Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое как политическое в новостном медиапространстве на примере новостного паблика «Лентач»

Работа №76886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4775 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЭСТЕТИКИ И ПОЛИТИКИ 6
1.1. Эстетизация политического в художественной критике Бориса
Гройса 6
1.2. «Разделение чувственного»: эстетика и политика в теории Жака
Рансьера 16
ГЛАВА 2. ЭСТЕТИКА И ПОЛИТИКА В НОВОСТНОМ
МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ПАБЛИКА «ЛЕНТАЧ» 26
2.1. «Лентач»: история и специфика подачи новостей 26
2.2. Эстетическая политика паблика «Лентач» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51


Данная работа посвящена проблеме соотношения политики и эстетики. Это соотношение будет исследовано на примере новостного паблика «Лентач» (с июля 2016 года - «Настоящий Лентач», но в данной работе для удобства будет использоваться старое название, а поскольку «Настоящий Лентач» возник в результате смены редакции в «Лентаче», который продолжил свое существование, иногда речь будет идти о двух пабликах). Паблик «Лентач» - это новостное сообщество, в котором новости преподносятся с акцентом на обыгрывающие их юмористические картинки- мемы: такова эстетическая политика паблика, который выбрал аутентичный современности способ преподнесения информации для того, чтобы привлечь читателей.
Актуальность темы исследования заключается в том, что интернет изменил способы восприятия информации, коммуникацию людей, иерархические отношения в обществе, а также отношение к культурным реалиям. Это значительно повлияло на выражение отношения граждан к политике и политическим деятелям. Политики уже не воспринимаются как вышестоящие люди, и пользователи интернета активно деконструируют политику, в том числе при помощи политических мемов.
«Лентач» - паблик, в котором русскоязычные мемы вышли на новый уровень. До его появления в русскоязычном интернете использовались довольно однообразные мемы, причем по большей части не имеющие политической направленности. «Лентач» показал, что мемы могут использоваться для оформления новостей, чтобы заинтересовать аудиторию социальных сетей; благодаря этому паблику даже появилась профессия пикчера - это человек, который подбирает визуальное оформление для новостей, генерирует новые мемы. Начиная с 2015 года, пикчеры стали появляться в других пабликах и СМИ. Мемы стали влиять на восприятие политических реалий.
Объект исследования - публикации в сообществе «Лентач», их эстетика.
Предмет исследования - соотношение политики и эстетики в новостном пространстве паблика.
Цель работы - продемонстрировать взаимодействие политического и эстетического в современном медиапространстве на примере паблика «Лентач».
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1. исследовать проблему эстетизации политического в художественной критике Бориса Гройса;
2. изучить теорию Жака Рансьера о разделении чувственного;
3. рассмотреть материалы паблика «Лентач»;
4. проанализировать соотношение эстетики и политики в паблике.
Методологическая основа исследования - изучение теории соотношения эстетики и политики, описание, сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, классификация, обобщение, аналогия.
Теоретическая база исследования - работы Б. Гройса и Ж. Рансьера, теория мемов.
Эмпирическая база исследования - новостные сообщества «Лентач» и «Настоящий Лентач» .
Положения, выносимые на защиту, таковы:
1. Б. Гройс рассматривает проблему взаимодействия политики и эстетики со стороны искусства, и по большей части описывает конкретные проявления эстетики в политике, уделяет внимание политическому потенциалу искусства и политическому искусству;
2. Ж. Рансьер не уделяет значительного внимания взаимодействию политического и эстетического, он рассматривает проблему со стороны политики;
3. При коммуникации в интернете происходит деконструкция существующих культурных норм, в том числе деконструкция политического, которая осуществляется при помощи мемов;
4. В «Лентаче» политическая деконструкция при помощи мемов вышла на новый уровень, но она вряд ли станет идеологической основой для реальных политических действий.
Гипотеза исследования состоит в том, что редакторы «Лентача» задают нужный тон, и не только способы обсуждения новостей, но и политические идеи аудитории развиваются примерно в одном направлении, то есть сообщество не имеет достаточного оппозиционного потенциала.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассматривается недостаточно хорошо исследованная тема коммуникации при помощи мемов о политике в русскоязычном интернете.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при осуществлении коммуникации при помощи мемов в интернете.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. В первой главе рассматривается теория соотношения политики и эстетики. Во второй главе анализируется эстетическая политика паблика «Лентач». В приложение помещены иллюстрации из паблика - политические мемы и коллажи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели то, как в новостном медиапространстве паблика «Лентач» политическое взаимодействует с эстетическим. Цель исследования была достигнута, а поставленные задачи выполнены. Мы рассмотрели как теорию соотношения эстетики и политики, так и конкретные примеры того, как эстетика и политика связаны в паблике.
