Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности применения PR-технологий в практике лоббизма

Работа №33559

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

реклама и связи с общественностью

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы изучения лоббизма
1.1. Сущность и понятие лоббизма 8
1.2. История становления лоббизма как социально-политического явления
на Западе и в России 24
Глава 2. Практика применения PR-технологий в лоббистской деятельности
2.1. Использование PR-технологий в деятельности компании «Ренессанс
Жизнь» и «ВТБ Страхование Жизни» 39
2.2. Результативность PR-технологий в лоббировании интересов 51
Заключение 62
Библиографический список 67
Приложение

В современной науке нет единого сформировавшегося мнения по отношению к лоббистской деятельности. Несмотря на существующие противоречия в восприятии и понимании лоббизма как социально - политического явления, данный инструмент позволяет группам общественности аккумулировать и реализовывать свои интересы. Эффективное сотрудничество между группами интересов и представителями органов государственной власти способствует не только развитию экономики, но и повышению самоорганизации в обществе, укреплению активной гражданской позиции.
Особое место в процессе лоббирования занимают различные PR- инструменты и технологии, так как перед применением лоббистских методов необходимо выстроить не только благоприятный имидж субъекту лоббированию, но и сформировать подходящую среду, которая его окружает.
Отсутствие четкой позиции по конкретному вопросу или наличие негативного образа компании в глаза общественности могут помешать лоббисту совершить сделку или добиться желаемого результата. Если же специалистам по связям с общественностью удалось правильно сформировать или переломить общественное мнение, значимые политические и общественные фигуры без опасений смогут выступать в поддержку компании и ее интересов. Безусловно, это поспособствует принятию выгодного для компании решения и выступит решающим фактором в вопросе доверия со стороны органов государственной власти и населения.
Избранная тема актуализируется тем обстоятельством, что в нашей стране лоббистская деятельность находится на стадии зарождения, и изучение, а затем применение эффективных технологий будет способствовать развитию гражданского общества, осознания, представления и реализации всего многообразия социальных интересов. Объект исследования Технологии лоббистской деятельности.
Предмет исследования
PR-технологии, применяемые в лоббистской практике.
Степень разработанности проблемы В отечественной литературе лоббистская деятельность подробно изучалась следующими авторами. А.В. Брыкин описал особенности взаимодействия с органами государственной власти в России и обосновал необходимость GR как профессиональной деятельности. Е.И. Минтусов занимался соотношением понятий «GR» и «лоббизм», а также изучением наиболее эффективных лоббистских технологий. С.И. Мачихин описал формальные и неформальные нормы и раскрыл их роль в регулировании лоббизма. С.С. Сулакшин , изучив практику промышленного лоббизма, описал особенности работы промышленных лоббистов. В.А. Лепехин занимался исследованием проблем правового регулирования лоббизма в России.
Большой вклад в изучение технологий лоббизма внесли следующие зарубежные авторы. Так, Л. Зеттер , используя собственный опыт работы при Европейском Союзе, описал практику применения PR-технологий лоббистскими структурами в Европе. Е. Латхэм изучил деятельность американских лоббистских объединений, которые специализируются на работе с законодательными органами, и описал их особенности. Франк Ж. Фарнель выявил роль лоббистской деятельности и обосновал необходимость специалиста по лоббированию в любой крупной компании и др.
Цель работы
Цель данной научно-исследовательской работы - выявить результативность применения PR-технологий в практике лоббизма.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Исследовать сущность лоббистской деятельности и уточнить основные понятия;
2. Изучить и описать историю возникновения и становления лоббизма на Западе и в России;
3. Рассмотреть практику применения PR-технологий, используемых компаниями «Ренессанс Жизнь» и «ВТБ Страхование жизни»;
4. Выявить оценку эффективности PR-технологий, используемых в лоббистской практике;
5. Разработать рекомендации по повышению результативности применения PR-технологий в лоббистской деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования Теоретическая база включает монографические, периодические издания, связанные с изучением лоббистской проблематики, в том числе, практики использования лоббистских технологий и их результативности.
