Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Буддизм Тхеравада в политических стратегиях Королевства Таиланд

Работа №126318

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БУДДИЗМ В ПОЛИТИКЕ ТАИЛАНДА: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА 8
1.1 Идейные основы буддийского учения Тхеравада в Таиланде 8
1.2 Политическая роль буддизма в раннем государстве 14
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ТАИЛАНДА 31
2.1 Буддизм Тхеравада в государственном устройстве Королевства Таиланд до революции 1932 года 31
2.2 Роль буддизма в политике Таиланда после революции 1932 г. 44
2.3. Стратегическое значение буддизма Тхеравада в актуальной тайской политике 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ 82


Актуальность темы исследования. Все разнообразие направлений взаимодействия религии и политики по-прежнему является предметом пристального внимания не только академического сообщества, но и практикующих политиков во всем мире. Политика и религия регулируют человеческие отношения, претендуя на обладание истиной в последней инстанции. Эти сферы всегда были взаимосвязаны: даже в современном мире взаимоотношения между ними лишь принимают новую форму, например секуляризацию политики или политизация религии.
Действительно, религия тесно переплетена с политикой, что особенно заметно в контексте изучения особенностей устройств азиатских государств, таких как Шри-Ланка, Мьянма и Таиланд. В данном исследовании речь идет о роли буддийской религии в политических стратегиях Таиланда. До сих пор продолжаются споры о том, является ли современный Таиланд светским государством или религиозным, однако однозначного ответа на этом вопрос не существует. Поэтому Таиланд в этом отношении представляет собой предмет особого исследовательского интереса. Буддизм Тхеравада долгие столетия определяет религиозную жизнь в этой стране; миллионы жителей страны исповедуют буддизм; среди коренного населения бытует укорененная мысль о том, что буддийская религия определяет жизнь человека от его рождения до самой смерти.
На протяжении истории Сиама буддизм Тхеравада бы мощной религиозной, политической и социальной силой. Фактически буддизм Тхеравада представляет собой один из ключевых компонентов государственного устройства Таиланда. Другими словами, буддизм Тхеравада стал неотъемлемой частью стратегии политического развития страны. Таким образом, тема настоящей работы «Буддизм Тхеравада в политических стратегиях Королевства Таиланд» тесно связана с вопросами взаимодействия политики и религии Таиланда.
Буддизм оказывал большое влияние на тайскую политику на протяжении всего XX в., когда разные политические деятели использовали буддийские учения для легитимизации своей политической власти. Например, политическое движение «Народный комитет демократических реформ», которое легло в основу протестов против правительства в 2013-2014 гг., использовало буддийские образы и мотивы для мобилизации своих сторонников и представления себя как оплота тайских традиционных ценностей.
Актуальность работы обусловлена недостаточным количеством исследований на русском языке, посвящённых долгосрочной стратегической роли буддизма Тхеравада в Королевстве Таиланд, в то время как вопрос о том, какую роль буддизм Тхеравада играет в политических стратегиях, чрезвычайно важен для понимания взаимоотношений между политикой и религией.
Объектом исследования является буддийский компонент в тайских политических стратегиях.
Предметом исследования является влияние буддизма Тхеравада на формирование политических стратегий в Таиланде.
Цель исследования — анализ взаимодействия буддийской религии Тхеравада с политическими стратегиями Королевства Таиланд.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1) Исследовать взаимоотношения между буддизмом Тхеравада и тайской политикой в исторической ретроспективе и на современном этапе;
2) Определить роль буддийской религии в тайской политике;
3) Охарактеризовать способы использования буддийской идеологии в достижении целей политического характера, стоящих перед государством;
4) Проанализировать влияние буддизма Тхеравада на социальную и культурную идентичность, а также современную политику.