В первой главе мы изложили основные аспекты теорий Б. Гройса и Ж. Рансьера. Б. Гройс, рассматривая проблему со стороны искусства, а не политики, больше описывает конкретные проявления эстетики в политике. Он обращается к личности политика, рассматривая проблему эстетики еще в этом аспекте, уделяет больше внимания политическому искусству и потенциалу сопротивления, которым обладает искусство. Ж. Рансьер не уделяет значительного внимания проблеме взаимодействия политического и эстетического. Философ не указывает области и ситуации, в которых эстетика политики становится более ярко выраженной. Он обращается к эстетике как к разделу философии, анализирует конкретные произведения искусства, но все же эстетика и политика в его философии - это скорее самодостаточные области, которые имеют сходство друг с другом.
Медиапространство - это среда, в которой функционирует медиадискурс в его широком понимании. Медиапространство - это особая реальность, которая является частью социального пространства; в этой реальности организуются конкретные социальные практики, действуют субъекты, производящие и потребляющие массовую информацию. Эта реальность всегда может расширяться и обогащаться новыми смыслами, а сами носители смыслов могут трансформироваться. Современное медиапространство - это в первую очередь интернет-пространство, поскольку большинство медиа или представлены в этой форме, или функционируют исключительно в ней. Поэтому для анализа было взято новостное сообщество, существующее исключительно в социальной сети.
Во второй главе мы исследовали специфику подачи новостей в паблике «Лентач». Новостное сообщество «Лентач» имеет слоган «Пропаганда
здравого смысла». Изначально этот паблик был официальным
представительством «Ленты.ру», а 19 марта 2014 года он стал самостоятельным проектом. В 2016 году произошло разделение паблика на два - «Лентач» и «Настоящий Лентач». Паблики схожи между собой, но в качестве примеров мы анализировали публикации из второго сообщества.
Новости в «Лентаче» преподносятся в жанре сатиры. Общий тон сообщества - признание абсурда современной российской жизни и его принятие через высмеивание. В сообществе явно прослеживаются основные черты постмодернистского мироощущения. Новости в «Лентаче» подаются и обыгрываются при помощи политических мемов. В связи с этим мы рассмотрели теорию мемов.
Интернет-мемы точно выражают культуру в ее актуальном состоянии. Они позволяют транслировать значимые культурные элементы, в том числе новости и их интерпретации. Мемы укрепляют сообщество, когда вызывают отклик у его членов и передаются внутри сообщества. Когда мем воспринимается как релевантный текущей культурной ситуации, его значение усиливается. И даже в том случае, когда мем не вполне соответствует взглядам, разделяемым в сообществе, он может порождать дискуссии или новые мемы. Мемы постоянно обновляются, смешиваются и трансформируются, изменяя язык интернет-сообщества.
С опорой на теории Б. Гройса и Ж. Рансьера, мы выделили основные особенности эстетической политики паблика. Они заключаются в следующем: политика становится мемом, осуществляется революционный (провокационный) дизайн политики, критика идеологии (все это соотносится с теорией Б. Гройса); субъекты политической жизни выступают как относительно равные между собой, активно выражают несогласие, в результате чего происходит перераспределение чувственного (по теории Ж. Рансьера). Анализ публикаций был осуществлен на основании выявленных критериев.
Гипотеза исследования заключалась в том, что редакторы «Лентача» задают нужный тон, и не только способы обсуждения новостей, но и политические идеи аудитории развиваются примерно в одном направлении, то есть сообщество не имеет достаточного оппозиционного потенциала. Эта гипотеза подтвердилась - на наш взгляд, несогласие, сконцентрированное в паблике, а также потенциал политических субъектов вряд ли будут реализованы в действительности, повлияют на политику прямо. И хотя «Лентач» обладает авторитетом, содержит интересные трактовки происходящих событий и сам по себе в некоторой степени оппозиционен, его влияние распространяется только в виртуальном пространстве.



1. Алексею Навальному плеснули в лицо зеленкой. Ему вызвали скорую
[Электронный ресурс] // Настоящий Лентач. URL:
https://vk.com/true_lentach?w=wall-125004421_910367 (дата обращения: 4.05.2017).
2. Владимир Путин о борьбе с коррупцией. Интересно, на кого же он намекает? [Электронный ресурс] // Настоящий Лентач. URL: https://vk.com/true_lentach?w=wall-125004421_901364 (дата обращения: 4.05.2017).