В ходе написания научно-исследовательской работы был использован метод индукции, который позволил на конкретных примерах изучить и обобщить особенности применения PR-технологий в лоббистской практике, а также, метод сравнительного анализа, позволивший выявить результативность применения PR-технологий и разработать предложения по повышению их эффективности.
Эмпирическая база исследования
В качестве эмпирической основы исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) , Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2), Статья 219 (Социальные налоговые вычеты) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) , Проект Федерального Закона N 396138-3 «О Лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) .
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы материалы, связанные с применением PR-технологий ООО «СК «Ренессанс Жизнь», полученные во время прохождения производственной практики в Департаменте внутренних и внешних коммуникаций ООО «СК «Ренессанс Жизнь». Использовались материалы бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «СК «Ренессанс Жизнь», размещенные в свободном доступе на официальном сайте компании.
Также, были изучены результаты исследования, проведенного исследовательской группой Terra America по заказу Фонда Института социально-экономических и политических исследований .
Наконец, в работе использовались материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет по исследуемой проблематике.
Научно-практическая значимость
Результаты данной научно-исследовательской работы могут являться основанием для написания последующих квалификационных работ.
Структура исследовательской работы
Данная бакалаврская (научно-исследовательская) работа состоит из введения, содержания, основной части, заключения, библиографического списка и приложения. Работа включает две главы, состоящие из двух параграфов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной научно-исследовательской работе нами были рассмотрены особенности применения PR-технологий в практике лоббизма на примере страховых компаний «Ренессанс Жизнь» и «ВТБ Страхование жизни».
Основные полученные результаты заключаются в следующем. Лоббирование - это объективное явление, без которого невозможно представить процесс принятия политических решений в современном демократическом государстве. Лоббизм является эффективным инструментом, благодаря которому группы общественности и представители органов государственной власти и управления взаимодействуют в нормативно-правовом поле. Главной целью лоббистских объединений сегодня является желание институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы отдельных групп населения, они стремятся повлиять на процесс принятия политических решений. Можно утверждать, что наличие лоббистских структур в политической системе общества говорит об активной гражданской позиции населения и желании представлять и отстаивать собственные интересы.
Существует многообразие форм и методов лоббистской деятельности. Разные исследователи приводят различные классификации форм и методов лоббизма. После тщательного рассмотрения и изучения проблематики лоббизма был сделан вывод, что наиболее эффективными формами лоббизма являются прямые формы. К ним относятся: финансирование избирательных кампаний, лоббирование при назначении должностных лиц в органах исполнительной власти, непосредственно личные контакты с министерствами и ведомствами, участие в правительственных и федеральных проектах по смежным с деятельностью компании тематикам.
PR-сопровождение должно являться неотъемлемой частью процесса лоббирования. Лишь после создания благоприятных для компании внешних условий и микроклимата можно приступать к использованию лоббистских методов и налаживать связи с представителями органов государственной власти и управления.
Выбранная для рассмотрения страховая компания «Ренессанс Жизнь» активно использует различные PR-технологии и уделяет значительное внимание собственному позиционированию как на рынке страхования жизни в целом, так и в глазах органов государственной власти и управления.
Благодаря активному участию в государственных программах по повышению финансовой грамотности населения компания «Ренессанс Жизнь» завоевала авторитет и признание не только в глазах общественности, но также получила поддержку со стороны Министерства финансов Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Партнерство с благотворительным фондом «Подари жизнь» позиционирует компанию как социально-ответственную и экономически- стабильную. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, компания «Ренессанс Жизнь» остается постоянным благотворителем фонда «Подари жизнь», оказывая поддержку его подопечным в различных форматах и жертвую ежегодно более 5 000 000 рублей подопечным фонда.
Благодаря успешному использованию PR-технологий и грамотному позиционированию, компания продуктивно участвует в деятельности профессиональных объединений и в законодательных инициативах в сфере страхования.