Гипотеза исследования — государство и разнообразные политические акторы в Королевстве Таиланд начинают использовать буддийскую религию для достижения политических интересов и целей. Иными словами, буддизм Тхеравада используется как политический инструмент в контексте политической стратегии с целью формирования политической, социальной и культурной идентичности, а также мобилизации людей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в определении существующей интеграции буддизма в политическую стратегию Таиланда. Кроме того, практическая важность темы проистекает из требования к принятию государственных решений в области тайской идентичности. Выводы из настоящего исследования могут быть использованы в качестве концептуальной основы для выработки новых политических стратегий.
Методологической исследования является общенаучные методы: анализ и синтез; специальные методы: историко-типологический метод, контент- анализ. В данной работе используется комплексный и междисциплинарный подход в исследовании, исторический и философско-религиоведческий подходы.
Теоретической базой являются российские и зарубежные научные труды, относящиеся к рассматриваемому историческому времени и изучаемой проблематике. История возникновения буддизма Тхеравада и развития философской составляющей и религиозных учений буддизма Тхеравада в обществе Юго-Восточной Азии, особенно Таиланда, отражена в работах В. И. Корнева, Е. А. Торчинова, Д. Б. Гениндоржиевой, Б. Л. Ле Поэра, С. На- Рангси, П. Джексона, Д. Киоуна. В центре внимания перечисленных исследователей находится возникновение буддизма Тхеравада в Юго-Восточной Азии и его последующее развитие. Ученые исследовали исторический контекст, в котором буддизм Тхеравада впервые появился в регионе. Они изучили ключевые концепции и доктрины буддизма Тхеравада, включая Четыре благородные истины, Восьмеричный путь, а также то, как эти учения понимались и применялись на практике.
Об истории взаимоотношений государства и религии в Таиланде, а также об этапах развития тайского буддизма в разные периоды существования тайского государства пишут такие ученые, как М. А. Игнатьев, Ф. Ч. Кейес, П. Джори, Л.М. Хэнкс-младший, М. де Вьенн, С. Дж. Тамбайя, Исии, Форд, Д. Маккарго, Дуас, Т. Кхемтонг, Б. Шанталь.
В свою очередь, тему тайской политики, а также влияния международной идеологии на политический ландшафт Таиланда разрабатывают следующие ученые: A. Рабибхадана, К. Бейкер и П. Фонгпайчит, К. Хьюисон, П. Чачавалпонгпун, Дж. Ансакуляроен, Т. Виниджакул, Ш. Стрет, П. Фувонгчароен. Данные труды посвящены изучению политической и социальной истории Таиланда, при этом особое внимание в них отводится различным аспектам политических изменений и развития. Они сосредоточены на конкретных политических фигурах, определивших историю Таиланда в XX в., — маршал Сарит Танарат, маршал Плэк Пхибунсонгкхрам, король Пхумипона (Рама IX) и др. В перечисленных исследованиях раскрываются идеологические концепции, такие как фашизм, антикатолицизм, эволюция демократии и участие в тайской политике.
Структура работы исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Буддийские традиционные верования, различные интерпретации буддийского учения, а также монашеская община Сиама на протяжении многих столетий играли важнейшую роль в политических стратегиях по легитимизации государственной власти в Таиланде.
Буддизм Тхеравада выполнял важную легитимирующую функцию, возвышая главу государства в рамках концепций Чакравартина, Девараджи и Дхармараджи. Космологический трактат «Трайпхумикатха» служил главной идеологической опорой королевской власти вплоть до середины XIX в., когда традиционное мировоззрение вступило в «прямой конфликт» с рационализмом и эпистемологией. Буддийская космология также включала в себя концепцию сансары и закон кармы, которые служат фундаментом буддийской идеологии в обществе. Это не только придавало королю легитимность, но и поднимало его статус до высшего человеческого существа и даже живого бога.
Буддизм рассматривался как один из важных структурных компонентов государственной социально-политической системы, проникая в ее устройство на всех уровнях. С отцовской концепцией правителя связана и следующая концепция власти короля для «эффективного управления государством» — «барами». Тот, кто обрёл наибольшую заслугу, обладает соответственно и наивысшим барами — таким образом, король по определению становится первой фигурой в королевстве, приобретая наивысшие заслуги и легитимную власть для управления королевством. Сам этот образ наделял монарха «авторитетной» властью.
