партии, которая наиболее успешно участвует в выборном процессе как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях использует PR-технологии, в рамках построения электоральной коммуникации с избирателями. Значительную роль на стадии планирования построения электоральной коммуникации играет региональный аспект, который выражается в знании особенностей населения, культурных, социально-экономических и географических особенностей, характеризующих регион. Знание данных особенностей является важным ориентиром для применения PR-технологий на региональном уровне. К особенностям применения инструментов выстраивания электоральной коммуникации можно выделить следующие:
1. Формирование имиджа кандидата и партии на уровне региона, как правило, достигается за счет поддержки и демонстрации единомыслия с действующими политическими лидерами как регионального, так и федерального масштабов.
2. В ходе избирательной кампании политики опираются на стратегию положительной самопрезентации. Используется прием ретроспективы жизненного пути кандидата, с указанием его достижений, отличающих его от конкурентов.
3. В качестве дополнения к образу кандидата, могут использоваться
средства эмоционального воздействия, через демонстрацию
административно-территориальной общности с избирателями. Таким образом создается экспансивная привязка избирателей к кандидату и партии.
4. Правильное построение образа региона, и его значимости на текущий период времени с конкретным предложением по его развитию в будущем дает возможность для соотнесения разных политических событий.
Использование предэлекторальных механизмов, представленных как в виде предварительных голосований в формате праймериз, так и публичной процедуры сбора подписей в поддержку кандидата как способа электоральной коммуникации до начала официальной предвыборной гонки. Данные процедуры направлены как на консолидацию потенциального электората, доработку политической программы, освещения своей деятельности в СМИ.
Политическая программа всех участников выборов, как президентских, так и парламентских выстраивалась вокруг осуществляемой политики В.В. Путина, что связанно с беспрецедентным уровнем поддержки главы со стороны населения. В связи с этим, политические партии и кандидаты стремились воздействовать на потенциальный электорат преимущественно в контексте поддержки действующего главы государства, выражая критику в адрес Правительства.
Среди основных средств осуществления предвыборной агитации с целью положительной самопрезентации большинство партий и кандидатов использовали традиционные средства широкоформатной печати в виде билбордов, партийных газет, брошюр, плакатов, листовок. Информационное наполнение материалов напрямую зависело как от основных положений политической программы, так и личности партийного лидера.
Избирательные кампании показали, что участники выборов стремятся захватить пространство социальных сетей. В период избирательной кампании увеличилась наполняемость контентом страниц политических партий на популярных сетевых площадках и хостингах. Однако, большинстве социальные сети рассматривались скорее, как дополнительная площадка по размещению традиционной политической рекламы, нежели как
средство построения коммуникации со своими сторонниками и потенциальным электоратом.
Освещение деятельности политических партий в СМИ, в первую очередь, на федеральных и региональных телевизионных каналах, и радиостанциях проходило при абсолютном преимуществе политических сил, напрямую поддерживаемых Президентом России, который главным ньюсмейкером и лидером по цитируемости. Именно в средствах массовой информации разворачивалась кампания по презентации имиджей политических сил.
В рамках представления положительного имиджа, в первую очередь, высказывалось отношение к действующей власти (в преимущественно позитивной тональности), демонстрировалась политическая активность и результаты проделанной работы с предложениями по преобразованию политической системы.
Негативный имидж строился преимущественно путем высказывания в СМИ негативных сообщений в адрес кандидатов, с упоминанием компрометирующих моментов из биографии, таких как участие в скандальных ток-шоу, или наличие счетов за границей, тем самым мифологизируя образ кандидата в негативном свете. Критически были встречены непопулярные в обществе высказывания.
Также следует отметить, что благодаря высокой цитируемости в положительной тональности действий В. Путина в новостных информационных блоках позволило противопоставить его образ другим кандидатам в Президенты, информация о которых преподносилась в преимущественно и нейтральной или негативной тональности.
Предвыборные дебаты не стали площадкой обсуждения и дискуссий по проблемным вопросам среди конкурирующих сторон, в виду неудачно подобранного формата, при котором участники дебатов были ограничены во времени, превратив дебаты в перечисление лозунгов. Дебаты выступили не в качестве платформы для проведения дискуссий и освещения политических программ, став площадкой, дискредитирующей участников.
Таким образом, на основе проделанной работы, можно сделать вывод что осуществление мер по построению электоральной коммуникации между кандидатом или партии в современной России невозможно в отрыве от личности и политики, осуществляемой Владимиром Путиным, обладающий абсолютным доверием со стороны избирателей. Освещение деятельности политических партий в СМИ, в первую очередь, на федеральных и региональных телевизионных каналах, и радиостанциях проходило при абсолютном преимуществе политических сил, напрямую поддерживаемых Президентом России, выступающего в роли главного ньюсмейкера и лидера по цитируемости. Также следует отметить, что благодаря высокой цитируемости в положительной тональности действий В. Путина в новостных информационных блоках позволило противопоставить его образ другим кандидатам в Президенты, информация о которых преподносилась в преимущественно и нейтральной или негативной тональности.
Таким образом, исходя из полученных в ходе исследования данных, отраженных в материалах предвыборной агитации и сообщений в СМИ в рамках избирательных кампаний на выборы в Белгородскую областную Думу 2015 г, в государственную Думу VI созыва 2016 г., выборов
Президента Российской Федерации 2018 г., были определены основные механизмы реализации стратегии по построению электоральной коммуникации для получения успешного результата на выборах.