После тщательного анализа имеющихся данных нами был сделан вывод, что страховая компания «ВТБ Страхование жизни» не использует весь спектр доступных ей PR-технологий, что негативно сказывается не только на имидже компании, но и на ее экономических показателях. Высшее руководство не уделяет должного внимания PR-сопровождению деятельности компании, что приводит к низкому показателю количества действующих договоров и к тому, что у компании отсутствует собственный различимый бренд. Имидж компании напрямую зависит от имиджа других компаний финансовой группы ВТБ, отсутствуют собственные аккаунты в социальных сетях, сайт некачественно оформлен и заполнен.
На основе сравнительного анализа двух рассматриваемых компаний можно сделать вывод, что использование PR-технологий является неотъемлемой частью не только экономического успеха компании, но и успешного лоббирования собственных интересов. Формирование благоприятной для лоббирования интересов среды напрямую зависит от эффективной работы отдела внешних и внутренних коммуникаций. Сотрудники также являются неотъемлемой частью формирования имиджа компании, с ними необходимо проводить коммуникативную работу, уделять внимание корпоративным изданиям и мероприятиям. Исходя из результатов проведенного нами анализа очевидно, что компания «Ренессанс Жизнь» использует намного более широкий спектр PR-технологий и -инструментов как в процессе лоббирования, так и в своей ежедневной деятельности.
Основываясь на полученных данных, нами были выработаны следующие рекомендации, способные в большей степени улучшить взаимоотношения компании с государственным сектором. Страховой компании «ВТБ Страхование жизни» необходимо отстроиться от бренда «ВТБ Страхование» и начать работу по формированию собственного имиджа, пусть и отвечающего общему корпоративному стилю финансовой группы «ВТБ». Необходимо, провести детальный анализ официального сайта компании, добавить недостающие разделы и заполнить информацию о компании. Обязательно использование интерактивного элемента в оформлении сайта.
В условиях сегодняшнего рынка наличие аккаунтов или официальных страниц в социальных сетях также является обязательным атрибутом успешного бренда. Учитывая специфику и демографический портрет целевой аудитории компании, страховой компании «ВТБ Страхование жизни» следует начать с создания официального сообщества в социальной сети Facebook, отразить всю информацию о компании в наиболее полном виде и сделать акцент на знакомстве подписчиков с продуктовой линейкой компании.
Сотрудникам отдела маркетинга следует начать работу по выявлению совпадающих с деятельностью компании мероприятий и изучить правила участия в них. В качестве рекомендуемых мероприятий могут быть названы Всероссийская неделя сбережений и Неделя финансовой грамотности среди молодежи. Оба мероприятия проводятся под руководством министерства финансов и освещаются на федеральном уровне в средствах массовой информации. Участие в подобных мероприятиях будет способствовать узнаваемости компании «ВТБ Страхование жизни», благотворно скажется на имидже, а также значительно повысит доверие к компании со стороны общественности и со стороны органов государственной власти и управления. Рекомендуемые действия помогут сформировать благоприятную среду и упростить процесс лоббирования интересов компании.
Меняется общая тенденция развития рынка страхования жизни в России. Негативный след, оставленный на имидже страховых компаний в прошлом, начинает постепенно исчезать. Проводятся пенсионные реформы, последствия которых будут выявлены лишь через 20-30 лет. Уже сегодня представители органов государственной власти и управления делают заявления о том, что граждане должны сами откладывать средства для формирования пенсионных накоплений, что является косвенным привлечением внимания к деятельности компаний по страхованию жизни.
Участие в офф-лайн мероприятиях по повышению финансовой грамотности благотворно сказывается на имидже компаний, сотрудниками доносится информация о возможностях формирования пенсионных и прочих накоплений. Однако, необходимо затронуть значительно большую аудиторию. Так как социальные сети страховой компании «Ренессанс Жизнь» насчитывают около 300 человек, а у компании «ВТБ Страхование жизни» отсутствуют вовсе, рекомендуем использовать ТВ-площадку.
Высшему руководству компаний необходимо участвовать в просветительских финансовых телепередачах, участвовать в открытых телевизионных обсуждениях и дебатах. Однако, использовать данный инструмент необходимо крайне осторожно. Так, в качестве основной площадки может быть использован телеканал РБК, утренние экономические обзоры на Первом канале и на телеканале Россия 1, участниками которых часто становятся представители Министерства финансов Российской Федерации, сотрудники Пенсионного фонда Российской Федерации, депутаты Государственной Думы РФ и другие представители органов государственной власти и управления.