В период королевства Аюттхая буддизм также играл значительную политическую роль. Короли этой эпохи использовали буддийскую доктрину как инструмент для ненасильственного управления страной. Учения буддизма также использовались для легитимизации власти монархии, продвижения идеала справедливого общества и поощрения добродетельного поведения народа. Можно сказать, что позиции короля были подкреплены буддийским учением, которое обосновывало и определяло его верховную власть.
Родоначальник новой династии Чакри, король Рама I, стремился сохранить традиционный буддизм и управлять королевством в соответствии с концепцией Дхармараджи (Тхаммарача), выступая в качестве защитника буддизма и проводя политику его «очищения». Монархия и буддизм существовали в нерасторжимом единстве, обеспечивая связь между религией и государством. Таким образом, идея короля Рамы I сочетала идеологию буддийского короля с традиционными королевскими практиками для легитимизации правления.
Идея короля Рамы I объединить идеологию буддийского короля с традиционной королевской практикой — это политическая стратегия, направленная на легитимизацию его правления. Связав свой образ с буддийской религией, король заручился поддержкой монашеской общины, которая имеет значительное влияние в сиамском обществе. Кроме того, сочетание моральных принципов с концепцией власти укрепляло его позицию как справедливого и добродетельного правителя, еще больше узаконивая его власть.
Взаимосвязь и взаимозависимость между монархией и буддизмом обеспечивало прочную связь между религией и государством, что способствовало укреплению политической стабильность и установлению контроля над монашеской общиной. Включение буддийских принципов в королевскую идеологию явилось новой политической стратегией, которая повышала легитимность монархии и укрепляло ее позиции. Оба преемника Рамы I продолжали курс, заложенный основателем новой династии, однако позже, в период правления короля Рамы IV, над Сиамом нависла угроза потери независимости вследствие усиления колониальной экспансии. Буддизм был использован как стратегический инструмент против западной угрозы. Реформа буддизма, также известная как «очищение буддизма», была частью стратегии государственного переустройства и социального контроля, направленной на укрепление королевства на фоне иностранного миссионерского влияния.
Прямое столкновение с западными империалистами произошло в XIX в. И тайский буддизм, и тайское общество подверглись критическому пересмотру, глубоким реформам рационалистического характера, которые были инициированы королями Монгкутом, Чулалонгкорном и Вачиравудом; в результате буддизм превратился в опору как тайского государства, так и официального тайского национализма. Буддизм стал элементом этно-религиозной националистической идеологии, в которой абстрактная буддийская идентичность была существенным маркером тайской национальной идентичности «Тайнесс». Сангха была привлечена государством для мобилизации буддизма в качестве легитимирующей силы для решения задачи государственного переустройства. Закон о сангхе, якобы задуманный как часть более широкого процесса государственных реформ, проводимых Чулалонгкорном, впервые в истории Таиланда создал систематическую и единую буддийскую иерархию.
Преобразования Рамы V были также направлены на интеграцию маргинализированных народов сельских районов в единое социокультурное пространство; единый диалект тайского (сиамского) языка и буддизм Тхеравада играли важную роль в этом действе. Сангха выполняла важную политическую функцию по интеграции всех племенных народов, а также других буддийских школ и орденов в единое государство.
В правление Рамы VI продолжилась стратегия его отца, однако сиамскому народу по-прежнему не хватало чувства национальной идентичности. Поэтому новые король объединил буддизм, монархию и нацию в единую триаду, ставшую новой государственной идеологией. Данная концепция, предложенная королём Вачиравудом, связана с идеей об идентичности национализма и роялизма. Преданность монарху — это синоним любви к нации, поскольку король является представителем этой нации. Роль народа заключается в единстве, послушании и благодарности — вплоть до самопожертвования. Концепция триады, таким образом, подчеркивала важность этой идеи.