3. Лентач [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL:
https://vk.com/oldlentach (дата обращения: 4.05.2017).
4. Настоящий Лентач [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/true_lentach (дата обращения: 4.05.2017).
5. Проводить парады мы не бросим [Электронный ресурс] // Настоящий
Лентач. URL: https://vk.com/true_lentach?w=wall-125004421_899885
(дата обращения: 4.05.2017).
6. Собрали из комментов лучшие фотошопы с Алексеем Навальным в пиратской повязке [Электронный ресурс] // Настоящий Лентач. URL: https://vk.com/true_lentach?w=wall-125004421_925832 (дата обращения: 6.05.2017).
II. Литература
7. В паблике «Лентач» сменилось руководство [Электронный ресурс] // BBC Русская служба. URL: http://www.bbc.com/russian/news-36785536 (дата обращения: 15.02.2017).
8. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С. 135-141.
9. Гройс Б. Комментарий к искусству. - М.: Художественный журнал,
2003. - 342 с.
10. Гройс Б. Политика поэтики. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 400 с.
11. Гройс Б. Утопия и обмен. - М.: Знак, 1993. - 374 с.
12. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. - 168 с.
13.Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // ВЭПС. 2015. №1. С. 195-201.
14. Корниенко С. Жак Рансьер: искусство - это направленный взрыв
[Электронный ресурс] // Радио Свобода. URL:
http://www.svoboda.Org/a/163384.html (дата обращения: 15.02.2017).
15. Кукарцева М. А., Дмитриева И. А. Политическое как эстетическое
[Электронный ресурс] // Вопросы философии. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1197 (дата
обращения: 15.02.2017).
16. «Лентач» объявил об уходе из «ВКонтакте» [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/04/02/lentach/ (дата обращения: 15.02.2017).
17. Новостное сообщество «Лентач» заподозрили в экстремизме
[Электронный ресурс] // Новая газета. URL:
http://www.novayagazeta.ru/news/1690914.html (дата обращения:
15.02.2017).
18.Основатели «Лентача» выгнали руководителя Марка Шейна из-за «неочевидных источников финансирования» [Электронный ресурс] // TJournal. URL: https://tjournal.ru/31275-osnovateli-lentacha-vignali-
rukovoditelya-marka-sheina-iz-za-neochevidnih-istochnikov-finansirovaniya (дата обращения: 15.02.2017).
19. Панфилов К. Кто такой пикчер [Электронный ресурс] // Vc.ru. URL: https://vc.ru/p/pikcher (дата обращения: 4.05.2017).
20. Перцева А. А. Проблема видимости у Фуко и Рансьера // Философский журнал. 2015. №3 С. 121-143.
21. Православные активисты ополчились на «Лентач» за мемы про
религию [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL:
https://lenta.ru/news/2017/02/22/religion/ (дата обращения: 4.05.2017).
22. Рансьер Ж. На краю политического. - М.: Праксис, 2006. - 240 с.
23. Рансьер Ж. Несогласие. - СПб.: Machina, 2013. - 192 с.
24. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264 с.
25. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. - СПб.; Москва: Machina,
2004. - 128 c.
26. Рансьер Ж. Этический поворот в эстетике и политике [Электронный
ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.rU/km/2005/2/ra8.html (дата обращения: 15.02.2017).
27. Рымбу Г. «Искусство, политика, идеология: проблемный треугольник»
[Электронный ресурс] // Syg.ma. URL: http://syg.ma/@galina-1/iskusstvo- politika-idieologhiia-probliemnyi-trieugholnik (дата обращения:
15.02.2017).
28. Старое сообщество «Ленты.ру» во «ВКонтакте» превратили в
самостоятельный медиапроект [Электронный ресурс] // TJournal. URL: https://tjournal.ru/p/lentach-alive (дата обращения: 15.02.2017).
29. Уволенная администрация «Лентача» во главе с Шеиным создала новый паблик [Электронный ресурс] // TJournal. URL: https://tjournal.ru/31512-uvolennaya-administraciya-lentacha-vo-glave-s- sheinim-sozdala-novii-pablik (дата обращения: 15.02.2017).
30. Федоров В. В. Эффект деконструкции существующего типа культуры и морально-этических норм общения в пространстве социальных сетей // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. №4 (21). С. 80-85.
31. Шестакова М. А. Разделение чувственного - эстетическая
феноменология Ж. Рансьера // Философия и общество. 2014. №3 (75). С. 120-130.
32. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. №3. С. 161-173.
33. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №6 (59). С. 85-89.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