В условиях современного рынка, когда новая информация поступает ежесекундно, а пользователи социальных сетей повсеместно оставляют свои жалобы и комментарии, необходимо наличие сервиса, который позволил бы аккумулировать все данные в единую базу. Такой сервис существует уже сегодня. «Медиалогия» - это автоматизированная система мониторинга СМИ и социальных медиа, с помощью которой можно отследить комментарии пользователей в открытых социальных сетях по заданной тематике, будь то название компании или формулировка определенной социальной проблемы.
Благодаря сервису «Медиалогия» можно отслеживать, что именно волнует людей в данный момент, какие социальные проблемы требуют незамедлительного решения и какие группы общественности вовлечены в процесс обсуждения данной проблемы. Инструментарий сервиса может быть использован в процессе генерации законодательных инициатив. Первой предложив законодательную инициативу, компания станет первой на рынке, кто способен предоставить продукт, отвечающий требованиям нового законодательства.
Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить, что полученные результаты являются доказательством необходимости расширения применения PR-инструментов в практике лоббирования. Также, следует учитывать потребность в профильной подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью в рамках лоббистской деятельности, которая имеет свои характерные черты и неотъемлемые особенности.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от
23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018).
3. Проект Федерального Закона N 396138-3 «О Лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (ред., внесенная в ГД ФС РФ).
Статистические материалы:
4. Исследовательская группа Terra America, Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствовать для России, по заказу фонда ИСЭПИ, М., 2013. 81 с.
Монографии и научные статьи:
5. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. 363 с.
6. Алексанян А., Цивилизованный лоббизм в системе «власть - общество», Юридическая техника №8, 2014. 531 с.
7. Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: [О лоббистской деятельности] / М. Анохин, С. Зотов // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. № 2. С. 50 - 57.
8. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. М.: ТЕИС,
2004. 247 с.
9. Блэк С. Паблик рилейшнс. Что это такое. М.: Новости, 1900. 240 с.
10. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). 30 томов. 2002 г.
11. Брыкин А.В. Взаимодействие с органами государственной власти или Government Relations в России. М.: ИД Наука, 2013. 256 с.
12. Галумов Э.А. Основы PR / Э.А. Галумов. М.: Издательский дом «Летопись XXI», 2004. 408 с.
13. Жуган И.Б. Лоббизм на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N3.
14. Зяблюк Н., Соединённые Штаты Америки: новый закон о лоббистской деятельности / Бизнес и политика, 1996 - №3. 43-48 с.
15. Исаков В.В. Формы и методы лоббистской деятельности / Право: Теория и Практика, 2003 - №12.
16. Кордонский С.Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2006. 240 с.
17. Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 1998, С. 45.
18. Лазарев Л.В. Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы / Ред. кол. Е.К. Глушко и др. М., 1990; Лазарев Л.В., Слива А.Я. Конституционная реформа: первый этап. М.: Знание, 1989.
19. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Государство и право. 2002. N5.
20. Любимов А.П. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская Юстиция. 1999, №5
21. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА / А. П. Любимов. М.: АНО КиАЦ «Россия - США: XXI век», 1999. 104 с.
22. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: Проспект, 1998. 30 с.
23. Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. М., 1999.
24. Любимов А.П. Проблемы правового формирования лоббизма// Государство и право. 1999, № 7.
25. Мачихин С.И., Формальные и неформальные нормы в регулировании лоббизма / Вышэйшая школа, 2010 - №4., 78-80 с.
26. Мельник В.А. Современный словарь по политологии, Книжный дом, 2004. 640 с.
27. Никитин А.С. GR для малого и среднего бизнеса. // Никитин А.С., Шатилов А.Б., Муляр С.Н., Вечернин Д.С. М.: Проспект, 2015. 112 с.
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Лоббизм // Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997, 126 с.
29. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики / Е.Н. Пашенцев. М.: Издательство «Финпресс». 2002. 368 с.
30. Покровский М. Земский Собор и парламент // Г осударство и право. 2002. N5.
31. Радкевич С. О деятельности предпринимателей в сфере лоббизма / С.О. Радкевич. М.: Парламентский Центр Российской Федерации. 1993.14 с.
32. Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико - правовые проблемы//Государство и право. 1996, № 1. С. 112-120.
33. Старцев Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ. М., 2002.
34. Сулакшин С.С. Лоббизм. Открывая рубрику /С.С. Сулакшин // Новые рынки. 2002, № 2. С. 24-27.
35. Сулакшин С.С. Практика промышленного лоббизма. Как делать законы своими руками / С.С. Сулакшин. М.: ФРПЦ. 2001, 215 с.
36. Толмачева И.В. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. М.: ЭКСМО, 2012. 320 с.
37. Томсон С. Public Affairs in Practice. A Practical Guide to Lobbying. // Томсон С., Джон С. Лондон: ИД CIPR, 2007. 215 с.
38. Франк Ж. Фарнель, LES EDITIONS D'ORGANISATION, Изд. JOUVE, Париж, 1994. 115 с.
39. Ховренко Н. Природа лоббизма// Наука. Политика. Предпринимательство. 1997. № 4. С. 83-89.
40. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: Основы взаимодействия. М., 2000.
41. Шатилов А.Б. GR для эффективного бизнеса. // Шатилов А.Б., Никитин А.С. М.: ФОРУМ, 2011. 142 с.
42. Шохин А.Н. Взаимодействие бизнеса и власти в Европейском союзе. // Шохин А.Н., Королев Е.А. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. 158 с.
Учебники и учебные материалы:
43. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 1. М.: Юрист, 2005. 142 с.
44. Бобков В.А., Политология: Учебник / Бобков В.А., Браим Н.И., Егоров А.Н., Мн.:«Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003. 352 с.
45. Дембицкий С. Г. Институт лоббирования в системе функционального представительства групп экономических интересов / Вестник МГОУ серия «Экономика» № 4, 2010.
46. Купряшин Г.Л., Государственный менеджмент / Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. - М.: Новый учебник, 2004. 180 с.
47. Матузова Н.И., Политология для юристов: Курс лекций [для
юридических вузов] / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристъ, 1999. 774 с.
48. Минтусов И.Е. GR и лоббизм. Теория и Технологии. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 315 с.
49. Минтусов И.Е. GR. Теория и практика. СПб: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2013. 180 с.
50. Савельев Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: учебное пособие / Д.Л. Савельев. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2007. 248 с.
51. Сморгунов Л.В. GR связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. М.: РОССПЭН, 2012. 407 с.
52. Тургаева А.С., Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005 г., 560 с.
53. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью, М., Дело, 2006. — 552 с.
Электронные материалы:
54. Руденко П. Везде свои: кто лоббирует интересы страховщиков. [Электронный ресурс]. М. URL: http://www.forbes.ru/finansy/igroki/298169- vezde-svoi-kto-lobbiruet-interesy-strakhovshchikov. (Дата обращения:
15.03.2018)
56. Профессиональный словарь лоббистской деятельности. [Электронный ресурс]. М. URL: http://www.lobbying.ru/dictionary_word.php?id=26. (Дата обращения: 20.01.2018)
57. Страховая компания «Ренессанс Жизнь». [Электронный ресурс]. М. URL: https://www.renlife.com. (Дата обращения: 5.02.2018)
58. Благотворительный фонд «Подари Жизнь». [Электронный ресурс]. М. URL: https://podari-zhizn.ru/main. (Дата обращения: 26.02.2018)
59. Страховая компания «ВТБ Страхование жизни». [Электронный ресурс]. М. URL: https://www.vtbinslife.ru. (Дата обращения: 19.02.2018)
60. Официальные рейтинг страховых компаний, специализирующихся на продуктах страхования жизни. [Электронный ресурс]. М. URL: http://life.investfunds.ru/rankings. (Дата обращения: 3.03.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