В 1932 г. группа бюрократов и военных свергла абсолютную монархию в Таиланде и установила конституционную монархию, в которой власть перешла к народу. Несмотря на отсутствие оппозиции со стороны буддийского монашества, новое правительство продолжало поддерживать тесные отношения
75 с буддизмом и использовало его как средство государственного строительства. Эта модель отношений между сангхой и государством сохранялась при всех последующих правительствах Таиланда, при этом буддизм использовался в политических целях.
Участие государства в религиозной жизни и использование буддизма в качестве инструмента для легитимизации и продвижения политической повестки дня в 1930-1950-х гг. является ярким примером национальной политической стратегии. Требование правительства к монашеству участвовать в пропагандистских кампаниях, навязывание религиозного единообразия и мобилизация сангхи против коммунизма — все это отражает усилия государства по использованию буддизма как средства достижения политических целей. Связывая религиозную идентичность с лояльностью государству, правительство стремилось укрепить свой контроль над населением и сохранить политическую стабильность. Аналогичным образом правительство стремилось решить социальные и экономические проблемы, что гипотетически могло формировать коммунистические настроения.
В настоящее время буддийская мораль применяется в политической стратегии, исключительно в военном управлении. Король — это священная фигура, которую нельзя критиковать, при этом он является покровителем буддизма. Нынешний военный режим увидел в этом возможность «восполнить» собственную легитимность. Правительство использовало мораль буддизма о «хорошем человеке», чтобы оправдать подавление политической оппозиции, — выставляя себя защитником короля, традиционных ценностей и общественного порядка. Это можно рассматривать как политическую стратегию, направленную на сохранение и укрепление власти правящей элиты. Культивирование гиперроялизма и исполнение строгих законов, защищающих имидж королевской семьи, можно рассматривать как способы легитимизации власти правящей элиты и сохранения контроля над населением. Использование религии и возведение королевской семьи в священный статус также может служить укреплению традиционной иерархии и подавлению инакомыслия, поскольку любая критика или неуважение к монархии рассматривается как угроза культурному и социальному порядку государства. Таким образом, военный режим использует этот строгий закон для подавления инакомыслия.
Многие политические лидеры Таиланда манипулировали значимостью буддизма для укрепления национального единства. Невзирая на множественные трансформации, затронувшие тайское общество на разных этапах его развития, буддизм оставался оплотом стабильности и единства. Он оказывал значительное влияние на дискурс и символы, используемые для выражения идей тайской идентичности, о чем свидетельствуют три столпа тайской нации. На протяжении многих веков всего развития буддизм как система религиозных и этических ценностей приобретал все большее значение в политических стратегиях Таиланда.



1. Гениндоржиева Д.Б. Будда: уникальная харизматическая личность [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. — 2013. — №12. — C. 15-17 URL: https://cyberleninka.ru/article/n7budda- unikalnaya-harizmaticheskaya-lichnost(дата обращения: 19.03.2023).
2. Игнатьев М. А. буддизм и сангха в сиаме при короле раме v Чулалонгкорне
(годы правления 1868-1910) [Электронный ресурс] / StudNet. — 2021. — №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-i-sangha-v-siame-pri-
korole-rame-v-chulalongkorne-gody-pravleniya-1868-1910 (дата обращения: 26.04.2023).
3. Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-восточной Азии. — М.: Наука, 1987.
4. Торчинов Е. А. Философия буддизма махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
5. Шанталь Б. Становление и развитие буддийского конституционализма в Южной и Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Сравнительное конституционное обозрение. — 2018. — №4 (125). — С. 57-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-buddiyskogo- konstitutsionalizma-v-yuzhnoy-i-yugo-vostochnoy-azii(дата обращения: 09.05.2023).
На английском языке
6. Baker C.J., Phongpaichit P. A History of Thailand. Cambridge: Cambridge University Press, 2022.
7. Buddhism and Politics in Twentieth-century Asia / ed. by Harris I. London: Continuum, 1999.
8. De Vienne M. Thailand’s Buddhist Kingship in the 20th and 21st Centuries: Power, Influence and Rites. London: Routledge, 2022.
9. Diskul S. Art in Thailand: A brief history. Bangkok: Amarin Press, 1986.
10. Dubus A. Buddhism and Politics in Thailand. Bangkok: Research Institute on Contemporary Southeast Asia (IRASEC), 2018.
11. Ford E. Cold War Monks: Buddhism and America’s Secret Strategy in Southeast Asia. New Haven: Yale University Press, 2017.
12. Fuwongcharoen Puli. ‘Long Live Ratthathammanun!’: Constitution Worship in Revolutionary Siam // Modern Asian Studies. Vol. 52, No. 2, 2018. P. 609-644.
13. Hanks L.M., Jr. Merit and Power in the Thai Social Order // American Anthropological Association. 1962. Vol. 64, No. 6. P. 1247-1261.
14.Ishii Y. Church and State in Thailand // Asian Survey. 1968. vol. 8, No. 10, 1968. P. 864-871.
15.Ishii Y. Sangha, State and Society. Honolulu: The University of Hawaii Press, 1986.
16. Jackson A. P. Buddhadasa: Theravada Buddhism and Modernist Reform in Thailand. Chiang Mai: Silkworm Books, 2003.
17. Jory P. Thailand’s Theory of Monarchy: The Vessantara Jataka and the Idea of the Perfect Man. New York: State University of New York Press, 2016.
18. Keown D. Buddhism: A very short introduction. Oxford: Oxford academic, 2013.
19. Keyes C. Buddhism and National Integration in Thailand // The Journal of Asian Studies. 1971. Vol. 30, No.3. P. 551-567.
20. Keyes F. C. Buddhist Politics and Their Revolutionary Origins in Thailand // International Political Science Review. 1989. Vol.10, No. 2. P. 121-142.
21. Le poer B. L. Library of Congress. Thailand: A Country Study. Washington. D.C.: Federal Research Division, Library of Congress, 1989.
22. McCargo D. Buddhism, democracy and identity in Thailand // Democratization. 2007. Vol. 11, No. 4. P. 155-170.
23. Na-Rangsi S. The Buddhist Concept of Karma and Rebirth. Bangkok: Mahamakut Rajavidyalaya Press, 1976.
24. Political Change in Thailand: Democracy and Participation / ed. by K. Hewison. London: Routledge, 1997.
25. Rabibhadana A. The organization of Thai society in the early Bangkok period
1782-1873. New York: Cornell Southeast Asia Program, 1969.
26. Reynolds E.B. Phibun Songkhram and Thai Nationalism in the Fascist Era // European Journal of East Asian Studies. 2004. Vol. 3, No. 1. P. 99-134.
27. Reynolds C.J. Buddhist Cosmography in Thai History, with Special Reference to Nineteenth-Century Culture Change // The Journal of Asian Studies. 1976. Vol. 35, No. 2. P. 203-220.
28. Routledge Handbook of Contemporary Thailand. / ed. by Pavin Chachavalpongpun. New York: Routledge, 2020.
29. Strate S. An uncivil state of affairs: Fascism and anti-Catholicism in Thailand, 1940-1944 // Journal of Southeast Asian Studies. 2011. Vol. 42, No. 1. P. 59-87.
30. Subrahmanyan A. Education, Propaganda, and the People: Democratic paternalism in 1930s Siam // Modern Asian Studies. 2015. Vol. 49, No. 4. P. 1122-1142.
31. Suksamran S. Political Buddhism in Southeast Asia: The Role of the Sangha in the Modernization of Thailand / ed. by T. O. Ling. London: C. Hurst & Co, 1977.
32. Suksamran S. Religion, Politics and Development: The Thai Sangha's Role in National Development and Integration // Southeast Asian Journal of Social Science. 1981. Vol. 9, No. 1/2. P. 54-73.
33. Tambiah S. J. World Conqueror and World Renouncer: A Study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
34. Thai Legal History from Traditional to Modern Law / ed. by Harding A. and Pongsapan M. Cambridge: Cambridge University Press, 2021.
35. The Routledge Handbook of Religion, Politics and Ideology / ed. by Heynes J. New York: Routledge, 2022.
36. Tonsakulrungruang K. The Revival of Buddhist Nationalism in Thailand and Its Adverse Impact on Religious Freedom // Asian Journal of Law and Society. 2021. Vol. 8, No. 1. P. 72-87.
На тайском языке
37. fl5NaW5Nfl'l5Jflfl504tf04tm. llaU'imsn'ISlInnsaWu ?'lfl5£U0U5'ITIfillUd-JsSTItillUd.
[Эволюция тайского управления от монархии к демократии]. URL: http://www.dla. go.th/upload/callcenter/type1/2551/11/file uploadcall1226626441402.pdf. (Date of Access: 04.04.2023)
38. яяязш^о-аявЪвагвЬдЪпи кп. 1726-2006. [Тайские верования периода
Сукхотай в буддийскую эпоху 1726-2006 г.]. звипв^вв’опвзяпййзвмпвш^я прим , 2550.
39. я/л luinosuasjwign и-авЬ^я. dsswnWn'isiBomBfiBti. [История Таиланда]. ns^mw: йзвпЯвивяти, 2557.
40. fhaauTO^wsswwri. [Учение будды]. Ininui: 1я!^1я Язвя-а, 2553.
41. чя пйяпя. Uim'u'ifffM'u'i'l™. [Истинное лицо тайского феодализма]. urni^s: a'lunwBWffSil'aa'i, 2550.
42. чяяв-i aiuanni^sa. TOTwnsuna’Bun'isiWn'islnmaWu. [Classes and Political Periods of Thailand] // пзапзвв'пяипаЬиязиив. 2558. ill 5, явим 1. HUT 7-15.
43. nil Tuwsqa. Uimu'is'iT'mnuuii: d'muWlnff'ianfUu. uuius: Яняизпи, 2559.
44. uisWaiu airnia. msiS'un'i^a^n^msnniaalujiusnnln^a^S'j. [Трансформация скаутских
дел как политического механизма государства.] ^uWmjnTiWs
S'jrnansim'iBWn. n^^nw, 2560.
45. wsslw^su nsailt. ffnBiii^iinsiSMnuin^i'Sa^a^aisl'gluwiEli'Taiinsm. [Аналитическое исследование концепции сансары в буддийской философии Тхеравады]. iTO'iuwufiff'iauff'iansim'iBWn ns^rnwH, 2559.
46. wssuiwwmws^nginriTriaUHi. mffuwaih 17 nW. иззвяз: Is^wirn im'iiings'm'iu'inu, 2501.
Архивные и законодательные документы
47. ihsn-ifffiwss-iBQs яви! 1 [Обращение Народной партии № 1]
Диссертация
На английском языке
49. Rattanasengchanh M.P. Thailand’s Second Triumvirate: Sarit Thanarat and the military, King Bhumibol Adulyadej and the monarchy and the United States. 1957-1963. Dissertation in International Studies. Washington, 2012.
50. Sirikanchana P. The Concept of 'Dhamma' in the Thai Buddhism: A Study in the Thought of Vajiranana and Buddhadasa. PhD Dissertation, Philadelphia. P. 105.
На тайском языке
51. mm Imim. ^BffifimnuflisflQfl^Q-njIfftiiiuulMNlufitftiswiafi 5 uasswiafi 6. [Буддизм и возникновение современного тайского государства в правление короля Чулалонгкорна и короля Ваджиравуда]. 1™тиушБ э.м. n$4im wwfismurm'ra'mu, 2530.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